• Преподавателю
  • Другое
  • Профессиональные компетенции семейной медсестры по уходу за новорожденным и детьми грудного возраста

Профессиональные компетенции семейной медсестры по уходу за новорожденным и детьми грудного возраста

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

БОУ РК «Калмыцкий медицинский колледж им. Т. Хахлыновой»




Профессиональные компетенции семейной медсестры по уходу за новорожденным и детьми грудного возраста

Методическое пособие для самостоятельной работы студентов


Профессиональные компетенции семейной медсестры по уходу за новорожденным и детьми грудного возраста











Руководитель: преподаватель Бадмаева Ж.В.


Составлено: Садовникова Е. 41 у/мс


Рассмотрено на заседании Ц/М/К №

«__»_______20__г.

Протокол Ц/М/К___

Шарапова Т.В.

Методист ______

Казимирова Е.В

Элиста 2013г


Методическое пособие предназначено для студентов 5 курса Калмыцкого медицинского колледжа им. Т.Хахлыновой по специальности 06.05.01 «Сестринскоеое дело»

Составитель: преподаватель Бадмаева Ж.В.

Рецензент:




Выдается для самостоятельной подготовки студентов по семейному делу в терапии. В работу включены вопросы нейропсихического развития новорожденных и детей грудного возраста, алгоритмы ухода и обследования за ними.






Данное пособие утверждено на заседании Цикловой Методической Комиссии клинических дисциплин Калмыцкого медицинского колледжа им. Т. Хахлыновой


Пояснительная записка.


Пособие «Профессиональные компетенции семейной медицинской сестры по уходу за новорожденными и детьми грудного возраста » предназначена в помощь студенту для самостоятельной работы по специальности -«семейное сестринское дело в терапии ». В работе обозначены особенности сестринского процесса медицинской сестры общей практики и алгоритмы ухода и обследования новорожденных и детей грудного возраста.

Выводится рейтинговая оценка усвоения манипуляций.

Студенты осваивают дисциплину по приказу Минздрава России от 20 ноября 2002г. № 350 «О совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи населению Российской Федерации» . Утверждены Положения об организации деятельности врача общей практики и медицинской сестры общей практики. Положение об организации деятельности отделения общей врачебной медсестринской, фельдшерской (семейной) практики в составе ЛПУ. В условиях страховой медицины именно семейные медицинские сестра будут осуществлять систематическое медицинское наблюдение за пациентами от рождения и на протяжении всей жизни.







Уход - работа, связанная с поддержкой людей, который из-за физической немощи, хронической болезни или других форм неспособности не могут вести самостоятельный образ жизни.

Структура сестринского процесса - это элементы научного знания, применяемые медсестрой в целях организации по уходу за больным по модели В.Хендерсон.

Сестринский процесс нацелен - на сохранение и успешную реабилитацию здоровья пациента после перенесения нарушения потребностей.

Деятельность медицинской сестры обшей практики в структуре оказания первичной помощи гражданам нашей страны строится на стандартах системы сестринского процесса, хотя и имеет свои особенности:

Первый этап сестринского процесса включает:

  • диагностические мероприятия по поводу той или иной нарушенной потребности заболевания;

  • установление приоритетов;

  • медсестра собирает объективные сведения которые предусматривает антропометрические данные пациента, состояние психики, (главное анализ душевного состояния больного ,этнические характеристики) кожи, PS, спирометрия;

  • обратить внимание на расположенные рядом с домом объекты промышленности, условия трудовой и учебной деятельности каждого члена семьи;

  • тщательное наблюдение за поведенческими реакциями опрашиваемых клиентов и их эмоциями при этом;

  • документация осуществляется постоянно и непрерывно в работе с данной семьей.


Второй этапом сестринского процесса является:

  • оценка собранной информации, нацеленная на выявления главных нарушенных потребностей;

  • важен опыт ее профессиональное общение с больным, а так же применение основных позиций меддеонтологии и этики;

  • основа деятельности этого этапа - постановка сестринского диагноза;

  • определяет диагноз населения согласно потребностям, удовлетворение которых у жителей данного участка нарушены по тем или иным причинам;

  • определяет приоритетную проблему населения (болезнь), анализирует элементы ее решения, используя основные показатели здоровья населения (общее число болезни, летальных исходов, качество проводимых лечебно-профилактических мероприятий и источник материального обеспечения).

  • формирует группы в зависимости от половой принадлежности, возраста, наличия элементов повышенной опасности;

  • деятельность медсестры в отношении конкретной взятой семьи подразумевает выявление проблем клиентов, разделяет на 2 группы: 1. составляет настоящие; 2. будущие проблемы пациента;

Третий этап сестринского процесса включает:

  • установление целей, деятельности семейной медсестры:

    1. выполняется за ближайшую неделю;

    2. в более поздние сроки;

    3. цель состоит из трех элементов: действие, время и инструмент выполнения цели;

    4. проводится тщательный анализ имеющихся вопросов с последующим утверждением плана действий в каждом конкретно случае;

  • реализует свои планы с последующим критическим анализом выполненной работы;

  • должна активно привлекать больного к работе в постановлении целей и способов их получения, что обеспечит его мотивацию на благоприятный исход заболевания;

Четвертый этап сестринского процесса включает:

  • планирование деятельности медсестры;

  • в системе оказания первичной помощи населению м/с включает выбор зоны сестринской работы - установление ее показателей и создание программ вмешательства, которая отражается в соответствующем документе;

  • осуществляется разделение функций между участниками данной службы;

  • организуется личная структура фиксирования данных и системах контроля;

  • деятельность м/с состоит в написании инструкции, где детально перечисляется выполняемые лечебно-профилактические действия в отношении своих клиентов;

  • зависимое сестринское вмешательство заключается в выполнении рекомендации доктора и под его контролем;

  • независимое сестринское вмешательство самостоятельная деятельность м/с (систематический контроль жизненно важных показателей здоровья, осуществление неотложной помощи до прибытия доктора, обеспечение личной гигиены тяжело больных, меры по предупреждению распространения инфекционных заболеваний в отделении др.)

  • взаимозависимое сестринское вмешательство совместная работа м/с с другими специалистами, нацеленная на осуществление соответствующих мероприятии по уходу и лечению больных (подготовка к различным видам манипуляций аппаратной т лабораторной диагностики, консультация врача ЛФК и физиотерапии)

Пятый этап сестринского процесса включает:

  • анализ деятельности медицинской сестры, при необходимости проведение корректирующих действий;

  • включает сравнительные выводы сестринской деятельности с поставленными целями;

  • ведение сестринской истории болезни или сестринской карты контроля состояния пациента;

  • в случае получения отрицательного результата работы м/с, проводится переоценка, которая отличается большей обдуманностью и нацеленностью на достижении положительного результата, по сравнению с предыдущим (м/с проводит всевозможные анкетирования, тестирования среди граждан, выявляет и ведет статистический учет основных групп здоровья, выполняя многообразные лечебно - профилактические назначения врача общей практики лицам, находящимися под влиянием, неблагоприятно действующих на их здоровье факторов - ионизирующее излучение и т.д.).






Новорожденный период - это ребенок с момента рождения и до 28- ого дня жизни.



Комплект для новорожденных


  • тонкие пелёнки - 10-20 шт.

  • тёплые пелёнки - 10 - 20 шт.

  • простынки - 5 шт.

  • тёплые распашонки - 5 - 10 шт.

  • тонкие распашонки - 5 - 10 шт.

  • ползунки 5 шт.

  • боди - 3 шт.

  • тонкие чепчики - 2 шт.

  • тёплые чепчики - 2 шт.

  • тонкие носочки - 2 пары

  • тёплые носочки - 2 пары

  • нецарапки - 2 пары

  • тонкое одеяло - 1 шт.

  • тёплое одеяло - 1 шт.

  • матрас в кроватку - 1 шт.

  • клеёнка на матрас - 2 шт.

  • бутылочки - минимум 2 - 3 шт.

  • аптечный набор для новорожденных

  • принадлежности для купания

  • детский крем

  • детские ножницы для стрижки ногтей

  • конверт на выписку из родильного дома

  • красивый комплект одежды - 1 - 2 шт.













