Элективный курс Решаем трудную задачу

Элективный курс химии «Решаем трудную задачу» предназначен для учащихся 8 класса и носит предметно-ориентированный характер. Содержание курса поможет ученикам подготовиться к ГИА и  предметной олимпиаде, его предназначение дать реальный опыт решения сложных задач и ответить на вопросы «Могу ли я?», «Хочу ли я?».                       Цели данного элективного курса: ·        Проверить готовность учащихся к усвоению материала повышенного уровня сложности по данному предмету; ·        Устранить про...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Элективный курс Решаем трудную задачуЭлективный курс Решаем трудную задачуЭлективный курс Решаем трудную задачуЭлективный курс Решаем трудную задачуЭлективный курс Решаем трудную задачуЭлективный курс Решаем трудную задачуЭлективный курс Решаем трудную задачуЭлективный курс Решаем трудную задачуЭлективный курс Решаем трудную задачуЭлективный курс Решаем трудную задачуЭлективный курс Решаем трудную задачуЭлективный курс Решаем трудную задачуПрограмма элективного курса

«Решаем трудную задачу»

Пояснительная записка

Элективный курс химии «Решаем трудную задачу» предназначен для учащихся 8 класса и носит предметно-ориентированный характер.

Содержание курса поможет ученикам подготовиться к ГИА и предметной олимпиаде, его предназначение дать реальный опыт решения сложных задач и ответить на вопросы «Могу ли я?», «Хочу ли я?».

Цели данного элективного курса:

  • Проверить готовность учащихся к усвоению материала повышенного уровня сложности по данному предмету;

  • Устранить проблемы в знаниях;

  • Подготовить учащихся к ГИА и предметной олимпиаде;

Формами отчётности по изучению данного элективного курса могут быть:

  • Конкурс числа решённых задач;

  • Составление сборников авторских задач учащихся по разделам, теме;

  • Составление творческих расчётных задач по разным темам (например, «Медицина», «Экология»);

  • Зачёт по решению задач;

Пройдя данный курс, учащиеся смогут решать задачи повышенного уровня сложности из сборников задач по рассмотренным темам. Программа рассчитана на 17 часов, по одному часу в неделю во втором полугодии.

Тематический план

Наименование тем

Количество часов

Виды деятельности

1

Задачи на выведение формулы вещества с использованием долей элементов и относительной плотности вещества.

2 часа

Лекция.

Входной контроль.

2

Задачи на определение содержания элемента в веществе

2 часа

Решение задач

3

Задачи с использованием законов Авогадро

2 часа

Решение задач

4

Задачи на кристаллогидраты

2 часа

Лекция.

Опорный конспект.

Алгоритмы.

5

Задачи, связанные со смешиванием растворов

2 часа

Решение задач

6

Комбинированные задачи на расчёт массовой доли растворенного вещества.

2 часа

Решение задач

7

Задачи на генетическую связь неорганических веществ.

2 часа

Лекция.

Опорный конспект.

Алгоритмы.

8

Задачи с алгебраическим методом решения

2 часа

Решение задач

9

Итоговое занятие

1 час

Зачёт.

Итого 17 часов

Ожидаемые результаты:

Полученные знания должны помочь учащимся:

  • определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей (профиля обучения);

  • научиться обращаться со сверстниками, учителями, отстаивать свою точку зрения;

  • закрепить практические навыки и умения при решении задач;

  • выполнять творческие задания;

В процессе обучения на занятиях элективного курса учащиеся приобретают следующее знания:

  • формирующие научную картину мира;

  • применение теоретических знаний на практике решения задач;

Умения:

  • уметь производить типовые расчеты химических задач указанных в планировании согласно программе для общепринятых учреждений;

  • выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний.

Литература и другие информационные источники


  1. Хомченко, Г. П., Хомченко И. Г. Задачи по химии [Текст] : Учебное пособие / Г.П. Хомченко, И.Г. Хомченко. - М.: Высшая школа, 1997. 1995. - 447 с.

