Программа внеурочной деятельности «Хочу все знать»

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Программа внеурочной деятельности «Хочу все знать»

Программа адаптированная.

(общеинтеллектуальное направление)

Программа рассчитана на детей 11-14 лет

Срок реализации программы 4 года

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСА

Одной из особенностей современной технологической эпохи, имеющей существенное значение для школы, являет­ся значительный рост объёма информации, обязательной для восприятия и усвоения школьниками в рамках программы различных учебных дисциплин.

Для того чтобы произошло познание, учащийся должен совершить комплекс познавательных действий, используя различные приёмы мыслительной деятельности. Но неред­ко учитель слишком облегчает ученикам осуществление это­го процесса. Учитель сам ставит задачи урока (ученики за­поминают), просит что-то вспомнить для понимания нового (ученики вспоминают), предлагает классу новую информацию (дети должны запомнить), выделяет главное (ученики запоми­нают). Опасность заключается в том, что сам ученик не об­ращается к познавательным действиям. Он не познаёт, а ме­ханически запоминает. Мыслительная деятельность, учебные умения не формируются, не обогащаются и не развиваются, поскольку деятельность учащихся направляется не на позна­ние, а на запоминание. Это приводит к резкому расхождению между ростом объёма подлежащей усвоению информации с переходом из класса в класс и уровнем сформированности умений, необходимых для переработки и усвоения знаний. Перегрузка учащихся домашними заданиями, вследствие того что они не успевают должным образом усвоить учебный мате­риал на уроках и поэтому вынуждены многое доучивать и до­рабатывать дома, а дома не умеют рационально организовать выполнение домашнего задания, делает проблему формирова­ния общеучебных умений и навыков особенно актуальной.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требова­ния к результатам освоения обучающимися основной образо­вательной программы. При этом очень важная роль отводит­ся ориентации образования на формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, обще­ственно-значимого ценностного отношения к знаниям, на развитие познавательных и творческих способностей и инте­ресов.

Особое место в этом ряду отводится общеучебным уме­ниям и способам деятельности, т. е. формированию универ­сальных учебных действий (УУД), которыми должны овладеть учащиеся. Универсальный характер учебных действий про­является в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность обшекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ре­бёнка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой дея­тельности ученика независимо от её специально-предметного содержания.

Овладение универсальными учебными действиями в конечном счёте ведёт к формированию способности успешно усваивать новые знания, умения и компетент­ности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения.

Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися пред­метных знаний, умений и формирования компетенции, образа мира и ценностно-смысловых оснований личност­ного морального выбора.

Программа курса направлена на формирование универ­сальных (метапредметных) умений, навыков, способов дея­тельности, которыми должны овладеть учащиеся, на разви­тие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентиро­ванного тренинга.

Цель данной программы - сформировать компетент­ность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и на­выки, и, таким образом, сделать детей активными участни­ками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.

Основными задачами курса являются:

- развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно-ориенти­рованного тренинга;

- формирование учебно-интеллектуальных умений, при­ёмов мыследеятельности, освоение рациональных способов её осуществления на основе учёта индивидуальных особенно­стей учащихся;

- формирование собственного стиля мышления;

- формирование учебно-информационных умений и ос­воение на практике различных приёмов работы с разнообраз­ными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать её и представлять в различ­ных видах;

- освоение приёмов творчества и методов решения твор­ческих задач.

Программа рассчитана на учащихся 5-8 классов (136 ч), имеет практико-ориентированный характер, так как 80% времени отведено на освоение приёмов и способов деятельно­сти, и состоит из следующих блоков:

• развитие интеллектуальных умений (5-7 классы) - 102 ч;

• учимся работать с информацией (8 класс) - 34 ч.

В процессе освоения содержания программы её результа­тивность предполагается проверять с помощью системы диа­гностик: психологических и педагогических тестов, наблюде­ния, анкетирования.