Доношенные дети прибавляют в весе по следующей схеме:

За первый месяц……………......................600г

За второй месяц…………………………...800г

За третий месяц …………………………..800г

За четвертый месяц……………………….750г

За пятый месяц…………………………….700г

За шестой месяц……………………………650г

За седьмой месяц…………………………...600г

За восьмой месяц…………………………..550г

За девятый месяцев………………………...500г

За десятый месяц…………………………...450г

За одиннадцатый месяц……………………400г

За двенадцатый месяц……………………...350г

Сроки прорезывания молочных зубов


Зубы

Возраст (месяцы)

Нижние

Верхние

Центральные резцы

6- 7

8-9

Боковые резцы

12

10

Клыки

18- 20

Первые большие коренные зубы


12- 18

Вторые большие коренные зубы


20- 30













Периоды развития ребенка до 1 года.

Развитие ребенка 2 месяца

Адаптируется к новым для него условиям. Он прибавляет в росте и весе, растет и крепнет. Начинает подолгу внимательно задерживать взгляд на вашем лице, серьезно и сосредоточенно вас рассматривая.

Развитие ребенка 3 месяцев

В это время ваш малыш начинает улыбаться человеческому голосу. У него появляется интерес и положительное отношение к людям. Ребенок следит взглядом за перемещающимися игрушками, рассматривает крупные и яркие картинки. Во время бодрствования ребенок начинает «вокализировать»: издает агукающие звуки. Начинает обращать внимание на подвешенные игрушки, пытается дотронуться до них.

Развитие ребенка 4 месяцев

В этот период жизни у ребенка усиливается потребность общения со взрослыми.
Ребенок теперь может доставать и захватывать игрушки. У него заметно увеличивается интерес к зрительному обследованию окружающего мира. У ребенка появляется оживленная эмоциональная реакция, так называемый комплекс оживления: малыш может как бы подпрыгивать на месте, размахивать ручками, агукает при виде взрослых людей, особенно близких. Ребенок начинает тянуть игрушки в рот- как бы проверяя их на вкус. Ощупывает их деснами и губами. Также ребенок активно стимулирует маму к общению: смотрит на нее, улыбаясь и подавая голос. Больше общайтесь с ребенком. Старайтесь при этом не сюсюкать. Ребенку важны новые впечатления, поэтому перемещайте ребенка по комнате время от времени: из кроватки- в манеж, на диван, просто поносите его по комнате на руках.

Развитие ребенка 5 месяцев.

В этот период ребенок будет по многу раз повторять с предметами одно и то же действие, например, бросать их на пол. В речи ребенка появляются некоторые гласные звуки: а, о. и согласные : б, д. м, п. Также ребенок начинает произносить слоги с этими звуками: ма, ай, та, па, ба и т.д., многократно повторяя одно и то же : ба-ба-ба-ба… Осваивайте с ребенком первые игры: 1) Пусть он держит игрушку в руке, а вы накроете его руку платком. -Где игрушка (мишка, зайка …)?? Спряталась? А вот она!! (снимаете платок)
2) Показывайте ребенку его отражение в зеркале.
3) Научите ребенка собирать небольшие игрушки в коробку. Вскоре он сам подолгу с удовольствием будет проводить время за этим занятием.



Развитие ребенка 6 - 8 месяцев

Ваш малыш теперь может сидеть самостоятельно.
У него возникают первые привязанности и тревожная реакция на незнакомых ему людей. Это нормально: он учится делить людей на знакомых, своих и незнакомых, чужих. Осваивайте новые игры, такие, в которых ребенок повторяет действия взрослого: « Ладушки», « Забодаю». Учите малыша выполнять действия, сопровождая их речевым комментарием: похлопай в ладошки, покачай головой (Сами показываете и говорите.) В этом возрасте хорошо начать рассматривать с ребенком детские книжки- раскладушки с хорошими четкими достаточно крупными картинками. Учите ребенка держать 2 предмета одновременно : дайте ему еще 1 игрушку, когда он уже держит одну.
Причем предлагайте эту игрушку то со стороны свободной, то со стороны занятой руки. Показывайте ребенку, как работают простые механические игрушки: как крутится юла, вращается диск детского телефона.



Развитие ребенка 9 - 10 месяцев.

Как правило, в этом возрасте малыши встают и продуют делать первые шаги, придерживаясь за прутья кроватки, диван. Ребенок поднимается еще на одну ступеньку своего развития: вы заметите, что он начинает «правильно» играть с игрушками: катает мяч, тянет машинку за веревочку, нажимает кнопку звонка, снимает колечки, вкладывает коробочки одну в другую. Комментируйте действия, которые вы выполняете на глазах у ребенка. Научите ребенка показывать предметы в комнате на вопрос «Где?» Где лампа? Стол? Окно и т.д.
Научите малыша показывать у игрушек глазки, носик.

Развитие ребенка 10 - 12 месяцев

В этом возрасте ребенок становится более подвижным, многие дети начинают свободно перемещаться по комнате, квартире. Дети стремятся достать и обследовать все предметы, которые попадают в их поле зрения. Поэтому родителям нужно быть бдительными в отношении безопасности ребенка: убирать в недоступные для ребенка места все слишком мелкие, острые, бьющиеся и другие потенциально опасные вещи. Поставить заглушки на розетки и защиту на углы столов. Необходимо дать понять ребенку, для его безопасности, что есть вещи, которые ему запрещается трогать: Утюг - горячий! (и его нельзя брать ребенку, даже когда вы уверены, что он холодный!!) Рассматривайте вместе с ребенком детские красочные книги, рассказывайте ребенку, что нарисовано. Спрашивайте его по содержанию картинки: «Где?..» « Покажи…» Старайтесь понемногу приучать ребенка к общению с другими детьми и взрослыми, чтобы преодолеть тревогу ребенка по отношению к незнакомым людям.













Национальный календарь профилактических прививок.


Возраст

Наименование прививок

Новорожденные ( в первые 12 часов жизни)

Первая вакцина против вирусного гепатита В

Новорожденные ( 3- 7 дней)

Вакцинация против туберкулеза

1 месяц

Вторая вакцинация вирусного гепатита В

3 месяца

Первая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита

4.5 месяца

Вторая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита

6 месяцев

Третья вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита

12 месяцев

Вакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита

18 месяца

Первая ревакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита

20 месяцев

Вторая ревакцинация против полиомиелита

6 лет

Ревакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита

7 лет

Ревакцинация против туберкулеза

13 лет

Вакцинация против краснухи (девочки);

Вакцина против вирусного гепатита В;

Ревакцинация против туберкулеза дифтерии и столбняка;

14 лет

Ревакцинация против туберкулеза;

Третья ревакцинация против полиомиелита

Взрослые

Ревакцинация против дифтерии, столбняка каждые 10 лет от момента последней ревакцинации



Техника АКДС вакцинации


Оснащение: вакцина АКДС, ватные (стерильные) шарики, стерильные салфетки, пинцет, стерильные перчатки, пилка, стерильный одноразовый шприц 1,0гр. С иглой для внутримышечной инъекции, стерильный столик, 70% этиловый спирт, лоток для использованных материалов и инструментов, учетная документация (ф.112, журнал регистрации прививок; ф.063).

Подготовка к манипуляции:

  1. объяснить маме ход процедуры, получить согласие;

  2. пред иммунизацией проверить в ф.112 запись о том, что ребенок здоров и ему показана проведение профилактической прививки;

  3. провести санитарную обработку рук, одеть перчатки, маску.

Выполнение манипуляции:

  1. взять упаковку с вакциной, сравнить надписи на упаковке и ампуле, проверить целостность ампулы, срок годности;

  2. собрать стерильный шприц;

  3. протереть шейку ампулы ватным шариком со спиртом, надпилить пилкой и вскрыть ампулу;

  4. набрать из ампулы с вакциной 0.5мл препарата, вытеснить воздух, шприц положить на стерильный столик;

  5. уложить ребенка в удобное положение;

  6. обработать верхний наружный квадрат ягодицы ватными шариками, смоченными в 70% спиртом дважды;

  7. ввести вакцину внутримышечно;

  8. извлечь иглу, приложить к месту инъекции ватный шарик, смоченный спиртом;

  9. спросить о самочувствии у пациента или убедиться, что пациент не испытывает неудобств.