  2. Хомченко, Г. П., Хомченко И. Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы [Текст] : Учебное пособие / Г.П. Хомченко, И.Г. Хомченко. - М.: Новая волна, 2002. - 214 с.

  3. Хомченко, Г. П., Хомченко И. Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы [Текст] : Учебное пособие / Г.П. Хомченко, И.Г. Хомченко. - М.: Новая волна, 2002.- 284 c.

  4. Свитанько, И. В. Нестандартные задачи по химии М.: МИРОС, 1994. Нестандартные задачи по химии [Текст] : Учебное пособие / И. В. Свитанько - М. : МИРОС, 1995. - 80 с.

  5. Будруждак, П. М.Задачи по химии [Текст] : Учебное пособие / П.М. Будруждак - М.: Мир, 1989. - 343 с.

  6. Кузнецова, Н.Е. Задачник по химии 8 класс [Текст] / Н.Е. Кузнецова, А.Н. Лёвкин - М. :Вентана-Граф, 2002. - 128 с.

  7. Химия. 1С репититор.

  8. www/newwfve/msk/ru


I

Задачи на выведение формулы вещества с использованием долей элементов и относительной плотности вещества.


  1. Выведите формулу вещества, если в нём содержится 1,59% водорода, 22,22% азота, 76,19% кислорода. Известно, что плотность этого вещества по оксиду углерода (II) равна 2,25.


  1. Выведите формулу вещества, если в нём содержится 3,06% водорода, 31,63% фосфора, 65,31% кислорода. Известно, что плотность этого вещества по воздуху равна 3,38.


  1. Выведите формулу вещества, если в нём содержится 0,995% водорода, 35,32% хлора, 63,68% кислорода. Известно, что плотность этого вещества по воздуху равна 3,47.

Алгоритм решения задач данного типа:


  1. По относительной плотности рассчитать молярную массу неизвестного вещества. Dпо газу (вещества)=М(вещества)/М(газа)


  1. Используя массовые доли элементов, найти индексы в формуле неизвестного вещества. Для этого массовые доли делят на относительную атомную массу элемента.

II

Задачи на определение содержания элемента в веществе


  1. Сколько г фосфора содержится в 9,8 г ортофосфорной кислоты. Какой объём кислорода потребуется для сжигания этого количества фосфора?


  1. Сколько г серы содержится в 4,9 г серной кислоты. Какой объём кислорода потребуется для сжигания этого количества серы?


  1. Сколько г железа содержится в 10,7 г гидроксида железа (III). Какой объём кислорода потребуется для сжигания этого количества железа?

Алгоритм решения задач данного типа:


  1. Перевести граммы данного вещества в моли, используя молярную массу. Зная количество сложного вещества, определить моли элемента. Например, 3H2SO4, 6 моль водорода, 3 моль серы, 12 моль кислорода.


  1. Затем расчет ведём по уравнению химической реакции, по количеству вещества элемента определим количество вещества кислорода.

3. По закону Авогадро, моли кислорода перевести в литры.

III

Задачи с использованием законов Авогадро


  1. Сколько моль железа нужно затратить для реакции с кислородом, полученным при разложении 36,75 г бертолетовой соли?


  1. Сколько моль фосфора нужно затратить для реакции с кислородом, полученным при разложении 4,9 г бертолетовой соли?


  1. Сколько моль углерода нужно затратить для реакции с кислородом, полученным при разложении 31,6 г перманганата калия?

Алгоритм решения задач данного типа:


  1. Перевести массу сложного вещества в моли, подставить моли в уравнение реакции разложения и по уравнению найти количество вещества кислорода.


  1. В реакции сжигания перейти от количества вещества кислорода к количеству вещества элемента или простого вещества.

IV

Задачи на кристаллогидрат


  1. К 5,72 г кристаллической соды добавили 300 г 10% раствора карбоната натрия. Какую новую массовую долю будет иметь раствор?


  1. К 7,38 г горькой соли добавили 400 г 8% раствора сульфата магния. Рассчитайте массовую долю сульфата магния в полученном растворе.