Для реализации программы подготовлен учебно-методи­ческий комплекс: программа курса и сборник заданий для работы с учащимися.

В результате изучения курса учащиеся должны:

знать:

• правила конструирования определений, формулирова­ния выводов;

• правила классификации и сравнения;

• методы решения творческих задач: разрешение проти­воречий, метод от противного, мозговой штурм, контрольные вопросы, синектики, преобразование свойств, морфологиче­ский ящик;

• способы чтения, структурирования, обработки и пред­ставления учебной информации;

• правила поиска информации в библиотеке, работы с каталогами;

• способы планирования и проведения наблюдений и ис­следований;

• правила сохранения информации, приёмы запомина­ния;

уметь:

• анализировать, сравнивать, классифицировать, обоб­щать, систематизировать, выделять главную мысль, абстра­гировать, формулировать выводы, устанавливать причин­но-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;

• слушать, владеть приёмами рационального запомина­ния, работать с источниками информации (чтение, конспек­тирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником), представлять информацию в раз­личных видах (вербальном, табличном, графическом, схема­тическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой;

• проводить наблюдения, измерения, планировать и про­водить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах;

• владеть монологической и диалогической речью, пере­сказывать прочитанный текст, составлять план текста, передавать прочитанное в сжатом или развёрнутом виде, состав­лять конспекты, тезисы, анализировать текст с точки зрения основных признаков и стилей, описывать рисунки, модели, схемы, составлять рассказ по карте, схеме, модели, задавать прямые вопросы и отвечать на них;

• работать с текстовой информацией на компьютере, осу­ществлять операции с файлами и каталогами.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. Развитие интеллектуальных умений 5-7 классы (102ч)

Развиваем логическое мышление

Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Труд. Значение развития интеллекта. Различные виды интеллекта. Диагностика интеллектуального развития.

Понятие. Отношения между понятиями: род - вид. Обобщение понятий. Более общее и более частное понятия. Составление логической цепочки: общее - менее общее - частное (в прямом и обратном направлении). Выбор более общего понятия к данному. Обобщение пары и группы по­нятий. Ограничение понятий. Развивающие игры.

Выделение существенных признаков понятий. Обоб­щение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающее слово (ро­довое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Практические задания и развивающие игры.

Функциональные отношения между понятиями. Часть - целое, последовательности, рядоположности, причины и след­ствия. Установление причинно-следственных связей. Прак­тические задания.

Сравнение понятий. Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омо­нимы. Выявление сходства и различий по существенным при­знакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узна­вание предметов по указанным признакам. Аналогия. Умение проводить аналогии. Развивающие игры.

Классификация понятий. Правила классификации. Уме­ние классифицировать понятия по двум и трём признакам. Обобщение понятий. Подбор определений к выделенным по­нятиям. Развивающие игры.

Рассуждение. Умозаключение. Обобщающий и оценоч­ный, дедуктивный и индуктивный выводы. Алгоритмы де­ятельности при формировании умений делать выводы. До­казательства. Основные этапы деятельности при обучении доказательству. Практические задания и развивающие игры. Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Пред­ставление закономерностей в различных видах (аналитиче­ском, вербальном, графическом и др.). Формирование умения анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следствен­ные связи, находить закономерности, завершать схемы. Раз­вивающие игры.

Объяснение значения слов. Подбор и объяснение зна­чения слов в зависимости от контекста. Подбор понятий, близких по смыслу (синонимы). Составление предложений. Принципы составления предложений из рассыпанных пред­ложений. Уяснение смысла предложений. Устойчивые слово­сочетания, определяющие смысл предложений. Знакомство с устойчивыми грамматическими сочетаниями. Дополне­ние текста. Уяснение содержания текста. Смысловые сочета­ния. Дополнение известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания и развивающие игры.

Уяснение смысла вербального материала. Крылатые и метафорические выражения и объяснение их смысла. Состав­ление предложений. Понимание смысла пословиц. Обоснова­ние суждений. Практические занятия и развивающие игры.

Развиваем творческое мышление.

Творчество. Что такое творчество? Методы решения творческих задач. Из жизни великих людей. Секреты и мето­ды творчества. Диагностика творческих способностей. Прак­тические задания и развивающие игры.

Воображение. Что такое воображение. Виды воображе­ния. Воссоздание образов. Фантастический образ. Ассоци­ации. Приёмы развития воображения: головоломки на пло­скости, незаконченный рассказ, описание картины, задачи со спичками и т. д. Развивающие игры.

Конструирование на плоскости и в пространстве. Танграм. Головоломки на плоскости. Создание фигур по задан­ным рисункам. Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Создание моделей про­странственных фигур. Практические задания и развиваю­щие игры.

Оценка явлений и событий с разных точек зрения. Формирование умений задавать вопросы, видеть положитель­ные и отрицательные стороны явлений. Практические зада­ния и развивающие игры.

Постановка и разрешение проблем. Анализ проблем­ной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: мозговой штурм, метод разрешения противоречий, метод морфологического ящика. Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Метод разре­шения противоречий: сущность метода, применение к реше­нию проблемных ситуаций. Метод морфологического ящика: из истории возникновения, сущность метода, алгоритм его применения. Практические задания и развивающие игры.

Методы решения изобретательских задач. Метод кон­трольных вопросов: из истории возникновения, алгоритм применения метода. Метод синектики: прямая, символиче­ская, фантастическая аналогии; алгоритм применения метода. Метод преобразования свойств: сущность метода. Использо­вание данного метода в литературных произведениях. Приме­нение его к решению изобретательских задач. Замена функ­ций: условия применения метода, разрешение проблемных ситуаций на основе данного метода. Практические задания и развивающие игры.

2. Учимся работать с информацией 8 класс (34 ч)

Чтение как способ получения информации. Цели чте­ния. Виды чтения: библиографическое, просмотровое, озна­комительное, изучающее, аналитико-критическое, творче­ское. Правила быстрого чтения. Чтение укороченной строкой. Практические задания и развивающие игры.

Приёмы работы с текстами. Гипертекстовое представ­ление информации. Чтение с закладкой, метод толстых и тонких вопросов, чтение с пометками, маркировочная табли­ца, «мудрые совы», чтение с пропусками, метод смысловой догадки. Практические задания и развивающие игры. Компьютерный практикум.

Недостатки традиционного чтения.

Интегральный алгоритм чтения: наименование читаемо­го источника, автор, выходные данные, основное содержание, фактографические данные (факты, события, имена, цифры, таблицы), новизна материала, возможности использования на практике. Практические задания и развивающие игры.

Дифференциальный алгоритм чтения. Выделение клю­чевых слов в абзацах текста, составление из них смысловых предложений, выделение основного смысла отрезков текста. Практические задания и развивающие игры.

Способы обработки полученной информации. План, выписки, цитаты, тезисы (простые, сложные, основные), ан­нотация, рецензия, отзыв, конспект, схема-конспект, струк­турно-логическая схема, реферат. Компоненты содержания каждого вида работ: аннотации, конспекта (виды конспектов: плановые, текстуальные, свободные, тематические и их особенности), рецензии, отзыва, тезисов. Практические зада­ния, развивающие игры. Компьютерный практикум.

Способы представления информации в различных ви­дах. Вербальный, табличный, графический, схематический, аналитический, знаково-символический. Преобразование информации из одного вида в другой. Графические методы: виды графиков, методика и правила использования. Диаграм­мы и их виды. Опорные сигналы и их роль. Кодирование и декодирование информации. Практические задания. Ком­пьютерный практикум.

Работа с устными текстами. Вопросы открытые и за­крытые. Дискуссия. Правила дискуссии. Практические за­дания и развивающие игры.

