• Преподавателю
  • Другое
  • Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению Интеллектуальный клуб Что? Где? Когда?

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению Интеллектуальный клуб Что? Где? Когда?

Раздел Другое
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа внеурочной деятельности «Интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению обучающихся в возрасте 10-12 лет, рассчитана на 2 года(68 часов) и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию.

Вид программы: модифицированная, вариативная.

Нормативно-правовая основа:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Министерства образования и науки Российской Федерации - М.: «Просвещение», 2011

  • Данилюк А.Я. , Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников. -М.: «Просвещение», 2010

  • Программа развития воспитательной компоненты в образовательных учреждениях

  • Послание Губернатора Самарской области Губернской думе, Самара, 2013

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. При реализации данной программы создаются условия для становления таких личностных характеристик учащегося средней школы, как любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. Содержание курса «Интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» отвечает запросам и потребностям обучающихся данной возрастной группы, обеспечивает психологический комфорт, дающий шанс каждому открыть себя как индивидуальность, как личность, развивает навыки работы в группах. В рамках реализации данной программы внеурочной деятельности обучающимся предоставляются возможности творческого развития по интересам.

Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях немаловажное значение приобретает деятельность по развитию интеллектуальной стороны личности. Возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках «Интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?», базируются на том, что они связаны с удовлетворением важных для детей познавательных, социальных и интеллектуальных потребностей, так как цели и задачи исследовательской деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными.

Исследовательская деятельность учащихся в рамках реализуемой программы организуется таким образом, чтобы обучающиеся могли развивать и формировать навыки работы с информацией с целью решения поставленных перед ними задач. В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знания, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 10-12 лет.

Сроки реализации программы: 2 года.

Режим занятий: Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. Учебный план предусматривает 1 занятие в неделю продолжительностью 45 мин каждое. В каникулярное время проводятся, по мере необходимости, индивидуальные и групповые консультации, а также опытно-экспериментальная деятельность обучающихся.

Цель программы: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей.

Задачи программы:

  • развивать познавательные способности;

  • обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

  • формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Тематическое планирование

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

5 класс

1

Введение в исследовательскую деятельность

7

5

12

2

Проработка индивидуальных исследовательских тем гуманитарного направления

3

7

10

3

Проведение цикла экспериментов (8 ч.)

8

8

4

Конференция «Интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?»

4

4

6 класс

1

Проработка индивидуальных исследовательских тем естественно-научного направления

2

7

9

2

Проведение цикла занимательных экспериментов и игр

18

18

3

Конференция «Интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?»

7

7

Итого 68 часов, теории 10, практики 58.

Воспитательная направленность занятий в рамках «Интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?» связана в основном с формированием ценностного отношения школьников к познавательной мотивации.

Формы работы на занятиях «Интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?»: формой организации занятий является индивидуальная и групповая.

Методы работы на занятиях «Интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?»: беседа, дискуссия, иллюстрация, познавательная игра, работа с книгой, работа с цифровыми ресурсами, просмотр видеозаписей, посещение виртуального музея.

Выход за пределы аудитории осуществляется просмотром видеозаписей, виртуальных экскурсий, исследовательскими экскурсиями-беседами.

Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса

«Интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?»:

В процессе освоения курса внеурочной деятельности «Интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» будут сформированы следующие виды универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия:

- положительное отношение к исследовательской деятельности;

- широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;

- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия. Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия. Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной формах;

- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

- владеть основами смыслового чтения текста;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- подводить под понятие;

- устанавливать аналогии;

- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия. Обучающийся научится:

- допускать существование различных точек зрения;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Предполагаемые результаты освоения курса «Интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?»: данная программа предполагает создание индивидуального портфолио достижений обучающихся по годам обучения. В портфолио входят: фиксирование экспериментов по изучаемым темам (таблица, зарисовка), проекты исследовательских работ, дипломы участников, победителей конференций клуба, лист достижений обучающихся по годам обучения.









ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение

Предназначение на занятии

Ноутбук учителя

обеспечивает учащимся мультимедиа-возможности

Ноутбуки учащихся

обеспечивают учащимся мультимедиа-возможности

Принтер

позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем.

Проектор

повышает уровень наглядности в работе учителя, даёт возможность учащимся представлять результаты своей работы всему классу, повышает эффективность организационных и административных выступлений.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

Литература для учителя и обучающихся:

  1. Григорьев Д.В. Программа внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. - М.: Просвещение, 2011.

  2. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.


  • Цифровые образовательные ресурсы:

  • lmagic.info Сайт «Уроки волшебства»

  • letidor.ru «Самые простые физические опыты»

  • simplescience.ru/video «Опыты в домашних условиях»

  • allforchildren.ru/sci «Научные забавы»

  • gulagmuseum.org виртуальный музей ГУЛАГА

  • rzd.ru/steams виртуальный музей паровозов

  • journal-shkolniku.ru/virtual-ekskursii.html виртуальные экскурсии по музеям России

  • louvre.historic.ru виртуальный музей Лувр

9


© 2010-2022