Программа летнего отдыха при школе

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Утверждено:

На заседании педагогического совета

Протокол № 3 от «_10_» февраля 2013 г.

Директор ОУ ___________/С.А. Дерябина/



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Щетковская средняя общеобразовательная школа имени полного кавалера солдатского ордена Славы Василия Панфиловича Налобина»




Программа летнего отдыха при школе

Программа летнего отдыха при школе

Автор: Заместитель директора

по воспитательной работе

Девятайкина Анна Васильевна





Паспорт программы

Основания для разработки программы

- Закон РФ "Об образовании"

-Федеральный закон №120

- Конвенция о правах ребенка

- Распоряжение Правительства Тюменской области «Об организации отдыха, оздоровления населения и занятости несовершеннолетних в Тюменской области в 2013 году» №2841-рп от 28.12.12 г.

Заказчик программы

Управление образования администрации Ярковского муниципального района

Разработчики программы

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Щетковская СОШ им. В. П. Налобина»

Директор образовательного учреждения

Дерябина Светлана Александровна

Почтовый адрес, телефон, факс, электронный адрес образовательного учреждения

Тюменская область, Ярковский район, с. Щетков, ул. Школьная 10

Тел., факс: 8-34531-41-5-30

электронный адрес: shetkovoshkola @yandex.ru

Система организации контроля над исполнением программы

Контроль над исполнением программы осуществляется начальником лагеря и зам. директора по воспитательной работе.

Руководитель программы

Девятайкина Анна Васильевна - заместитель директора по воспитательной работе

Участников программы

Начальники лагеря

Педагоги - воспитатели

Учитель физического воспитания, медицинский работник, вожатые.

Обучающиеся МАОУ «Щетковская СОШ им. В. П. Налобина» с 6 до 16 лет

Сроки проведения

_ 03 06.2013 - _24 _.06.2013 -1 смена

_27_.06.2013 г. -_17_.07.2013 г. - 2 смена

Тип смены

Смена лагеря с дневным пребыванием





Пояснительная записка

Летний отдых сегодня - это не только социальная защита, это ещё и поле для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка. Досуг, игры на ЛДП побуждают ребенка к приобретению новых знаний, к серьёзным размышлениям, имеют познавательный характер.

Исходным для нас стало положение о том, что каникулы - свободное от учебы время - это личное время ребенка, которым он имеет право распорядиться, а содержание и организация этого времени - актуальная жизненная проблема личности, в развитии которой помощь взрослых неоценима. Именно в свободное время ребенок имеет большие возможности стать организатором, активным участником социально значимой деятельности. Как субъект деятельности он ставит задачи, избирает пути и средства их решения, то есть происходит развитие самостоятельной личности, ее взросление и социальная ориентация.

Летний пришкольный лагерь с дневным пребыванием является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой, - пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребенка.

В 2011-2012 году в нашей школе был создан летний пришкольный оздоровительный лагерь «Здравушка». Программа «Здравушка» действует с 2010 года с целью оздоровления детей в летний период, подготовка ребят к организаторской работе в детских объединениях, формирования умений и навыков, направленных на интенсивное включение детей в систему социальных отношений, развитие творческой деятельности. Было организованно 2 смены по 18 дней, было задействовано 105 ребят (60 чел. в 1 смене, 45 чел. во 2 смене). Все цели и задачи, поставленные для работы оздоровительного лагеря с дневным пребыванием в 2012 году, были реализованны, все запланированные мероприятия проведены.

В июне-июле 2013 года для учащихся планируется провести 2 смены в летнем пришкольном лагере с дневным пребыванием детей «Увлекательное путешествие за 18 дней», который будет функционировать в МАОУ «Щетковская СОШ им. В. П. Налобина». Предполагая за две смены оздоровить порядка 105 учащихся. Возраст детей от 6- 16 лет. Продолжительность смены 18 дней. Планируется, что летний лагерь будут посещать дети из семей с малым достатком, периферии (ст. Абаевский, д. Петропавловка, п. Заречный, д. Иска, с. Ярково), опекаемые, дети - сироты.

Над реализацией программы летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием работает педагогический коллектив из числа учителей школа, при участии администрации сельского поселения, Управляющего Совета ОУ, КЦСОН, ДК, Совета ветеранов.

Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации.

Детям предоставлена свобода в определении содержания их отдыха. При планировании мероприятий детям предоставляется возможность вносить предложения, отстаивать их, выбирать, а затем воплощать в жизнь.

Режим дня лагеря соответствует обычному распорядку летних пришкольных лагерей.

Идея программы - организация безопасного и эффективного отдыха, системы социально-педагогической помощи и психологического сопровождения, дифференцированных в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей и подростков всех категорий во время летних каникул.

Актуальность данной программы мы видим в создании педагогической воспитательной среды, способствующей укреплению здоровья детей как жизненно важной ценности и сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, в максимальном внимании развитию личности ребенка, раскрытию его способностей на основе удовлетворения интересов неудовлетворенных в школе потребностей (прежде всего духовных, интеллектуальных и двигательных).

