• Преподавателю
  • Другое
  • Рефлексивный отчет об использовании модулей Программы в планировании серии последовательных уроков Модуль оценивание для обучения и оценивание обучения

Рефлексивный отчет об использовании модулей Программы в планировании серии последовательных уроков Модуль оценивание для обучения и оценивание обучения

Раздел Другое
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подвысоцкая Елена Ивановна Портфолио учителя Отчёт A

Группа № 5 3-го уровня

Город Кокшетау 05.06.2013год.



Отчёт А

Рефлексивный отчет об использовании модулей Программы в планировании серии последовательных уроков

Модуль оценивание для обучения и оценивание обучения


Конечно, обдумывай «что»,

но еще больше обдумывай

«как»!

И. Гете

В наше время изменились ученики, родители и общество в целом. Всё чаще мы сталкиваемся с тем, что ученики, которые менее активны в обучении, опускают руки после первой же неудачи, и не хотят пытаться преодолевать препятствия, отказываются выполнять задания, которые представляются им сложными, становятся пассивные в познавательной деятельности, испытывают трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Одна из главных причин неудачи - отсутствие успешности. В результате у ребенка нет надежды на успех в деле, которым он заинтересован, у него появляется альтернативный вариант поведения - избежание неудач. В связи с этим на первый план выходит задача поиска эффективных путей реализации оценочной функции учителя, так как оценка (в любом её виде) является одним из компонентов образовательной деятельности, показателем результативности не только учащихся, но и педагогов. Применение новых подходов в образовании совершенно меняют всех участников учебно-воспитательного процесса.

Все уроки, построенные по новейшим технологиям или обычные рядовые уроки, невозможны без оценивания. Главная цель в оценивании учителя - создании ситуации успеха, как на уроке, так и вне его.

Оценивание - категория, используемая для обозначения деятельности, направленной на систематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решений о дальнейшем обучении. (см. «Руководство для учителя» с. 161 - 165, «Оценивание для обучения и оценивание обучения»).

Считаю, что в нашей деятельности должны присутствовать как суммативный, так и формативный вид оценивания, но наибольшее предпочтение отдаю формативному. Барбер считает, что… «Совершенно очевидно, что учителю нужно регулярно оценивать учеников, чтобы следить за их прогрессом и определять дальнейшие шаги в усвоении учебного материала»

Работая в школе уже 9 лет, для меня всегда было проблемой правильное оценивание знаний своих учеников. Постоянно думая над этим вопросом: я понимаю, как оценивать письменные работы, устные ответы, тесты, но все-таки чего-то недостает, что-то существенное упускается в оценивании отдельных учащихся - и это не давало мне покоя. Ответы на свои вопросы я нашла, при прохождении первого этапа курсов и тогда я поняла, что при наличии внешней оценки (оценки обучения) в моей практике не хватает внутренней оценки (оценки для обучения). Изучив теоретический материал (см. «Руководство для учителя» с. 161 - 165, «Оценивание для обучения и оценивание обучения»), я узнала об оценивании, направленном на определение возможностей улучшения обучения каждого учащегося в разрезе его собственных знаний.

В ходе проведенных мной серии уроков на практике, процесс оценивания происходил по-разному. Использовалось как суммативное, так и формативное оценивание. Оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей, является формативным, иначе оцениванием для обучения (ОдО). Суть его заключается в «процессе поиска и интерпретации данных, используемого учениками и учителем для определения этапа, на котором находятся учащиеся в процессе своего обучения, направления, в котором следует развиваться, и установления, как лучше достигнуть необходимого уровня».

Работа учителя по применению формативного оценивания должна начинаться еще на стадии планирования урока, чтобы способствовать эффективности его проведения. Я как учитель заранее планирую, какие стратегии, виды работ могу провести на уроке для успешного обучения и при этом продумываю, каким образом смогу оценить деятельность каждого ребенка, степень усвоения им знаний по новой теме.

