• Преподавателю
  • Другое
  • Использование синквейна на уроках для развития творческих способностей учащихся

Использование синквейна на уроках для развития творческих способностей учащихся

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОДА СИНКВЕЙНУ:

синквейн как инструмент развития творческих способностей учащихся


Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах - важное умение. Но многим нашим ученикам достаточно сложно выразить свои эмоции и мысли на бумаге.

Для развития образного мышления и творческих способностей можно использовать методику составления синквейна, предложенную Институтом «Открытое общество».

Синквейн - это маленькое стихотворение, состоящее из пяти строк. (Синквейн происходит от французского слова «5»). Написанное в лаконичной форме, оно позволяет описывать суть понятия или явления, а также осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.

Алгоритм составления синквейна:

  1. Первая строка: тема или предмет, выраженные одним словом (сущ.)

  2. Вторая строка: описание темы или предмета (два прилагательных или причастия).

  3. Третья строка: три глагола, характеризующих действия темы/предмета.

  4. Четвертая строка: фраза, выражающая отношение автора к теме/предмету (обычно состоит из четырех значимых слов).

  5. Пятая строка: синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово).

В качестве примера можно привести синквейны, написанные учащимися 5-х классов:

Пирамиды

Величественные, древние

Воздвигнуть, восхищаться, хранить

«Всё на свете боится времени, а время боится пирамид»

Вечность!


Нефертити

Прекрасная, загадочная

Волновать, узнавать, восхищаться «Описывать бесцельно - смотреть!»

Тайна!

Синквейн применяется на разных этапах урока, в зависимости от поставленных учителем задач: в начале урока, перед объяснением нового материала, на этапе повторения или обобщения темы.

Это маленькое стихотворение имеет большую ценность:

  • формирует умение резюмировать информацию, излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах;

  • обогащает словарный запас ученика;

  • развивает образное мышление и творческие способности;

  • помогает создать творческую атмосферу в классе.

Ученица 7б класса Саша Котлова написала синквейн о барокко после изучения темы «Культура России второй половины XVIII века»:

Барокко

Броское и пышное

Восхищает, украшает, чарует

Стиль, олицетворяющий роскошь, вечный праздник

Великолепие!

Синквейны можно использовать не только на уроках литературы или истории. Так, в 11 классе на уроке физики после изучения темы «Электромагнитная индукция» школьники написали проверочную работу в форме синквейна.

Этот приём не только способствует улучшению эмоционального состояния ребят, но и позволяет учителю проверить, как они запомнили важнейшие понятия темы. Например, после изучения темы «Почвы» в курсе географии один ученик написал такой синквейн:


Почва

Глинистая или песчаная

Чернеет, краснеет, вымывается

В ней главное - перегной

Кормилица

Синквейн можно писать индивидуально, в парах или в группах после прочтения текста. Синквейны, написанные в группах, часто бывают интереснее индивидуальных, потому что ребята стараются писать с юмором, более чётко отбирая самые ценные идеи.

И в заключение - синквейн о синквейне:

Синквейн

Стройный, лаконичный

Мыслит, обобщает, собирает.

Помни: краткость - сестра таланта.

Успех!


© 2010-2022