• Преподавателю
  • Другое
  • Проект как один из актуальных методов обучения и развития в системе дополнительного образования

Проект как один из актуальных методов обучения и развития в системе дополнительного образования

Раздел Другое
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект как один из актуальных методов обучения и развития в системе дополнительного образования

Современный этап развития образования в России можно назвать переходным от традиционного, авторитарного обучения, знание центристского типа к личностно-ориентированному подходу, отражающему концепцию гуманистической педагогики, культуросообразному типу обучения. Основной акцент в системе образования делается на интеллектуальное и нравственное развитие личности, что предполагает необходимость формирования творческого развития, критического мышления, умения работать с информацией.

Поворот к новому подходу в обучении связан с новыми общественно-экономическими условиями и с новыми задачами в системе дополнительного образования: современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности как нравственной характеристики личности. А также необходимость организовать учебный процесс таким образом, чтобы максимально учесть возможности творческого развития личности ребенка, его интересы, потребности, устремления. В такой педагогической теории обучения воспитанник становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познающий характер.

Переход на новый метод обучения в дополнительном образовании обуславливается необходимостью применения новых технологий обучения. Среди разнообразия технологий, адекватной поставленным целям, является проектная методика. Поскольку проект легко вписывается в учебный процесс, не затрагивая содержания обучения, определенного Государственным Образовательным Стандартом, метод проектов, гуманистический по своей сути, обеспечивает интеллектуальной и нравственное развитие детей наряду с успешным усвоением учебного материала.

Использование проекта позволяет расширить профессиональный инструментарий современного педагога продуктивным методом обучения. Именно поэтому обращение к интерактивной методике, в рамках которой можно рассматривать и метод проектов, представляется, сегодня достаточно современным. Такие известные педагоги, как М.Ю. Амонашвили, В.В. Давыдов, В.Ю. Сухомлинский, П.И. Лиймете стремились организовать учебный процесс таким образом, чтобы максимально учесть возможности развития личности ребенка, его интересы, потребности, устремления. Метод проектов как одно из эффективнейших средств современной педагогики позволяет решить данные задачи.

1.2. Сущность метода проектов

Понятие проекта предполагает разработку замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта, изделия и т.д. При этом имеется в виду разработка не только главной идеи, но и условий ее реализации (сметы, материалов, условий эксплуатации). Метод - дидактическая категория; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельностью; путь познания, способ организации процесса познания. Если говорить о методе проектов, то следует понимать способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы.

Разработка должна завершиться реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положены: идея, составляющая суть понятия проект; его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, фантазировать, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из различных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.

Метод проектов предполагает использование различных проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на практический результат и разработку проблемы целостно с учетом различных факторов и условий ее решения и реализации результатов.

В последние годы проблеме метода учебных проектов уделяется большое внимание. В чем же достоинство метода проекта? По этому методу возможно реализовать:

а) личностно - ориентированное взаимодействие;

в) комплексное развитие личности;

г) проблему и пути ее решения.

Данный метод предполагает «проживание» воспитанниками определенного отрезка времени в учебном процессе, а так же их приобщение к коллективному опыту человечества, к вековой мудрости, к конкретным общественно-историческим интересам, устремлениям, идеалам. Конечным результатом проектирования является «продукт», который определяется как самостоятельное принимаемое воспитанниками развернутое решение проблемы в виде различных разработок.

Использование метода проектной деятельности вызывает некоторые трудности. В частности: педагог становится соучастником процесса добывания, обработки, анализа и представления проекта, что требует дополнительного времени и усилий. Так же дополнительной трудностью является то, что нет одинакового рецепта, позволяющего дать однозначное решение различным проблемам, возникающим в ходе проектной деятельности. Сюда можно отнести темы проектов и их предполагаемые варианты реализации, которые находятся в различных областях знаний и выходят за рамки традиционных проектов. Поэтому консультирование в процессе работы над проектом требует от педагога широкой эрудиции и высокого педагогического мастерства. Однако, несмотря на существующие трудности метода, учебный проект является перспективным и современным в педагогической деятельности.

Работая над проектом, воспитанники овладевают комплексом различных умений, практических навыков, приобретают новые знания из разных областей. Каждый воспитанник становится равноправным членом творческого коллектива, работа в котором позволяет обучающимся объединяться по интересам, обеспечивает обязательность и ответственность при выполнении заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе.

1.3.Типология проектов

Выделяют следующие типологические признаки проектов:

1) Доминирующий в проекте метод или вид деятельности: исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационный, практико-ориентированный;

2) Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания) и межпредметный проект;

3) Характер координации проекта: с открытой, явной координацией (непосредственный) и со скрытой координацией (неявный, имитирующий участника проекта);

4) Характер контактов (среди участников одной школы, одного класса, города, региона, одной страны, разных стран мира): внутренний, региональный, международный;

5) Количество участников проекта (личностные, парные, групповые);

6) Продолжительность проекта (краткосрочный, средней продолжительности: один-два месяца, долгосрочный: до года).

