Доклад. Проблемы построения и реализации учебного процесса

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблемы построения и реализации учебного процесса

по модульной технологии обучения.


Саралиева Зарина Петровна

зам. директора по НМР государственного бюджетного

профессионального образовательного учреждения

«Эльхотовский аграрный техникум» РСО-А

Педагогика давно искала пути достижения если не абсолютного, то хотя бы высокого результата в работе с группой и постоянно совершенствовала свои средства, методы и формы. Много веков назад, при зарождении педагогики, считалось, что необходимо найти какой-то прием или группу приемов, которые позволяли бы добиваться желаемой цели. Так появились различные методики. Время шло, у практиков накапливался опыт, они создавали новые, более эффективные методики. Однако результаты практической работы по создаваемым методикам не всегда отвечали все расширяющимся требованиям.

В результате педагогика накопила в своем арсенале значительное число эффективных методик. Однако проблемы стабильности в обучении, а также достижения каждым учеником высоких результатов остаются и по сей день.

В педагогике постоянно появляются новые подходы к организации процесса обучения и воспитания. Эта наука как бы живет и дышит. Реагируя на все изменения социальных условий и требований, она создает все новые и новые методы и формы.

Сегодня каждое учебное заведение (в том числе и наш аграрный техникум) и преподаватель ищут наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности студентов и роста успеваемости обучающихся. Сегодня в связи внедрением новых федеральных государственных образовательных стандартов начался переход на современные педагогические технологии.

Хорошо известно, что основная цель, стоящая перед системой образования любой страны и во все времена, отражает общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни, к эффективному участию в жизнедеятельности общества. На разных этапах эта потребность меняется, следовательно, меняются и глобальные цели.

В качестве глобальной цели чаще всего выдвигают идеал - всесторонне и гармонично развитую личность. Достичь поставленную цель возможно при условии правильного отбора методик и технологии обучения.

В современной науке понимание педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).

В настоящее время в понимании и употреблении понятия педагогической технологии существуют большие разночтения. (Слайды 1-)

• Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

• Педагогическая технология совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

• Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

• Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

• Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).

• Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).

• Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий. Для учащихся и учителя (В.М. Монахов).

• Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

• Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

Итак, понятие "педагогическая технология" может быть представлено тремя аспектами.

1) научным: педагогические технологии часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

В последнее десятилетие одной из самых распространённых мировых тенденций в образовании стала реализация как личностно ориентированных, так и информационных технологий.

К личностно-ориентированным технологиям, то есть тем технологиям, которые используются в условиях обычного класса, аудитории любого типа образовательных учреждений, например, обучение в парах, обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение относится и технология модульного обучения.

Модульная педагогическая технология конструируется на основе ряда целей. Важнейшая из них - создание комфортного темпа работы для каждого обучающегося (студента), в то же время усложняет работу для преподавателя .

Каждый обучающийся получает шанс определить свои возможности в учении и приспособиться к тем уровням изучения материала, которые предложены преподавателем или мастером производственного обучения.

Самым главным отличием этой технологии является применение принципа планирования совместной деятельности преподавателя и студента.

Начиная работу над курсом, преподаватель имеет лишь примерную программу дисциплины, которая излагает основы содержания предмета и требования государственного образовательного стандарта. Задача педагога - смоделировать содержание учебной дисциплины на весь период обучения, наметить цели (образовательные, воспитательные, развивающие и обучающие), отобрать важнейшие теоретические сведения, научные факты, предусмотреть применение дидактических средств обучения, спрогнозировать результаты обучения, продумать способы их достижения. Именно тогда и определяется первая и одна из наиболее важных проблем модульной технологии - кадровый вопрос, т.е. компетентность и профессионализм преподавателей, готовность работать по-новому, в корне ломая все стереотипы традиционного обучения. Работа с преподавателями и мастерами производственного обучения должна проводиться на всех уровнях системы образования. Это организация практических семинаров, открытых уроков, круглых столов с целью обмена опытом.

Давайте рассмотрим процесс совместной деятельности преподавателя и студента:

Первое - определяются цели для обучающихся, то есть устанавливается, кто хочет знать не более государственного стандарта, а кто готов заниматься больше, поскольку планирует поступать в ВУЗ или просто хочет высокий балл.

