Создание предметно-развивающей среды дошкольников с недостатками слуха 3-4 лет

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Доклад

на тему:

«Создание предметно-развивающей среды дошкольников 3-4 лет»



Учитель-дефектолог

Приёмышева С.Н.





Симферополь



Чтобы стать высокообразованным человеком ,человек должен овладеть всеми богатствами родного языка.

Период от рождения до пяти лет является определяющим для становления речи.Не случайно психологи называют этот возрастной промежуток «годами чудес» в это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции .Согласно исследованиям физиологов ,функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования.Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

Для функции речетворчества таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребёнка:к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга,ребёнок овладевает главными формами языка,накапливает большой запас слов(к 4 годам приблизительно 2000 слов),если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания ,то в дальнейшем потребуется масса усилий ,чтобы наверстать упущенное.Поэтому необходимо помнить,что речь-инструмент развития высших отделов психики человека.Обучая ребёнка родной речи,взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций.

Четвёртый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии речи ребёнка.Дети свободно пользуются речью,легко вступают в контакт не только со знакомыми,но и с посторонними людьми.Потребность в общении побуждает малышей к проявлению инициативы,они сами начинают разговор,задают много вопросов .их познавательные потребности увеличиваются .Детей интересуют явления природы,взаимоотношения между людьми,незнакомые предметы.Нужно поддерживать интерес,так как он лежит в основе дальнейшего развития речи и других высших психических функций ребёнка.

Предметно-развивающей средой для формирования правильной речи является разнообразная деятельность детей,богатство их непосредственных восприятий,обеспечивающих содержание детской речи,высокий уровень профессионального мастерства педагогов .Эти условия не возникают сами по себе ,создание их требует большого труда и настойчивости ;их необходимо постоянно поддерживать,чтобы они превратились в прочные традиции дошкольного учреждения.

Расширение словарного запаса дошкольников 3-4 лет происходит во время свободной игры с игрушками.Дети этоо возраста любят играть с наборами игрушек «Доктор», «Парикмахер» , «Магазин».Взяв на себя роль доктора ,ребёнок лечит своих «пациентов»-кукол.Употребляя слова-названия принадлежностей игрушечного набора,названия действий,которые он производит во время «лечения».При этом копирует взрослых ,подражает их интонациям.Желанная игрушка-телефон ,с помощью которой можно развивать диалог.Разговаривать по телефону можно на разные темы,и взрослому стоит воспользоваться игровой ситуацией ,чтобы развить у ребёнка умение отвечать на вопросы и поддерживать разговор.

Для предупреждения появления смешений,чтобы новый звук не вытеснял старый со своего «законного» места,проводятся игры на различение пар смешиваемых звуков.Чаще всего это ролевые игры на различение пар смешиваемых звуков.Чаще всего это ролевые игры,в которых дети превращаются в комариков,мушек,жуков ,то есть произносят звукоподражания-изолированные звуки. «Ты сейчас как комар,а ты-жук.А потом поменяться».И ребёнок получает возможность произносить и звук «з-з-з»,и звук «ж-ж-ж».

Для этой же цели хорошо подходит ролевая игра «Магазин» она удобна тем,что может использоваться для различения любой пары звуков.Если надо научить различать звуки СШ ,в магазин «Одежда» надо «привезти»свитер,шапку,штанишки,сапоги,шарф.Для дифференциации З-Ж «откроется» цветочный магазин,где будут продаваться:жасмин,роза,гвоздика,незабудки.

На четвёртом году жизни дети должны научиться произвольно менять силу голоса :говорить тихо и громко,тоненьким голосом и толстым голосом,правильно передавать вопросительную интонацию.Упражняться лучше всего на материале народных сказок: «Волк и козлята», «Маша и медведь» , «Три медведя», «Теремок».Дети в этом возрасте все любят играть в сказки.Такие игры полезны,так как развивают воображение,речь, воспитывают умение играть вместе.

Очень хороший эффект дают настольные игры.Для закрепления свзяи между конкретным предметом и характерным для него цветом,умения согласовывать прилагательные с существительными в роде игра «Что перепутал художник».Для закрепления падежных форм имён существительных игра «Кому какая еда», «Собери пары».

Существуют игры,которые предусматривают соединение движений пальцев с речью.Учёные установили ,закономерность:уровень развития речи ребёнка находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.Эта роль пальцев была известна очень давно.Талантливые люди из народа создали такие детские потешки,как «Ладушки» , «Сорока» в которых мать заставляет ребёнка работать пальцвми.Физиологи специальными эксперементами подтвердили роль пальцев ребёнка как речедвигательного органа и объяснили причину этого явления. Дело в том что в головном мозге двигательная речевая область является частью общей двигательной области; большой участок ,почти треть всей площади, «заведует» движениями кистей рук, и находится он рядом с участком, «заведующим» движениями органов речи. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует и речедвижения. Не надо забывать об упражнении для пальцев рук. Пальчиковая гимнастика проводится самостоятельно по подражанию взрослого. Взрослый произносит потешку и выполняет упражнение, а ребёнок смотрит на движения пальцев взрослого ,слушает потешку и пытается выполнить упражнение сам.

© 2010-2022