Целесообразность программы раскрывается во всех аспектах образовательного процесса - воспитании, обучении, развитии. Новизна программы прослеживается в широком приобщении детей к разнообразному социальному опыту, созданию в лагере стиля отношений сотрудничества, содружества, сотворчества, участия детей в управлении ЛДП.








Программа рассчитана на детей 6-16 лет

Срок реализации - 18 дней I смена, 18 дней II смена

Цель программы

  • Создание условий для активного отдыха и оздоровления детей и подростков, приобретения ими в каникулярное время социально-положительного опыта, развития социальной активности, интеллектуально - творческого потенциала, охраны и укрепления здоровья, нравственного, туристско-краеведческого и военно-патриотического воспитания.

  • Оказание психологической и социально-педагогической поддержки детям и подросткам из малообеспеченных семей, из замещающих семей, находящихся под особой защитой государства, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Основные задачи программы:

1.Создание условий для организованного отдыха детей.

2.Укрепление здоровья, содействие полноценному физическому и психическому развитию.

3.Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.

4. Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.

5.Развитие потребности и способности ребёнка проявлять своё творчество.

6.Формирование положительного отношения родителей к работе органов школьного самоуправления и привлечение их к участию в этой деятельности.

7.Развитие у подростков потребности в самовоспитании экологической культуры, обеспечения собственного экологического благополучия, оздоровление и физическое развитие участников лагеря, привитие навыков полезного труда.

8.Формирование у воспитанников осознанного отношения к родному краю через познание истории малой родины.

9.Проведение работы с детьми, сочетающей развитие и воспитание ребят с оздоровительным отдыхом;

10.Формирование у ребят навыков общения и толерантности.

11.Привитие навыков здорового образа жизни.

Принципы:

Программа летнего оздоровительного лагеря «Здравушка» опирается на следующие принципы:

1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря.

2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в ЛДП «Увлекательное путешествие за 18 дней» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

3. Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.

4. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:

- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

- активное участие детей во всех видах деятельности.

5. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность - это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены

  1. Безусловная безопасность всех мероприятий

  2. Учет особенностей каждой личности

  3. Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря

  4. Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря

  5. Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня.

  6. Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря

  7. Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых

  8. Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне

Направления и виды деятельности

  • Художественно - творческое направление

  • Трудовая деятельность

  • Физкультурно-оздоровительная деятельность

  • Эстетическое направление

  • Образовательное направление

  • Досуговая деятельность

  • Кружковая деятельность

Физкультурно - оздоровительная работа

Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:

  1. Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;

  2. Выработка и укрепление гигиенических навыков;

  3. Расширение знаний об охране здоровья.

Основные формы организации:

  1. Утренняя гимнастика (зарядка)

  2. Спортивные игры на стадионе, спортивной площадке.

  3. Подвижные игры на свежем воздухе

  4. Эстафеты (спортивная игра «Веселые старты»)

  5. Тематический день

Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду - на открытом воздухе, в непогоду - в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.

Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры - еще и воспитанию дружбы.

Эстетическое направление

Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их - значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.

Задачи эстетической деятельности:

  1. Пробуждать в детях чувство прекрасного;

  2. Формировать навыки культурного поведения и общения;

  3. Прививать детям эстетический вкус.

В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.

Основные формы проведения:

  1. Посещение театров, кинотеатров, музеев;

  2. Конкурсы: « Минута Славы», «Самый, самый»

  3. Конкурс оформления отрядных уголков «Наш отрядный дом»

Художественно - творческая деятельность

Творческая деятельность - это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.

Формы организации художественно-творческой деятельности:

  1. Изобразительная деятельность (оформление газеты)

  2. Конкурсные программы

  3. Творческие конкурсы

  4. Игровые творческие программы

  5. Концерты

  6. Творческие игры

  7. Праздники

  8. Выставки, ярмарки

Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.

Трудовая деятельность

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.

Основные формы работы:

  • Бытовой самообслуживающий труд;

  • Общественно значимый труд, (уборка прилегающей территории)

Бытовой самообслуживающий труд имеет целью удовлетворения бытовых потребностей ребенка и группы детей за счет личных трудовых усилий. Бытовой труд ребенка включает в уход за одеждой и обувью , уборку помещений от мусора и пыли, создания уюта.

само обслуживающая деятельность детей в лагере включает дежурство по лагерю, по столовой, уборку мусора на прилегающей к отряду территории.

Дети привлекаются к самообслуживанию в студиях, секциях, кружках, в которых они занимаются.

Образовательная деятельность

В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда. Отсюда основные задачи образовательной деятельности:

  1. Расширение знаний детей и подростков об окружающем мире;

  2. Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.

Основные формы работы:

  1. Поездки, экскурсии;

  2. Психологические тесты.

Определенный интерес у детей вызывают психологические тесты, которые помогают ребятам узнать о себе что-то новое.

Досуговая деятельность

Задачи досуговой деятельности:

  • Вовлечь как можно больше ребят в различные формы организации досуга.

  • Организовать деятельность творческих мастерских.

В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.

Досуговая деятельность - это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей - один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.

Виды досуговой деятельности:



  1. развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: посещение концертов, спортивных соревнований, представлений, прогулки, путешествия;

  2. отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.