В соответствии с признаком доминирующего в проекте метода можно обозначить следующие типы проектов: исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентированные. Рассмотрим каждый из перечисленных проектов подробно.

Исследовательские проекты. Требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Такие проекты приближены к научному исследованию. Они содержат аргументацию актуальности принятой для исследования темы, обозначения задач и методов исследования, указание источников информации. При выполнении заданий исследовательских проектов, участники проекта выдвигают различные гипотезы решения обозначенной проблемы, определяют пути ее решения. Итогом исследовательской работы является обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов. Содержание проекта, его сложность должны соответствовать уровню языковой подготовки воспитанников определенного типа обучения.

Творческие проекты. Предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Каждый из задействованных в проекте выполняет ту часть творческого задания, которая соответствует его интересам. Результаты проекта могут быть представлены в написании газеты, сочинения, в видеофильме, в драматизации и т.д.

Ролево -игровые проекты. Участники проекта принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения.

Информационные проекты. Направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении. Участники проекта изучают найденную информацию, анализируют ее, выделяют факты, которые и являются результатом заданий. Информационные проекты требуют продуманной структуры, которая складывается из цели проекта, предмета информационного поиска, источника информации, способа обработки информации, представления результата информационного поиска, презентации.

Практико-ориентированные проекты. Отличаются четко обозначенным результатом деятельности его участников, который ориентирован на их социальные интересы. Результатом проведения таких проектов может стать создание документа на основе полученных результатов исследования по экологии, сбор справочного материала, составление словаря, например, обиходной школьной лексики; создание дизайна дома, создание технологических карт и т.д. Практико-ориентированный проект требует хорошо продуманной структуры, четкого определения деятельности каждого из участников. Важно поэтапное обсуждение и корректировка совместных и индивидуальных усилий в презентации полученных результатов.

Монопроекты. Как правило, проводятся в рамках одного учебного предмета с использованием знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Подобный проект требует разработки тщательной структуризации по учебным занятиям, а также четкого обозначения целей, задач и тех знаний, умений, предположительно которые обучающиеся должны приобрести в ходе выполнения заданий проекта. Необходимо спланировать логику работы на каждом учебном занятии по группам, форму презентации.

Межпредметные проекты. Как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, а также достаточно объемные, продолжительные, планирующие решить ту или иную проблему.

Проекты с открытой, явной координацией. В таких проектах участвует координатор, который направляет деятельность других участников проекта, организует отдельные этапы проекта или деятельность отдельных участников. Например, в обязанности координатора может входить договор о встрече в каком-то официальном учреждении или о проведении анкетирования.

Проекты со скрытой координацией. В данном случае координатор является одним из участников проекта. Например, в проекте, целью которого является проведение исследовательской работы, участвует специалист по той области работы, по которой и проводится данная исследовательская работа. Он помогает глубже «проникнуть» в стоящую перед участниками проекта проблему и полнее раскрыть ее.

Внутренние, или региональные, проекты. Это проекты, организуемые или внутри одного УДО, на учебных занятиях ,или между УДО, творческими объединениями внутри региона, одной страны.

Международные проекты. Участниками проекта являются представители разных стран.

По количеству участников проектов можно выделить проекты: личностные, проходящие между двумя партнерами из разных УДО, регионов, стран; парные, организуемые между парами участников и групповые, создаваемые между группами.

По продолжительности проведения проекты могут быть краткосрочными, направленными на решение небольшой проблемы или части более значимой проблемы; средней продолжительности, проходящие в течение одного-двух месяцев и долгосрочные, рассчитанные на проведение в течение года.

На учебных занятиях лучше всего проводятся краткосрочные проекты, иногда с привлечением знаний из других учебных дисциплин. Проекты средней продолжительности и долгосрочные являются междисциплинарными и содержат достаточно значимую проблему или несколько взаимосвязанных проблем.

В реальной практике чаще приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки нескольких видов проектов (например, сочетание исследовательского и творческого проектов). Такие проекты имеют тот или иной вид координации, различные сроки исполнения, этапность, различное количество участников.

  1. Роль педагога в проектной деятельности

В проектной методике роль педагога значительно сложнее, чем при традиционном обучении. В основу учебно-воспитательного процесса положена личная деятельность воспитанника, и все искусство воспитателя сводится к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность. Создается ситуация, в которой воспитанник учится сам, а педагог осуществляет всестороннее управление его учением и развитием.

