- Преподавателю
- Другое
- Тренинг для педагогов по самопознанию
Тренинг для педагогов по самопознанию
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Рахметова Н.З. |
Дата | 01.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тренинг для педагогов
«Толерантность к себе и другим»
Цель: формирование установок педагогов на толерантное взаимодействие и необходимость создания толерантной среды в образовательном учреждении.
Ожидаемый результат: педагоги будут иметь представление о толерантном взаимодействии, уметь уважать себя и достоинство других; способны к самоанализу, самопознанию, приобретут навыки ведения позитивного внутреннего диалога; доверять друг к другу, создание комфортного психологического климата в коллективе; создание условий для самопознания и приобретения опыта позитивного общения.
Оборудование: на голову обручи с название соц. ролей
Ход занятия
«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю»
Антуан де Сент - Экзюпери
Мини- опрос
Существует несколько видов функционально-коммуникативных сообществ в организации с различной философией взаимодействия между людьми. Эти виды можно определить следующим образом: Коллектив, группа, команда.
Как вы считаете, каким сообществом является наша организация?
Раздаточный материал. А теперь, я прошу ознакомиться, с каждым видом в отдельности.
Группа. Группе характерна постоянная потеря энергии и ресурсов во взаимодействии людей друг с другом. Эта потеря происходит во время конфликтов, возникающих из-за дублирования функций, избегания ответственности, неоправданно высокого контроля. При таких условиях функционирования можно говорить о том, что группа из 10 человек, где каждый обладает, например, 10-ю единицами энергии, способна совершить полезной работы на 70 единиц.
10*10=70
Остальные 30 единиц энергия затрачивается на «трение» друг с другом. Философия такого взаимодействия: «Я выиграю, а ты проиграешь», «Я выиграю, за счет тебя», «Если я вижу что проиграю, я сделаю так, чтобы все проиграли». Понятно, что с такой философией внутри группы потери будут неизбежными.
Коллектив характеризуется тем, что каждый человек является вкладом в общее дело, ровно настолько, насколько от него требуют. В этом случае 10 человек, обладающих 10-ю единицами энергии каждый, способны совершить полезной работы на 100 единиц.
10*10=100
При таком взаимодействии практически нет потерь на межличностные конфликты. Такой форме взаимодействия характерна философия «Я выиграю сам, и ты выигрывай, как можешь сам», «Я выиграю, без тебя».
Команда - форма взаимодействия, в которой проявляется «синергетический эффект». За счет взаимодополнения, принятия ответственности за общий результат, открытости при обмене ресурсами становится возможным результат, не доступный при других видах взаимодействия. В этом случае 10 человек, обладающих 10-ю единицами энергии каждый, способны совершить полезной работы на 130 единиц.
10*10=130
При таком взаимодействии нет потерь на межличностные конфликты, на выяснение функциональной ответственности, дополнительное стимулирование к деятельности, при этом начинается волшебство командного духа и формируется настоящая корпоративная культура. Такому виду взаимодействия характерна философия «Я выиграю, тогда, когда выиграешь ты», «Я выиграю, когда мы все выиграем».
Рефлексия: к какому виду сообщества мы стремимся в своей организации, и в классе? Почему?
Ведущий: Начать сегодняшнее занятие хочу со слов Экзюпери и просмотра ролика.
(ролик о толерантности)
-Как вы догадались, темой нашего сегодняшнего тренинга является…
1. Упражнение «Смысл имени»
Всем участникам необходимо представиться, назвав своё имя и качество, характерное для вас, которое начинается с первой буквы вашего имени. (Например, Лариса - ласковая). Главная идея этого упражнения - дать возможность подчеркнуть свою индивидуальность.
2. Упражнение «Примерка социальных ролей»
Цель: формирование терпимости и эмпатии к другим. Осознание степени толерантности по отношению к мнению другого человека. Формирование коммуникативных качеств.
Участникам группы анонимно надеваются на голову бумажные обручи с надписями (директор школы, завуч, делопроизводитель, вахтёр, представитель ГОРОО, учитель)
Участники должны выходить, они не знают что у них написано. Члены коллектива обращаются к ним с просьбой, или высказыванием так, чтобы они определили свой статус.