Завершение манипуляции:

  1. подвергнуть изделия медицинского назначения одноразового использования обработке в соответствии с отраслевым стандартом нормативными документами по дезинфекции;

  2. провести дезинфекцию и утилизацию медицинских отходов в соответствии с Сан.ПиН 2.1.7.728 - 99 «Правила сбора, хранения и удаления отходов ЛПУ»;

  3. снять перчатки, поместить в емкость с дезраствором;

  4. вымыть и осушить руки;

  5. зарегистрировать введение вакцины в учетную документацию (ф.112, журнал регистрации прививок, ф. 063).

Примечание: Вакцинацию делает специально обученная медсестра. Провести наблюдение за ребенком в течении 1 часа.


Техника вакцинации и ревакцинации против полиомиелита

Оснащение: оральная полиомиелитная вакцина, пакет с капельницами, ватные шарики, 70% спирт, лоток для использованного материала, стерильные перчатки, емкость с дезраствором, ф. 112, журнал прививок.

Подготовка к манипуляции:

  1. информировать родителей о необходимости и дате проведения прививки, получить согласие (предупредить родителей, чтобы ребенка не кормили в течении 1 часа до прививки).

  2. проверить запись в ф.112 запись о том, что ребенок здоров и ему показана проведении прививки;

  3. провести санитарную обработку рук, надеть перчатки;

  4. достать из упаковки флакон с вакцинной, осмотреть, сравнить записи на упаковке и флаконе, проверить срок годности, целостность флакона, уточнить профилактическую дозу вакцины (2-4капли);

Выполнение манипуляции:

  1. вскрыть флакон с вакциной, обработав его шариком, смоченным в 70% спирте, надеть на флакон капельницу из пакета.

  2. усадить ребенка(младшего возраста - на колени матери со слегка запрокинутой головой назад);

  3. попросить ребенка открыть рот (ребенку младшего возраста открыть рот, надавливая в область альвеолярных отростков);

  4. закапать вакцину в рот ребенка, не касаясь слизистой оболочки рта.

Завершение процедуры:

  1. предупредить мать, что ребенка нельзя кормить в течении 1 часа;

  2. вакцину убрать в холодильник;

  3. сделать запись в ф. 112 и прививочном журнале, ф. 063

Примечание: провести наблюдение за ребенком в течении 30мин.







Профилактика рахита.


Профилактика должна начинаться еще до рождения ребенка. На патронажах беременных женщин медицинская сестра должна обратить внимание будущей матери на соблюдения правильного режима дня с чередованием труда и отдыха, исключения физических перегрузок, достаточного пребывания на свежем воздухе, рационального питания. Беременные женщины должны употреблять в пишу достаточное количество витаминов, микро- и макроэлементов, продуктов, содержащих полноценные белки, ненасыщенные жирные кислоты. Обязательным является соблюдение правил личной гигиены, полезны занятия лечебной физкультурой. Нужно объяснить маме, что во время беременности происходит адаптация фосфорно-кальциевого обмена матери к потребностям плода. Общий уровень кальция у беременной женщины уменьшается примерно на 8 % по сравнению с содержанием кальция до момента беременности. Между 27-й и 40-й нед. беременности потребление плодом кальция повышено, что обеспечивает накопление кальция в организме плода к 40 нед. в количестве 30 г. Поступление кальция лучше всего гарантируется приемом молока и молочных продуктов или осуществляется приемом кальция для женщин, не переносящих молоко.
Содержание витамина D обеспечивается ежедневным приемом 400 ME во время всего периода беременности, либо приемом 1000 МЕ/сут начиная с 7 мес. беременности, либо единственной ударной дозой витамина D3 в 200 000 ME, применяемой в начале 7-го мес. Последний способ считается наиболее целесообразным.
Медицинская сестра должна помнить и предупредить маму о том, что кормление грудью создает дополнительные потребности у матери в витамине D. Ежедневная потребность кормящей женщины составляет 1200 мг кальция и 800 ME витамина D. Предпочтение отдается также однократному приему витамина D3 Б.О.Н. (пролонгированного действия) в дозе 200000 ME в начальном периоде вскармливания с учетом сроков предыдущего приема препарата, с перерывом не менее 4 мес.



Ведение карты новорожденного:

  1. Дородовый патронаж

  2. Выписка

  3. Ф.И.О. , дата рождения, адрес, наблюдение за ребенком в первые годы жизни.

Таблица

I

II

III

IV

V

VI

VII

VII

IX

X

XI

XII

Поликлиника

1

1

1

1


Врач

3



Медсестра

5

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Сведения о родителях

Год рождения

Место работы

должность

Мать

Отец

Беременность: ________________________________________________

Роды:________________________________________________________

Число детей:__________________________________________________

Сведения о ребенке

Родился: место, вес, рост при родах, при выписке.

Жилищно- бытовые условия

Вскармливание: грудное?

смешанное?

искусственное?

Развитие ребенка

Сидеть - во сколько месс. ? Ходить-

Стоять- Говорить-

Первые зубы- Зубы к году-

Антропометрические данные

При рождении

3 мес.

6 мес.

9 мес.

12 мес.

Вес


Рост


о/г


о/гр









Правила грудного вскармливания


Каждая женщина должна знать, что грудное вскармливание является оптимальным для ее ребенка первые 6 месяцев жизни.

  1. При грудном вскармливании каждой матери необходима поддержка всей семьи, друзей.

  2. Для благоприятного грудного вскармливания необходим как можно более ранний (от рождения ребенок) и постоянный контакт матери с ребенком.

  3. важно выбрать правильное положение ребенка у груди. Это предупредит образование трещин и воспалений сосков, патологическое нагрубание груди.

  4. Следует придерживаться свободного режима кормления, по требованию ребенка, согласно его физическим потребностям и не давать ни чего другого, кроме грудного молока.

  5. Не должно быть ночных перерывов - ночное молоко без калорийно.

  6. Не следует давать ребенку воду - в грудном молоке есть вода и все вещества, необходимые для утоления жажды и голода.

  7. Дайте ребенку возможность сосать грудь, когда он хочет и сколько хочет. Состав молока меняется в течении суток и в течении одного кормления. Дети сосут грудь для ощущения комфорта также , как и для утоления голода.

  8. Дайте ребенку поочередно сосать обе груди. Это способствует выработке молока.

  9. Частое прикладывание к груди наиболее полноценно удовлетворяет потребности ребенка в питании в течение суток и способствует увеличению количества молока.

  10. Ребенок должен восстановить свой вес, который он имел при рождении, за 10 дней.

  11. При необходимости дополнительного питания важно отказаться от докорма через соску. Пищу можно давать с помощью чашки, чайной ложки или пипетки.

  12. нет необходимости в специальной обработке соски перед кормлением, т.к. это ведет к удаления натуральных масел с кожи сосков и ареолы, на ней могут быстро образоваться трещины.

  13. При кормлении ребенка по его требованию, как правило нет необходимости в дополнительном сцеживании. Молоко вырабатывается столько, сколько необходимо ребенку.



Как кормить ребенка, если не возможно грудное вскармливание?

1 Месяц

Здоровый ребенок прибавляет в весе в среднем за неделю 200 г, за месяц - 800 г, подрастает на 3 см.
Примерный набор продуктов: адаптированная смесь - 720 мл.
Примерная суточная норма пищи равна 1/5 веса ребенка. Для получения одной порции надо разделить вес ребенка на 5 и еще на число кормлений.

Время

Режим

6.00

1 кормление (120 г смеси)

6.00-7.00

Бодрствование

7.00-9.30

Сон

9.30

2 кормление (120 г смеси)

9.30-11.00

Бодрствование

11.00-13.00

Сон

13.00

3 кормление (120 г смеси)

13.00-14.00

Бодрствование

14.00-16.30

Сон

16.30

4 кормление (120 г смеси)

16.30-17.30

Бодрствование

17.30-19.30

Сон

19.30-20.30

Бодрствование

20.00

5 кормление (120 г смеси)

20.30-6.00

Сон

23.30

6 кормление (120 г смеси)

2 Месяц

Число кормлений в этом возрасте по-прежнему шесть. Основное питание - та же адаптированная смесь (800-810 мл в сутки).

Время

Режим

6.00

1 кормление (140 г смеси)

6.00-7.30

Бодрствование

7.30-9.30

Сон

9.30

2 кормление (130 г смеси)

9.30-11.00

Бодрствование

11.00-13.00

Сон

13.00

3 кормление (120 г смеси)

13.00-14.30

Бодрствование

14.30-16.30

Сон

16.30

4 кормление (130 г смеси)

16.30-17.30

Бодрствование

17.30-19.30

Сон

19.30-20.30

Бодрствование

20.00

5 кормление (120 г смеси)

23.30

6 кормление (140 г смеси)

3 Месяц

Число кормлений - шесть, основной пищей по-прежнему является адаптированная смесь. Дневная норма смеси равна примерно 1/6 веса тела.
Примерный набор продуктов: адаптированная смесь 850-900 мл, сок фруктовый 20-30 мл, пюре фруктовое 15-30 г.

