- Преподавателю
- Другое
- Мои представления об успешности педагога
Мои представления об успешности педагога
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шевченко Е.В. |
Дата | 24.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Мои представления об успешности педагога.
Педагог нового формата - это не единичный эталон преподавания, а современный сотрудник педагогического коллектива. Это прежде всего компетентный педагог, умеющий организовать процесс обучения на всех его этапах, начиная с процесса планирования и заканчивая рефлексией урока, направить его в нужное русло. Я считаю, что современный учитель должен постоянно развиваться, самосовершенствоваться. Никогда не стоять на одном месте, постигать новые горизонты знаний, четко ставить перед собой цели и всегда следовать им - вот залог успеха современного педагога. Результатом работы компетентного педагога является эффективный урок. В данном эссе я, как педагог нового формата, хотела бы определить свои принципы работы и поделиться личным опытом.
Эффективный урок подразумевает четко распределенную, отлаженную структуру, с применением новейших учебных технологий и современной цифровой техники. Такой урок имеет множество составляющих, и на мой взгляд, катализатором эффективности, прогресса в обучении является формативное оценивание. Ведь оценивание является основным средством измерения достижений и диагностики проблем в обучении, осуществления обратной связи и оповещения участников образовательного процесса о состоянии, проблемах и достижениях образования.1
Формативное оценивание, как известно, ставит целью определить уровень знаний учащегося на конкретном этапе обучения и определить, как и в каком направлении двигаться дальше. Ребенок, в данном случае, имеет возможность:
1) определить степень своего понимания новой информации;
2) пошагово определить путь достижения цели.
Учитель видит трудности, либо прогресс учащегося в процессе изучения материала. На личном опыте я ощутила результат использования формативного оценивания. На моих уроках дети перестали задавать вопросы «Почему?» и «За что?». Мои ученики знакомы с критериальным оцениванием, могут сами вырабатывать критерии, шкалу оценивания и стараются соответствовать им. Данный процесс интересен и доставляет им удовольствие. Составляя рефлексию урока, я уделяю значительное внимание вопросам взаимооценивания, самооценивания, трудностям в достижения критериев, определения дескрипторов. Рефлексия показывает, что учащиеся стали более требовательны друг к другу, более ответственно подходить к процессу собственного обучения. Требовательность проявилась как в обучении, так и в дисциплине. Могу смело сказать, что они стали более старательны, аккуратны. Это характерно как при закреплении материала, выполнении заданий в процессе поисковой деятельности, так и в ведении тетради.
Что мне нравится в критериальном оценивании? Это то, что я вижу, сколько труда вложено учащимся в процессе обучения, насколько серьезно он подошел к процессу собственного обучения. В параллели восьмых классов по предмету «история Казахстана» я внедрила карточку самооценивания на блок текущих тем. Выглядит она следующим образом:
Темы/ уровни
Переселение уйгуров и дунган в Семиречье
Начало формирования этнических групп в Казахстане
Казахское население за пределами края
Развитие промышленности в Казахстане
«3»
Терминология, причины, процесс переселения
этнические группы на территории Казахстана, время их появления, выдающихся представителей.
Терминология, ключевые понятия темы.
Основная терминология, события.
«4»
+ заполненная таблица на стр. 232
+ составление тестовых вопросов по пар.37
+ заполнение таблицы
+ письменно вопросы 1-6 на стр. 226
«5»
+ составление диаграммы по % соотношению уйгуров и дунган
+ круговая диаграмма по переписи на 1897 г. в % соотношении.
+ круговая диаграмма в % соотношении по странам.
+ составление тестовых вопросов
Учащийся выбирает уровень сложности заданий и отмечает его в листе самооценивания. Выполнение уровня сложности на оценку «3» является обязательным. Ученик не может приступить к выполнению следующего уровня, не выполнив предыдущий. По окончании блока тем проводится тестовая работа по вариантам. Работа очень длительная и кропотливая, однако, она способствует выработке у учеников целеустремленности и усердия при выполнении задания.
При работе с критериальным оцениванием важным условием является заключение «общественного договора» с учениками, который «является значительным фактором, способствующим формированию субъект-субъектных отношений между участниками учебного процесса».2 Проще говоря, в начале года или четверти необходимо обговорить, на какие критерии мы будем опираться при оценивании ответов.
Следующая составная эффективности урока, на мой взгляд, это формы работы: групповая, тройки, пары, индивидуальная. Эффект усиливается при чередовании форм работы. Ученикам интересна форма работы, в которой они чувствуют себя психологически комфортно. Ведь не стоит забывать, что есть категория детей, испытывающая дискомфорт и практически ужас при устном ответе. Поэтому на уроках такие детки молчат. Им проще сказать, что они не готовы к уроку, получить двойку, чем ответить неправильно. Именно такие учащиеся потихоньку раскрываются в процессе групповой или парной работы, поскольку при взаимоопросе они отвечают ровеснику, обсуждая задания, они общаются на равных. Как следствие такого взаимодействия у детей формируется уверенность, коммуникабельность, развивается устная речь и общая грамотность. В своей практике я использую работу в тройках по принципу «опрашивает - отвечает - наблюдает и оценивает». При выполнении заданий учащиеся меняются ролями, чтобы каждый из них побывал в трех ролях. Выполняя такие задания они «переживают» на себе эти «роли», имея возможность посмотреть со стороны на ответ ученика, опросить и высказать самому точку зрения по определенному вопросу.
Участвуя в процессе своего обучения, самостоятельно добывая информацию, иными словами, активно участвуя в обучении, учащиеся лучше и легче запоминают гораздо больший объем информации. Задания для работы в группе я подбираю в соответствии с теорией Говарда Гарднера о множественности интеллекта. Как утверждает Гарднер, чем чаще человек использует тот или иной тип интеллекта, тем больше возможностей и лучше обучение, тем лучше развивается данный тип интеллекта.3 То есть, если распределить задания в соответствии с типами интеллекта учащихся, то во-первых - задание будет выполняться быстрее, во-вторых, процесс обучения будет лучше и качественней. Помимо учета типа интеллекта, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся в познании.
Все условия, перечисленными мною являются обязательными, поскольку Новые подходы базируются на социоконструктивистской теории, требующей «организации занятий в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей, навыков у учеников».4 Поэтому основная задача педагога сделать процесс обучения комфортным, интересным прежде всего для того, чтобы учащийся научился своему обучению, постиг процесс метапознания.
Соблюдая данные условия, я делаю свои уроки разнообразными, интересными для учеников. Но самое главное, что есть положительный результат - повышение успеваемости. Процент качества знаний по итогам третьей четверти возрос в среднем по параллели восьмых классов с 61 до 64%. Пусть немного, но увеличилось количество хорошистов, появилась самомотивация. Ведь грандиозное начинается с малого и нам есть к чему стремиться дальше.
1 Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство/сост. Р. Х. Шакиров, А. А. Буркитова, О. И. Дудкина.-Бишкек, «Билим»,2012.- 6 с.
2 Критериальное оценивание в школе: Учебное пособие / А. А. Красноборова; Перм. гос. пед.ун-т.-Пермь,-2010.- 44 с.
3 Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство/сост. Р. Х. Шакиров, А. А. Буркитова, О. И. Дудкина.-Бишкек, «Билим»,2012.- 66 с.
4 Руководство для учителя третьего (базового) уровня. АОО «НИШ», 2012.- 111 с.