Методические рекомендации по комплектованию УМК и КОС УД и ПМ

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

КОЛЛЕДЖ ПО ПОДГОТОВКЕ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ №16 ДЕПАРТАМЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОМПЛЕКТОВАНИЮ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ



Разработала:


Заведующая методическим отделом

Сазонова Татьяна Александровна



  1. Общие положения

    1. Настоящие Методические рекомендации разработаны на основе Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, нормативных актов Министерства образования и науки Российской Федерации, нормативных актов Департамента социальной защиты населения города Москвы, Департамента образования города Москвы, Устава Колледжа.

    2. Целью настоящих рекомендаций является:

- регламентация порядка разработки и формирования учебно-методических комплексов дисциплин (профессиональных модулей) в соответствие с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования;

- совершенствование содержания и методики обучения учебным дисциплинам (профессиональным модулям) основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования;

- повышение эффективности и качества обучения.

1.3. Обязанность по разработке (доукомплектованию, совершенствованию) учебно-методического комплекса по дисциплине (профессиональному модулю) возлагается на преподавателя (группу преподавателей), который осуществляет профессиональную подготовку в рамках соответствующей дисциплины (профессионального модуля), согласно должностной инструкции педагога.

  1. Задачи

    1. Основными задачами учебно-методических комплексов дисциплин (профессиональных модулей) являются:

- оптимизация содержания, совершенствование преемственности материала;

- формирование образовательной среды, максимально приближенной к условиям будущей профессиональной деятельности обучающихся;

- повышение эффективности форм, методов обучения и способов учебной деятельности;

- оптимизация учебно-методического обеспечения учебных дисциплин (профессиональных модулей);

- совершенствование форм текущего, промежуточного и итогового контроля, организации проведения итоговых аттестационных испытаний.

3. Содержание УМК учебной дисциплины и профессионального модуля

1. Нормативная и учебно-методическая документация. Содержа­ние этого компонента УМК слагается из совокупности норма­тивных и учебно-методических документов, регламентирующих образовательный процесс по подготовке специалиста той или иной области по соответствующей учебной дисциплине. В них входят:

  • Государственные требования к минимуму содержания и уров­ню подготовки выпускников по специальности задают необходимое минимальное содержание и уровень подготовки выпускников по соот­ветствующим дисциплинам; вводятся такими понятиями, как «иметь представление», «знать», «уметь», «иметь навыки», определяются обязательным набором дидактических единиц.

  • Перечень оборудования кабинета и (или) лаборатории - доку­мент включающий рекомендательный набор современного оборудо­вания и ТСО для обеспечения качественной реализации образователь­ного процесса по учебной дисциплине.

  • Рабочая учебная программа - учебно-методический документ, в котором в соответствии с ГОСТом определены содержание обуче­ния, последовательность и наиболее целесообразные способы его ус­воения студентами.

  • План учебного занятия (технологическая карта занятия) - учеб­но-методический документ, разрабатываемый преподавателем на каж­дое учебное занятие для обеспечения эффективной реализации содер­жания образования, целей обучения, воспитания и развития студен­тов формирования у них практических знаний, умении и навыков.

2. Средства обучения. В них входят:

  • Учебно-методическая литература:

    • учебная литература:

      • перечень учебников, учебных пособий, справочников, задач­ников, каталогов, альбомов;

      • тексты лекций;

      • образцы производственной документации (технической, тех­нологической, нормативной и др.) в зависимости от профиля специальностей, по которым ведется подготовка специалистов в колледже;

    • методическая литература (приложение №2):

      • частные методики изучения дисциплин. Они определяют мес­то соответствующей учебной дисциплины в общей системе дисциплин учебного плана, ее основные учебно-воспитатель­ные задачи и роль в подготовке специалистов конкретной спе­циальности, раскрывают современные методы, средства и наи­более рациональные формы организации учебных занятий по данной дисциплине;

      • методические рекомендации освещают актуальные общемето­дические вопросы и вопросы конкретной методики преподава­ния учебной дисциплины, предлагают порядок, последователь­ность и технологию работы преподавателей по подготовке к учебным занятиям. Методические разработки подробно из­лагают вопросы изучения отдельных, как правило, наиболее сложных для изучения тем учебных программ, сценарии про­ведения различных видов учебных занятий с применением со­временных технологий обучения;

      • методические и (или) инструктивно-практические указания чаще разрабатывают по лабораторно-практическим работам и практикам, проведение которых предполагает соблюдение определенных мер предосторожности.