Время

Режим

6.00

1 кормление (150 г смеси)

6.00-7.30

Бодрствование

7.30-9.30

Сон

9.30

2 кормление (135 г смеси, 15 г сока)

9.30-11.00

Бодрствование

11.00-13.00

Сон

13.00

3 кормление (130 г смеси, 15 г фруктового пюре)

13.00-14.30

Бодрствование

14.30-16.30

Сон

16.30

4 кормление (135 г смеси, 15 г сока)

16.30-18.00

Бодрствование

18.00-19.30

Сон

19.30-20.30

Бодрствование

20.00

5 кормление (130 г смеси, 15 г фруктового пюре)

20.30-6.00

Сон

23.30

6 кормление (160 г смеси)

С 3-месячного возраста ребенку рекомендуют фруктовые, ягодные, овощные соки. С ними он получает некоторые витамины (С, В-каротин) и минеральные соли (калий, железо), органические кислоты.

Соки вначале дают по нескольку капель. Постепенно увеличивают дозу (за два месяца до 30-50 мл). Дают сок в 2-3 приема с ложки во время или после еды. Перед едой давать его не следует, так как содержащийся в нем сахар может снизить аппетит. Начинать рекомендуется с яблочного или грушевого сока. Чаще других побочное действие оказывают соки цитрусовых (апельсиновый, мандариновый), а также клубничный сок.

4 Месяц

В этом возрасте устанавливается новый режим питания. Число кормлений - пять. Промежутки между кормлениями 4 часа, суточная норма пищи равна примерно 1/7 веса тела, т. е. 900-1000 г.

Примерный набор продуктов: адаптированная смесь 800 мл, сок фруктовый 40-50 мл, пюре фруктовое 40-50 г, яичный желток 1/4 шт., творог 10 г, картофель 45 г, овощи разные (морковь, капуста и т.д.) 70 г, молоко 30 мл, масло растительное 2,5 г.
Здоровый ребенок прибавляет в весе в среднем за неделю 175 г, за месяц 700 г, подрастает на 2 см.

Время

Режим

6.00

1 кормление (200 г смеси)

6.00-8.00

Бодрствование

8.00-10.00

Сон

10.00

2 кормление (150 г смеси, 10 г творога, 25 г фруктового сока)

10.00-11.30

Бодрствование

11.30-14.00

Сон

14.00

3 кормление (100 г овощного пюре, 1/4 желтка, 130 г смеси, 50 г фруктового пюре, 50 г смеси)

14.00-16.00

Бодрствование

16.00-18.00

Сон

18.00

4 кормление (200 г смеси, 25 г фруктового пюре)

18.00-20.00

Бодрствование

20.00-6.00

Сон

22.00

5 кормление (200 г смеси)

С 4,5 месяца в рацион питания вводится первый прикорм. Начать его рекомендуется с овощного пюре, для приготовления которого используются разнообразные овощи. При приготовлении пюре картофель не должен составлять более 1/2 общего объема блюда. Очень полезны морковь, капуста, томаты, свекла. Прикорм (фруктовые соки, пюре, желток, творог) - это введение в питание ребенка новых продуктов и блюд, которые постепенно вытесняют грудное молоко или молочные смеси.



5 Месяц

Число кормлений - пять, дневная норма пищи примерно 1000 г.
С пяти месяцев ребенок должен получать второй прикорм - молочную кашу, причем 1 - 2 недели 5 - 8-процентную полумолочную, а затем 10-процентную из разных круп.
Примерный набор продуктов: адаптированная смесь 700 мл, сок фруктовый 60 мл, пюре фруктовое 60 г, желток 1/2 шт., творог 20 г, крупа 8 г, молоко 50 мл для каши и 50 мл для овощного пюре, масло сливочное 2,5 г, масло растительное 3 г, сахар 3 г, картофель 75 г, овощи разные 40 г.
Здоровый ребенок прибавляет в весе в среднем за неделю 150 г, за месяц 700 г, подрастает на 2 см.

Время

Режим

6.00

1 кормление (200 г смеси)

6.00-8.00

Бодрствование

8.00-10.00

Сон

10.00

2 кормление (100 г 8-процентной каши, 20 г творога, 30 г фруктового сока, 100 г смеси)

10.00-11.30

Бодрствование

11.30-14.00

Сон

14.00

3 кормление (150 г овощного пюре, 1/2 желтка, 60 г фруктового пюре)

14.00-16.00

Бодрствование

16.00-18.00

Сон

18.00

4 кормление (200 г смеси, 30 г фруктового сока)

18.00-20.00

Бодрствование

20.00-6.00

Сон

22.00

5 кормление (200 г смеси)

Крупяной прикорм - каши. С крупами, которые идут на приготовление каш, ребенок получает минеральные вещества, витамины группы В, растительный белок, клетчатку. Для приготовления каши детям первого года жизни лучше использовать специальную детскую диетическую муку из овсяной крупы (толокно), гречневой крупы, риса, манную крупу. Особенно полезны гречневая и овсяная крупы, а не манная, которую традиционно используют наиболее часто.

1 способ. Крупу перебрать, промыть, подсушить и смолоть; крупяную муку, постепенно помешивая, всыпать в кипящее молоко или овощной отвар, ввести раствор соли, сахарный сироп и, продолжая помешивать, варить до полной готовности.

2 способ. Крупу разварить до полной готовности, протереть через сито, добавить горячее молоко, раствор соли, сахарный сироп и варить еще 2-3 минуты; в готовую кашу добавить сливочное масло.

6 и 7 Месяц

Число кормлений - пять. Дневная норма до конца первого года жизни примерно 1030 - 1200 г.
Примерный набор продуктов: адаптированная молочная смесь 400 мл, пюре фруктовое 60 г, желток 1/2 шт., творог 20-30 г, крупа 15 г, молоко 200 мл, кефир 140 мл, сахар 14 г, масло сливочное 4 г, масло растительное 3 г, картофель 75 г, овощи разные 40 г, мясо вареное 10 г, сок 60 мл.
Здоровый шестимесячный ребенок прибавляет в весе за месяц в среднем 650 г, подрастает на 2 см, а семимесячный соответственно - 600 г и на 2 см.

Время

Режим

6.00

1 кормление (200 г смеси)

6.00-8.00

Бодрствование

8.00-10.00

Сон

10.00

2 кормление (150 г 8-10-процентной каши, 1/2 желтка, 30 г фруктового сока)

10.00-12.00

Бодрствование

12.00-14.00

Сон

14.00

3 кормление (20 г овощного бульона, 150 г овощного пюре, 20 г мясного пюре, 30 г сока)

14.00-16.00

Бодрствование

16.00-18.00

Сон

18.00

4 кормление (150 г кефира, 20 г творога, 60 г фруктового пюре)

18.00-20.00

Бодрствование

20.00-6.00

Сон

22.00

5 кормление (200 г смеси)

С 7 месяцев в меню ребенка следует ввести вареное мясо - источник полноценного белка. Мясо должно быть нежирным. Можно давать телятину, говядину, свинину, куриное мясо (лучше белое и без кожи) в виде пюре, начиная с 1/2 чайной ложки и постепенно, в течение 10 - 12 дней, доводя дозу до 30 - 40 г (1,5 - 2 столовые ложки).


8 Месяц

Число кормлений - пять, объем пищи за день 1150-1200 г.
Примерный набор продуктов: сок фруктовый 70 мл, пюре фруктовое 70 г, творог 40 г, желток 1/2, молоко 250 мл, кефир 200 мл, крупа 17 г, сахар 17 г, картофель 28 г, овощи 120 г, масло сливочное 5 г, масло растительное 4 г, мясо вареное 20 г, смесь молочная (адаптированная) 350 мл.
Ребенок прибавляет в весе в среднем за месяц 500 - 550 г и подрастает на 1,5 см.

