• Преподавателю
  • Другое
  • Статья Особенности развития изобразительных умений в условиях инклюзивного образования дошкольное образование

Статья Особенности развития изобразительных умений в условиях инклюзивного образования дошкольное образование

Таким образом, инклюзивное образование - является новым этапом в развитии образования в целом. Но на сегодняшний день мало изучена проблема формирования конкретных умений в какой-либо области детской деятельности у типичных дошкольников и дошкольников с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования. Так, например, отсутствуют исследования по проблеме развития изобразительных умений у детей среднего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования.
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья Особенности развития изобразительных умений в условиях инклюзивного образования дошкольное образованиеОсобенности развития изобразительных умений в условиях инклюзивного образования


Социально-экономические преобразования, происходящие в Казахстане в последние десятилетия, дали мощный толчок к обновлению системы образования на основе принципов демократизации и гуманизма. Выдвижение приоритета общечеловеческих ценностей повлекло за собой изменения в отношении нашего общества к детям с особыми образовательными потребностями. Центром внимания педагогической общественности закономерно стал вопрос об инклюзивном образовании.

Е.Г. Елисеева определяет инклюзивное образование как включающее образование. В переводе с английского (inclusion - «включение»), причем такое включение, которое гарантирует поддержку всем включенным субъектам, в каком бы виде она не потребовалась .

Проблема инклюзивного образования, которое понимается как процесс обучения детей с особыми образовательными потребностями в образовательных учреждениях общего типа, в настоящее время находится в центре внимания казахстанских педагогов. Об этом свидетельствует большое количество публикаций за последние годы: Р.А. Сулейменова (2012 год); А.А. Лапова (2013 год); Л.А. Попова (2013 год) и др.

Авторы данных публикаций обращают внимание не только на положительные стороны инклюзивного образования, но и рассматривают ряд проблем, стоящих на сегодняшний день. Так, Р.А. Сулейменова отмечает: «Включение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательные учреждения без создания необходимых образовательных условий и учебно-методического обеспечения приводит к стихийной и формальной интеграции» .

А.А. Лапова пишет: «Успех инклюзивного образования лежит не столько в педагогической, сколько в социально-правовой сфере, для него требуется не только знание методик, но и изменение менталитета всего общества, его отношения к людям с ограниченными возможностями развития и к их правам» .

Л.А. Попова отмечает: «Плюсы инклюзивного образования в отношении детей с ограниченными возможностями в развитии заключаются в большей возможности адаптироваться в социуме, в котором предстоит жить. Совместное обучение с обычными детьми дает образец нормативного поведения и жизнедеятельности. В качестве рисков следует назвать невозможность получить в условиях общего образования весь спектр психолого-педагогического сопровождения, в котором нуждается такой ребенок для того, чтобы успешно учиться. Ученые так же указывают на недостаток исследований о влиянии совместного обучения на качество обучения детей с обычным развитием» .

Итак, наряду с положительными сторонами, можно говорить о некоторых проблемах, стоящих на сегодняшний день: необходимость изменение менталитета всего общества; создание необходимых образовательных условий и учебно-методического обеспечения; подготовка преподавательского состава, педагогов, психологов.

Кроме того, мало изучена проблема формирования конкретных умений в какой-либо области детской деятельности у типичных дошкольников и дошкольников с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования. Так, например, отсутствуют исследования по проблеме развития изобразительных умений у детей среднего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования.

Для того, чтобы определить понятие «изобразительные умения» и рассмотреть его сущность, определим понятия «умения», «изобразительный», «изобразительная деятельность» которые составляет основу рассматриваемого нами понятия. Анализ литературных источников позволил определить основные понятия представленные на рисунке (Рисунок 1).

Умения - это освоенный субъектом способ выполнения действия (А.В. Хуторская, В.М. Полонский)

Изобразительные умения - освоенные субъектом способы действий по передаче в виде наглядного образа предметов и явлений окружающей действительности, впечатлений, полученных в жизни, своего отношения к изображаемому

Изобразительная деятельность - художественно-творческая деятельность, направленную на отражение впечатлений, полученных в жизни, и на выражение своего отношения к изображаемому (Т.С. Комарова)

Изобразительный - передающий в виде наглядного образа

(С.И. Ожегов)






Рисунок 1 - Определения основных понятий

Итак, изобразительные умения - освоенные субъектом способы действий по передаче в виде наглядного образа предметов и явлений окружающей действительности, впечатлений, полученных в жизни, своего отношения к изображаемому.

