• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка по теме: «Индивидуальная работа в детских творческих объединениях МБУ ДО ЦВР п. Шолоховский в рамках программы «Край Донской, лазоревый»

Методическая разработка по теме: «Индивидуальная работа в детских творческих объединениях МБУ ДО ЦВР п. Шолоховский в рамках программы «Край Донской, лазоревый»

        С 2005года региональный казачий компонент как составная часть государственного стандарта общего образования, введен в программу обучения в некоторых образовательных учреждениях, имеющих областной статус «казачье». Благодаря поддержке администрации Ростовской области и взаимодействию Войска Донского с органами представительной власти и главами муниципальных образований, идет возрождение традиций казачества. Войсковое казачье общество «Всевеликое Войско Донское» строит свою работу с подрас...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка по теме:


«Индивидуальная работа

в детских творческих объединениях

МБУ ДО ЦВР п. Шолоховский

в рамках программы

«Край Донской, лазоревый»

Методическая разработка по теме: «Индивидуальная работа в детских творческих объединениях МБУ ДО ЦВР п. Шолоховский в рамках программы «Край Донской, лазоревый»















Методическая разработка по теме: «Индивидуальная работа в детских творческих объединениях МБУ ДО ЦВР п. Шолоховский в рамках программы «Край Донской, лазоревый»


Методист первой квалификационной категории

Наталья Владимировна Орлова,

стаж работы в ЦВР 23 года

Люби всё, что с ранних лет

ты впитал в кровь и плоть

в вольных степях твоей Родины.

Казачья заповедь


С 2005 года региональный казачий компонент как составная часть государственного стандарта общего образования, введен в программу обучения в некоторых образовательных учреждениях, имеющих областной статус «казачье». Благодаря поддержке администрации Ростовской области и взаимодействию Войска Донского с органами представительной власти и главами муниципальных образований, идет возрождение традиций казачества. Войсковое казачье общество «Всевеликое Войско Донское» строит свою работу с подрастающим поколением на основе комплексного подхода. Методическая разработка по теме: «Индивидуальная работа в детских творческих объединениях МБУ ДО ЦВР п. Шолоховский в рамках программы «Край Донской, лазоревый»

Упор в разработанном региональном казачьем компоненте государственного стандарта общего образования делается на воспитание будущих граждан России, духовно связанных со своей «малой» родиной, знающих и уважающих ее историю, культуру, национальные традиции, со сформированной потребностью быть нужным, востребованным в своем регионе, чтить культуру и традиции своей Родины, почитать старших, уважать заветы отцов.

На сегодняшний день в департаменте по казачеству Ростовской области зарегистрировано более 30 казачьих учебных заведений дополнительного образования. Методическая разработка по теме: «Индивидуальная работа в детских творческих объединениях МБУ ДО ЦВР п. Шолоховский в рамках программы «Край Донской, лазоревый»

В целях выполнения областного закона №150-ЗС от 29.09.2004 года «Об областной целевой программе по поддержке казачьих обществ» приказом Войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское» от 13.10.2011года приказом № 872 г.Ростова-на-Дону нашему МБУ ДО ЦВР присвоен статус «Казачье».

Администрацией ЦВР были проведены: педсовет по реализации казачьего компонента в воспитании и образовании наших воспитанников, методсовет по утверждению образовательных программ с региональным компонентом, заседания методобъединений по разработке регионального (казачьего) компонента в образовании и воспитании.

Весь коллектив активно работают над созданием целостной системы казачьего образования и воспитания, разноуровнего и дифференцированного в соответствии с разными категориями обучающихся.

-Накапливается опыт реализации регионального компонента, связанного с историей казачества, его культурой, бытом, традициями, фольклором;

-формируется воспитательная система, способствующая становлению личности донского казака, казачки;

-складывается система дополнительного образования: кружки, секции, фольклорный ансамбль;

-улучшилось оформление стендов ЦВР;

-повысился опыт педагогов, реализующих казачий компонент;

-укрепилась связь с родителями.

В своих воспитательных и образовательных программах педагоги дополнительного образования ЦВР используют культурно-исторические традиции донского казачества и региональные особенности донского края, дети знакомятся с историческими традициями жителей донского края, особенностями культурной, духовной и нравственной жизни возрождающегося донского казачества в рамках программы УДО «Край Донской лазоревый».

Составители этой программы: директор МБУ ДО ЦВР Аверьянова Л.С.,

методист Орлова Н.В., педагог-организатор Федосеева С.Н.,

педагог дополнительного образования Бородина Н.В.

