• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад по теме «Состояние, проблемы и перспективы преподавания географии в школе»

Доклад по теме «Состояние, проблемы и перспективы преподавания географии в школе»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Западно-Казахстанская область

Теректинский район

Долинская ОСОШ

Доклад по теме «Состояние, проблемы и перспективы преподавания географии в школе».

Тема выступления:

«Состояние, проблемы и перспективы преподавания географии в школе».

Учитель географии I категории: Кульниязова М.И.











ОблИПК и ППК, 2011г.

Кульниязова Мадина Илимусовна

Дата рождения: 26 октября 1972 года

Образование : высшее, АПИ, 2010 г,

средне-специальное - Уральский пед.колледж - 1996 г.

Специальность по диплому: учитель начальных классов, учитель географии

Категория: - I (2011г).

Педагогический стаж: 22 лет

Должность: учитель географии.

Методическая тема:» Самостоятельная работа учащихся на уроках географии» .

Состояние преподавания предмета:

Основная цель географического образования заключается в овладении учащимися законченной системой знаний и умений, а также с возможностями их применения в различных жизненных ситуациях. Школьное образование ориентируется на формирование всесторонне образованной и инициативной личности учащихся. Доведя до ее сознания систему взглядов идейно - нравственных, культурных и этических принципов норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса. В соответствии с основной целью географического образования необходимо:

1- ориентировать учащихся на приобретение фундаментальных знаний, составляющих основу миропонимания, на развитие их мышления;

2- формировать практические знания и умения прикладного характера.

Исходя из охарактеризованной выше цели были поставлены следующие задачи:

- реализовать принцип вариативности в системе образования;

- усилить личностную направленность географического образования;

- использовать дифференцированное и индивидуальное обучение;

- развивать познавательный интерес к предмету;

- обеспечивать единство содержательной и процессуальной сторон обучения;

- совершенствовать работу, направленную на укрепление здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни;

- развивать умения применять на практике, в повседневной жизни полученные знания.

- продолжить работу с одаренными детьми

Целью работы учителя географии является:

1) Повышение качества географического образования;

2) Изучение и внедрение предпрофильного и профильного обучения;

3) Внедрение в учебно-воспитательный процесс новых информационных технологий.

Цели, поставленные перед учителем, соответствуют школьной методической теме.

Планирование работы учителя географии на учебный год начинается с всестороннего анализа деятельности за прошедший учебный год. Анализ работы подразумевает изучение следующих вопросов:

1) - диагностика уровня обученности и качества знаний обучающихся по результатам срезовых работ, промежуточного тестирования и результатам ЕНТ.

- итогов полугодия и учебного в сравнении с предшествующим периодом.

2) обоснованность выбора учебно-методического комплекса, обеспечивающего преподавание географии в школе.

Доклад по теме «Состояние, проблемы и перспективы преподавания географии в школе».

года

2010-2011

2011-2012

2012-2013

ср. балл

22

20

18

Результаты ЕНТ:

года

2007-2008

2008-2009

2010-2011

ср. балл

-

24

-

Результаты ПГК

Школьная география давно перестала быть «чисто номенклатурным предметом». Учащиеся овладевают теперь основами не только географической, но и смежных с ней наук, в том числе и экологией. Широта образовательно-воспитательной задачи предмета, словом, школьная география развивается и совершенствуется. И моя главная задача привить любовь, интерес к предмету, к науке. Главным считаю совершенствовать урок, т.к. и обучение, и воспитание, и привитие интереса и многое другое идёт через урок и только через урок. И в этом помогают нестандартные типы уроков. Нетрадиционные формы проведения уроков (ролевые игры, пресс-конференции, исследования, путешествия и др.) уже довольно прочно вошли в работу моей системы. Они дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а также развивать их творчество и самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний. Сама организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, особенно результатов деятельности человека, т.е. способствует выработке определённого позитивного отношения к природе. В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, изложения кратких, но точных выводов. Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока (имитируется, например, зал заседаний пресс-конференции), чем снимается бесконечная традиционность урока, оживляется мысль. Такие занятия позволяют шире вводить элементы занимательности, что также повышает интерес к предмету.

Наконец, нетрадиционные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путём использования различных способов изучения нового материала на уроке. При этом нисколько не умаляется необходимый уровень разносторонних научных знаний. Более того - широко используется дополнительный материал. Уроки, как правило, требуют от учащихся сосредоточенной самостоятельной работы и прочных опорных знаний.

Я уже говорила немного об оценке знаний. Пока школа наша немыслима без оценки (отметки). И я работаю над тем, чтобы разнообразить формы контроля знаний. Чтобы получение оценок сделать для ребят приятным событием, чтобы на урок они шли не получать оценку, а получать знания. Будут знания - будет и оценка. Поэтому, кроме стандартных форм контроля знаний, как индивидуально-фронтальный опрос, письменные работы, применяю тестовый контроль знаний, графические и географические диктанты, самоконтроль и самооценку знаний. Отслеживание результатов обучения в географии разработано по видам контроля: вводный, текущий, итоговый.

Программа отслеживания развития.

