- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению Интеллектуальный клуб Что? Где? Когда?
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению Интеллектуальный клуб Что? Где? Когда?
Раздел | Другое |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Идт Е.В. |
Дата | 30.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа внеурочной деятельности «Интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению обучающихся в возрасте 10-12 лет, рассчитана на 2 года(68 часов) и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию.
Вид программы: модифицированная, вариативная.
Нормативно-правовая основа:
-
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Министерства образования и науки Российской Федерации - М.: «Просвещение», 2011
-
Данилюк А.Я. , Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников. -М.: «Просвещение», 2010
-
Программа развития воспитательной компоненты в образовательных учреждениях
-
Послание Губернатора Самарской области Губернской думе, Самара, 2013
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. При реализации данной программы создаются условия для становления таких личностных характеристик учащегося средней школы, как любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. Содержание курса «Интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» отвечает запросам и потребностям обучающихся данной возрастной группы, обеспечивает психологический комфорт, дающий шанс каждому открыть себя как индивидуальность, как личность, развивает навыки работы в группах. В рамках реализации данной программы внеурочной деятельности обучающимся предоставляются возможности творческого развития по интересам.
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях немаловажное значение приобретает деятельность по развитию интеллектуальной стороны личности. Возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках «Интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?», базируются на том, что они связаны с удовлетворением важных для детей познавательных, социальных и интеллектуальных потребностей, так как цели и задачи исследовательской деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными.
Исследовательская деятельность учащихся в рамках реализуемой программы организуется таким образом, чтобы обучающиеся могли развивать и формировать навыки работы с информацией с целью решения поставленных перед ними задач. В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знания, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 10-12 лет.
Сроки реализации программы: 2 года.
Режим занятий: Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. Учебный план предусматривает 1 занятие в неделю продолжительностью 45 мин каждое. В каникулярное время проводятся, по мере необходимости, индивидуальные и групповые консультации, а также опытно-экспериментальная деятельность обучающихся.
Цель программы: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей.
Задачи программы:
-
развивать познавательные способности;
-
обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
-
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
-
формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Тематическое планирование
№
Название темы
Количество часов
Теория
Практика
Всего
5 класс
1
Введение в исследовательскую деятельность
7
5
12
2
Проработка индивидуальных исследовательских тем гуманитарного направления
3
7
10
3
Проведение цикла экспериментов (8 ч.)
8
8
4
Конференция «Интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?»
4
4
6 класс
1
Проработка индивидуальных исследовательских тем естественно-научного направления
2
7
9
2
Проведение цикла занимательных экспериментов и игр
18
18
3
Конференция «Интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?»
7
7
Итого 68 часов, теории 10, практики 58.
Воспитательная направленность занятий в рамках «Интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?» связана в основном с формированием ценностного отношения школьников к познавательной мотивации.
Формы работы на занятиях «Интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?»: формой организации занятий является индивидуальная и групповая.
Методы работы на занятиях «Интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?»: беседа, дискуссия, иллюстрация, познавательная игра, работа с книгой, работа с цифровыми ресурсами, просмотр видеозаписей, посещение виртуального музея.
Выход за пределы аудитории осуществляется просмотром видеозаписей, виртуальных экскурсий, исследовательскими экскурсиями-беседами.
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса
«Интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?»:
В процессе освоения курса внеурочной деятельности «Интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» будут сформированы следующие виды универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия:
- положительное отношение к исследовательской деятельности;
- широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия. Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия. Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия. Обучающийся научится:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предполагаемые результаты освоения курса «Интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?»: данная программа предполагает создание индивидуального портфолио достижений обучающихся по годам обучения. В портфолио входят: фиксирование экспериментов по изучаемым темам (таблица, зарисовка), проекты исследовательских работ, дипломы участников, победителей конференций клуба, лист достижений обучающихся по годам обучения.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение
Предназначение на занятии
Ноутбук учителя
обеспечивает учащимся мультимедиа-возможности
Ноутбуки учащихся
обеспечивают учащимся мультимедиа-возможности
Принтер
позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем.
Проектор
повышает уровень наглядности в работе учителя, даёт возможность учащимся представлять результаты своей работы всему классу, повышает эффективность организационных и административных выступлений.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
Литература для учителя и обучающихся:
-
Григорьев Д.В. Программа внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. - М.: Просвещение, 2011.
-
Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
-
Цифровые образовательные ресурсы:
-
lmagic.info Сайт «Уроки волшебства»
-
letidor.ru «Самые простые физические опыты»
-
simplescience.ru/video «Опыты в домашних условиях»
-
allforchildren.ru/sci «Научные забавы»
-
gulagmuseum.org виртуальный музей ГУЛАГА
-
rzd.ru/steams виртуальный музей паровозов
-
journal-shkolniku.ru/virtual-ekskursii.html виртуальные экскурсии по музеям России
-
louvre.historic.ru виртуальный музей Лувр
9