      • Учебно-наглядные пособия:

        • перечень изобразительных пособий (плакаты, схемы, рисун­ки, фотографии, чертежи, графики, таблицы, диаграммы);

        • перечень натуральных пособий (приборы, механизмы, инст­рументы, детали, материалы, минералы, гербарии, модели, макеты, разрезы, муляжи);

        • раздаточный дидактический материал - учебные карточки-задания, логические структуры, дидактические материалы для выполнения самостоятельных, лабораторных и практических работ и курсовых проектов, заданий для проектирования изде­лий и технологических процессов, развивающих у студентов творческое мышление в конструкторской, технологической и экономической областях;

        • перечень технических средств обучения (аудио-визуальные технические средства, технические средства программиро­ванного обучения, тренажеры, компьютерные средства обу­чения).

3. Средства контроля. Система средств контроля должна быть рассчитана на обеспечение объективного контроля за ходом усвое­ния студентами учебного материала на четырех уровнях, регламен­тированных ГОС СПО. Создаются средства контроля и с учетом того, для каких форм проверки они предназначаются (устной, пись­менной, практической). Создание средств контроля обусловлено и видами контроля, при проверке которых эти средства будут ис­пользованы. В настоящее время по учебным дисциплинам приме­няются следующие виды контроля за ходом и качеством теорети­ческого обучения:

  • входной;

  • текущий;

  • рубежный;

  • итоговый.

Средства контроля на бумажном носителе - контрольные вопро­сы, тесты, контрольные работы, кроссворды, зачетные задания и по курсовым работам, экзаменационные билеты и др. Особую ценность представляют вопросы продуктивного характера, включающие объяс­нения, обоснования и решения практических задач. Ценно, когда воп­росы разрабатываются не для одного отдельно взятого занятия, а сра­зу на все формы учебных занятий в пределах учебной темы, раздела и рассчитываются на различные уровни усвоения учебного материала, последовательную активизацию мышления студентов. Педагогичес­кие тесты подразделяются на:

  • тесты первого уровня (выборочные): тесты опознания, разли­чения, соотнесения;

  • тесты второго уровня: тесты-подставки, конструктивные тес­ты, тесты-процессы;

  • тесты третьего уровня: тесты-задачи, тесты-процессы.

Со­держание УМК учебной дисциплины и профессионального модуля необходимо целенаправленно со­вершенствовать по всем трем его составным компонентам, включая нормативную и учебно-методическую документацию, средства обуче­ния и средства контроля (приложение №1).







Структурированное содержание УМК учебной дисциплины и профессионального модуля


Наименование компонента документа

I. Нормативный компонент:

  • извлечение из ФГОС СПО - Государственные требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по соответст­вующей дисциплине;

  • примерная программа учебной дисциплины;

  • рабочая программа учебной дисциплины;

  • типовой перечень оборудования кабинета, лаборатории;

  • план учебного занятия (технологическая карта занятия);

  • таблица межпредметных связей.

II. Общеметодический компонент. Методические рекомендации:

  • по планированию занятий;

  • по реализации воспитательного потенциала дисциплины;

  • по использованию технических средств обучения;

  • по управлению самостоятельной внеаудиторной работой студентов;

  • по написанию и защите рефератов;

  • по проведению семинарских занятий по учебной дисциплине;

  • по изучению учебной дисциплины студентами заочного отделения.

III. Методический компонент темы учебной дисциплины:

  • конспекты лекций;

  • дополнительные информационные материалы о достижениях современ­ной науки, техники, технологии;

  • вопросы для актуализации опорных знаний по ранее изученным темам;

  • вопросы для закрепления и проверки знаний по теме;

  • задания для самостоятельной работы студентов на занятиях (варианты);

  • домашние задания (варианты с указанием примерных затрат времени

  • на выполнение);

  • руководство к лабораторным работам;

  • руководство к практическим работам;

  • методические и (или) инструктивно-методические указания по проведению лабораторных работ;

  • методические и (или) инструктивно-методические указания по проведению практических работ;

  • методические рекомендации по изучению темы (частная методика преподавателя);

  • методическая разработка изучения наиболее сложной темы учебной программы;

  • методические разработки сценариев проведения различных видов учебных занятий с применением современных технологий обучения;

  • основная и дополнительная литература для изучения темы;

  • перечень тем рефератов, докладов, сообщений.

IV. Методический компонент "Курсовая работа":

  • тематика курсовых работ (проектов);

  • перечень литературы, нормативно-технической документации, средств вычислительной техники, рекомендуемых к использованию при выполнении курсовой работы (проекта);

  • методические рекомендации по выполнению курсовой работы (проекта) по учебной дисциплине;

  • образцы выполнения курсовой работы (проекта).