  3. самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.

  4. творчество - наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают творческие мастерские.

  5. общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.

Кружковая деятельность

Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, то есть в период каждой смены работают постоянные кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами.

Цель: расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей.

Включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении.

Организация кружковой деятельности в лагере включает ряд этапов:

  • изучение интересов детей;

  • презентация кружков на линейке в начале смены

  • ознакомление детей с режимом работы кружков;

  • самоопределение детей и запись их в кружки;

  • деятельность ребят в кружках;

  • текущее отражение результатов деятельности детей;

  • подведение итогов работы кружков в конце смены.

Условия реализации программы.

Нормативно-правовые условия:

  • Конвенцией ООН о правах ребенка;

  • Конституцией РФ;

  • Законом РФ «Об образовании»;

  • Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;

  • Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3;

  • Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;

  • Распоряжение Правительства Тюменской области «Об организации отдыха, оздоровления населения и занятости несовершеннолетних в Тюменской области в 2013 году» №2841-рп от 28.12.12 г.

Материально-технические условия предусматривают:

  1. спортивный зал, спортивные площадки, стадион

  2. Библиотека

  3. Компьютерный зал

  4. Телевизор

  5. Музыкальный центр

  6. Методическая литература

  7. Столовая

  8. Медицинский пункт.

  9. Создание оптимальных условий для проведения разнообразных мероприятий;

  10. Призы и награды для стимулирования.



Кадровые условия

В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:

Координаторы смены:

  1. начальник лагеря,

  2. заместитель директора по ВР;

  3. Педагог - организатор

Кураторы отрядов:

  1. воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);

  2. вожатые (из числа актива школы)

Руководители творческих мастерских

  1. из числа педагогов

Функциональные обязанности сотрудников лагеря.

Начальник лагеря:

  • организует, координирует и контролирует работу сотрудников лагеря;

  • обеспечивает безопасность жизни и здоровья детей и сотрудников лагеря;

  • оформляет необходимые документы на открытие и функционирование лагеря;

- руководит работой педагогического и вспомогательного персонала

Педагог-организатор:

  • Отвечает за художественное оформлением летнем пришкольном лагере с дневным пребыванием детей и подростков, а так же за оформление мероприятий, проводимых в лагере.

  • Составляет план работы на смену и подводит итоги своей работы;

  • Составляет и подбирает методические разработки воспитательных мероприятий, сценариев, праздников и т.п.

  • Организует праздники, походы, экскурсии, поддерживает социально значимые инициативы воспитанников в сфере их свободного времени, досуга и развлечений.

Воспитатель:

  • обеспечивает реализацию плана работы;

  • обеспечивает и отвечает за безопасность детей во время проведения культмассовых мероприятий;

  • несет материальную ответственность за имущество, выданное на лагерь.

Методические условия предусматривают:

  1. наличие необходимой документации, программы, плана;

  2. проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;

  3. коллективные творческие дела

  4. творческие мастерские

  5. индивидуальная работа

  6. тренинги

  7. деловые и ролевые игры

Основные формы реализации программы

Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей «Увлекательное путешествие за 18 дней»- это педагогическая система, способствующая развитию ребенка как творческой личности, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремленности, здорового образа жизни.

Выбор содержания программы, форм, методов работы ведётся с учётом контингента детей, возможностей всех участников программы, её организаторов. В основе программы - ролевая игра.

Игра - это воображаемая или реальная деятельность, организованная для создания ситуации адаптации раскрепощения в момент обучения и воспитания. Деятельность детей и подростков в рамках отведённой роли в игре, её цели. Роль ребёнка может быть как исполнительской деятельной, так и созидательной или созерцательной. Роль педагога может быть различной: организатора (участника) или наблюдателя (консультанта)

Игра предполагает:

- большую двигательную активность;

- разнообразие видов деятельности;

- признание и позитивную оценку в среде сверстников и взрослых;

- релаксационные занятия.

Игровая технология раскроет творческий потенциал ребёнка, разовьёт интеллектуальные, творческие и физические способности, сформирует навыки позитивного общения со сверстниками, привлечёт ребят к сознательному выбору активного и здорового образа жизни.

Активные методы работы различаются между собой как по своим целям и задачам, так и по степени их «приближенности» к личности. Наиболее глубоко проникающим в личностно-значимые сферы деятельности участников групповой работы является социально-психологический тренинг. Именно эта форма позволяет в реальных жизненных ситуациях, формировать недостающие навыки и умен


Этапы реализации программы.

  1. Подготовительный этап.

Этот этап характеризуется тем, что за 1 месяц до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;

- издание приказа по школе о проведении летней кампании;

- разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков «Увлекательное путешествие за 18 дней»

- подготовка методического материала для работников лагеря;

- отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;

- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

  1. Организационный этап смены.

Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.

Основной деятельностью этого этапа является:

- встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

- запуск программы «Увлекательное путешествие за 18 дней»

- формирование органов самоуправления,

- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

  1. Основной этап смен:

- реализация основной идеи смены;

- вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел.

  1. Заключительный этап смены.

