- Преподавателю
- Другое
- Обобщение опыта по теме Возможности ИКТ на уроках домоводства
Обобщение опыта по теме Возможности ИКТ на уроках домоводства
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Андросова В.А. |
Дата | 21.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ОКОУ« Железногорская школа для детей с ОВЗ »
ВОЗМОЖНОСТИ ИКТ
НА УРОКАХ ДОМОВОДСТВА
Уважаемые коллеги.
Я представляю вам обобщение опыта по теме « Возможности ИКТ на уроках домоводства» в рамках целого отдельного курса по предмету « Домоводство».
Рабочая программа учебного предмета « Домоводство» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под редакцией И. М. Бгажноковой (Москва « Просвещение» 2003г.). Целью предмета «Домоводство» специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида является формирование у каждого ребёнка того необходимого запаса знаний, навыков и умений. Он позволит ему уверенно начинать самостоятельную жизнь после окончания школы, успешно адаптироваться в ней и интегрироваться в социум. Изучение предмета «Домоводство» способствует решению основных задач по формированию у обучающихся: знаний и умений бытового труда (личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой и обувью и другими предметами обихода), а также изучение знаний и умений ухода за домашними животными; умений общения; представлений и знаний культуры взаимоотношения с различными людьми; эмоционально положительного отношения к окружающим; познавательной деятельности. Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, диафильмов. Для успешного усвоения учебного материала, а также развития интереса к предмету я провожу уроки - презентации с применением компьютерных средств. Мультимедийные презентации прочно вошли в школьную жизнь.
В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появлений новых знаний. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком информационно - коммуникационных технологий. В связи с изменением доминанты профессиональной деятельности и увеличение доли информационного сектора в экономике необходимо готовить школьников к разнообразным видам деятельности, связанным с обработкой информации, в частности, освоении средств информации и ИКТ.
В учебной программе предмет « Домоводство» появился довольно давно, но до настоящего времени мы не имеем учебников и тетрадей.
В условиях дефицита методических разработок учителю приходится искать информацию в различных источниках. Неоценимым ресурсом для этого служит Интернет.
Какие же возможности даёт использование ИКТ на уроках домоводства?
1.Изложение учебного материала можно построить в соответствии с особенностями познавательной деятельности той или иной категории детей. При этом учебный материал подается в виде последовательности слайдов в темпе и объёме адекватным специфическим особенностям и возрастным возможностям обучающихся слайд (1-4).
2. Использование средств мультимедиа расширяет возможности предъявления самой учебной информации: научно-познавательный тексты (слайд 5-7), рисунки (слайд 8), схемы, таблицы (слайд 9), пословицы, скороговорки, кроссворды (слайд 10-11), видео и аудио фрагменты.
3.Возможности ИКТ позволяют выполнять практическую работу под руководством компьютера (слайд 12).
4.ИКТ используется не только при объяснении нового материала и его закреплении в форме игр и викторин (слайд13-14), а также при организации текущего, итогового контроля (слайд15-16) и позволяет провести проверку.
5.Возможности ИКТ позволяют иллюстрировать объяснительный материал. Эффектный дизайн с элементами анимации делает изучаемый материал привлекательным и интересным, усиливает мотивацию обучающихся, рождает желание узнать, что-то новое (слайд17-20).
6.Моделирование реальных ситуаций на занятиях. (слайд21).
7.Возможность распечатать необходимые слайды решают проблему тиражирования дидактического и раздаточного материала к уроку.
8. При выполнении творческих работ, обучающиеся учатся работать с информационными каталогами. Учатся использовать информацию из сети Интернет, указывать источники получения информации, приобретают культуру работы с документами.
Но в погоне за применением компьютерных технологий учитель не должен забывать и о традиционных формах и методах обучения.
Рассмотрим все «за» и «против» использования ИКТ. Вся программа по предмету « Домоводство» изучается по разделам (слайд22). Один из важных разделов «Трудоустройство», изучается в 9 классе (слайд23).
При изучении темы «Учреждения и отделы по трудоустройству», исходя из опыта работы, я отдаю предпочтение традиционной форме обучения - экскурсии. Обучающиеся знакомятся с отделом кадров, бюро по трудоустройству, а так же с перечнем специальностей, которые они могут получить в нашей школе.
А при изучении темы «Оформление на работу», «Деловые бумаги» мы проводим практические работы. На этих уроках обучающимся предлагается перечень необходимых документов для оформления на работу. Цель такого ознакомления - учить обучающихся, прочитывать и осмысливать предлагаемый текст, отвечать на вопросы, находить свои данные в паспорте, переносить их в тот или иной бланк.
А вот при проведении обобщающего урока мы можем использовать презентацию. В чём её в данном случае преимущество?
Изложение учебного материала я могу построить в соответствии с особенностями познавательной деятельности той или иной категории детей, учитывая необходимость многократного повторения, возврата к предыдущему материалу, соблюдая принципы преемственности, последовательности и повторяемости. При этом учебный материал подаётся в виде последовательности слайдов в темпе и объёме, адекватным специфическим особенностям и возрастным возможностям обучающихся. Презентация позволит использовать различные формы и виды деятельности на уроке для развития различных видов мышления ученика.
В заключении я хочу сказать, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ и традиционных форм урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса.