- Преподавателю
- Другое
- Методические рекомендации по комплектованию УМК и КОС УД и ПМ
Методические рекомендации по комплектованию УМК и КОС УД и ПМ
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сазонова Т.А. |
Дата | 31.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
КОЛЛЕДЖ ПО ПОДГОТОВКЕ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ №16 ДЕПАРТАМЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОМПЛЕКТОВАНИЮ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Разработала:
Заведующая методическим отделом
Сазонова Татьяна Александровна
-
Общие положения
-
Настоящие Методические рекомендации разработаны на основе Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, нормативных актов Министерства образования и науки Российской Федерации, нормативных актов Департамента социальной защиты населения города Москвы, Департамента образования города Москвы, Устава Колледжа.
-
Целью настоящих рекомендаций является:
-
- регламентация порядка разработки и формирования учебно-методических комплексов дисциплин (профессиональных модулей) в соответствие с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования;
- совершенствование содержания и методики обучения учебным дисциплинам (профессиональным модулям) основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования;
- повышение эффективности и качества обучения.
1.3. Обязанность по разработке (доукомплектованию, совершенствованию) учебно-методического комплекса по дисциплине (профессиональному модулю) возлагается на преподавателя (группу преподавателей), который осуществляет профессиональную подготовку в рамках соответствующей дисциплины (профессионального модуля), согласно должностной инструкции педагога.
-
Задачи
-
Основными задачами учебно-методических комплексов дисциплин (профессиональных модулей) являются:
-
- оптимизация содержания, совершенствование преемственности материала;
- формирование образовательной среды, максимально приближенной к условиям будущей профессиональной деятельности обучающихся;
- повышение эффективности форм, методов обучения и способов учебной деятельности;
- оптимизация учебно-методического обеспечения учебных дисциплин (профессиональных модулей);
- совершенствование форм текущего, промежуточного и итогового контроля, организации проведения итоговых аттестационных испытаний.
3. Содержание УМК учебной дисциплины и профессионального модуля
1. Нормативная и учебно-методическая документация. Содержание этого компонента УМК слагается из совокупности нормативных и учебно-методических документов, регламентирующих образовательный процесс по подготовке специалиста той или иной области по соответствующей учебной дисциплине. В них входят:
-
Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности задают необходимое минимальное содержание и уровень подготовки выпускников по соответствующим дисциплинам; вводятся такими понятиями, как «иметь представление», «знать», «уметь», «иметь навыки», определяются обязательным набором дидактических единиц.
-
Перечень оборудования кабинета и (или) лаборатории - документ включающий рекомендательный набор современного оборудования и ТСО для обеспечения качественной реализации образовательного процесса по учебной дисциплине.
-
Рабочая учебная программа - учебно-методический документ, в котором в соответствии с ГОСТом определены содержание обучения, последовательность и наиболее целесообразные способы его усвоения студентами.
-
План учебного занятия (технологическая карта занятия) - учебно-методический документ, разрабатываемый преподавателем на каждое учебное занятие для обеспечения эффективной реализации содержания образования, целей обучения, воспитания и развития студентов формирования у них практических знаний, умении и навыков.
2. Средства обучения. В них входят:
-
Учебно-методическая литература:
-
учебная литература:
-
перечень учебников, учебных пособий, справочников, задачников, каталогов, альбомов;
-
тексты лекций;
-
образцы производственной документации (технической, технологической, нормативной и др.) в зависимости от профиля специальностей, по которым ведется подготовка специалистов в колледже;
-
-
методическая литература (приложение №2):
-
частные методики изучения дисциплин. Они определяют место соответствующей учебной дисциплины в общей системе дисциплин учебного плана, ее основные учебно-воспитательные задачи и роль в подготовке специалистов конкретной специальности, раскрывают современные методы, средства и наиболее рациональные формы организации учебных занятий по данной дисциплине;
-
методические рекомендации освещают актуальные общеметодические вопросы и вопросы конкретной методики преподавания учебной дисциплины, предлагают порядок, последовательность и технологию работы преподавателей по подготовке к учебным занятиям. Методические разработки подробно излагают вопросы изучения отдельных, как правило, наиболее сложных для изучения тем учебных программ, сценарии проведения различных видов учебных занятий с применением современных технологий обучения;
-
методические и (или) инструктивно-практические указания чаще разрабатывают по лабораторно-практическим работам и практикам, проведение которых предполагает соблюдение определенных мер предосторожности.
