Конспект занятия в объединении Картингисты. Тема: Коробка передач

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского (юношеского) технического творчества»

городского округа город Салават Республики Башкортостан



ПЛАН - КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ


ОБЪЕДИНЕНИЕ «КАРТИНГИСТЫ»

(второй год обучения)




Тема занятия: «СЦЕПЛЕНИЕ. ВИДЫ И ТИПЫ. УСТРОЙСТВО,

ПРИНЦИП РАБОТЫ СЦЕПЛЕНИЯ»




ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НАФИКОВ АМИР ЗУФАРОВИЧ

(Высшая квалификационная категория)



Салават-2015


Тема: Сцепление. Виды и типы. Устройство, принцип работы сцепления.

Цель: Познакомить учащихся с типами и видами сцепления, устройством и принципом работы.

Задачи:

Обучающая: познакомить учащихся с разными видами сцепления, их устройством и принципом работы.

Воспитательная: Содействовать развитию творческого подхода к делу, воспитанию трудолюбия, терпения.

Развивающая: Способствовать развитию технического мышления.

Оборудование: сцепления разных видов и типов. Плакаты. Карт.

Раздаточный материал: карточки.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Проверить учащихся по журналу.

- Сообщить тему, повторить технику безопасности, цели занятия.

2. Объяснение нового материала.

Механизм сцепления предназначен для соединения и разъеди­нения коленчатого вала двигателя с коробкой передач.

Механизм сцепления представляет собой многодисковую фрикционную муфту, работающую в масляной ванне. Основными частями сцепления являются два барабана, диски и механизм выключения.

На наружном ведущем барабане сцепления сделаны пазы для выступов ведущих дисков, изготовленных из пластмассы и вращающихся вместе с большим барабаном. К дну барабана прикле­пана звездочка для моторной цепи.

Внутренний ведомый барабан имеет на наружной поверхности шлицы для установки ведомых стальных дисков, вращающихся вместе с малым барабаном.

Сцепление состоит из ведущих пластмассовых дисков и ведомых стальных. Ведущие и ведомые диски чередуются между собой. Диски сжаты пятью пружинами через верхний нажимной диск, вследствие чего при работе между ними возникает трение, доста­точное для передачи крутящего момента от двигателя к коробке передач.

Если нажимной диск отжат, то диски не прижимаются один к другому, и сцепление выключается; при этом передача крутящего момента от двигателя к коробке передач прекращается. При по­степенном включении сцепления диски будут плавно прижиматься один к другому.

Механизм выключения сцепления мотоциклов, картов состоит из рычага управления сцеплением, троса с оболоч­кой, рычага с червяком, шарика, штока и грибка. Рычаг управле­ния сцеплением укреплен на кронштейне, который, в свою очередь, закреплен на руле. Один конец троса посредством роликов, имею­щихся на концах, вставлен в гнездо рычага управления сцеплением, а другой конец - в рычаг червяка. Опорной частью троса служит его оболочка, которая одним концом вставлена в гнездо кронштейна рычага управления сцеплением, а другим концом - в гнездо при­лива на крышке генератора. На концы оболочки троса надеты нако­нечники для предохранения концов оплетки от повреждения.

Выключение сцепления производится следующим образом. При нажатии на рычаг вытягивается трос, который с помощью рычага поворачивает червяк и через шарик, опирающийся в торец регули­ровочного винта, передает усилие штоку, проходящему в отверстии первичного вала, и затем грибку. Последний, опираясь шляпкой в тарельчатый диск, отжимает его, и сцепление выключается.

При отпущенном рычаге управления сцеплением нажимной диск под действием его пружин вместе с грибком, штоком и червя­ком возвращается в исходное положение, соответствующее включению сцепления.

Регулировку сцепления производят регулировочным винтом. Для регулировки необходимо гаечным ключом ослабить контргайку винта и, поворачивая его отверткой, установить свободный ход на длинном плече рычага меха­низма выключения сцепления, равный примерно 5-10 мм. После окончания регулировки контргайку нужно надежно закрепить, придерживая отверткой регулировочный винт от провертывания.

Для проверки правильности регулировки сцепления надо, на­жать до отказа на рычаг управления сцеплением и включить одну из передач; при этом заднее колесо должно свободно проворачиваться. При включенном сцеплении оно не должно пробуксовывать.

При регулировке сцепления необходимо добиваться, чтобы сце­пление работало без пробуксовки на всех режимах и полностью выключалось. Полное выключение сцепления проверяют при трогании мотоцикла, карта с места, выключив сцепление и включив первую передачу. При этом не должно изменяться число оборотов двигателя и мотоцикл не должен двигаться с места.