Достоинством программы «Край Донской лазоревый» является:

  • предоставление разнообразных форм работы с обучающимися об истории казачества в целом;

  • о судьбах отдельных казаков;

  • об истории Донского края;

  • об искусстве и традициях Дона с использованием викторин, открытых занятий, конкурсов, массовых мероприятий, познавательных игр, литературных и исторических чтений, защита проектов и программ, встреч с земляками и т. д.

С обучающимися проводятся учебные и открытые занятия, а также воспитательные мероприятия, направленные на изучение обычаев, традиций и обрядов донских казаков.

Оборудован музей казачьего быта.

Индивидуальная работа в детских творческих объединениях


В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации сказано, что дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку одаренных и талантливых детей.

В Шолоховском Центре внешкольной работы, в отличие от школы имеются все условия для того, чтобы разделить детей по их индивидуальным особенностям и интересам: учить всех по-разному, корректируя содержание и методы обучения в зависимости от конкретных возможностей, способностей и запросов каждого ребенка.

Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения направлены прежде всего на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.

Принципиальным является то, что учреждение дополнительного образования не заставляет ребенка учиться, а создает условия для грамотного выбора каждым содержания изучаемого предмета и темпов его освоения. Ребенок приходит сюда сам, добровольно, в свое свободное время от основных занятий в школе, выбирает интересующий его предмет и понравившегося ему педагога.

Задача педагога дополнительного образования - не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.

В соответствии с данной технологией для каждого ученика составляется индивидуальная образовательная программа, которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается на характеристиках, присущих данному ученику, гибко приспосабливается к его возможностям и динамике развития.

В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы - индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения.

В Ростовской области неуклонно растет интерес к казачьему образованию, позволяющему сохранять и умножать исторически сложившиеся ценности донской культуры, развивать богатое историческое наследие, традиции и обряды донских казаков.


Персональное взаимодействие педагога с каждым обучающимся является обязательным условием успешности образовательного и воспитательного процесса, ведь ребенок приходит на занятия или воспитательное мероприятие, прежде всего, для того, чтобы в содержательном и эмоциональном аспектах пообщаться со значимым для него взрослым.

Организуя индивидуальный воспитательный процесс, педагог ЦВР решает целый ряд педагогических задач:

- помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нем достойное место;

- выявляет и развивает общие и специальные способности обучающегося, его потенциальные возможно;

- формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию;

- способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании, создает каждому «ситуацию успеха»;

- развивает в ребенке психологическую устойчивость, способность уверенно держаться на показах, выставках, во время выступлений, презентаций и других публичных мероприятий;

- формирует у обучающегося способность к адекватной оценке и самооценке, заинтересованность в получении профессионального анализа результатов своей работы;

- создает условия для развития творческих способностей обучающегося.

Педагогу необходимо отслеживать и организационные вопросы: насколько регулярно ребенок посещает занятия (в случае пропуска 2-3 занятий подряд необходимо позвонить к нему домой и уточнить причины неявки), насколько он активен в учебном процессе и «внеучебных» мероприятиях, каковы его отношения с другими обучающимися. От этих на первый взгляд мелочей во многом зависит успешность всего образовательного и воспитательного процесса, поэтому упускать их из виду педагогу нельзя.

Но самое главное, в ходе индивидуальной работы с каждым обучающимся педагог реализует цели и задачи процесса начального профессионального и социального воспитания и анализирует их результаты (о чем уже было сказано выше).

Методика работы с детским коллективом

Для формирования полноценного детского коллектива, способного самостоятельно развиваться и влиять на формирование отдельной личности, в системе дополнительного образования детей имеются все необходимые объективные условия:

а) вся деятельность происходит в сфере свободного времени ребенка;

б) выбор вида деятельности, педагога и коллектива сверстников осуществляется им добровольно;

в) содержание и формы работы детского объединения могут при необходимости варьироваться.

К тому же, именно в сфере дополнительного образования детей объективно существует потенциальная основа для работы по формированию коллектива - все участники детского объединения занимаются одной в соответствии с выбором профиля (направления), интересной для всех деятельностью.

Но названные объективные условия могут рассматриваться лишь как предпосылка создания детского коллектива. Решающим же фактором является наличие у конкретного педагога желания осуществлять такую работу, продиктованного осознанием ее необходимости для полноценного формирования личности ребенка.

Педагог дополнительного образования как руководитель детского коллектива -это:

• профессионал, который является для ребенка образцом в выбранном им виде творческой деятельности;

• личность, способная помочь ученику стать самостоятельным и творческим человеком;

• воспитатель, который может оказать значительное позитивное влияние на формирование личности воспитанника;

• лидер детского коллектива, целенаправленно влияющий на социальное становление каждого его члена.