Обсуждение: комфортно ли Вы чувствовали себя, почему?
Догадывались ли Вы о социальном статусе своего героя, если да, то по каким признакам.
Насколько мы терпимы друг к другу
3.Упражнение «Отражение в воде»
Работа в парах.
«Один человек будет тот, кто стоит на берегу, а другой - тот, кто живёт в речке. Станьте друг против друга и внимательно выполняйте мои команды:
человек скорчил страшную рожицу;
человек замахнулся палкой;
человек приветливо улыбнулся тому, кто живёт в речке»
Вопросы после выполнения упражнения.
1.Что Вы чувствовали, когда Ваш партнёр скорчил Вам рожу (замахнулся на Вас, улыбнулся Вам);
2. Что Вам было приятнее делать: корчить рожу, замахиваться палкой, улыбаться?
3. Как Вы думаете, все ли из Вас правильно выполняли мои задания, ведь в реке всё отражается так же, как в зеркале?
4.Злая рожица может испугать не только другого человека, но и нас самих;
5.Замахиваясь на другого человека палкой, мы замахиваемся на себя, улыбаясь другому, мы улыбаемся сами себе
4.Упражнение «Броуновское движение»
Цель: снижение мышечного напряжения и внутренней зажатости.
Ход упражнения.
Участникам предлагается под музыку активно перемещаться по комнате. Как только музыка выключается и ведущий называет какую-либо цифру, участники, должны взявшись за руки, объединится в группы, состоящие из такого числа человек. Ведущий предлагает объединиться в группы не по числу человек, а по какому-либо признаку (например, по цвету глаз, элементам одежды, домашним животным и т.д.) Задание выполняется веселее, если участники к тому же запрещается разговаривать.
5.«Волшебное озеро»
Для упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее кладётся небольшое зеркало. Все участники садятся в круг и закрывают глаза.
-Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в маленьком «волшебном» озере, вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.
Как вы понимаете значение слова «уникальный»?
Кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?
Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?
Как же мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности?
Знакомство с понятием «толерантность»
Мы выяснили, что каждый человек - это уникальная и неповторимая личность, одна - единственная в своём роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью. Сходным по значению со словом «терпимость» является слово «толерантность».
А что , по-вашему , означает слово «толерантность»?
Толерантность - терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах: в английском языке толерантность - «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском - «уважение свободы другого», в китайском - быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять
великодушие в отношении других», в арабском - «прощение, снисхождение», в персидском - «терпение, выносливость ,готовность к примирению».
Быть терпимым - значит признавать за кем-либо право поступать, как он считает нужным и правильным. Это очень трудно, между прочим! Особенно когда знаешь, как лучше…
Человек с огромным запасом терпения и толерантности идет по жизни с особой долей спокойствия и умиротворенности. Такой человек не только счастлив и эмоционально уравновешен, но он, к тому же, крепче здоровьем и меньше подвержен болезням. У него сильная воля, хороший аппетит, и ему легче заснуть, ведь совесть его чиста.
«Дерево достижений нашего коллектива» (за основу взято упражнение М.Э. Зимиревой «Дерево достижений»)
Это упражнение способствует развитию рефлексивного самосознания, формирует умение сотрудничать. Цель: увидеть достижения отдельных педагогов в единстве всего коллектива.
Перед вами листочки трех цветов. Если вы считаете, что достигли успехов в профессиональной деятельности, в работе - приклеиваете на «дерево» зеленый листочек. Если вы научились успешно общаться друг с другом - красный. Если вы достигли успехов в личном плане - желтый. Обсуждение: каких листочков на нашем дереве больше, чего достиг наш коллектив?
Упражнение«Подарок»
Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.
Процедура проведения: ёведущий показывает иллюстрацию подарка и говорит: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить нашему коллективу в подарок, чтобы взаимодействие в нём стало еще эффективнее, а отношения - более сплоченными? На стикере напишите и прикрепите к подарку, озвучивая его, что каждый из нас дарит. Я, например, дарю оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»
Рефлексия:«Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для коллектива?
Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Мы - единое целое, каждый из Нас - важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Мы - сила! Спасибо всем за участие!»
Сш.им.М.В.Ломоносова
Провела: Рахметова Н.З.
2014-2015 учебный год