Основной идеей этого этапа является:

- подведение итогов смены;

- выработка перспектив деятельности организации;

- анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности лагеря





МОДЕЛЬ

организации лагеря

Организация взаимодействия летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей

с социумом



Ярковский краеведческий музей



Совет ветеранов



ФАП





Инспектор ГДН



Инспектор ГИБДДПрограмма летнего отдыха при школеПрограмма летнего отдыха при школе

Программа летнего отдыха при школеПрограмма летнего отдыха при школе

Районная больница



Программа летнего отдыха при школе

Программа летнего отдыха при школе

Площадки по месту жительства.

Программа летнего отдыха при школе

Программа летнего отдыха при школе

Управляющий советПрограмма летнего отдыха при школе





Программа летнего отдыха при школеПрограмма летнего отдыха при школе

Управления физкультуры и спорта



Щетковский ЦК и Д, Петропавловский ДК, Абаевский ДК



Программа летнего отдыха при школе



Сельская библиотека







Программа летнего отдыха при школе

Для организации самоуправления в начале каждой смены проходит деловая игра, в результате которой избирается высший орган власти - совет лагеря. Он координирует и контролирует работу всех отрядов, решает текущие вопросы.

Программа летнего отдыха при школе

На линейке проводится подведение итогов за день, в случае необходимости заслушивается творческий отчет о жизнедеятельности отрядов, проходит подсчет заработанных баллов по следующей схеме, дежурный отряд представляет отчёт - рисунок за день лагеря и отряда.

Начисление баллов:

  1. трудовой десант - 10 баллов максимально;

  2. подготовка и участие в мероприятии - 10 баллов максимально;

  3. 1 место в любом мероприятии - 15 баллов;

  4. 2 место - 10 баллов;

  5. 3 место - 5 баллов.

Снятие баллов:

  1. опоздание на мероприятие - 5 баллов;

  2. оскорбление друг друга - 3 балла;

  3. опоздание - 1 балл;

  4. нахождение в помещении в головном уборе - 1 балл.

В отрядах выбирается совет отряда из числа ребят всеобщим голосованием, который состоит из 5 человек, может быть переизбран из-за недобросовестного отношения к своим обязанностям на заседании отряда, путем открытого голосования.







Ожидаемые результаты

1. Оздоровление и занятость детей спортивной, игровой и творческой деятельности в летний период обеспечивает контроль времяпрепровождения учащихся в каникулярное время, профилактику безнадзорности, правонарушений среди несовершеннолетних.

2. Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.

3.Программа поможет в приобретении детьми лидерских качеств, социально-значимого опыта.

4.Программа дает материал для выхода на дальнейшие ориентиры программирования интересных и значимых дел.

5.При хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и правильно организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.

6.Осуществление экскурсий, походов, поездок помогут детям в обретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине.

7.Повышение духовно-нравственного, интеллектуального и творческого потенциала детей.

8.Обеспечение летней занятости детей,

9.Рост общественной активности детей

10Привитие уважения и любви к традициям своего народа.








Прогноз возможных факторов риска и негативных последствий.


ВОЗМОЖНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА

МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ

Факторы окружающей среды: плохая погода, дождь;


Заменить мероприятием без выхода на улицу

жара, палящее солнце.

Защита головы от солнечного удара, питьевой режим. Не позволять длительное время, находится на открытом солнце

Клещевая опасность


Не планировать походов и выездов в лес.

Не желание принимать участие в мероприятиях

Организовать индивидуальную работу: беседа воспитателя, помощь психолога.

Нарушение правил дорожного движения

Беседы, лекции, практические занятия по предупреждению и профилактике ДТТ.

Травмы и ушибы.

Предупреждение и профилактика.

Иметь средство для дезинфекции ссадин и ран, порезов.

Помощь медицинского работника.

Несоблюдение режима дня.

Разъяснительные беседы о необходимости соблюдения режима дня.

Кишечные инфекции.

Постоянное мытьё рук перед едой и после посещения туалета.

Беседы медицинского работника по теме.

Отсутствие воды.


Запас питьевой воды, два комплекта чистой посуды.

Терроризм.

Профилактическая работа по предупреждению несчастных случаев.

Основное содержание

Девиз лета «Спорт, экология, творчество, труд к здоровью нас ведут!»



Режим работы

8.30 - 9.00 - сбор детей, зарядка

9.00 - 9.15 - утренняя линейка

9.15- 9.45 - завтрак

9.45 - 12.00 - работа по плану отрядов, общественно-полезный труд, работа кружков и секций.

12.00 - 13.00 - оздоровительные процедуры

13.00-13.30 - отрядные дела

13.30-14.30 - обед.

14.30-15.30 дневной сон (для детей младше 10 лет)

14.30-15.30 работа по плану отрядов, общественно-полезный труд, работа кружков и секций (для детей старше 10 лет)

15.30-16.00 - полдник

16.00 - уход домой.







План сетка 1 смены

День

Мероприятие

  1. «День знакомств»

Инструктаж по пожарной безопасности, техники безопасности и личной гигиене

  • Организационные мероприятия по приему детей и распределению по отрядам и размещению;

  • Открытие лагерной смены «Здравствуй лето!»;

  • Конкурс рисунков «Книжки на асфальте»

  • Игровая программа на свежем воздухе «Вот какое наше лето!»;

  • Оформление отрядных уголков и уголка лагеря;

2 «День Спорта»


  • Утренняя зарядка «Собирайся, детвора!»;

  • Подвижные игры на свежем воздухе;

  • Конкурс «Спортивная пантомима» - изобразить:

- гребцов на байдарке с рулевым;

- толкание ядра;

- прыгунов в длину;

- мастеров синхронного плавания; и др.

Инструктаж по технике безопасности

3 «День Питания»


  • Утренняя зарядка «Весёлое приседание»;

  • Своя игра «Гигиена питания»;

  • «Съедобный зоопарк» изготовить из разных овощей и фруктов сказочных животных

4 «День ПДД»


  • Утренняя зарядка;

  • «Знатоки дорожной азбуки» познавательный турнир;

  • Конкурс «Новые дорожные знаки» помогите работникам ГАИ и нарисуйте новый дорожный знак:

«Осторожно: жидкий асфальт»;

«Осторожно: неприятные запахи» и т.д.;

  • Подвижные игры на свежем воздухе;

5 «День мультфильма»


  • Утренняя зарядка;

  • День мультфильмов: просмотр, обсуждение; создание собственного мультфильма.

  • Спортивные игры

6 «День Музыки»


  • Утренняя зарядка;

  • Музыкально - познавательная игра «Цветы в песнях»;

  • Конкурс «Спрятавшиеся ноты» -

- выступления с песнями от отрядов;

  • Подвижные игры на свежем воздухе;

14 «День России»


  • Утренняя зарядка;

  • Конкурс рисунков «Герб деревни» - нарисовать герб своей деревни;

  • «Перевод с русского на русский» сохраняя смысл сказать по другому следующие фразы:

7 «День Талантов»


  • Утренняя зарядка;

  • Конкурс «Мистер и Миссис Лето»;

  • Конкурс «Алло мы ищем таланты»;

8 «День Сказок»


  • Утренняя зарядка;

  • Путешествие в сказку «По сказкам любимых писателей»;

  • «Одежда для сказочных героев» нарисовать эскизы костюмов для сказочных персонажей:

- рабочий костюм Бабы-яги;

- парадно-выходной костюм Иванушки - дурачка;

- спортивный костюм Кощея Бессмертного;

- зимний костюм Водяного;

  • Викторина «Нечистая сила в сказках народов России» с библиотекарем

9 «День Здоровья»


  • Утренняя зарядка;

  • Беседа по профилактике кишечных инфекций

  • «Новые виды спорта» придумайте новый вид спорта (его название и правила), который мог бы вас прославить;

10 «День Лесовика»


  • Утренняя зарядка;

  • Экологическая экскурсия «Лесная аптека»;

  • «Грибные сказки» сочинить сказку, у которой уже есть начало:

  1. «Жила-была дружная семья оранжевых Лисичек, но однажды…»;

  2. «Родилась у грибного царя Подберёзовика 1 дочь, и устроил он по этому поводу пир, пригласил на него всех грибных жителей…»

  • Инструкция по безопасности детей во время прогулок , экскурсий в природу, походов.


11 «День Мастеров»


  • Утренняя зарядка;

  • Выставка работ бросового материала «Мастерим сами!»

  • Подвижные игры на свежем воздухе;

12 «День Художника»


  • Утренняя зарядка;

  • Конкурс рисунков «Дети любят рисовать»;

  • «Иллюстрация к песне» сделать иллюстрации к строчкам популярных песен:

- «Мне снится зелёное лето, с прожилками жёлтых цветов»;

- «Пусть всегда будет Солнце, пусть всегда небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я»;

13 «День Памяти»


  • Утренняя зарядка;

  • Литературный час «Героический подвиг» с библиотекарем

  • Экскурсия на Братское захоронение

  • Инструкция по безопасности при проведении экскурсий;

14 «День Дружбы»


  • Утренняя зарядка;

  • «Солнечный круг» развлекательно - игровая программа;

  • Игра «Буриме» - сочинить стихотворение на заданные рифмы:

  1. «Кошка - ложка - окошко - немножко»;

  2. «Лето - зной - веселье - вой»;

  3. «Стакан - банан - карман - обман».

15 «День любимых животных»


  • Утренняя зарядка;

  • Выставка домашних любимцев;

  • Поездка на экскурсию на ферму страусов

  • Инструкция по безопасному поведению детей при перевозке их автотранспортом

16 «День Умников»


  • Утренняя зарядка;

  • Познавательный турнир «Умники и умницы»;

  • «Рассказ на одну букву»

  • «Калейдоскоп» - виртуальная информация с библиотекарем Уткиной И.А., Калининой О.А.

  • «»Книжный наводчик» с библиотекарем Уткиной И.А., Калининой О.А

17 «День танца»


  • Утренняя зарядка;

  • Дискотека с конкурсами

  • Выступление с танцевальными номерами

  • Подвижные игры

21 «День Расставания»


  • Утренняя зарядка;

  • «Сцена прощания» концертная программа.