Влиять на формирование и развитие детского коллектива в объединении дополнительного образования педагог может:

а) через создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок ощущает себя необходимым и значимым;

б) обеспечивая «ситуации успеха» для каждого члена д.о., необходимые для его самоутверждения в среде сверстников социально адекватным способом;

в) используя различные формы массовой воспитательной работы, в которых каждый воспитанник приобретает социальный опыт, пробуя себя в разных социальных ролях;

Существует несколько несложных педагогических приемов, использование которых поможет педагогу д.п. о. в формировании детского коллектива. Начинать эту работу нужно уже с первых занятий, когда ребята, записавшиеся в детское объединение, еще мало знают друг друга. Именно организация знакомства может стать отправной точкой для формирования взаимоотношений в детском коллективе. Не ограничиваясь обычной перекличкой детей, следует провести небольшую игру-знакомство, во время которой каждый из присутствующих (включая и педагога) расскажет всем немного о себе.

Также с первых занятий нужно начать разработку вместе с ребятами правил поведения и взаимодействия в детском объединении (это может быть «Устав детского объединения» или «Кодекс члена детского объединения»). Правила, обдуманные и изложенные самими детьми, будут осознанно ими соблюдаться без напоминаний педагога.

Тогда же может быть достигнута договоренность между членами детского объединения и педагогом о системе передачи информации. Это тоже будет способствовать формированию у каждого ответственности не только за собственную деятельность, но и других. Подкрепить первоначальные действия по работе с детским коллективом поможет традиционный ритуал - прием в члены детского объединения, в ходе которого каждому новичку вручат членский билет, значок (галстук, шеврон и др.) с изображением эмблемы детского объединения, познакомят с его летописью и самыми успешными воспитанниками. Готовясь к такому мероприятию, каждый из новых членов коллектива выучит девиз и гимн детского коллектива. Все названные атрибуты детского коллектива - результат коллективного творчества детей и педагога.

Продолжением начатой работы по формированию коллектива может стать выбор лидера. Первоначально это может быть староста учебной группы, помогающий педагогу в организационных вопросах: проверке присутствующих на занятии, выяснении причин отсутствия, передаче информации (в школе или по телефону).

Постепенно можно ввести систему временных или постоянных поручений всем воспитанникам детского объединения. Такое поручение (несложное для исполнения) поможет каждому ребенку ощутить себя членом коллектива, так как оно будет выполняться для всех.

В качестве таких несложных поручений могут рассматриваться:

  • проверка готовности всех ребят к занятию (наличие необходимых инструментов, материалов, элементов одежды и др.),

  • организация дежурства во время или после занятия, раздача каких-либо материалов или предметов в ходе занятия,

  • подготовка учебного кабинета к занятию, подготовка какой-либо информации к определенной учебной теме и т.д.

Еще одним проверенным на практике способом объединения обучающихся детского творческого объединения в единый коллектив может стать организация различных форм работы, выходящей за рамки основного учебного процесса. Для сплочения ребят не принципиально, будет ли это день рождения коллектива, прогулка по городу или тематический клубный день. Главное, чтобы в самом этом мероприятии, включая процесс его подготовки, нашлось хотя бы маленькое, но субъективно важное дело для каждого без исключения.

Следующий этап работы по формированию детского коллектива - выборы относительно постоянного детского актива (совета, старостата, детского парламента и др.), который в значительной степени определит жизнедеятельность творческого объединения: именно от детского актива может исходить инициатива в определении тематики и форм не только массовых дел досугово-развивающего характера, но и учебной работы (подготовка выставочных работ, конкурсных выступлений, тематических проектов в рамках темы учебного года и т.д.).

Чтобы выборы актива не воспринимались членами детского коллектива только как желание педагога, необходимо провести предварительную подготовительную работу с детьми, в ходе которой педагог и ребята вместе обсудят необходимость выбора актива, его функции, состав, период деятельности и регулярность смены членов актива. Только после решения всех вопросов можно проводить выборы, «подкрепить» работу актива специальным документом - положением об активе, в котором будут зафиксированы все позиции, связанные с его деятельностью.

Очень сплачивают детский коллектив различные формы выездных мероприятий: профильный лагерь, поход, экспедиция, полевая практика и т.д. Здесь все дети «на виду», от каждого из них зависит состояние всего коллектива, а вкладом каждого определяется общий успех. При организации детской группы в ходе таких мероприятий можно использовать приемы, которые были приведены выше, ведь работа с коллективом не зависит от места и сроков его деятельности.


© 2010-2022