Виды контроля

Содержание

Методы

Вводный

Уровень знаний школьников, общая эрудиция.

Тестирование, беседа, анкетирование,наблюдение.

Текущий

Освоение учебного материала по теме, учебной единице.

Диагностические задания: опросы, практические работы, тестирование.

Коррекция

Ликвидация пробелов.

Повторные тесты, индивидуальные консультации.

Итоговый

Контроль выполнения поставленных задач.

Представление продукта на разных уровнях.

Задача вводного контроля - анализ учебных возможностей обучающихся. Текущий контроль осуществляется по учебным единицам (в каждой теме может быть несколько). Для каждой учебной единицы составляются измерители трёх уровней: репродуктивного, продуктивного и творческого.

Принцип составления диагностических заданий определения уровней обученности приведён в таблице.

Определение уровней обученности по степени самостоятельности.

Уровень обученности

Типы учебно-познавательной деятельности

Уровни развития учащихся

Уровни умения применять знания

Низкий, репродуктивный, грамотность

репродуктивный

воспроизведение

Воспроизведение действия

Базовый продуктивный, функциональная грамотность

Частично-поисковый

продуктивный

Действие по аналогии в сходных условиях

Высокий, творческий, компетентность.

Исследовательский

творческий

Действия в новых для учащихся условиях

Немыслим интерес к науке без творчества самих учащихся: они пишут рефераты, стихи, рисуют, выпускают бюллетени, газеты, работают с дополнительной литературой, со справочным материалом.

III. Проблемы и перспективы:

Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. А вместе с ними и цели географического образования. Наступивший XXI век требует от преподавателя географии не столько "наполнения" головы школьника разнообразной информацией, сколько обучения умениям самостоятельно получать нужные географические материалы, анализировать их. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию. К сожалению, сегодня географическое образование не использует в полном объеме своего образовательного, развивающего и воспитательного потенциалов. Поэтому выпускники не готовы к быстрой адаптации, не способны самостоятельно принимать решения, активно и творчески использовать полученные знания. Из 45 минут урока - 25 отведено учителю, оставшееся время на 20 - 30 учеников. Получается, что отвечать, рассуждать и доказывать ученик имеет возможность 1 минуту. Созерцательные процессы в его деятельности преобладают над деятельностью ученика. Это преобладание можно рассматривать как подавление реальной объективной активности учащегося. Названные проблемы заставили меня искать особые методические приемы, которые позволили бы сохранить увлекательную форму подачи материала и одновременно создавать условия для саморазвития и адаптации школьников. Я моделировала свои уроки, применяя опережающее, проблемное обучение, групповую и парную работу, организовывала работу по опорным схемам, использовала технические средства. Но не получала полного удовлетворения от уроков и убеждалась в том, что при традиционной организации обучения нет возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям учащегося, сложно добиться эффективного контроля, создать условия для саморазвития школьников. Возник вопрос: что делать? Теоретический ответ, на первый взгляд, прост: географические знания, умения, навыки - ЗУН - перевести из цели в средство, при этом следовать принципу: "Образование - есть способ развития личности, а не накачка информацией". Вопрос в том, как этот переход осуществить на практике. Изучение литературы и передового педагогического опыта позволило мне апробировать в своей практике одну из технологий, позволяющих педагогу ориентироваться на каждого ученика, адаптивную систему обучения, предложенную кандидатом педагогических наук А.С. Границкой, и сформулировать мою ведущую педагогическую идею (гипотезу). Внедрение учителем географии в практическую деятельность АСО обеспечит:

1) повышение качества образования;

2) повышение уровня самостоятельности и познавательного интереса к предмету;

3) повышение способности к поисково-исследовательской деятельности;

4) успешную самореализацию;

5) возможность выбора пути движения с учетом своих возможностей и способностей.

В основе АСО лежит, прежде всего, принципиально новая модель организации обучения учащихся, которая представляет интерес для любого творчески работающего учителя и позволяет получить ответ на вопросы: Как научить детей думать и действовать? Как спланировать и провести урок, чтобы каждый ребенок стал его участником: слабый и сильный, одаренный и не желающий учиться? В условиях АСО обучение - это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде.

Сущность опыта. АСО дает возможность учителю перевести свою деятельность из режима информирования в режим консультирования и управления, а ученикам обеспечить возможность выбора пути движения с учетом своих возможностей и способностей. Продуктивность опыта заключается в том, что такая система работы позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности. Трудоемкость опыта определяется следующими составляющими:

  • диагностика первоначальных знаний и умений по предмету;

  • составление технологических карт;

  • подбор разноуровневых заданий;

  • обучение навыкам самоконтроля и взаимоконтроля;

  • мониторинг деятельности учащихся;

  • определение уровня обучаемости школьников;

  • итоговая диагностика знаний и умений;

  • организация групповой и парной работы.

В чем же заключается система работы при переходе на АСО?