План сетка 2 смена

День

Мероприятие

1 день - обустройство лагеря

Инструктаж по пожарной безопасности, техники безопасности и личной гигиене

Организационные мероприятия по приему детей и распределению по отрядам и размещению;

«Здравствуйте!» Праздничная программа

КДЦ. Праздничная программа


2 день - ярмарка идей

Минутка здоровья

Обсуждение идей и подготовка к празднику «Здравствуй, лето!»

Занятия по интересам

3 день - «Салют, лагерь»

Минутка здоровья

Проведение праздника «Здравствуй, лето!»

Занятия по интересам

4 день- «День животных»

Минутка здоровья

Викторина, конкурс рисунков, игры

Занятия по интересам

5 день - «Танцуй и пой»


Минутка здоровья

Конкурс «Парад звезд»

Занятия по интересам


6 день - «День игры»

Минутка здоровья

Интеллектуальные и спортивные игры

«Веселые старты 2012»

Занятия по интересам

7 день - «До, ре, ми»

Минутка здоровья

Музыкальная гостиная «Мы может даже петь»

Занятия по интересам

8 день - «По родному краю»

Минутка здоровья

Бес еды, конкурс рисунков «Родной край»

Занятия по интересам

9 день - день театра

Минутка здоровья

Программа «Вся жизнь театр, а люди в ней актеры»

Занятия по интересам

10 день - день рисования

Минутка здоровья

«Дорисуй, раскрась» - праздник рисунка

Занятия по интересам

11 день - день танца

Минутка здоровья

«Танцы народов» - танцевальная программа

Занятия по интересам

12 день - день юмора

Минутка здоровья

«Посмеемся от души» Юмористическая программа

Занятия по интересам

13 день - день мастеров

Минутка здоровья

«Умелые руки» - мастерская города здоровья

Занятия по интересам

14 день - день спорта

Минутка здоровья

«Спортивная программа (игры, эстафеты)

Занятия по интересам

15 день - день книги

Минутка здоровья

«Книжки добрые любить учат в школе» - программа о книгах и писателях

Занятия по интересам

16 день - день экологии

Минутка здоровья

«Лесная сказка» (беседы, экскурсии в лес)

Экологическая программа

Занятия по интересам

17 день - день фантазии

Минутка здоровья

Шоу-программа «Фантазеры»

Подготовка к празднику «До свидания, лагерь»

Занятия по интересам

18 день - «До свидания, лагерь!»

Минутка здоровья

Праздник «До свидания, лагерь!»

Итоговая линейка















Критерии эффективности реализации программы

Критерии эффективности данной программы изучаются следующим образом: с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми.

Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:

1.Постановка реальных целей и планирование результатов программы;

2.Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;

3.Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;

4.Творческое сотрудничество взрослых и детей.

5.Наличие сформированной системы организации летнего отдыха на базе учреждения путем работы лагеря с дневным пребыванием .

6.Повышение степени адаптации в окружающем мире несовершеннолетних, участвующих в программе, посредством развития коммуникативных навыков, творческих способностей, уверенности в себе.

7.Отсутствие фактов совершения правонарушений несовершеннолетних в летний период из числа посещающих лагерь .

8.Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве.

9.Улучшение физического и психического здоровья воспитанников.

10.Развитие творческой активности каждого ребенка, проявление устойчивого интереса к творческой деятельности.

11.Улучшение детско-родительских отношений в процессе реализации совместных творческих замыслов.

Методы отслеживания результатов:

диагностические исследования, интервью, наблюдение, анкетирование, самоанализ, сбор информации, сравнительный анализ.

При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.

Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.

При хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и правильно организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.

Осуществление экскурсий, походов, поездок помогут детям в обретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине.

Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.

Мониторинг-карта - форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг-карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.

Дополнительно для анализа работает доска откровения. Она служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Содержание обновляется, сделать там запись может каждый.

Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста участников смены. Рейтинг личностного роста - это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива.

Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, диагностики, мониторинга, анкетирования и др.

1. Общее оздоровление детей.

2. Укрепление здоровья детей через:

- соблюдение режима питания:

- витаминизацию организма;

- закаливание организма;

-организацию игр и проведение мероприятий на свежем воздухе.

3. Пополнение жизни детей интересными социокультурными событиями, укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов.

  1. Развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка.

  2. Привитие навыков самообслуживания.

  3. Воспитание чувства патриотизма.

Виды диагностики:

- Предварительная диагностика - проводится до начала смены и в организационный период с целью выявления индивидуальных способностей детей и корректировки поставленных целей и задач в соответствии с ними.

- Итоговая диагностика - в конце смены.

-Ежедневная:

В конце каждого дня ребята отмечают свое настроение в уголке отряда (обратная связь): оранжевый цвет - классный день, зеленый - хороший день, синий - обычный день; или пишет замечания, откровения, пожелания; делится переживаниями и достижениями на импровизированной летописи путешествия - это поможет воспитателям подвести итоги своей работы, скоординировать методы работы, индивидуальный подход и т.д.