V. Методический компонент "Контроль знаний и умений студентов":

  • классная контрольная работа;

  • перечень контрольных вопросов к зачету по учебной дисциплине;

  • перечни вопросов и типовых задач (упражнений), включаемых в экзаменационные билеты по учебной дисциплине;

  • задачи к экзаменационным билетам (варианты);

  • экзаменационные билеты по учебной дисциплине;

  • перечень литературы, нормативно-технической документации, наглядных пособий, ПСО, допускаемых к использованию при проведении экзаменов по учебной дисциплине.

4. Ответственность педагогических работников

Педагогические работники Колледжа, осуществившие разработку материалов учебно-методических комплексов дисциплин (профессиональных модулей), несут персональную ответственность за качество и степень комплектования комплексов в соответствие с локальными актами Колледжа.

Контроль за состоянием и процессом комплектования учебно-методических комплексов дисциплин (профессиональных модулей) осуществляет заместитель директора по учебно-методической работе и председатели предметных (цикловых) комиссий Колледжа в соответствие с утвержденными планами работы.

Разработанный материал к учебно-методическим комплексам дисциплин (профессиональных модулей) рассматривается и согласовывается на заседаниях соответствующих предметных (цикловых) комиссий Колледжа.

5. Хранение материалов учебно-методического комплекса дисциплины (профессионального модуля)

Материалы учебно-методических комплексов дисциплин (профессиональных модулей) хранятся:

- у преподавателей в закрепленном учебном кабинете - на бумажном носителе;

- в методическом кабинете - в электронном формате (учебно-методический комплекс полностью); на бумажном носителе (содержание учебно-методического комплекса; рабочая программа; календарно-тематический план; фонды оценочных средств и материалы внеаудиторной (самостоятельной) работы обучающихся).


6. Список используемой литературы

  • Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования;

  • нормативные акты Министерства образования и науки Российской Федерации;

  • нормативные акты Департамента социальной защиты населения города Москвы, Департамента образования города Москвы;

  • Устав Колледжа;

  • О.Е. Саенко "Организация и содержание методической работы в колледже" - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2008

Приложение №1 к Методическим рекомендациям

по комплектованию учебно-методического комплекса

учебной дисциплины и профессионального модуля



Рекомендуемое сжатое содержание

для комплектования

учебно-методического комплекса (УМК)

учебной дисциплины (МДК)


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт СПО (выдержка по данной дисциплине (МДК)) или программа (примерная) по общеобразовательной дисциплине

  2. Рабочая программа учебной дисциплины (профессионального модуля)

  3. Календарно-тематический план учебной дисциплины (профессионального модуля)

  4. Перечень материально-технического обеспечения кабинета (лаборатории, мастерской)

  5. Методические указания по изучению учебной дисциплины (МДК)

  6. Методические указания по проведению лабораторных и практических работ по учебной дисциплине (МДК)

  7. Комплект практических (лабораторных работ) с указанием целей, задач и критериев оценок по учебной дисциплине (МДК)

  8. Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы обучающегося по учебной дисциплине (МДК)

  9. Разработки самостоятельной внеаудиторной работы обучающегося по учебной дисциплине (МДК) (по одному образцу каждого вида работы)

  10. Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по учебной дисциплине (МДК)

  11. Тематика курсовых работ по учебной дисциплине (МДК)

  12. Экзаменационные билеты по учебной дисциплине (МДК)

  13. Раздаточный материал по учебной дисциплине (МДК) (в соответствии с календарно-тематическим планом)

  14. Перечень электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по учебной дисциплине (МДК)

Приложение №2 к Методическим рекомендациям

по комплектованию учебно-методического комплекса

учебной дисциплины и профессионального модуля


ПАМЯТКА

преподавателю по содержанию методических рекомендаций


Рекомендации по содержанию

методических указаний по изучению дисциплины

1. Пояснительная записка;

2. Требования к знаниям и умениям;

3. Тематический план;

4. Содержание:

- тема;

- вопросы изучаемые в теме;

- контрольные вопросы, варианты примерных заданий, виды самостоятельной работы, практические занятия, лабораторные работы и т.д.;

- примерные экзаменационные вопросы или вопросы к зачету;

- темы курсовых.

5. Список используемой литературы.



Рекомендации по содержанию

методических указаний по выполнению практических и лабораторных работ


1. Пояснительная записка;

2. Перечень лабораторных работ и практических занятий.

3. Порядок выполнения каждой работы с указанием целей, задач, критериев оценки;

4. Список используемой литературы.



Рекомендации по содержанию

методических указаний по выполнению самостоятельных работ


1. Пояснительная записка;

2. Виды самостоятельных работ с указанием тем, заданий и требований к выполнению;

3. Список используемой литературы.


© 2010-2022