Библиографический поиск. Каталоги. Виды каталогов: алфавитные, предметные, систематические, каталоги новых поступлений. Правила работы с каталогами. Практические задания.

Справочная литература. Словари, справочники, энцикло­педии. Роль и назначение. Правила работы со справочной лите­ратурой. Практические задания. Компьютерный практикум.


Учебно-тематический план курса 5-8 классы

N п/п

Тема

Содержание

Коли­чество часов


Развитие интеллектуальных умений. 5 класс (34 ч)

1

Человек и его интеллект

Что такое интеллект. Понятие интеллекта, твор­чества. Дар и талант. Раз­личные виды интеллекта. Практические задания, развивающие игры

1

2

Диагностическое тестирование

1

3-4

Обобщение и огра­ничение понятий

Интеллектуальная раз­минка. Понятие. Отношения между понятиями: род-вид. Обобщение понятий. Практические задания, развивающие игры

2

5-6

Обобщение и огра­ничение понятий

Тренинг внимания. Ограничение понятий.

Практические задания, развивающие игры

2

7-8

Выделение суще­ственных признаков

Интеллектуальная раз­минка. Что такое при­знак. Выделение, суще­ственных признаков. Практические задания, развивающие игры

2

9

Обобщение поня­тий при построении определений

Обобщение понятий и формулирование опре­делений. Практические задания, развивающие

Игры

1

10

Отношения между

понятиями: рядололожности, часть - целое

Функциональные отно­шения между понятиями: часть - целое, после­довательности, рядоположности. Практические задания, развивающие игры

1

11-12

Сравнение понятий.

Установление сход­ства и различий

Тренинг зрительной па­мяти. Сравнение поня­тий. Отношение между понятиями: часть - це­лое, последовательности, рядоположности. Практи­ческие задания, развива­ющие игры

2

13

Сравнение понятий. Отношения противо­положности

Тренинг внимания. Срав­нение понятий. Отноше­ние противоположности.

Практические задания, развивающие игры

1

14-15

Установление при­чинно-следственных связей

Тренинг внимания. Функ­циональные отноше­ния между понятиями: причины и следствия. Установление причин­но-следственных связей. ' Практические задания, развивающие игры

2

16-17

Логические задачи

Установление связей между понятиями. Прак­тические задания, разви­вающие игры

2

18-19

Классификация понятий

Классификация понятий. Правила классификации.

Практические задания, развивающие игры

2

20

Классификация понятий

Классификация понятий. Умение классифициро­вать понятия по двум и трём признакам. Практи­ческие задания, развива­ющие игры

1

21-22

Сравнение понятий. Аналогия

Сравнение понятий и смысловых словосочета­ний. Практические зада­ния, развивающие игры

2

23-25

Поиск -

закономерностей

Закономерность. Закон. Поиск закономерностей.

Представление закономер­ностей в различных видах. Решение логических за­дач. Практические зада­ния, развивающие игры

3

26-27

Поиск закономерностей

Поиск закономерностей. Представление закономер­ностей в различных видах.

Практические задания, развивающие игры

2

28

Выделение суще­ственных признаков предметов

Существенные и несу­щественные признаки. Практические задания, развивающие игры

1

29

Поиск

закономерностей

Практические задания, развивающие игры

1

30-31

Объяснение понятий в зависимости от контекста

Объяснение значений слов. Подбор и объясне­ние значений слов в за­висимости от контекста. Составление предложе­ний. Уяснение смысла предложений. Практиче­ские задания, развиваю­щие игры

2

32-33

Логические задачи

Повторение: отношения между понятиями. Клас­сификация, Практические задания, развивающие игры

2

34

Итоговое тестирование

1


Учимся мыслить творчески. 6 класс (34 ч)

1

Диагностическое тестирование

1

2

Классификация по­нятий. Обобщение и ограничение понятий

Правила классификации. Умение классифициро­вать понятия по двум и трём признакам. Практи­ческие задания, развива­ющие игры