Среди основных изобразительных умений дошкольников Т.С. Комарова выделяет:

- умение передавать форму частей предмета, цвет, строение и пропорции;

- умение использовать приёмы изображения;

- умение пользоваться материалами и инструментами для изображения .

Программа обучения и воспитания детей среднего дошкольного возраста «Зерек бала» предусматривает развитие следующих изобразительных умений:

Лепка:

- знать свойства различных материалов (глины, теста, пластилина) и основные приёмы работы с ними;

- уметь лепить из куска глины, теста, пластилина, используя приёмы ощипывания, отрывания, сплющивания, вытягивания;

- уметь раскатывать комок между ладонями и на плоскости прямыми и круговыми движениями;

- уметь лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей, соединять части друг с другом;

- изображать овощи и фрукты, а так же некоторые предметы: продукты питания (баурсаки, печенье, конфеты, колбаски); предметы посуды (пиала, чашка, мисочка, тарелка); игрушки (мяч, зайчик); животные (ёж, птица, мышка, кошка); сказочные персонажи («Колобок катится», «Котята играют»);

- освоить простейшие способы лепки животных;

- уметь объединять индивидуальные работы в коллективные композиции.

Аппликация:

- уметь изображать овощи и фрукты, продукты, предметы посуды, игрушки, животных;

- располагать и наклеивать крупные и более мелкие элементы, подготовленные взрослым (сначала составлять на листе бумаги изображения предметов, затем наклеивать их);

- знать закономерности расположения предметов и орнамента на плоскости с учетом формы, цвета и величины, составления узоров из геометрических элементов (соблюдать последовательность элементов, расстояние между ними);

- располагать на бумаге разной формы некоторые элементы казахского орнамента «След барана», «Клюв птицы», «Крылья птицы»;

- уметь аккуратно набирать клей на кисть, намазывать готовые формы на клеенке, пользоваться салфеткой для удаления остатков клея;

- иметь представления о возможностях бумаги: рвется, мнется, легко сминается.

Рисование:

- уметь проводить в разном направлении прямые линии (ленточки, дорожки), пересекать их (забор, лесенка);

- уметь изображать овощи и фрукты, некоторые продукты питания, предметы посуды, игрушки, животных, простейшие природные явления, сказочных персонажей;

- уметь рисовать предметы округлой формы (воздушные шары, по небу плывут облака);

- уметь изображать предметы четырёхугольной формы (платочки, флажки, салфетки), сочетать их с округлыми формами (тележка, вагончики, машина);

- освоить простейшие способы рисования животных (из двух - трех частей);

- освоить технические навыки и умения (закрашивание карандашом, краской в одном направлении), выполнять разнонаправленные движения кисти руки при передаче образов предметов, явлений;

- уметь рисовать некоторые элементы казахского орнамента «След барана», «Клюв птицы», «Крылья птицы» и дымковской росписи «Точки», «Листья», «Пересекающиеся полосы»;

- иметь представления о закономерностях расположения орнамента на плоскости с учетом формы, соблюдать последовательность элементов, расстояние между ними;

- иметь представления о нетрадиционных способах рисования (пальчиком, ладошкой, печатками, палочкой, губкой и т.п.);

- уметь держать карандаш, кисть, аккуратно пользоваться краской (гуашью), знакомить детей с основными цветами и их оттенками.

Итак, анализ программы позволил выделить основные изобразительные умения, которыми должны овладеть дошкольники среднего возраста. Но программой не рассмотрены возможности развития этих умений в условиях инклюзивного образования, нет конкретных рекомендаций по развитию изобразительных умений дошкольников с особыми образовательными потребностями.

В связи с этим следует рассмотреть особенности развития изобразительных умений дошкольников среднего возраста в условиях инклюзивного образования.