  1. К 6,44 г глауберовой соли добавили 500 г 8% раствора сульфата натрия. Какую новую массовую долю будет иметь раствор?

Алгоритм решения задач данного типа:


  1. Используя молярную массу кристаллогидрата определить массу растворённого вещества в нём.


  1. Рассчитать массу растворенного вещества в добавляемом растворе.


  1. Найти общую массу раствора и общую массу растворённого вещества в нём. Затем рассчитать новую массовую долю.

V

Задачи, связанные со смешиванием растворов


  1. Какие массы 40% и 20% растворов азотной кислоты потребуются для получения 100 г 25% раствора азотной кислоты смешиванием исходных растворов?


  1. Какую массу соли надо добавить к 500 г 10% раствора соли, чтобы раствор соли стал 25%?


  1. Какая масса пергидроля (30% раствора пероксида водорода H2O2) и воды потребуется для приготовления 100 г 3% раствора пероксида водорода, используемого в медицине для обработки ран и ссадин?


Алгоритм решения задач данного типа:


  1. Если известны три массовые доли, исходных растворов и получаемого путём смешивания, то задачу можно решать с помощью квадрата Пирсона.


  1. Для этого строят диагональный крест, на концах которого указывают исходные концентрации. В середине креста указывают получаемую концентрацию.


  1. Затем работают по диагоналям, находя разности. Полученные разности можно сократить, они и будут показывать весовые части исходных растворов.

VI


Комбинированные задачи на расчёт массовой доли растворенного вещества.


  1. В один сосуд вылили 200 г 5% раствора некоторого вещества, 250 г 10% раствора того же вещества, затем добавили 80 г этого вещества и 120 г воды. Вычислите массовую долю данного вещества в образовавшемся растворе.


  1. Смешали два раствора гидроксида натрия: 120 г 5% раствора и 130 г 15 % раствора. Рассчитайте массовую долю гидроксида натрия в полученном растворе.


  1. Какую массу соли надо добавить к 95 г воды, чтобы получить 5% раствор соли?

Алгоритм решения задач данного типа:


  1. Рассчитать массу растворимого вещества в каждом растворе.


  1. Новая массовая доля - есть отношение суммарной массы растворенного вещества к суммарной массе раствора.

VII


Задачи на генетическую связь неорганических веществ.


  1. Осуществить цепочку превращений:

N2 → N2O5 → HNO3

? Fe(NO3)3

Fe → Fe2O3 → Fe(OH)3


  1. Как осуществить следующие превращения: из водорода получить воду; из воды - кислород; из кислорода - углекислый газ; из углекислого газа - угарный газ; из кислорода - фосфорный ангидрид; из углекислого газа - угольную кислоту.


  1. Как осуществить следующие превращения: из фосфора получить фосфорный ангидрид; из фосфорного ангидрида - ортофосфорную кислоту; из ортофосфорной кислоты - фосфат кальция; из кальция - оксид кальция; из оксида кальция - гидроксид кальция. Что можно получить при взаимодействии кальция с фосфором.

Алгоритм решения задач данного типа:


Металл основной оксид основание

соль

Неметалл кислотный оксид кислота



VIII

Задачи с алгебраическим методом решения

  1. Смесь магния и кальция массой 1,28 г окислили кислородом, полученным при разложении 1,64 г бертолетовой соли. Установите процентный состав смеси.


  1. 29,6 г смеси железа и меди окислили кислородом, полученным из 130,2 г оксида ртути (II). Установите процентный состав смеси.


  1. Смесь алюминия и калия, массой 26,4 г, окислили кислородом, полученным из 14,4 г воды. Установите процентный состав смеси.


Алгоритм решения задач данного типа:


  1. Рассчитать количество вещества кислорода, полученного путём разложения сложного вещества.


  1. Написать уравнения реакций окисления кислородом компонентов смеси. Ввести в уравнения реакций переменные х и у, обозначающие моли компонентов смеси.


  1. Составить два уравнения с переменными: одно на кислород, другое на смесь веществ. Найти значения х и у в молях, перейти к массам и массовым долям смеси.


© 2010-2022