Время

Режим

6.00

1 кормление (200 г смеси)

6.00-8.00

Бодрствование

8.00-10.00

Сон

10.00

2 кормление (170 г каши, 1/2 желтка, 35 г фруктового сока)

10.00-12.00

Бодрствование

12.00-14.00

Сон

14.00

3 кормление (30 г овощного бульона, 170 г овощного пюре, 40 г мясного пюре, 35 г сока)

14.00-16.00

Бодрствование

16.00-18.00

Сон

18.00

4 кормление (150 г смеси, 40 г творога, 70 г фруктового пюре)

18.00-20.00

Бодрствование

20.00-6.00

Сон

22.00

5 кормление (200 г кефира)





9, 10, 11 Месяцев

Примерный набор продуктов: смесь молочная (адаптированная) 200 мл, молоко 300 мл, кефир 200 мл, творог 50 г, желток 1/2, крупа 20 г, масло сливочное 6 г, сахар 20 г, картофель 27 г, овощи 140 г, масло растительное 5 г, хлеб пшеничный 7 г, сок фруктовый 100 мл, пюре фруктовое 100 г.

Время

Режим

7.00

1 кормление (200 г смеси, печенье не сдобное)

7.00-9.00

Бодрствование

9.00-11.30

Сон

11.30

2 кормление (200 г каши, 1/2 желтка, 50 г фруктового пюре)

11.30-13.30

Бодрствование

13.30-15.30

Сон

15.30

3 кормление (200 г овощного супа-пюре, салат, 40 г мясного суфле, 1 кусок белого хлеба, 50 г сока)

15.30-19.30

Бодрствование

19.00

4 кормление (50 г творога, 50 г фруктового пюре, 50 г сока)

19.30-7.00

Сон

22.30

5 кормление (200 г кефира)

С 10 месяцев 1 - 2 раза в неделю мясо можно заменять свежей отварной рыбой. И вообще надо стараться кормить ребенка разнообразно. Например, утром дать пюре из одних фруктов или ягод, в обед - из других; в один день - гречневую кашу, в другой - овсяную или рисовую.





Понятия о докорме и прикорме

Если материнского молока не хватает, ребенок докармливается либо молочной смесью, либо донорским молоком, либо молоком сельскохозяйственных животных (коровьим, козьим). Все эти продукты и являются докормом. Принципиальное положение: докорм - это когда маминого молока не хватает, т. е. докорм имеет место только при смешанном вскармливании.

Все, что ребенок первого года жизни получает в дополнение к молоку и молочным смесям, - это и есть прикорм. Т. е. ребенка сознательно прикармливают, готовят к взрослой жизни и к взрослой еде.

Как начинать прикорм?

Любая новая пища включается в рацион постепенно и с осторожностью. Вначале несколько ложек (вариант - несколько глотков) и докормить привычной едой (материнским молоком, смесью). Оценить реакцию - поведение, сыпь на коже, сон, стул. Если все нормально, то увеличиваем дозу. Что-то не так - повремените с этим продуктом и не начинайте новых экспериментов до исчезновения болезненных проявлений. Никогда не кормите малыша ничем новым, если он заболел, а также в течение трех дней до и трех дней после любой профилактической прививки.

Продукты для прикорма:

1) овощные пюре;

2) творог и кисломолочные продукты;

3) молочно-крупяные каши;

4) мясные (рыбные) блюда и яичный желток.

До шести месяцев темы прикорма не существует. Кормим маму - качественно и разнообразно.






Уход за пупочком новорожденного.


Цель: предотвращение попадания инфекции в пупочную ранку.

Оснащение:

1. Раствор перекиси водорода 3%;
2. Водно-спиртовой раствор бриллиантового зеленого 1% (зеленка);
3. Пипетка. Стерильные ватные палочки, салфетки.

Техника выполнения:

1. Для обработки пупка перекисью водорода можно использовать смоченный в ней ватный тампон или пипетку, капнув из нее на пупочную рану несколько капель перекиси.
В первые дни жизни новорожденного из пупочной ранки возможно небольшое количество кровянистых выделений, в этом случае смочите ватный тампон перекисью и приложите к ранке на несколько минут.

2. При заживлении пупочной ранки, в ней образуются корочки желтоватого цвета, которые являются благоприятной средой для микробов. Размокшие от перекиси пупочные корочки легко вычищаются ватными палочками. Для этого большим и указательным пальцем руки раздвиньте края пупка новорожденного и с помощью ватной палочки, смоченной в перекиси, движениями от центра пупочной ранки, аккуратно, не прилагая усилий, удалите размокшие корочки. Если корочка не поддается удалению не надо ее отдирать, так как это может вызвать кровотечение.

3. После удаления корочек из пупка ребенка, дайте ему немного просохнуть, промокните сухим тампоном и смажьте зеленкой. Наносить зеленку необходимо непосредственно на пупочную ранку, стараясь не попадать раствором на кожу около нее.

Как удалить корочки на голове у новорожденного

Оснащение: стерильное растительное масло, чистый гребешок, марля и косынка.

Техника выполнения:

  1. На волосистой части головы место образования корочек обильно смажьте стерильным растительным маслом.

  2. Приложите к этому участку марлевую салфетку или прикройте ватным диском. Завяжите на голове косынку и оставьте ее на два часа.

  3. Далее приступайте к вычесыванию размягченных корочек. Используйте для этого частый гребень.

  4. После чего выкупайте ребенка и помойте голову с моющим средством - детским мылом или шампунем. Образовавшиеся после купания новые корочки также вычешите гребнем (промытым от масла).

Купание новорожденного ребенка


  • Используйте специальную детскую ванночку. Она обладает компактными размерами, что позволяет всегда содержать ее в чистоте. И обходиться небольшим количеством воды для купания.

  • Кипятите воду. В течение первого месяца жизни малыша желательно купать его в кипяченой воде. Большинство микроорганизмов, которые живут в водопроводе (это может быть сальмонелла, кишечная палочка, легионелла и даже смертельно опасная синегнойка), погибают при нагревании воды до 80-100 °С. А значит, водные процедуры будут безопасными.

  • Наиболее комфортная температура воды для купания новорожденных - 37 °С. В дальнейшем вы можете несколько уменьшить ее (до 36,6 °С), если заметите, что ребенку в ней некомфортно. В любом случае, определить, при какой температуре купать новорожденного, вам должен помочь термометр, а не ладонь или локоть.

  • Используйте горку или детский гамачок. Раньше мамы и папы были вынуждены стоять над ванной с малышом в согнутом состоянии по 20-30 минут. А потом - с трудом разгибались. Горка для купания новорожденного обеспечивает его правильное положение в воде, при этом ваши руки остаются свободными.

  • Ограничьте применение моющих средств. Несмотря на то, что купать малыша рекомендуется ежедневно, банные процедуры с мылом и шампунем желательны лишь раз в 7-10 дней. Под запретом антибактериальные средства, которые оказывают агрессивное воздействие на кожу, и мыло с резкими отдушками. Остановите свой выбор на специальном шампуне, гелях и мыле для детей.

  • Будьте осторожны с добавками. Принято считать, что новорожденных следует купать в воде с добавлением марганца или отвара ромашки. Однако сегодня педиатры не рекомендуют этого делать, так как оба средства слишком активно сушат нежную кожу ребенка. Если у малыша появились опрелости, добавьте в воду отвар череды или девясила. А если все в порядке, купайте в обычной воде.

Алгоритм действия

  • Наполните ванночку водой.

  • Аккуратно погрузите в нее ребенка. Чтобы не испугать кроху, предварительно заверните его в пеленочку. Она будет намокать постепенно, также как и тельце малыша, адаптируя его к незнакомой среде.

  • Если вы не используете горку или гамачок, держите кроху на левой руке. Обхватите его за дальнее от вас плечико и зафиксируйте ладонь в подмышечной впадине. При этом затылок ребенка должен находятся над вашим запястьем. Второй рукой держите за попку. Так вы предотвратите возможное выскальзывание крохи в ванной.

  • Аккуратно намыльте ребенка, двигаясь от шеи к ножкам, смойте пену. В последнюю очередь вымойте голову.

  • После купания ополосните кроху водой, температура которой на 1 °С ниже, чем в ванночке. Заверните малыша в полотенце и лишь слегка обсушите им тельце. Не растирайте ребенка, лучше приложите сухую пеленку, которая впитает влагу. Перед тем, как надеть подгузник, убедитесь, что все складочки хорошо просохли.