Первой особенностью является осуществление индивидуального подхода. В зависимости от особенностей развития, дети с особыми образовательными потребностями могут медленнее усваивать те или иные изобразительные навыки. Педагогу следует обращать внимание на этих детей, отслеживать, как идёт процесс освоение навыка и оказывать им помощь. При необходимости нужно уделить больше времени для закрепления полученных изобразительных навыков через индивидуальные виды работ.

Вторая особенности - инклюзивное образование даёт возможность организации коллективной творческой деятельности детей с особыми образовательными потребностями вместе с остальными детьми. Это развивает в детях чувство товарищества, коллективизма, взаимопомощи. На каждом занятии, организованном в форме коллективной творческой деятельности необходимо подчёркивать, что ребятам предлагается вместе сделать ту работу, которую трудно было бы сделать одному.

Кроме того, коллективная работа активизирует процесс развития изобразительных навыков детей за счёт того, что дети ориентируются на своих сверстников, которые хорошо справляются с заданиями и стараются выполнить так же.

На каждом занятии, организованном в форме коллективной творческой работы, нами соблюдалась определенная последовательность:

1. Подготовка детей к работе, углубление и повторение материала по теме занятия, формирование художественных образов, порождающих желание воплощать их в собственной коллективной деятельности. Для достижения этой цели использовались беседы, показ интересного иллюстративного материала по теме, репродукций, подготовка панно, на котором в последующем будет представлена коллективная композиция.

2. Выполнение работы, воплощение детьми в композиции образов окружающей действительности, творческое взаимодействие детей. Этот этап условно делился на три части: планирование работы, ее выполнение и оценка. Цель этого этапа - не только предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, но и создать в ходе коллективного творчества условия для творческого взаимодействия детей, содействующие не только эстетическому и художественному развитию детей, но и формированию у них умений творчески работать в коллективе.

3. Взаимодействие детей с завершенной работой, осознание своего вклада в общую работу.

Третья особенность - сотрудничество с семьей. Для успешности развития изобразительных навыков в системе инклюзивного образования должно осуществляться конструктивное взаимодействие «ребенок - семья - педагог». Включение родителей в образовательный процесс детского сада является неотъемлемым компонентом. Для овладения изобразительными навыками с ребёнком дома должны выполняться упражнения на развитие мелкой моторики, организовываться работа с трафаретами, шаблонами, клеем, бумагой и др.) Без помощи родителей результат окажется не таким значимым. Родителей нужно так же привлекать к участию в занятиях с детьми, чтобы они могли радоваться малейшим успехам, получить рекомендации по ходу занятия для продолжения работы дома.

Таким образом, инклюзивное образование - является новым этапом в развитии образования в целом. Но на сегодняшний день мало изучена проблема формирования конкретных умений в какой-либо области детской деятельности у типичных дошкольников и дошкольников с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования. Так, например, отсутствуют исследования по проблеме развития изобразительных умений у детей среднего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования.

В связи с этим были рассмотрены особенности развития изобразительных умений дошкольников среднего возраста в условиях инклюзивного образования: осуществление индивидуального подхода; организации коллективной творческой деятельности; сотрудничество с семьей.





Получатель:

ТОО Уралнаучкнига

Почтовый адрес: г.Уральск:

р/с KZ399260201133829000

ул. Гагарина 52/1

УФ АО Казкомерцбанк, БИК KZKOKZKX

БИН 050540011725, РНН 270100227586

МФО 194901706

Плательщик

Удачина И.Л.

Адрес , телефон

Удачина Ирина Леонидовна Казахстан, Северо-Казахстанская Область, Есильский район, с. Петровка ул. Жаркова 125 150512

Счет № 25682 от 2015-03-12 14:09:23

Назначение платежа:

Ед.изм.

Кол-во

Цена

Сумма

За печать статьи Удачина И.Л. Особенности развития изобразительных умений в условиях инклюзивного образования

Стр.

5

500

2500

Почтовая доставка заказным письмом

Штук

1

500

500

Итого




3000

три тысячи казахских тенге


Менеджер:


Устименко Е.В.

Получатель не является плательщиком налога на добавленную стоимость

Счет является действительным в течении 60 дней с момента выписки



© 2010-2022