• Преподавателю
  • Другое
  • Статья Влияние современных инновационных технологий на духовно-нравственное воспитание личности

Статья Влияние современных инновационных технологий на духовно-нравственное воспитание личности

Раздел Другое
Класс 12 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

9

















XI Республиканские Рождественские чтения

На тему: «Влияние современных инновационных технологий на духовно-нравственное воспитание молодежи.»















Автор: Сатушкина Ольга

Валерьевна, преподаватель



















Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………….…3

Влияние современных инновационных технологий на духовно-нравственное воспитание молодежи……………………………………………………………………………………...….4

Заключение……………………………………………………………...………………..………8

Список использованной литературы…………………………………………………………..9















































Введение

В связи с развитием информационных технологий, перехода общества от письменности - первой информационной революции до современной пятой, которую мы сегодня переживаем, формируются и развиваются трансграничные глобальные информационно-телекоммуникационные сети, охватывающие все страны и континенты, проникающие в каждый дом и воздействующие одновременно и на каждого человека в отдельности, и на огромные массы людей.

Мы являемся свидетелями существенного повышения роли и места информации в жизни личности, общества, государства, воздействия информации на развитие и воспитание молодежи - поколения будущего. Информация сегодня превратилась в мощный реально ощутимый ресурс, имеющий даже большую ценность, чем естественные и финансовые потребности. Информация стала товаром, который продается и покупается. Информация превратилась в оружие, возникают и прекращаются информационные войны. Активнейшим образом развивается и входит в нашу жизнь трансграничная информационная сеть Интернет.

































Влияние современных инновационных технологий на духовно-нравственное воспитание молодежи.

«В наше время особенно трудно дается религиозное воспитание

детей, так как в большинстве школ Закону Божию не учат.»

Протоиерей Серафим Слободской.

Посредством новых информационных технологий происходит перевоспитание нового поколения - утрата традиционных ценностей, переориентация молодежи на другие понятия и мнения; Происходит замена реального естественного мира, созданного Богом на виртуальный искусственный мир, созданный человеком. Происходит потеря нравственности и ценности человеческого назначения. Взамен наступает жестокость, бесчувственность, безразличие и равнодушие, нарушается самосознание, наступает зависимость от информационных технологий.

Утрата молодежью традиционных нравственных ценностей, нарушение моральных норм и правил, проявление форм асоциального поведения актуализируют важнейшую задачу - воспитание духовно-нравственной культуры молодого поколения. Важнейшей проблемой современного российского общества является необходимость в формировании успешной и одновременно высоконравственной личности.

В настоящее время немаловажным решением вышеперечисленных проблем по воспитанию личности в духовно-нравственном аспекте остается необходимое включение в образовательный процесс религиозного воспитания.

Христианская Православная религия - это единственное правомерное влияние на развитие и становление личности как самодостаточного члена общества.

На сегодняшний день можно четко определить проблемы реализации духовно-нравственного воспитания в современных условиях. Таковыми являются:

1. Неправильная ориентация ребенка и ошибки семейного воспитания в области религиозных знаний и некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. Разрушается приоритетность духовных и нравственных ценностей в семье. Происходит замена личного общения членов семьи принципов индивидуального воспитания на доступность свободной занятости самовоспитательного неконтролируемого процесса с помощью информационно-коммуникационных сетей.

2. Общедоступность и массовая распространенность любой информации для всех возрастов молодежи. Происходит бесконтрольность получения информации индивидом и применение данной информации на практике.

3. Недостаточное применение образовательными учреждениями воспитательных духовно-нравственных принципов обучения. Многие образовательные учреждения не обучают детей религиозным знаниям, не формируют правильное духовное воспитание.

4. Отчуждение педагогами в процессе образования модернизированных способов обучения. Консерватизм не позволяет найти контакт с новым поколением молодежи и как следствие происходит противоречие взглядов. При попытке построить контакт традиционными способами теряются основные задачи духовно-нравственного воспитания. Теряются внимание и интерес со стороны обучающихся к поставленным задачам на уроке.

5. Неправильная целенаправленность и ориентированность общества. Расставление приоритетов по потребностям жизни приводит к забытию религиозно-православного истинного назначения человечества.

Для решения вышеуказанных проблем необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Разовые и локальные меры не приведут к кардинальному изменению ситуации.

Основываясь на индивидуальном подходе к каждому индивиду нужно применять программный метод обучения и воспитания.

В настоящее время наше общество нуждается в становлении нового этапа, связанного с изменением интересов на новом уровне, в новом более динамичном аспекте, включающий в себя Православие как основной закон жизни. При новом этапе человечество будет развито более духовно, будет иметь иные жизненно важные ценности и приоритеты.

Программный комплекс по решению вышеизложенных проблем и воспитанию духовно-нравственного ориентира молодежи включает в себя следующие приемы.

Во-первых, в семейных отношениях необходимо больше уделять внимание религиозному и нравственному воспитанию ребенка с применением новых технологий. Так как дети стремятся к новым модернизированным технологиям, им интересно всё новое и простое, то в этом категорично им отказывать не нужно, чтобы не нарушить контакт взаимодействия поколений. Если запрещать развиваться ребенку вместе с развитием современности, не давать возможности идти в ногу со временем, в этом случае можно привести к отсталости ребенка от сверстников, к асоциализации индивида в обществе.