Формативное оценивание использовалось мной в течение всего урока в виде поощрений, поддержки, похвалы на разных этапах ученической деятельности. Детям начальных классов, во время их деятельности на уроках, очень важно ощущать обратную связь: «молодец», «подумай ещё», «верно», «замечательно».

Когда ученики проводили защиту групповых работ, по созданию кластеров и проектов, я спрашивала участников группы: кто сегодня в вашей группе работал активнее всех? Дети давали устную оценку каждому. В начальных классах такие способы оценивания особенно важны, так как, в соответствии с возрастными особенностями, дети нуждаются в обратной связи во время обучения. Формативное обучение помогало мне корректировать деятельность учащихся, стимулировать к дальнейшей работе.

При проведении тестирования, я применяла метод взаимопроверки и взаимооценивания учащихся в группах, в конце уроков ставилась суммативная оценка, которая определяла уровень сформированности знаний, умений, навыков данного урока.

Рис.1 Проведение тестирования в группахРефлексивный отчет об использовании модулей Программы в планировании серии последовательных уроков Модуль оценивание для обучения и оценивание обученияРефлексивный отчет об использовании модулей Программы в планировании серии последовательных уроков Модуль оценивание для обучения и оценивание обучения

В серии последовательных уроков, мной также использовался метод самооценивания и взаимооценивания. Дети оценивали себя и своих товарищей на заранее заготовленных листах оценивания. На первом уроке дети с удовольствием оценивали работу друг друга, но объяснить, за что выставлены оценки, они не смогли. Я спрашивала: « за что ты поставил такую оценку?», но ответы детей чаще всего были односложными и повторялись учениками: «за то, что он (она) работал на уроке». На последующих уроках, прежде чем оценивать, мы разрабатывали критерии оценивания вместе, и многие дети старались объективно оценивать. Например, Илона С. объясняла свои оценки так: «Диане И. я поставила пять потому, что она сегодня хорошо работала, помогала всем в группе, представляла вместе с нами наш флипчарт у доски, Таня З. тоже активно работала и принимала активное участие, я ей поставила пять. А вот Данил О. во время работы списал у другой группы слова, спорил и немного мешал нам работать, поэтому я ему поставила четыре». Конечно, не все дети объективно научились оценивать, и оценки некоторых зачастую завышались. Например: Данияр С. всегда ставил завышенную оценку Даниле О., потому что он его друг, и этим он подчёркивал свои дружеские отношения. На некоторых уроках возникали споры и разногласия из-за необъективного выставления оценок или из-за несогласия с оценкой, которую выставил одноклассник. Я наблюдала за поведением детей, как они оценивают себя и своих одноклассников, давала наставления и рекомендации.

Думаю, причины разногласий между учениками и их необъективности в оценивании могут быть различные. Во-первых, дети могут завысить оценку из-за солидарности и боязни обидеть друг друга. Во-вторых, причина в непонимании целей взаимного оценивания. В третьих, из-за неумения и недостаточного опыта в применении критериального оценивания. А иногда оценка занижалась «в отместку». Это, конечно же, зависит от возрастных особенностей учащихся. Я считаю, что объективности при выставлении оценок нужно добиваться путем тренировки, разъяснения, а также выработки соответствующих конкретных критериев. Работая над вырабатыванием критерий, дети учатся отслеживать свой уровень знаний работы на уроке. Стремятся улучшать свои достижения и делать соответствующие умозаключения. Это оказывает существенное влияние на качество получения учебных знаний, мотивацию и образовательную активность школьника. Каждый вид работы на уроке можно оценивать по-разному. Это может быть наблюдение за активностью учащихся, при котором выявляется степень понимания усвоения каждым учеником материала урока. Такое наблюдение уместно при проведении бесед на уроке. В течение практики я на всех уроках проводила беседы (кумулятивные, исследовательские), при разных этапах урока - при актуализации изученных знаний, для определения степени понимания учениками новых знаний и понятий. Я считаю, что именно оценивание для обучения является важным процессом эффективного обучения. При оценивании мы можем понять трудности обучения.