1

3

Сравнение понятий

Сравнение понятий. Отношение между по­нятиями: часть - целое, последовательности, рядоположности. Практи­ческие задания, развива­ющие игры

1

4-5

Выделение суще­ственных признаков

Существенные и несу­щественные признаки. Умение анализировать, находить закономерно­сти, составлять цепочку рассуждений, формули­ровать выводы. Практи­ческие задания, развива­ющие игры

2

6-7

Устойчивые словосо­четания, определя­ющие смысл пред­ложений

Устойчивые словосоче­тания, определяющие смысл предложений. До­полнение текста. Практи­ческие задания, развива­ющие игры

2

8-9

Смысловые словосо­четания

Смысловые словосочета­ния. Дополнение извест­ных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Прак­тические задания, разви­вающие игры

2

10-11

Синонимы, антонимы

Установление отношений между понятиями: сино­нимы, антонимы. Практи­ческие задания, развивающие игры

2

12-13

Творчество. Методы . решения творческих задач

Творчество. Что такое творчество. Из жизни великих людей. Секреты и методы творчества. Методы решения творче­ских задач. Практические задания, развивающие игры

2

14-15

Метод контрольных вопросов

Методы решения твор­ческих задач. Метод контрольных вопросов.

Практические задания, развивающие игры

2

16-17

Оценка явлений, событий с разных точек зрения

Оценка явлений, событий с разных точек зрения.

Формирование умений задавать вопросы, уме­ний видеть положитель­ные и отрицательные стороны явлений. Прак­тические задания, разви­вающие игры

2

18-19

Воображение

Воображение. Что такое воображение. Виды во­ображения. Фантастиче­ский образ. Ассоциации. Приёмы развития вооб­ражения. Практические задания, развивающие игры

2

20

Компьютерный практикум

Создание компьютерного рисунка

1

21-22

Конструирование на плоскости

Конструирование на плоскости. Танграм. Головоломки на плоскости. Создание фигур по заданным рисункам. Практические задания, развивающие игры

2

23-24

Конструирование в пространстве

Диагностика простран­ственного воображения. Конструирование в про­странстве. Практические задания, развивающие игры

2

25-26

Постановка и разре­шение проблем

Постановка и разреше­ние проблем. Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения про­блемных ситуаций. Моз­говой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Практические задания, развивающие игры

2

27-28

Разрешение про­блемных ситуаций

Анализ проблемной ситуации. Методы раз­решения проблемных, ситуаций. Практические

задания, развивающие игры

2

29-30

Метод разрешения противоречий

Анализ проблемной ситуации. Мозговой штурм. Метод разреше­ния противоречий: сущ­ность метода. Практические задания, развивающие игры

2

31

Итоговое тестирование

1

32-34

Решение творческих задач

Творческие задачи (прово­дятся по задачам, предло­женным учащимися)

3


Методы решения творческих задач. 7 класс (34 ч)

1-2

Секреты и методы творчества

Как развивать творческие способности. Практиче­ские задания, развиваю­щие игры

2

3-4

Поиск закономер­ностей

Поиск закономерностей. Представление законо­мерностей в различных видах. Практические задания, развивающие игры

2

5-6

Логические цепочки

Тренинг внимания. Установление функци­ональных отношений между понятиями. Сравнение. Аналогия

2

7-8

Логические цепочки. Причинно-следствен­ные связи

Установление причинно-следственных связей. Логические рассуждения. Умозаключения. Практи­ческие задания, развива­ющие игры

2

9-10

Как решать изобре­тательские задачи

Как рождаются изобре­тения. Постановка и раз­решение проблем. Моз­говой штурм. Практикум

изобретателя

2

11-12

Мы наблюдатели. Развитие наблюда­тельности

Тренинг внимания. Умение быть наблюда­тельным. Правила наблюдения

2

13-14

Развитие

Воображения

Интеллектуальная раз­минка. Ребусы. Составление рассказа по вопросам. Тренинг во­ображения. Творческие задачи