Второй момент - после того, как обучающиеся определились с целями,

преподаватель выстраивает своё целеполагание, определяя содержание и объём педагогической помощи обучающимся.

Третий момент - исходя из целей проектируется итоговая диагностика, то есть с учётом уровневой дифференциации создаётся диагностическая карта, она позволяет обучающимся осознанно определять тот минимум знаний, который необходим для получения того или иного балла.

Четвёртый момент - на основании целеполагания и планируемой итоговой диагностики отбираются предметное содержание в смысле задания из учебника и из дидактических материалов.

Пятый момент - на основании отобранного содержания выстраивается логика изучения темы, то есть поурочное планирование, определяется время и место промежуточной и итоговой диагностик (то есть изучения запросов студетов) и учебной коррекции.

Шестой момент - для каждого урока определяются цели обучающихся и приёмы обратной связи; создаются опорные конспекты для студентов и задания к уроку.

Модульная педагогическая технология помогает осуществлять индивидуальный подход к обучающимся, включать каждого в осознанную учебную деятельность, мотивировать её, формировать навыки самообучения и самоорганизации, обеспечивая тем самым постепенный переход от пассивного обучения к сотрудничеству преподавателя и студента.

- Чем хороши модульные уроки?

Во-первых, это новая ступень к развитию самостоятельности обучающихся.

Во - вторых, учат детей усваивать предложенный способ обработки новой учебной информации.

В-третьих, есть практическая возможность получать результат, соответствующий эталону.

В-четвертых, у обучающихся формируются умения планировать свою деятельность, более осознанно ориентироваться в учебном материале.

В-пятых, совершенствуются навыки самостоятельной работы не только на этапе усвоения новых знаний, но и на этапе применения, обобщения и систематизации.

В-шестых, позволяют осуществлять индивидуальный подход с учётом субъективного опыта студента, уровня его обученности и обучаемости.

Технология модульного обучения - одна из технологий, которая, по сути являясь личностно-ориентированной, позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить его целостность в реализации целей обучения, развития познавательной и личностной сферы обучающихся; совместить жесткое управление познавательной деятельностью обучающегося с широкими возможностями для самоуправления.

Важным достоинством данной технологии является и ее интеграционное качество, ибо модуль, как целостное единство содержания и технологии его изучения, реализуется через комплекс технологий, интегрированных в модуль: проблемной, алгоритмической, программированной, поэтапного формирования умственных действий, "полного усвоения"и т.д.

Эффективность технологии модульного обучения не вызывает сомнений, так как она апробирована мировым опытом (Великобритании, Голландии, США и др.) и становится все более популярной в нашей стране.

Прежде всего, в ней заложен принцип, который классик гуманистической психологии К. Роджерс считает основным: ученик с помощью модульной программы включен в активный, самостоятельный процесс учения, а учитель в этом процессе его сопровождает, помогая освоить приемы учения и самоуправления. При этом учитель, освобожденный от сугубо преподавательской и жесткой управленческой нагрузки, получает, наконец, реальную возможность осуществлять индивидуальный, личностный подход к каждому ученику, организовывать взаимодействие и взаимопомощь обучающихся.

Благодаря открытости методической системы преподавателя, заложенной в модуле, добровольности текущего и гласности итогового контроля, возможности свободно осуществлять самоконтроль и выбирать уровень усвоения, отсутствию жесткой регламентации темпа изучения учебного материала, выполняется гуманистический принцип направленности на ребенка. Таким образом, создаются благоприятные морально-психологические условия, в которых ребенок ощущает себя свободным, защищенным, уверенным в своих силах.

Осознание обучающимися личностной значимости изучаемого и потребности в достижении определенных учебных результатов мотивируется четким описанием комплексной качественной цели, которой может обучающийся достичь по завершении модуля, критериев уровней усвоения и методической обеспеченностью в их достижении каждым студентом, реальный же результат всецело зависит от самого обучающегося.