-
Учебно-наглядные пособия:
-
перечень изобразительных пособий (плакаты, схемы, рисунки, фотографии, чертежи, графики, таблицы, диаграммы);
-
перечень натуральных пособий (приборы, механизмы, инструменты, детали, материалы, минералы, гербарии, модели, макеты, разрезы, муляжи);
-
раздаточный дидактический материал - учебные карточки-задания, логические структуры, дидактические материалы для выполнения самостоятельных, лабораторных и практических работ и курсовых проектов, заданий для проектирования изделий и технологических процессов, развивающих у студентов творческое мышление в конструкторской, технологической и экономической областях;
-
перечень технических средств обучения (аудио-визуальные технические средства, технические средства программированного обучения, тренажеры, компьютерные средства обучения).
-
-
-
3. Средства контроля. Система средств контроля должна быть рассчитана на обеспечение объективного контроля за ходом усвоения студентами учебного материала на четырех уровнях, регламентированных ГОС СПО. Создаются средства контроля и с учетом того, для каких форм проверки они предназначаются (устной, письменной, практической). Создание средств контроля обусловлено и видами контроля, при проверке которых эти средства будут использованы. В настоящее время по учебным дисциплинам применяются следующие виды контроля за ходом и качеством теоретического обучения:
-
входной;
-
текущий;
-
рубежный;
-
итоговый.
Средства контроля на бумажном носителе - контрольные вопросы, тесты, контрольные работы, кроссворды, зачетные задания и по курсовым работам, экзаменационные билеты и др. Особую ценность представляют вопросы продуктивного характера, включающие объяснения, обоснования и решения практических задач. Ценно, когда вопросы разрабатываются не для одного отдельно взятого занятия, а сразу на все формы учебных занятий в пределах учебной темы, раздела и рассчитываются на различные уровни усвоения учебного материала, последовательную активизацию мышления студентов. Педагогические тесты подразделяются на:
-
тесты первого уровня (выборочные): тесты опознания, различения, соотнесения;
-
тесты второго уровня: тесты-подставки, конструктивные тесты, тесты-процессы;
-
тесты третьего уровня: тесты-задачи, тесты-процессы.
Содержание УМК учебной дисциплины и профессионального модуля необходимо целенаправленно совершенствовать по всем трем его составным компонентам, включая нормативную и учебно-методическую документацию, средства обучения и средства контроля (приложение №1).
Структурированное содержание УМК учебной дисциплины и профессионального модуля
Наименование компонента документа
I. Нормативный компонент:
-
извлечение из ФГОС СПО - Государственные требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по соответствующей дисциплине;
-
примерная программа учебной дисциплины;
-
рабочая программа учебной дисциплины;
-
типовой перечень оборудования кабинета, лаборатории;
-
план учебного занятия (технологическая карта занятия);
-
таблица межпредметных связей.
II. Общеметодический компонент. Методические рекомендации:
-
по планированию занятий;
-
по реализации воспитательного потенциала дисциплины;
-
по использованию технических средств обучения;
-
по управлению самостоятельной внеаудиторной работой студентов;
-
по написанию и защите рефератов;
-
по проведению семинарских занятий по учебной дисциплине;
-
по изучению учебной дисциплины студентами заочного отделения.
III. Методический компонент темы учебной дисциплины:
-
конспекты лекций;
-
дополнительные информационные материалы о достижениях современной науки, техники, технологии;
-
вопросы для актуализации опорных знаний по ранее изученным темам;
-
вопросы для закрепления и проверки знаний по теме;
-
задания для самостоятельной работы студентов на занятиях (варианты);
-
домашние задания (варианты с указанием примерных затрат времени
-
на выполнение);
-
руководство к лабораторным работам;
-
руководство к практическим работам;
-
методические и (или) инструктивно-методические указания по проведению лабораторных работ;
-
методические и (или) инструктивно-методические указания по проведению практических работ;
-
методические рекомендации по изучению темы (частная методика преподавателя);
-
методическая разработка изучения наиболее сложной темы учебной программы;
-
методические разработки сценариев проведения различных видов учебных занятий с применением современных технологий обучения;
-
основная и дополнительная литература для изучения темы;
-
перечень тем рефератов, докладов, сообщений.
IV. Методический компонент "Курсовая работа":
-
тематика курсовых работ (проектов);
-
перечень литературы, нормативно-технической документации, средств вычислительной техники, рекомендуемых к использованию при выполнении курсовой работы (проекта);
-
методические рекомендации по выполнению курсовой работы (проекта) по учебной дисциплине;
-
образцы выполнения курсовой работы (проекта).