Уход за опрелостями

Опрелость - это воспаление кожи на тех участках тела, которые подвергались длительному воздействию влаги или повышенному трению. Чаще всего такими местами бывают кожные складки (паховые, межъягодичные, подмышечные, шейные, за ушами, в нижней части живота).

Условно можно выделить 3 степени опрелости:

  • I - легкое покраснение кожи без нарушения ее целости;

  • II - яркая краснота с микротрещинами, эрозиями, порой гнойничками;

  • III - выраженная краснота кожи, гнойнички, мокнущие трещины, эрозии, возможно образование язв.

При опрелости I степени:

крема, мази (драполен, бепантен), которыми пользуются так же, как и детскими кремами.

При опрелости II степени:

используют "болтушки" (они изготавливаются в аптеке по рецепту), содержащие подсушивающие вещества (окись цинка, тальк).

При опрелости III степени:

мокнущие поверхности накладывают примочки с 1-2-ным % раствором танина, 0,25%-ным раствором нитрата серебра, 0,1%-ным раствором риванола (эти растворы выписывает доктор, их изготовляют в аптеке по рецепту). После исчезновения мокнутия применяют цинковую пасту, эмульсии с бактерицидными веществами (например, 5%-ную синтомициновую эмульсию).









Уход за носом.

Цель: туалет полости носа при наличии корочек, слизи.

Оснащение: ватные турунды, мензурка, прокипяченное растительное масло.

При наличии корочек:

  1. информируйте маму о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения, получить согласие.

  2. вымойте руки, наденьте перчатки.

  3. налейте в мензурку масло.

  4. смочите ватную турунду и отожмите о край мензурки.

  5. запрокиньте слегка назад голову пациента.

  6. поднимите кончик носа пациента левой рукой.

  7. введите правой рукой вращательными движениями смоченную масляным раствором ватную турунду в носовой ход.

  8. оставьте ее на 2-3 минуты для, размягчения корочек.

  9. удалите ватную турунду вращательными движениями.

  10. провести дезинфекцию и утилизацию мед.отходов в соответствии с Сан.Пин 2.1.3.2630 - 18.05.2010. «Осуществляющих медицинскую деятельность».

Уход за глазами

Цель: утренний туалет глаз

Оснащение: 6 марлевых тампонов, мензурка, лоток, перчатки, кипяченая вода (р-р фурациллина 1:5000, р-р борной кислоты,- 1ч.л. на 1 стакан теплой кипяченой воды).

Алгоритм действия

  1. информируйте маму о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения, получить согласие.

  2. вымойте руки, наденьте перчатки.

  3. налейте в мензурку кипяченой воды.

  4. смочите ватную турунду и отожмите о край мензурки.

  5. протрите глаза однократно, в одном направлении от наружного края к внутреннему (каждый глаз отдельным тампоном).

  6. сбросьте эти тампоны.

  7. повторить действия при необходимости.

  8. возьмите сухой тампон и протрите глаза в той же последовательности, меняя тампон для каждого глаза.

  9. промойте глаза антисептическим раствором при наличии белых выделений в углах глаза.

  10. провести дезинфекцию и утилизацию мед.отходов в соответствии с Сан.Пин 2.1.3.2630 - 18.05.2010. «Осуществляющих медицинскую деятельность».

Уход за ушами.

Цель: вычистить уши от серных пробок.

Оснащение: ватные турунды, пипетки, мензурка, кипяченая вода, 3% р-р перекиси водорода, дез.р-р, емкости для дезинфекции, полотенце.

Алгоритм действия

  1. информируйте маму о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения, получить согласие.

  2. вымойте руки, наденьте перчатки.

  3. налейте в мензурку кипяченой воды.

  4. смочите ватную турунду.

  5. наклоните голову пациента в противоположную сторону.

  6. оттяните левой рукой ушную раковину вверх и назад.

  7. извлеките серу ватной турундой вращательными движениями.

  8. провести дезинфекцию и утилизацию мед.отходов в соответствии с Сан.Пин 2.1.3.2630 - 18.05.2010. «Осуществляющих медицинскую деятельность».

Примечание: при наличии небольшой серной пробки закапайте по назначению врача в ухо несколько капель 3% р-ра перекиси водорода. Через несколько минут удалите пробку сухой турундой. Не пользуйтесь жестики предметами для удаления серы из ушей.







ТЕХНИКА ПОДМЫВАНИЯ ГРУДНЫХ ДЕТЕЙ


Оснащение: проточная вода(Т 37 º С), марлевые салфетки, детское мыло, стерильное растительное масло, чистое белье и пеленка, стерильные перчатки, мешок для грязного белья, емкость с дезраствором для перчаток, емкость с 3% раствором хлорамина, лоток для отработанного материала.

Подготовка к манипуляции:

  1. отрегулировать температуру воды в кране;

  2. провести гигиеническую обработку рук, надеть перчатки;

  3. обработать пеленальный стол 3% раствором хлорамина дважды с интервалом 15 минут.

Выполнение манипуляции:

  1. снять с ребенка запачканную одежду, сложить в мешок для грязного белья;

  2. взять ребенка так, что бы голова и туловище пациента находилась на левом предплечье;

  3. правой рукой поднять ножки вверх и зафиксировать левой кистью;

  4. подмыть под проточной водой, используя салфетки, при необходимости детское мыло (спереди назад)

  5. уложить ребенка на пеленальный столик, мягкой пеленкой промокательными движениями осушить кожу.

Завершение манипуляции:

  1. смазать паховые, ягодичные складки стерильной салфеткой, смоченной в растительном масле;

  2. одеть и запеленать пациента;

  3. провести дезинфекцию и утилизацию медицинских отходов в соответствии с Сан.ПиН.;

  4. снять перчатки, поместить в емкость с дез.раствором;

  5. вымыть и осушить руки.


Как стричь ногти

Техника измерения окружности головы, груди, размеров родничка.

  1. Измерение окружности головы.

Цель: оценка физического развития.

Показания: подозрение на гидроцефалию.

Противопоказания: нет.

Оснащение: Сантиметровая лента, 70% этиловый спирт, марлевая салфетка, ручка, бумага.

Техника выполнения:

1.Объяснить маме цель исследования;

2.Подготовить необходимое оснащение;

3.Обработать сантиметровую ленту спиртом с двух сторон;

4.Уложить или усадить ребенка;

5.Наложить сантиметровую ленту на голову ребенка по ориентирам:

а)сзади - затылочный бугор;

б)спереди - надбровные дуги;

II. Измерение окружности грудной клетки.

Показания: оценка физического развития

Противопоказания: нет

Оснащение: сантиметровая лента, 70% этиловый спирт, марлевая салфетка

Техника выполнения:

1.Объяснить маме цель исследования;

2.Обработать сантиметровую ленту с двух сторон спиртом с помощью салфетки;

3.Наложить сантиметровую ленту на грудную клетку по ориентирам:

а) сзади - нижний угол лопаток;

б) спереди - нижний край околососковых кружков или у девочек пубертатного возраста - верхний край 4-го ребра под молочными железами;

Измерение размеров родничка определяют сантиметровой лентой, в норме 3,5 на 3,5 см.

Техника измерения роста ребенка:

Цель: оценка физического развития.

Оснащение : горизонтальный ростомер, пеленка, резиновые перчатки, емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь, бумага, ручка.

Выполнение процедуры:

  1. Объяснить маме цель исследования.

  2. Установить горизонтальный ростомер на ровной устойчивой поверхности шкалой "к себе".

  3. Подготовить необходимое оснащение.

  4. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.

  5. Обработать рабочую поверхность ростомера дезраствором с помощью ветоши.

  6. Постелить пеленку (она не должна закрывать шкалу и мешать движению подвижной планки).

  7. Уложить ребенка на ростомер.

  8. Выпрямить ноги малыша легким нажатием на колени.

  9. Придвинуть к стопам, согнутым под прямым углом, подвижную планку ростомера.

  10. По шкале определить длину тела ребенка.

  11. Убрать ребенка с ростомера, записать результат.

  12. Убрать пеленку с ростомера, протереть рабочую поверхность ростомера 1% раствором хлорамина! двукратно с интервалом 15 минут.

  13. Снять перчатки, замочить в 3 % растворе хлорамина.

  14. Вымыть руки на гигиеническом уровне.