Формативное оценивание направлено на работу с каждым учеником. Здесь мы ежедневно оцениванием достижения учащихся, способствуем его росту, учитывая его интересы и способности.

Даже просто словесное поощрение на уроке является формативным оцениванием. Оценивая, таким образом, мы даем ребенку уверенность, раскованность, интерес к уроку. Целью этого оценивания является улучшение качества знаний учащихся.

Рефлексия также является способом оценивания. На уроках я придаю большое значение этапу рефлексии. На стадии рефлексии представляются важными не только логические умозаключения, но и эмоциональные переживания. Использую как устные, так и письменные приемы проведения рефлексии. Дети часто выполняли рефлексию на стикерах, записывая плюсы и минусы урока, наклеивали разные смайлики, получали звёздочки за правильные ответы.

Рис.2 Рефлексия на стикерахРефлексивный отчет об использовании модулей Программы в планировании серии последовательных уроков Модуль оценивание для обучения и оценивание обученияРефлексивный отчет об использовании модулей Программы в планировании серии последовательных уроков Модуль оценивание для обучения и оценивание обученияРефлексивный отчет об использовании модулей Программы в планировании серии последовательных уроков Модуль оценивание для обучения и оценивание обучения

Читая их записи, я могла увидеть успехи и недостатки урока, это дало мне возможность анализировать и делать выводы, планируя следующий урок. Например, анализируя записи на стикерах урока по теме «Народ Казахстана», я отметила, что многие ребята написали, что им нравится разгадывать кроссворды, работать в команде, выполнять работу на флипчартах и не понравилось, чтение с пометками (заполнение таблицы Инсерт) - «было трудно»

На четвёртом уроке дети выполнили рефлексию по таблице, закончив предложения:

На уроке я работал…

Своей работой на уроке я…

Урок для меня показался…

За урок я…

Материал урока мне…

Домашнее задание мне кажется…

Свою работу на уроке я оцениваю на…

Данный вид рефлексии дети выполняли уже неоднократно, где мы обсуждали варианты ответов вместе, поэтому многие ответы ребят были одинаковыми. Отметив этот недостаток, я попросила ребят не повторять за другими, а выражать свои мысли. Конечно же, в первую очередь на оценивание детей влияют мои наблюдения за ними в течение всего урока. Например: при групповой работе бывает заметно, как дети работают, какие идеи они подают, как усвоили тему.

Применяя на своих уроках методы взаимооценки, в итоге я ставила суммированную оценку за урок. Я заметила, что при взаимооценивании в группах, оценивает деятельность каждого ученика вся группа, то есть не только один лидер. На каждом уроке я использовала оценочные листы, маршрутные карты, где учащиеся ставили оценки за различные формы работы, используя при этом следующие формы оценивания: самооценивание и взаимооценивание по критериям. Ознакомление с критериями происходило до начала работы.

Для повышения уровня успешности каждого учащегося я начала использовать как один из методов формативного оценивания похвалу. Причем хвалю ученика не в сравнении с другими, более успешными учащимися, а в сравнении с его личностным ростом. «Данила, ты сегодня работал намного лучше, чем вчера», «Мне понравилось, что ты проявлял инициативу при выполнении групповой работы» - всего несколько фраз в течение или в конце урока, а у ребенка загораются глаза, повышается самооценка, и он будет стараться на следующем уроке еще больше проявлять активность в своей работе, а как итог - это его личностный рост и уважение ребят. Также дети научились заполнять таблицу ЗХНИД.