Для того чтобы сцепление работало без пробуксовки, нельзя зажимать регулировочным винтом шток механизма выключения сцепления. Шток всегда должен иметь свободный ход. Практически для того, чтобы правильно от­регулировать сцепление, необ­ходимо регулировоч­ный винт сцепления, потом на­чать его завертывать до момента, когда он начнет зажимать шток; после этого нужно отвернуть винт на 1,5 оборота и завер­нуть контргайку, придерживая винт отверткой за шлиц. На мотоциклах и картах при регулировке сцеп­ления регулировочным винтом одновременно создается необхо­димое натяжение троса меха­низм выключения сцепления.

На мотоциклах, картах натяжение троса регулируют дополнительно ре­гулировочным винтом, находящимся на кронштейне рычага управления сцеплением. Гораздо труднее отрегулировать сцепле­ние так, чтобы оно выключалось полностью. Неполное выключение сцепления происходит главным образом вследствие того, что при выключении сцепления нажимной диск отжимается косо, т. е. одна его сторона выжимается штоком больше. Это хорошо наблюдать при снятой левой крышке двигателя.

Для устранения неполного выключения сцепления можно пять нажимных пружин сцепления, ввернутых во внутренний барабан сцепления, поменять местами или некоторые из пружин попробовать отвернуть или завернуть на один виток. При завертывании пружин их концы не должны выступать за наружную плоскость внутреннего барабана сцепления. Завертыванием нажимных пружин сцепления можно устранить пробуксовку сцепления при износе дисков.

Пусковой механизм смонтирован с левой стороны картера. На проходящий через крышку сцепления валик ножного переключе­ния передач свободно надет пустотелый валик пускового механизма.

На наружном конце валика укреплена педаль пускового механизма, а на внутреннем конце - зубчатый сектор с пружиной.

В нерабочем состоянии при поднятой вверх педали сектор находится в зацеплении с шестерней, вращающейся на шейке ведущего барабана сцепления. При нажатии на педаль сектор в зацепление с ней. Шестерня и барабан имеют храповое зацепление.

При нажатии на педаль вращение от сектора передается шестерне и ведущему барабану, а затем через моторную цепь коленчатому валу двигателя. Обратный ход педали производится под действием возрастной пружины.

Уход за силовой передачей

Уход за сцеплением. Сцепление следует проверять через каждые 1000 км пробега.

Очень часто при эксплуатации мотоцикла сцепление начинает буксовать при наличии грязи и отсутствии смазки в шарнирных соединениях механизмов управления сцеплением и тросе. В случаях диски сцепления после включения сцепления не занимают исходного положения (не сжаты).

Если сцепление буксует, хотя имеется смазка, необходимо разобрать сцепление и зачистить ведомые и ведущие диски тонн наждачной бумагой. Зачистку производят следующим образом. На плоский предмет кладут лист наждачной бумаги и на ней зачищают всю рабочую поверхность диска.

Следует учесть, что сцепление будет буксовать при очень густом масле в картере.

При осмотре механизма сцепления следует обращать внимание на крепление внутреннего барабана сцепления гайкой. Гайка имеет левую резьбу и стопорится шайбой. При слабой затяжке гайки шлицы на барабане и валике могут быть срезаны.

3. Закрепление нового материала (работа с карточками).

4. Практическая работа (Определять виды и типы сцепления).

5. Подведение итогов.

Вопросы для закрепления первичных знаний (работа с карточками) :



Карточка 1.


Какие диски сцепления устанавливаются на двигатели мотоцикла «Минск»?

1. Стальные и пластмассовые

2. Только стальные

3. Только пластмассовые

Карточка 2.

В картер двигателя заливается?

1. Тосол

2. Масло

3. Вода




Карточка 3.

На обледеневшей трассе вы отпустили сцепление, а карт у вас не едет?

1. Нет сцепления

2. Слетела цепь.

3. Нет сцепления с дорогой.




Карточка 4.

Для чего ведомые и ведущие диски изготавливают из разных материалов?

1. Для скольжения.

2.Для создания трения.

Карточка 5.

Для чего нужен холостой ход на рычаге сцепления:

1. Для более сильного выжима.

2. Для лучшего прижимания между дисками.

3. Для плавного трогания с места.


Карточка 6.

Карт движется при:

1. Включенном сцеплении.

2.Выключенном сцеплении.

Карточка 7.

При включении сцепления нет движения карта:

1. Сильней нажать на «газ».

2. Включить передачу.

3. Сильней нажать на тормоз.

Карточка 8.

Сцепление предназначено для:

1.Торможения.

2. Для переключения коробки передач.

3.Для трогания с места.

4. Для регулирования скорости.

Карточка 9.

При резком включении сцепления карт (мотоцикл):

1. Заглохнет.

2. Плавно тронется.

3.Не поедет.

Карточка 10.

1При резком включении сцепления и при полном открытии газа карт (мотоцикл):

1. Заглохнет.

2. Рванет с места.

3. Поедет назад.

Карточка 11.

На каких мотоциклах используется «сухое» сцепление:

1.На спортивных.

2. На дорожных (бытовых).



© 2010-2022