ТЕХНИКА СБОРА МОЧИ У ДЕТЕЙ ГРУДНОГО ВОЗРАСТА

Оснащение: пробирка, лейкопластырь, подкладной резиновый круг, пеленка - 4 шт. (2 фланелевых, 2 тонких), чистая банка, сухая тарелка, стерильные перчатки, емкость с дез.раствором, бланк - направление.

Подготовка к манипуляции:

  1. объяснить ход процедуры маме, получить согласие;

  2. выписать направление в лабораторию;

  3. провести гигиеническую обработку рук, надеть перчатки;

  4. подмыть ребенка под проточной теплой водой с мылом.

Выполнение манипуляции:

У МАЛЬЧИКОВ:

  1. обернуть ноги ребенка в пеленку;

  2. взять чистую сухую пробирку;

  3. ввести в пробирку половой член;

  4. прикрепить лейкопластырем пробирку к лобку.

У ДЕВОЧЕК:

  1. обернуть подкладной круг турами широкого бинта;

  2. положить девочку на круг (голова и верхняя часть туловища находится на одном уровне с кругом), подложить под спину и голову подушку или свернутые пеленки;

  3. под круг поместить сухую чистую тарелку;

  4. собранную мочу слить в чистую банку и отправить в клиническую лабораторию.

Завершение манипуляции:

  1. поместить отработанный материал в дез.раствор;

  2. снять печатки, поместить их в емкость с дез.раствор;

  3. вымыть, осушить руки.






Техника постановки газоотводной трубки


Оснащение: стерильные перчатки, клеенка, пеленка, стерильная газоотводная труба диаметром 3-5 мм и длиной25-30см, вазелин, лоток для использованного инструмента, емкость с дезраствором для перчаток, для использованных пеленок, клеенок.

Подготовка к манипуляции:

  1. объяснить маме ход процедуры, получить согласие;

  2. провести санитарную обработку рук, надеть перчатки;

  3. под больного подложить клеенку и пеленку;

  4. уложить ребенка в положение на спине на левом боку (в зависимости от возраста);

Примечание:

  1. у новорожденных и детей грудного возраста манипуляция проводится в положении на спине, подняв ножки вверх;

  2. у детей старшего возраста лежа на левом боку с прижатыми к животу ногами.

Выполнение манипуляции:

  1. смазать закругленный конец газоотводной трубки вазелином;

  2. ввести смазанный конец в задний проход вращательными движениями без насилия (на 4-5см, у старших на 8-10см);

  3. наружный конец опустить в лоток с водой;

  4. извлечь газоотводную трубку через 20-30 мин;

  5. кожу вокруг заднего прохода смазать вазелином;

  6. убедиться, что пациент не испытывает неудобств.

Завершение манипуляции:

  1. подвергнуть изделия медицинского назначения многоразового использования обработке в соответствии с отраслевым стандартом и нормативными документами по дезинфекции и предстерилизационной отчистке;

  2. поместить в отдельные емкости использованные пеленки, клеенку.

  3. снять перчатки, поместить в емкость с дезраствором;

  4. вымыть и осушить руки.

Примечание: повторить процедуру можно через 3-4 часа.



Техника оказания помощи ребенку раннего возраста при рвоте


Оснащение: пеленка, клеенка, салфетки, почкообразный лоток, лоток для используемого материала, резиновый баллончик, кипяченная вода, емкость с дез.раствором, стерильные марлевые салфетки.

Подготовка к манипуляции:

  1. объяснить маме ход процедуры, получить согласие;

  2. провести санитарную обработку рук.

Выполнение манипуляции:

  1. уложить ребенка с приподнятым головным концом, голову повернуть на бок;

  2. закрыть шею и грудь ребенка клеенкой и пеленкой;

  3. подставить ко рту ребенка почкообразный лоток;

  4. после прекращения рвоты с помощью резинового баллончика с кипяченной водой провести орошение полости рта, наклонить голову ребенка над лотком. Обтереть губы ребенка салфеткой.

  5. дать выпить 1-2 ложки кипяченной воды.

Завершение манипуляции:

  1. подвергнуть изделия медназначения многоразового использования обработке в соответствие с отраслевым стандартом и нормативными документами по дезинфекции и предстерилизационной очистке.

  2. провести дезинфекцию медотходов в соответствии с Сан.ПиН.

  3. вымыть, осушить руки.

Техника постановки очистительной клизмы

Оснащение:

- спринцовку с мягким наконечником объемом 30-60мл;

- кипяченую воду нужной температуры;

- вазелиновое масло;

- ватные диски;

- клеенку и чистую пеленку.

Успокойте ребенка, он должен быть в расслабленном состоянии.

Выполнение процедуры:

- подготовьте раствор нужной температуры, который собираетесь вводить с помощью клизмы;

- обязательно вымойте свои руки;

- застелите пеленальный столик клеенкой;

- сверху расстелите чистую пеленку;

- положите все, что вам может понадобиться рядом, чтобы не отвлекаться и не отходить от ребенка;

- возьмите спринцовку, вытесните из нее весь воздух;

- наберите в нее раствор;

- смочите ватный диск в вазелиновом масле и смажьте наконечник;

- положите аккуратно малыша или на спинку, или на левый бок;

- поднимите и прижмите его ножки к животику;

- возьмите в правую руку спринцовку и вытесните из нее воздух до появления раствора;

- левой рукой раздвиньте ягодицы и осторожно медленно введите наконечник на 2-3см;

- медленно нажимая на спринцовку, введите раствор;

- левой рукой зажмите ягодицы ребенка, а правой осторожно извлеките наконечник;

- придерживайте 5 минут ягодицы ребенка сжатыми, чтобы раствор не вытекал;

- прикройте промежность ребенка пеленкой до появления стула;

После процедуры следует подмыть ребенка.

Постановка лечебной клизмы


Цель: введения лекарственного препарата через прямую кишку и обеспечения его всасывания.

Оснащение: Резиновые перчатки и фартук, клеенка, пеленка, полотенце, резиновый баллончик (№1-2), газоотводная трубка, марлевая салфетка, емкость с лекарственным препаратом в изотоническом растворе, вазелиновое масло, лоток для отработанного материала.

Выполнение процедуры:

1. Объяснить маме цель и ход проведения процедуры, получить согласие.
2. Постелить клеенку, накрыть ее пеленкой. Выложить полотенце для подсушивания ребенка после проведения процедуры.
3. Вымыть и высушить руки, надеть фартук, перчатки.
4. Подогреть лекарственный препарат до 37-38°С и набрать его в резиновый баллончик.
5. Для облегчения введения наконечника в прямую кишку и предупреждения возникновения неприятных ощущений у ребенка смазать конец газоотводной трубки вазелиновым маслом методом полива.
6. Уложить ребенка на левый бок, ноги согнуть в коленных и тазобедренных суставах и прижать к животу (ребенка до 6 мес. можно уложить на спину и приподнять ноги вверх). Раздвинуть ягодицы ребенка 1 и 2 пальцами левой руки и зафиксировать ребенка в данном положении.
7. Пережав свободный конец газоотводной трубки (предупреждение возможного вытекания содержимого кишечника во время введения газоотводной трубки), ввести ее осторожно, без усилий в анальное отверстие и продвинуть ее в прямую кишку на 2/3 ее длины, направляя сначала к пупку, а затем параллельно копчику.
8. Расположив резиновый баллончик с лекарственным препаратом наконечником вверх, нажать на него снизу большим пальцем правой руки. Не разжимая баллончик, присоединить его к газоотводной трубке.
9. Медленно нажимая на баллончик снизу, ввести лекарственный раствор и, не разжимая резиновый баллончик, отсоединить его от газоотводной трубки, предварительно пережав ее свободный конец (баллончик поместить в лоток для отработанного материала).
10. Извлечь газоотводную трубку из прямой кишки, пропустив ее через салфетку (газоотводную трубку и салфетку поместить в лоток для отработанного материала).
11. Левой рукой сжать ягодицы ребенка на 10 мин. (время, необходимое для уменьшения спазма гладкой мускулатуры кишечника и начала всасывания лекарственного препарата). Уложить ребенка на живот.
12. Для профилактики раздражения кожи обработать пеленальную область тампоном, смоченным вазелиновым маслом. Одеть ребенка.
13. Снять фартук, перчатки, поместить в дезраствор.
14. Вымыть и осушить руки.
15. Для достижения максимального эффекта проследить, чтобы ребенок находился в горизонтальном положении в течение 30 мин. после проведения процедуры.