На ежедневной линейке после предварительного подведения итогов дня, вручается знак отличия по отрядам, также используется рейтинг личностного роста участников смены - это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива: именные грамоты, дипломы, звезды и др.

В конце смены, на торжественной церемонии закрытия смены будут вручаться дипломы, грамоты, именные медали и фотографии лучших участников смены будут вывешены в аллее славы.

Система мониторинга программы (контроль, анализ, коррекция)

Для оперативного слежения, анализа процесса реализации Программы, прогнозирования, необходимой корректировки и планирования управленческих действий необходим мониторинг - систематические стандартизированные наблюдения и отслеживание функционирования и развития системы. С этой целью необходим периодический сбор информации по единым критериям.

В качестве основных были выбраны следующие блоки: воспитательный, социальный, экономический, инновационный, кадровый, организационно-управленческий. В каждом блоке определена система показателей, которые поддаются количественному и качественному анализу.

Воспитательный блок

В качестве показателей по данному блоку мы рассматриваем воспитанность детей и подростков в следующих сферах:

1. Социальная (личность и коллектив, формирование лидерских качеств, забота старших детей о младших, успешность работы помощников вожатых)

2. Нравственная (трудолюбие, отсутствие вредных привычек, девиантного поведения)

3. Военно-патриотическая (знание родного края, его истории, культуры живущих в нем народов)

4. Валеологическая (навыки безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни)

5. Эстетическая (творчество, способность к самопрезентации, самовыражению средствами искусства)

Социальный блок

Критерии:

1. Соответствие основных направлений деятельности лагеря социальному заказу (расширение, и по возможности, оптимизация предоставляемых дополнительных образовательных услуг; степень удовлетворенности запросов различных категорий населения в области каникулярного отдыха детей и подростков и дополнительных образовательных услуг)

2. Уровень социальной защищенности детей и педагогов лагеря

3. Социальные акции, проводимые лагерем

4. Сформированность традиций

Экономический блок

Критерии:

1. Устойчивость и достаточность финансирования, его динамика, использование многоканального финансирования с привлечение внебюджетных средств

2. Обеспеченность методической базы современными пособиями, программами и т.д.

3. Уровень материально-технической оснащенности:

• наличие помещений и оборудования для занятий спортом,

• наличие и оснащенность библиотеки

4. Ремонт и реконструкция материально-технической базы (по специальному плану).

Инновационный блок

Критерии:

1. Количество педагогов, работающих в инновационном режиме.

2. Меры стимулирования поисковой инновационной деятельности:

• конкурсы профессионального мастерства

• премии и надбавки к зарплате

4. Эффективность использования современных педагогических технологий

5. Уровень научного обеспечения инновационных процессов

6. Методическая обеспеченность инновационной деятельности.

Кадровый блок

Критерии:

1. Обеспеченность кадрами

2. Подготовка и аттестация педагогических кадров

З. Стабильность кадрового состава

4. Удовлетворенность педагогов психологическим климатом

Организационно-управленческий блок

Критерии:

1. Полнота нормативно-правового обеспечения функционирования и развития.

2. Успешность реализации настоящей комплексной программы

3. Уровень организации научно-методического сопровождения реализации программы

4. Эффективность контроля за выполнением решений федеральных, региональных и местных (муниципальных) органов власти и управления в области дополнительного образования и летнего отдыха детей и подростков

5. Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров, стимулирование педагогического творчества

6. Эффективность финансово-хозяйственной деятельности



Список литературы, использованной при разработке программы

  1. Артамонова Л.Е.Летний лагерь: Организация, работа вожатого, сценарии мероприятий: 1-11 классы. - М., 2007 г.

  2. Гиринин Л.Е., Ситникова Л.Н. Вообрази себе. Поиграем - помечтаем. - М., 2001 г.

  3. Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. - СнП., 2003 г.

  4. Дубровина И.В. - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми - М., 1999 г.

  5. Коган М.С.С игрой круглый год в школе и на каникулах: Внеклассные мероприятия на каждый месяц учебного года. - М., 2008 г.

  6. Коваленко В.И. Младшие школьники после уроков. - М., 2007 г.

  7. Кулаченко М.П.Учебник для вожатого - М., 2007 г.

  8. Лобачева С.И.Жиренко О.Е.Справочник вожатого: Организация работы. - М., 2008 г.

  9. Луговская Ю.П. Детские праздники в школе, летнем лагере и дома: Мы бросаем скуке вызов. - М., 2006 г.

  10. Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка. - М., 2004 г.

  11. Пашнина В.М. Отдыхаем на "отлично"!: Праздники и развлечения в летнем лагере. - М., 2008 г.

  12. Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей - М., 2003 г.

  13. Руденко В.И. Лучшие сценарии для летнего лагеря. - М., 2006 г.








Приложения

Диагностика.

Вводная диагностика. Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:

анкетирование;

беседы в отрядах;

планерки администрации лагеря, вожатых и воспитателей.

Пошаговая диагностика. Беседы по результатам мероприятий и дел лагеря, на отрядных сборах.

Итоговая диагностика. Анкетирование

Беседы в отрядах.


Анкеты

Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:

1 Анкета жителя Солнечного города (на входе).