2

15

Учимся оценивать и применять альтер­нативные стратегии действия

Умение анализировать, выбирать и обосновывать своё решение, действие

1

16-17

Изобретательское творчество

Что такое изобретение. Из истории изобре­тательства. Альфред Нобель. Практические задания, развивающие игры

2

18-19

Методы решения

изобретательских за­дач. Метод разреше­ния противоречий

Методы решения изо­бретательских задач: метод проб и ошибок. Что такое противоречие. Свойство и антисвой­ство. Функции и проти­воположные функции предметов. Практические задания, развивающие игры

2

20

Решение задач ме­тодом разрешения противоречий

Приёмы разрешения противоречий: измене­ния окраски, предвари­тельного исполнения, «заранее подложенной подушки», приём «на­оборот». Практические задания, развивающие игры

1

21

Решение задач ме­тодом разрешения противоречий

Способы разрешения противоречий: во вре­мени, в пространстве, в воздействии. Практиче­ские задания, развиваю­щие игры

1

22-23

Творчество и фантастика

Что такое фантастика. Фантастика в литератур­ных произведениях. Изобретательские приёмы в литературных произведениях

2

24-25

Методы решения творческих задач

Задачи Шерлока Холмса. Дедуктивный метод

2

26

Методы решения

творческих задач:

преобразование

свойств

Метод преобразования свойств: сущность мето­да. Практические зада­ния, развивающие игры

1

27

Методы решения творческих задач: метод фокальных объектов

Метод фокальных объ­ектов: сущность метода. Практические задания, развивающие игры

1

28-29

Методы решения творческих задач: идеальный конечный результат

Что такое идеальный ко­нечный результат. Методы решения творческих за­дач. Практические зада­ния, развивающие игры

2

30-31

Методы решения творческих задач: морфологический ящик

Метод морфологического ящика: сущность метода

2

32-33

Методы решения творческих задач

Методы решения твор­ческих задач: творческий практикум. Принципы решения изобретатель­ских задач

2

34

Решение творческих задач

Творческие задачи (про­водится по задачам, по­добранным учащимися)

1


Учимся работать с информацией. 8 класс (34 ч)

1-2

Что мы знаем о чте­нии

Чтение как способ полу­чения информации, Цели чтения. Виды чтения

2

3

Чтение как способ получения инфор­мации

Диагностика навыков чтения. Быстрое чтение. Правила и техники бы­строго чтения. Тренинг

1

4

Выявление навы­ков традиционного чтения

Самодиагностика: выяв­ление навыков традици­онного чтения

1

5

Компьютерный прак­тикум

Организация поиска ин­формации в компьютер­ном тексте

1

6-7

Интегральный алго­ритм чтения

Недостатки традиционно­го чтения. Интегральный алгоритм чтения. Прак­тические занятия: чтение

текста с использованием интегрального алгоритма чтения

2

8

Дифференциальный алгоритм чтения

Дифференциальный алгоритм чтения. Прак­тические занятия: чтение текста с использовани­ем дифференциального алгоритма, заполнение смысловой таблицы

1

9-Ю

Изучающее чтение

Виды чтения. Приёмы работы с текстом при изу­чающем чтении. Приёмы осмысления текста при изучающем чтении. Тре­нинг изучающего чтения

2

11-12

Понимание смыс­лового содержания текста

Что значит понимать смысл. Понимание смыс­ла слова, предложения, текста. Ступени понима­ния. Условия понимания и причины непонимания

2

13

Приёмы работы с текстом

Приёмы работы с тек­стом: чтение с пометка­ми, таблицы «ЗУХ»

1

14-15

Учимся задавать и отвечать на вопросы

Приёмы работы с тек­стом: метод контрольных вопросов, предваряющих вопросов. Практические задания