Алгоритм измерения температуры

Нормальной температура тела у новорожденного ребёнка считается:

- В подмышечной области 36-37° С

- Температура прямой кишки 36,9-37,4° С

- Температура рта у младенца 36,6-37,2° С

Ртутным термометром температура измеряется только в подмышечной области. Для того чтобы измерить температуру у ребёнка этим градусником, его берут на ручки, затем помещают градусник под мышку и придерживают руку ребенка своей рукой, поддерживая градусник, так чтобы он не разбился. Лучше всего чтобы температура измерялась на кушетке, а не на табурете, чтобы, если термометр упадет, он не разбился. Для получения правильного результата температуры достаточно держать градусник от 3 до 5 минут. После того как температура измерена, термометр обязательно нужно разместить в защитный чехол, предварительно встряхнув чтобы сбить результаты измерений.





Воздушные ванны новорожденным



Принимать воздушные ванны рекомендуется с детьми 2-месячного возраста. Однако и до этого надо оставлять ребенка обнаженным на несколько минут на время пеленания. Как показали исследования, оптимальная температура воздуха для здорового, доношенного новорожденного - 20-22 градуса. Для нормального развития ребенка необходим приток свежего воздуха.

Летом можно держать форточку или окно открытыми целый день. В холодное время года открывайте форточку 4-5 раз в день на 10-15 минут. Ребенка на это время не надо выносить из комнаты (достаточно надеть на голову чепчик или потеплее укрыть одеялом), если, конечно, не стоит кроватка так, что поток холодного воздуха устремляется прямо на нее. Если ребенок заболел респираторной инфекцией, у него появился насморк, кашель, то проветривание еще более необходимо. Свежий воздух не только закаливает - он лечит. Перед ночным сном устройте сквозное проветривание - на это время обязательно унесите малыша из комнаты. Допустимо, чтобы воздух опустился до 15 градусов; затем закройте форточки, и через 20-30 минут можно укладывать малыша спать.

Как гулять с новорожденным

В зимнее время впервые вынести малыша на улицу нужно не раньше, чем через 2 недели после выписки из родильного дома, в безветренную погоду и при температуре не ниже минус 5-7 градусов.
Подготовьте его к этому событию, в течение нескольких дней «гуляя» с ним дома при открытом окне по 15-30 минут. Одежда должна быть такой, как для улицы.

Как одевать на прогулку.


При температуре воздуха в комнате 20-22 градуса достаточно двухслойной одежды - наденьте на малыша тонкую распашонку, и байковую кофточку с зашитыми рукавами и свободно заверните его до подмышек сначала в тонкую, а затем в байковую пеленку, предварительно положив между ножками подгузник. Сверху - тонкое байковое одеяло. На голову ничего надевать не надо, во всяком случае после того, как ребенку исполнится две недели. Ситцевую косыночку или чепчик надевайте на малыша только после купания.

В летнее время, конечно, больше приходится опасаться перегрева - он может повлечь за собой кишечное расстройство, повышение температуры, ухудшение общего самочувствия и аппетита. Поэтому на солнце ребенку можно оставаться не больше 5-10 минут и только утром, до 10 часов, или после 5 часов дня. Остальное время его коляска должна стоять под деревьями. Вообще ребенку первого года жизни загорать не рекомендуется.

В зимние месяцы в средней полосе страны детям нужно принимать воздушные ванны таким образом: с детьми в возрасте 1-3 месяцев гулять при температуре не ниже минус 10 градусов, и если нет резкого ветра. Дети в возрасте 3-6 месяцев могут гулять при температуре до минус 12 градусов, а в возрасте около года - до минус 15. Гулять с ребенком желательно два, а в дальнейшем три раза в день в одно и то же время, лучше утром и днем. Продолжительность каждой прогулки с 20-30 минут постепенно увеличьте до 1 -1,5 часа. Лицо ребенка должно быть открытым; если закрывать ему рот и нос, он дышит собственным выдыхаемым воздухом. Из одеяла вокруг лица можно сделать подобие колодца, тогда воздух будет немного обогреваться. Нельзя допускать, чтобы во время прогулки зимой малыш кричал и плакал.

Закаливание на воздухе

Закаливание на открытом воздухе начинают при температуре не менее 22 градусов (в тени), в безветренную погоду. Потом ребенка обнажают и при температуре 18°С, но не ниже.

Нужно помнить об обязательных условиях закаливания:

- наличие тени над всей поверхностью ребенка;

-хорошая защита от ветра.

Начинать закаливание световоздушными ваннами рекомендуется с 2-3-месячного возраста. Первая ванна на открытом воздухе - всего 3 минуты, затем увеличивают на 2-3 минуты. Через каждые 3-5 дней длительность процедуры доводят до получаса.

Уход за ребенком с ДЦП

Детский церебральный паралич - это поражение центральной нервной системы.

Кормление ребенка с ДЦП

Многие дети с церебральным параличом испытывают трудности при кормлении. Это может возникнуть еще в раннем младенческом возрасте (нарушение сосания) и сохраняться в более старшем возрасте когда появляются проблемы с жеванием. Иногда нарушено и глотание. Ребенок не сосет, а сжимает соску деснами. Молоко, вытекая, течет по языку и автоматически проглатывается. Эти нарушения сосания и глотания могут привести к попаданию жидкости и пищи в легкие, поперхиванию, срыгиванию. Частые срыгивания ведут к воспалению пищевода, что вызывает боль и отказ ребенка от еды. Поэтому нужно знать как помочь ребенку справиться с трудностями при приеме пищи. Одно из главных условий - правильное положение ребенка во время еды. Ребенок должен сидеть ровно. Если самостоятельно ребенок не сидит, то его во время кормления надо зафиксировать удерживающими ремнями в правильной симметричной позе. Голова должна быть слегка наклонена вперед, так как держим ее, когда едим ложкой. Если малыш самостоятельно жевать не может нужно подбирать правильно консистенцию пищи (приобрести в магазине или измельчить блендером). Если ребенок захлебывается во время питья, вводимые жидкости можно загустить как кисель. И тогда будет легче проглатывать. Чтобы повысить содержание питательных веществ в еде для получения ребенком необходимого количества энергии и калорий существует множество пищевых добавок в порошках, для подмешивания их в пищу. В тяжелых случаях, когда невозможно накормить ребенка естественным путем, пищу вводят через трубку, введенную через нос в желудок (назогастральный зонд).

РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ О6О5О1 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО

ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ (ОК)

БАЛЛЫ

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

6

ОК 2. Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

8

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

8

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

6

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

5

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

8

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

7

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

10

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

6

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

6

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

6

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

10

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

6

ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

7

90-100 баллов

70-89 баллов

50-69 баллов

0-49 баллов



РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ О6О5О1 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО


ПРОФЕССИНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ (ПК)

БАЛЛЫ

Проведение профилактических мероприятий


ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

3

ПК 1.2 Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

3

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

10

Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.


ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

5

ПК 2.2.Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

10

ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

3

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

10

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

8

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

3

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

8

ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.

6

Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях.


ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.

10

ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.

10

ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.

6

Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

5

Медицинская сестра/Медицинский брат должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по углубленной подготовке):


ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес


ОК 2. Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.


ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.


ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.


ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.


ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.


ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.


ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.


ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.


ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.


ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.


ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.


ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.


ОК 14. Сформировать мотивацию здорового образа жизни контингента.


ОК 15. Организовывать обучение и контроль знаний и умений подчиненных.


ОК 16. Создавать благоприятную производственную среду в трудовом коллективе.


ОК 17. Исполнять воиснкую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


Медицинская сестра/Медицинский брат должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по углубленной подготовке):


Проведение профилактических мероприятий.





90-100 баллов

70-89 баллов

50-69 баллов

0-49 баллов













Литература:


  1. Н.Г. Соколов, В.Д. Тульчинская Сестринское дело в педиатрии Феникс 2009г.


  1. Н.Н. Солодухо, Н.В. Ежова, Е.М. Русакова, Л.С. Аржавкина, С.Н. Ровина Сестринское дело в педиатрии Высшая школа 1999г.


  1. В.Д. Тульчинская, Н.Г. Соколова, Н.М. Шеховцова Сестринское дело в педиатрии Феникс 2001г.

  2. В.Д. Тульчинская, Н.Г. Соколова, Н.М. Шеховцова Сестринское дело в педиатрии Феникс 2008г.

  3. Л.И. Кулешова Основы сестринского дела Феникс 2012г.


© 2010-2022