  1. Фамилия, имя, отчество_________________________________________

  2. Дата рождения: число ____, месяц _____________, год __________.

  3. В какой класс перешёл _________________________________________

  4. Я пришёл в лагерь для того, чтобы _______________________________

  5. Вожатого представляю себе как _________________________________

  6. Моё самое любимое занятие ____________________________________

  7. Мои первые впечатления о лагере _______________________________

  8. Каким должен быть житель вашего дома _______________________

  9. Укачивает ли тебя в автобусе? ___________________________________

  10. Есть ли у тебя аллергия (на что)? ________________________________

  11. Был ли ты в лагере раньше? (каком) _____________________________

  12. Любишь ли ты общаться с людьми? ______________________________

  13. Как ты относишься к спорту? ___________________________________

О себе хочу дополнительно сообщить ____________________________


Анкеты по изучению удовлетворенности детей организацией лагерной смены


Анкета (последний день смены):

Близится к концу время нашей встречи. Подводя ее итоги, мы хотим задать тебе некоторые вопросы. Надеемся на помощь.


Что ты ожидал (а) от лагеря?_________________________________________

Что тебе понравилось в лагере?_______________________________________

Что тебе не понравилось?____________________________________________

Изменился (ась) ли ты как личность за время пребывания в лагере?_________

Если изменился (лась), то, что с тобой произошло?_______________________

Кто из ребят, с твоей точки зрения, изменился больше всего?_______________

Какие из мероприятий лагеря оказали наибольшее влияние на тебя? ________

Было ли скучно в лагере?_____________________________________________

Было ли тебе страшно?________________________________________________

Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?

Что бы ты хотел (а) пожелать себе?_____________________________________

Что бы ты хотел (а) пожелать другим ребятам?____________________________

Что бы ты хотел (а) пожелать педагогам?. ________________________________

Самое важное событие в лагере? Было или оно?__________________________

- Закончи предложения: Я рад, что ______________________________________

Мне жаль, что ________________________________________________________

Я надеюсь, что ________________________________________________________

Твое имя, фамилия и автограф на память _________________________________

Анкета «Чему я научился в лагере»:

1. Чему я научился в лагере?

  • Играть в новые игры

  • Хорошо себя вести.

  • Делать зарядку.

  • Рисовать, петь, танцевать.

  • Дружно жить.

  • По-другому относиться к людям, природе.

  • Съедать всё за столом.

  • Находить подход к людям, понимать и уважать людей.

  • Защищать природу.

  • Понимать окружающий мир.

  • Вести здоровый образ жизни.

  • Помогать друг другу.

  • Слушаться взрослых.

  • Жить в коллективе

  • Доброте.

  • Быть самостоятельным.

2. Моими друзьями по отряду стали:

  • Девочки, мальчики, которые окружали меня.

  • Вожатые, воспитатели.

  • Все жители «Увлекательного путишествия за 18 дней»









Анкета по выявлению степени удовлетворенности родителей организацией лагеря


Уважаемые родители!

Просим Вас принять участие в анкетировании, которое проводится с целью выявления степени удовлетворенности Вами организацией отдыха и оздоровления ваших детей


Удовлетворены ли Вы?


ДА

Частично

НЕТ

Затрудняюсь

организацией отдыха вашего ребенка





организацией оздоровления вашего ребёнка





организацией питания в лагере





учетом индивидуальных особенностей вашего ребенка в лагере





возможностью проявиться способностям и умениям вашего ребенка





организацией досуговой занятости, перечнем мероприятий





участием ребенка в мероприятиях





организацией работы кружков и секций





взаимодействием всех организаций на территории города по организации отдыха и оздоровления детей





оснащенностью настольными играми





Ваши пожелания:
















Анкета

  1. Ты с удовольствием идёшь утром в лагерь?

  2. Если тебе интересно в лагере, то что больше всего нравится: петь, танцевать, рисовать, смотреть телевизор, играть, заниматься спортом или что-то ещё?

  3. Чему ты научился в лагере: выучил песню, научился танцевать, играть в шашки, и др.?

  4. Если бы тебе разрешили, что бы ты делал в лаге­ре целый день?

  5. Чего нет в лагере, чего бы ты хотел?

  6. Ты пойдёшь на следующий год в лагерь? Если не пойдёшь, то почему?

  7. Тебе хотелось бы остаться на вторую смену?

  8. Что ты рассказываешь дома о лагере?

  9. Нравится ли тебе, как кормят и готовят в лагере? Поставь оценку повару: (от «пятёрки» до «двойки»).

  10. Хочется ли тебе идти домой после лагеря?

  11. Какую оценку ты бы поставил за жизнь в лагере?

  12. Кто твой друг среди ребят, среди взрослых?

  13. Что особенно понравилось в лагере (спортивные мероприятия, туристическая эстафета, праздники, экскурсии, походы)?

















Пронумеровано

прошнуровано 22 (двадцать два) листа

Директор: С. А. Дерябина

Пронумеровано

прошнуровано 22 (двадцать два) листа

Директор: С. А. Дерябина

Программа летнего отдыха при школеПрограмма летнего отдыха при школе

46


© 2010-2022