Модульная технология представляет собой обобщенную, универсальную систему, своего рода метатехнологию, которая являясь как бы канвой, каркасом сооружения, предназначенного для реализации целей индивидуализации, органично и оптимально интегрирует в себя любые другие технологии, необходимые для достижения конкретных образовательных и развивающих целей.

Это такая технология, которая реализует на практике следующие идеи, принципы и правила:

- крупноблочная организация учебного материала вместе с рекомендациями и заданиями по его изучению;

- преимущественно самостоятельная проработка обучающимися учебного материала;

- управление обучением студентов посредством программы (последовательности заданий и этапов учебной работы) и алгоритмов познавательной деятельности (т.е. посредством учебно-методического комплекта, называемого модулем);

- открытость методической системы преподавателя (программа изучения материала и планирование работы на уроке сообщается обучающимся заранее);

- возможность выбора обучающимися уровня усвоения, форм, места и темпа изучения материала;

- добровольность домашней работы;

- создание условий для успешной познавательной деятельности для каждого студента;

- перспективное нацеливание обучащихся на критерии и содержание контроля;

- демонстрация безграничного доверия к обучающемуся, уверенности в его возможностях;

- свободный самоконтроль и взаимопомощь в процессе работы на уроке;

- только содержательный (безотметочный) оперативный текущий контроль;

- оценка результатов по итоговому контролю (а не как среднее арифметическое текущих результатов);

- предоставление каждому студенту шанса улучшить свои итоговые результаты;

- возможность реализовать себя в творческой деятельности;

-участие обучающихся в оценке эффективности учебного процесса.

Практика внедрения модульной технологии показала, что не следует сразу

выходить с модулями на всю группу. Лучше вначале попробовать на малой группе.

Это позволит оценить объем, структуру, уровень трудности содержания, логику

построения деятельности обучающихся, систему контроля и самоконтроля и на этой

основе внести коррективы.

На эффективность учения влияет множество факторов, прежде всего соответствие

содержания обучения возможностям студентов, хорошо оснащенная материально-техническая база. Однако и при соблюдении этих условий в процессе обучения возникают много сложностей.

Большим препятствием является отсутствие дидактического обеспечения модульной технологии.

Для перехода на модульное обучение необходимы определенные условия.

Первое условие связано с мотивацией преподавателей как материальной, так и моральной. Каждому педагогу важно видеть результат своего труда, лучше всего положительный. А труд должен оплачиваться по достоинству!

Второе условие связано с готовностью обучающихся к выполнению самостоятельной

учебно-познавательной деятельности: сформированность минимума знаний и общих

учебных умений. Ни для кого не секрет, что наши обучающиеся не владеют навыками самостоятельности, не стремятся к учению, за редким исключением.

Третье условие - это материальные возможности образовательного учреждения в размножении модулей, ибо они только тогда сыграют свою роль, когда каждый студент будет обеспечен этой программой действий.

Другая проблема состоит в том, что в модуль включается очень большой объем содержательной деятельности. Все обучающиеся отмечают, что им не хватает времени. Это происходит по двум причинам. Во-первых, у студентов не

сформировано чувство времени, а во-вторых, преподаватели сами не знают темпа работы

своих обучающихся.

Бесспорно, внедрение модульного обучения потребует определенной

организационной перестройки учебного процесса. Она будет касаться

планирования работы преподавателей, подготовки лабораторной базы к

фронтальному проведению работ, формирования контингента студентов с учетом

пропускной способности лабораторий, разработки соответствующего

методического обеспечения, организации контрольных проверок знаний. Но

возникновение этих проблем не должно сдерживать внедрение новой формы

обучения в образовательных учреждениях СПО.

Использованная литература:

Интернет - ресурсы:

nsportal.ru

Технология модульного обучения

infourok.ru

sh5-krkam.edusite.ru›

rusnauka.com

gigabaza.ru







Министерство образования и науки РСО -Алания

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Эльхотовский аграрный техникум»



Доклад.Проблемы построения и реализации учебного процесса.

Проблемы построения и реализации учебного процесса

по модульной технологии обучения.


Саралиева Зарина Петровна,

зам. директора по НМР ГБПОУ

«Эльхотовский аграрный техникум»



© 2010-2022