Организационную сущность АСО можно представить в виде модели:

Учитель обучает всех учащихся

Учитель работает индивидуально

Учащиеся работают самостоятельно

В этой модели я, как учитель, часть времени работаю со всеми учениками вместе, обучая их. Остальное время используется для самостоятельной работы учащихся. Казалось бы, что тут нового? Суть в том, что учитель не просто наблюдает за самостоятельной работой школьников, а работает в это время с отдельными учениками индивидуально. По характеру познавательной деятельности выделила 4 вида самостоятельных работ:

  1. работы репродуктивного типа;

  2. работы познавательного типа;

  3. работы творческого типа;

  4. познавательно-практического типа.

Работы репродуктивного типа бывают:

а) воспроизводящие - восстановление в памяти ранее изученного материала, который необходим для понимания нового материала;

б) тренировочные - применяю пред изложением нового материала, а также в закреплении;

в) обзорные - на заключительном этапе закрепления материала;

г) проверочные - проверка качества знаний. У учащихся формируются навыки самоконтроля.

Работы познавательно-поискового типа:

а) подготовительные работы - при их выполнении учащиеся пользуются имеющимися сведениями, при этом убеждаются в неполноте своих знаний по теме, это приводит к необходимости более глубокого изучения нового материала, используя дополнительную литеретуру;

б) констатирующие работы - наблюдение и описание природных явлений и фактов;

в) экспериментально- поисковые - исследования, открытие законов, учитель подтверждает правидьность законов, дает определения.

г) логически-поисковые работы - сопоставление сходных и отличетельных признаков изучаемых объектов.

Работы творческого типа:

а) художественно-образные - написать собственный рассказ (эссе);

б) научно-творческие работы - учебная деятельность выходящая за рамки школьных программ (пректы).

Работы познавательно-практического типа:

а) учебно-практические - изготовление наглядных пособий (шаблонов, графиков, диаграмм);

б) общественно-самостоятельные практические работы - деятельность, выходящая за рамки школьной жизни. Такие работы - не заменимый путь связи обучения с жизнью.

Результаты опроса учащихся о применении новой технологии.

Вопрос: "Что вам дала новая организация учебы?"

Сам регулирую темп работы 86%.

Чаще общаюсь с преподавателем во время урока 72%.

Чаще приходится помогать и объяснять другим 90%.

Больше приходится добывать знания самому, без помощи учителя 100%.

Чаще приходится оценивать знания самому 100%.

Чаще приходится оценивать знания других 100%.

Больше приходится работать во время занятий 100%.

Улучшилось качество знаний 75%.

Я уверена, что переход к АСО создаст надежные предпосылки для соединения обучения, воспитания и развития в единый педагогический процесс.

В последнее время на уроках географии в школе мы стали применять интерактивную доску, возможности которой значительно больше, чем других электронных средств. Применение интерактивных электронных досок позволит каждому присутствующему в аудитории быть активным участником мероприятия - работать в интерактивном режиме. Интерактивные доски очень удобны при обсуждениях на занятиях. Учащиеся могут использовать доску для того, чтобы поделиться своими идеями, обратиться к предыдущим занятиям, вспомнить то, что было пройдено раньше и, таким образом, начать дискуссию. Доска может внести разнообразие в привычный ход работы с помощью игр и опросов, а также предоставить доступ к дополнительным материалам, например, вебсайтам. Преимущества использования интерактивной доски для учащихся и преподавателя существенны. Электронные интерактивные доски поддерживают в учебном кабинете атмосферу оживленного общения и вызывают дискуссии - это существенно помогает при ознакомлении аудитории с новым материалом.
Все опрошенные учащиеся, родители и преподаватели утверждают, что такой урок более веселый, интересный и увлекательный, а также он обрел новый темп и глубину. Учащиеся признают, что работать с интерактивной доской гораздо интереснее, чем просто с печатным материалом. Они считают, что мультимедийный подход помогает сосредоточиться и принимать активное участие в дискуссии. Для преподавателя очень важно, как следует подготовиться и обеспечить хороший темп занятия, сохранив его на протяжении всего времени. Интерактивные доски экономят время, так как они позволяют хранить все материалы в одном компьютере. Интерактивные доски помогают преподнести новую информацию, стимулируют обсуждение темы и процесс создания новых идей. По моим наблюдениям, при использовании электронной доски учащиеся более внимательны, увлечены и заинтересованы, чем при работе на обычной доске. Исследователи утверждают, что рассеянные ученики лучше всего воспринимают информацию, размещенную на телевизионном или компьютерном экране, и доска отвечает этим требованиям. Использование электронных интерактивных досок может сделать образовательный процесс более увлекательным, приносящим ученикам истинное удовольствие, и они начинают уделять учебе больше внимания. К сожалению в нашей школе только один мультимедийный кабинет и поэтому не каждый урок мы можем проводить на интерактивной доске. Но в будущем мы надеемся, что для предмета географии будет специальный мультимедийный кабинет.



Содержание:

  1. Общие сведения об учителе.

  2. Состояние преподавания предмета географии.

  1. цели и задачи работы учителя;

  2. результаты работы;

  3. методы и формы работы.

  1. Проблемы и перспективы в преподавании предмета.

  1. адаптивная система обучения;

  2. виды самостоятельных работ;

  3. интерактивная доска на уроках географии.











© 2010-2022