Лучше использовать инновационные методы в нужном русле. С помощью информационных технологий можно привить ребенку правильные ценности, воспитать духовно-развитую личность. Контроль и внимание со стороны семьи, а также заинтересованность родителей в воспитании своего ребенка приведет к становлению правильно развитого индивида, современного, динамичного и православного человека. В семье должны прививаться духовно-нравственные ценности. Родители должны быть заинтересованными в правильном религиозном образовании своих детей и самих себя. Для решения такого рода вопроса необходимо предоставление большего количества Православных школ, курсов, семинаров, которые удобно будет посещать. Но так как общество заинтересованно в модернизации, в мультимедийных технологиях, в новации, то и занятия по обучению должны предоставляться с помощью информационных технологий. Способом реализации таких обучений могут стать различные виды вебинаров, дистанционных курсов, электронных библиотек, различных мультимедийных приложений и т.д. Это позволит привлечь большее количество людей, заинтересовать и правильно направить молодое поколение на воспитательный процесс. В данном случае обойтись без контроля со стороны родителей и законных представителей невозможно, так как может привести к непоправимым последствиям. Поэтому этот способ должен быть реализован обязательно с заинтересованностью старшего поколения. Контроль может осуществляться путем запрета посещения различных некорректных сайтов, блокирования поступления аморальной информации и др. Главное это воздействие со стороны семьи на развитие личности ребенка. Ведь семья это уже нравственная ценность!

Вторым приемом является ориентация молодого поколения на правильные ориентиры путем модернизированной системы образования.

При включении в образовательные программы таких дисциплин, которые основываются на религиозных знаниях, учат детей духовным ценностям, прививают нравственные ориентиры, то в следствии общество получит больше развитых, грамотных и религиозных людей.

В связи с динамичным развитием общества новое поколение имеет потребность в новизне потребления информации. А значит и способы обучения должны быть современными. Это и является третьим способом решения проблем в нравственном воспитании личности.

Самое сильное влияние на нравственное развитие учащихся в процессе обучения оказывает личность педагога. Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Эти отношения являются для ребенка убедительным комментарием к тем нравственным идеям, которые утверждаются в процессе обучения. Учитель - посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений.

Педагогу порой нелегко найти общий язык с новым поколением. Часто педагоги принимают сторону консерватизма, не приемлют новации, считают что прежние способы и традиции обучения уже проверены и доверяют только им. Но не всегда традиционные методы помогают педагогу наладить контакт с обучающимися. Хороший способ решения этой проблемы является инновационный подход к обучению со стороны преподавателя. Включение в образовательный процесс новых технологий поможет педагогу сделать обучение более комфортным, а также установить контакт с детьми. Применение информационных технологий на уроке поможет преподавателю преподнести материал в новом свете, привлечь внимание всех учащихся одновременно, сделать материал более интересным. А также информационные технологии помогут установить контакт с детьми, имеющими отклонения в физических данных. Такие люди не всегда могут принимать материал таким какой он есть, им сложнее воспринимать информацию, даваемую педагогом. Но при помощи информационных технологий возможность преподнести материал в нужном формате предоставляется возможным. Тем более применение на занятиях такие методы не будут заменять преподавателя, а будут только дополнять и помогать учителю обучать детей. В связи с такой методикой отпадут проблемы невнимательности обучающихся, многим будет интересно заниматься на уроке. Применяя информационные технологии в виде интерактивных досок, мультимедийных проектов, баз данных, веб-квестов и других средств можно обеспечить эффективный подход к пониманию обучающимися предоставленной информации на уроке.

В связи с облегчением подачи материала, преподаватель может акцентировать свое внимание на воспитательных моментах, уделить больше времени нравственным понятиям, религиозным аспектам, в чем как раз и нуждаются дети.






Заключение


В заключение нужно заметить, что человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, в связи с развитием общества и течением времени человек развивается и учится тому, что его окружает. Он принимает стандартную форму бытия, которую навязывает общественность, поэтому нужно внешнее воздействие преподавателей, родителей, священнослужителей, всей образовательной среды учебного заведения для религиозного и духовно-нравственного воспитания.

Если мы строим наше будущее, то пусть оно будет связано с правильным принципами и традициями. Какое начало мы положим сейчас, такое и будет продолжение.



































Список литературы:

  1. Закон Божий для семьи и школы./Сост. Прот. Серафим Слободской. - М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. - 672с.

  2. Никандров Н.Д. Светское образование и духовное просвещение: проблемы взаимодействия [Текст] / Н.Д. Никандров // Педагогика. - 2010. - № 3. - с. 9-14.

  3. Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. (Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях). Ростов/Д., 1995.

  4. Ильин И. А. О воспитании в грядущей России. - Собрание сочинений. В 10 томах. Т. 2. Кн. 2. М., 1993. С.178-192.



© 2010-2022