V. Методический компонент "Контроль знаний и умений студентов":
-
классная контрольная работа;
-
перечень контрольных вопросов к зачету по учебной дисциплине;
-
перечни вопросов и типовых задач (упражнений), включаемых в экзаменационные билеты по учебной дисциплине;
-
задачи к экзаменационным билетам (варианты);
-
экзаменационные билеты по учебной дисциплине;
-
перечень литературы, нормативно-технической документации, наглядных пособий, ПСО, допускаемых к использованию при проведении экзаменов по учебной дисциплине.
4. Ответственность педагогических работников
Педагогические работники Колледжа, осуществившие разработку материалов учебно-методических комплексов дисциплин (профессиональных модулей), несут персональную ответственность за качество и степень комплектования комплексов в соответствие с локальными актами Колледжа.
Контроль за состоянием и процессом комплектования учебно-методических комплексов дисциплин (профессиональных модулей) осуществляет заместитель директора по учебно-методической работе и председатели предметных (цикловых) комиссий Колледжа в соответствие с утвержденными планами работы.
Разработанный материал к учебно-методическим комплексам дисциплин (профессиональных модулей) рассматривается и согласовывается на заседаниях соответствующих предметных (цикловых) комиссий Колледжа.
5. Хранение материалов учебно-методического комплекса дисциплины (профессионального модуля)
Материалы учебно-методических комплексов дисциплин (профессиональных модулей) хранятся:
- у преподавателей в закрепленном учебном кабинете - на бумажном носителе;
- в методическом кабинете - в электронном формате (учебно-методический комплекс полностью); на бумажном носителе (содержание учебно-методического комплекса; рабочая программа; календарно-тематический план; фонды оценочных средств и материалы внеаудиторной (самостоятельной) работы обучающихся).
6. Список используемой литературы
-
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-
Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования;
-
нормативные акты Министерства образования и науки Российской Федерации;
-
нормативные акты Департамента социальной защиты населения города Москвы, Департамента образования города Москвы;
-
Устав Колледжа;
-
О.Е. Саенко "Организация и содержание методической работы в колледже" - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2008
Приложение №1 к Методическим рекомендациям
по комплектованию учебно-методического комплекса
учебной дисциплины и профессионального модуля
Рекомендуемое сжатое содержание
для комплектования
учебно-методического комплекса (УМК)
учебной дисциплины (МДК)
-
Федеральный государственный образовательный стандарт СПО (выдержка по данной дисциплине (МДК)) или программа (примерная) по общеобразовательной дисциплине
-
Рабочая программа учебной дисциплины (профессионального модуля)
-
Календарно-тематический план учебной дисциплины (профессионального модуля)
-
Перечень материально-технического обеспечения кабинета (лаборатории, мастерской)
-
Методические указания по изучению учебной дисциплины (МДК)
-
Методические указания по проведению лабораторных и практических работ по учебной дисциплине (МДК)
-
Комплект практических (лабораторных работ) с указанием целей, задач и критериев оценок по учебной дисциплине (МДК)
-
Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы обучающегося по учебной дисциплине (МДК)
-
Разработки самостоятельной внеаудиторной работы обучающегося по учебной дисциплине (МДК) (по одному образцу каждого вида работы)
-
Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по учебной дисциплине (МДК)
-
Тематика курсовых работ по учебной дисциплине (МДК)
-
Экзаменационные билеты по учебной дисциплине (МДК)
-
Раздаточный материал по учебной дисциплине (МДК) (в соответствии с календарно-тематическим планом)
-
Перечень электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по учебной дисциплине (МДК)
Приложение №2 к Методическим рекомендациям
по комплектованию учебно-методического комплекса
учебной дисциплины и профессионального модуля
ПАМЯТКА
преподавателю по содержанию методических рекомендаций
Рекомендации по содержанию
методических указаний по изучению дисциплины
1. Пояснительная записка;
2. Требования к знаниям и умениям;
3. Тематический план;
4. Содержание:
- тема;
- вопросы изучаемые в теме;
- контрольные вопросы, варианты примерных заданий, виды самостоятельной работы, практические занятия, лабораторные работы и т.д.;
- примерные экзаменационные вопросы или вопросы к зачету;
- темы курсовых.
5. Список используемой литературы.
Рекомендации по содержанию
методических указаний по выполнению практических и лабораторных работ
1. Пояснительная записка;
2. Перечень лабораторных работ и практических занятий.
3. Порядок выполнения каждой работы с указанием целей, задач, критериев оценки;
4. Список используемой литературы.
Рекомендации по содержанию
методических указаний по выполнению самостоятельных работ
1. Пояснительная записка;
2. Виды самостоятельных работ с указанием тем, заданий и требований к выполнению;
3. Список используемой литературы.