Рис.3 Заполнение таблицы ЗХНИДРефлексивный отчет об использовании модулей Программы в планировании серии последовательных уроков Модуль оценивание для обучения и оценивание обученияРефлексивный отчет об использовании модулей Программы в планировании серии последовательных уроков Модуль оценивание для обучения и оценивание обученияРефлексивный отчет об использовании модулей Программы в планировании серии последовательных уроков Модуль оценивание для обучения и оценивание обучения

На этапе апробации этот метод вызвал определённые сложности, поскольку детям было сложно изложить свои мысли в письменном виде. Это упражнение требует тренировки, выработки определённых навыков, а также дополнительную затрату времени. Ученики, у которых высокий уровень мотивации хорошо справились с заданием, так как они без труда могут выразить свои мысли, вспомнить ход урока. Остальные дети, заполняя таблицу, (особенно сложно дались 4 и 5 её графы - что я должен изучить и что нужно делать дальше), часто обращались ко мне за помощью, советовались со мной. Метод ЗХНИД дает детям возможность проанализировать свою деятельность на каждом этапе урока, оценить свои способности и возможности, ставить задачи на будущее. Анализируя записи детей в таблице ЗХНИД, я могла увидеть интересы и увлечения детей. Так Галина Щ. указала, что ей очень понравился урок на тему: «Из истории нашего государства..» и в будущем хочет, побольше узнать о доблести и мужестве батыров, которые храбро сражались против джунгар, и познакомиться с историей создания нашего государства. Екатерина Э. запланировал узнать о джунгарах подробнее в интернете, Данияр С. задал конкретный вопрос: «Почему война с джунгарами является народной?» При проведении формативного оценивания, конечно, не нужно забывать и о суммативном оценивании, ведь итоговая оценка за урок - это суммативная оценка, состоящая из формативных оценок за каждый вид работы в течение урока. Во время практики пришла к выводу, что формативное оценивание позволяет учащимся увидеть успехи и недочеты на каждом этапе работы и дает возможность улучшить свой результат. Этому способствует создание ситуации успеха. Поэтому некоторые изменения в умении оценивать все же произошли в детях. Изученная нами программа интегрирования семи модулей в учебный процесс, уже принесла свои плоды. Наблюдая за деятельностью учащихся, я отметила положительные изменения, как во взаимооценивании, так и в самооценивании. Формирующее оценивание помогает мне как учителю получить информацию о том, насколько успешно учатся ученики, и мое внимание сосредоточено в большей степени на отслеживании и улучшении учения и принятия решения, как улучшить и развивать обучение. Благодаря оцениванию, так как дети сами себя оценивали, они глубже вникали в материал и учились сами себя оценивать (я только направляла учащихся и, если возникали трудности, старалась им помочь). Формативное оценивание дало возможность моим ученикам улучшить процесс обучения. Обратная связь позволила мне находить более эффективные методы для реализации поставленных учебных целей, тем самым мотивируя учеников на активное включение в процесс обучения. В дальнейшей своей практике я обязательно продолжу работу над применением всех видов оценивания, буду изучать соответствующую литературу, пробовать, искать - и, думаю, у меня всё получится.

Отсюда следует вывод: если мы хотим сегодня сделать учеников нашими союзниками в обучении, если мы хотим научить детей учиться, если мы хотим сделать обучение осмысленным - мы должны изменить не только процесс обучения, но и систему оценивания. Ш.А.Амонашвили считал, что: «Оценка деятельности и поведения ребёнка только тогда играет позитивную роль в воспитании, когда оценка результатов деятельности отделена от оценки личности ребёнка» Пусть ученик строит траекторию собственного продвижения. Пусть ученик оценивает достижение результата, совместно с учителем, вырабатывает критерии оценки достижений. Оценка учителя не должна нести карательную функцию. Учитель должен оценивать для того, чтобы улучшать результаты, но не для того, чтобы «поймать» на незнании. Мы должны понимать и помнить три аспекта формирующего оценивания: оценка обучения; оценка для обучения; оценка как обучение.

Использованная литература:

1 - «Руководство для учителя» с. 161 - 165, «Оценивание для обучения и оценивание обучения»










8


© 2010-2022