На разных этапах выполнения заданий проекта роль педагога различна. Из инициатора проведения проекта педагог превращается в источника информации, консультанта, помощника и порой даже наблюдателя. Перед использованием проекта в обучении педагог должен все тщательно продумать, разработать, просчитать. Если предполагается, что воспитанники сами формируют проблемы, то педагог должен спрогнозировать несколько возможных вариантов. Воспитанники могут назвать некоторые из них, к другим педагог подводит ребят наводящими вопросами, ситуациями.

Педагог должен четко определить учебные задачи для обучающихся, подобрать необходимый материал или дать рекомендации воспитанникам, где его можно найти. Педагогу необходимо продумать, какую помощь он может оказать воспитанникам, не предлагая готовых решений. Поэтому педагогу желательно спланировать всю серию учебных занятий, на которых предполагается выполнение заданий проекта. Важно также прослеживать деятельность каждого воспитанника на всех этапах работы над проектом.

Характер внешней оценки со стороны педагога зависит от типа проекта и его темы; а также от условий проведения. Исследовательский проект включает этапность проведения, причем успех всего проекта зависит от правильно организованной работы на этапах. Поэтому необходимо отслеживать деятельность воспитанников поэтапно, оценивая шаг за шагом. При этом оценивать деятельность воспитанников можно с использованием разнообразных форм поощрения, включая самое обычное: « Все правильно» или «надо бы еще подумать». В ролево-игровых проектах, предполагающих соревновательный характер, педагог при оценке результатов может использовать балльную систему.

В творческих проектах трудно оценить промежуточные результаты. Тем не менее, педагогу необходимо отслеживать работу, чтобы вовремя придти на помощь, если она потребуется. Главная задача педагога состоит в передаче способов работы, а не конкретных знаний, то есть акцент делается не на преподавание, а на учение.

Основной отличительный момент в роли педагога в проектной методике от традиционных учебных занятий заключается в том, что хотя педагог очень тщательно подготавливается к применению проекта в обучении, в ходе выполнения воспитанниками заданий проекта, он выступает в роли наблюдателя и координатора. Тогда как на традиционных учебных занятиях педагог в большей степени, чем воспитанник задействован в учебном процессе.

1.5. Роль воспитанника в проектной деятельности

В ходе выполнения проектных заданий воспитанник оказывается вовлеченным в активный творческий познавательный процесс на основе методики сотрудничества. Он погружен в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний, в рамках которого и проводится проект.

В ходе выполнения проектных заданий, каждый из воспитанников является участником одной из творческих групп. Группы формируются с учетом интересов и потребностей обучающихся. Группа выбирает одно задание, но при его выполнении возможно распределение ролей. В процессе выполнения проекта воспитанники приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый воспитанник включается в поиск новой информации, в «добывание» знаний. А это огромный стимул к активному усвоению знаний.

Овладевая культурой выполнения проектных заданий, воспитанник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы. Работая над проектом, воспитанники учатся работать в команде, ответственно относится к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей. И более того, в процессе совместного выполнения заданий, воспитанник видит, что по каждой существует не одна (собственно его), а несколько точек зрения и совсем необязательно, что его вариант решения проблемы единственно правильный и лучший. Ребенок учится самостоятельно анализировать, сравнивать и оспаривать другие точки зрения, доказывать свое видение решения данной проблемы. Воспитанник готов спорить со своими товарищами, т.к. положение сверстников одинаковое. В результате спора он осознает, что есть и другие способы решения поставленной задачи, что его товарищи тоже могут быть правы. Со временем воспитанник начинает контролировать самого себя, искать другие варианты действия. Умение сопоставлять, анализировать и прогнозировать влияет на формирование самостоятельности и овладение способами самообразования.

В ходе выполнения проектных заданий воспитанники успешно усваивают учебный материал, а также развиваются в интеллектуальном плане. У учеников формируются такие качества личности, как самостоятельность, доброжелательность по отношению к педагогу и друг другу.

Литература

  1. Голуб, Г.Б. Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования Текст : методическое пособие / Г.Б. Голуб - Самара: Изд-во «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. - 176с.

  2. Денисова, Н.А. Технология проектного обучения как средство успешного освоения детьми социокультурного опыта в системе дополнительного образования Текст / Н.А. Денисова // Дополнительное образование и воспитание, 2007, №10, С. 14-22.

  3. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся Текст : практическое пособие / И.С. Сергеев. - М.: АРКТИКИ, 2007. - 80с.

  4. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии Текст / Г.К. Селевко // Народное образование, 1998, №7, С. 193-203.

  5. Щеткина, Л.С. Театральное искусство - пространство для гуманитарного воспитания детей и подростков Текст / Л.С. Щеткина // Дополнительное образование и воспитание, 2007, № 8, С. 40-55.

© 2010-2022