2

16-17

Поисково-просмо­тровое чтение

Виды поисково-просмо­трового чтения: чтение «по диагонали»; чтение «слалом»; чтение «по двум вертикалям»; чтение «островками»; чтение «пинг-понг»

2

18-19

Конспектирование при чтении

Способы обработки по­лученной информации: план, выписки, цитаты, тезисы (простые, слож­ные, основные), анно­тация, рецензия, отзыв, конспект, схема-конспект, структур но-логическая схема. Формы конспек­тирования. Практические задания: «Составить аннотацию статьи, кни­ги». «Сделать выписки из текста» (по выбору учащихся). «Подготовить конспект статьи»

2

20

Учимся готовить сообщение

Работа с текстом, выде­ление в тексте основных смысловых блоков, сло­восочетаний. Подготовка ми ни-сообщений по за­данной теме

1

21-22

Учимся вести диалог

Умение вести диалог: задавать вопросы и отве­чать на них. Поиск диа­логов в текстах

2

23

Компьютерный

Практикум

Создание документов с использованием масте­ров и шаблонов

1

24

Компьютерный практикум

Создание нумерованного и маркированного списка

1

25

Компьютерный

Практикум

Представление информа­ции с помощью схема­тической (организацион­ной) диаграммы

1

26

Компьютерный

Практикум

Представление информа­ции в виде таблицы

1

27

Компьютерный практикум

Преобразование таблицы в текст и текста в таблицу

1

28-29

Библиографический поиск. Каталоги

Библиографический по­иск. Каталоги. Виды каталогов: алфа­витные, предметные, систематические, ката­логи новых поступлений. Правила работы с ката­логами. Практические задания

2

30-31

Справочник. Работа со справочной лите­ратурой

Справочная литература: словари, справочники, энциклопедии. Роль и на­значение. Правила работы со справочной литературой. Практиче­ские задания

2

32-33

Компьютерный прак­тикум

Операции с файлами и каталогами (поиск, пере­именование, копирова­ние, перемещение и-со-хранение информации)

2

34

Итоговое занятие

Роль информации в жиз­ни человека (тема занятия определяется учителем)

1



Литература

Айзенк Г. Дж. Проверьте свои интеллектуальные спо­собности / пер. с англ. А. Н. Лука, И. С. Хорола / Г. Дж. Ай-зенк. - Рига: Виеда, 1992.

Акимова М. К. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников: пособие для учителей, школь­ных психологов и родителей / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. - Обнинск: Детство, 1993.

Алексеев Н. А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики / Н. А. Алексеев. - Тюмень: Тю­менский государственный университет, 1996.

Барретт С. Тайны мозга: Как развить свои умственные способности / С. Барретт. - СПб.: Питер Паблишинг, 1997.

Берулава Г. В. Психодиагностика умственного развития учащихся / Г. В. Берулава. - Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1990.

Берулава Г. В. Тест естественно-научного мышления: пособие для учащихся 7 кл. / Г. В. Берулава. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 1993.

Берулава Г. В. Тест естественно-научного мышления: пособие для учащихся 8 кл. / Г. В. Берулава. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 1993.

Борисова Е. М. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 6-8 кл.: пособие для учителей, школьных пси­хологов и родителей / Е. М. Борисова, Г. П. Логинова. - Об­нинск: Детство, 1993.

Винокурова Н. К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: книга для детей, учителей и родителей. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей уча­щихся. - М.: Образовательный центр «Педагогический по­иск», 1999.

Винокурова Н. К. 5000 игр и головоломок для школьни­ков. - М.: ООО «Издательство ACT», 2001.

Гин А. А. Приёмы педагогической техники: Свобода вы­бора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеаль­ность: пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 2002.

Гузеев В. В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. - М.: НИИ школь­ных технологий,2004.

Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уро­ке: пособие для учителя / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавин-ская. - М.: Просвещение, 2004.

Казанский А. С. Игры в самих себя / А. С. Казанский. - М.: Роспедагентство, 1995.

© 2010-2022