- Преподавателю
- Другое
- Беседа для детей Из истории берестяного промысла
Беседа для детей Из истории берестяного промысла
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Смирнова Н.В. |
Дата | 20.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Беседа «Из истории берестяного промысла»
В изготовлении изделий из бересты есть какая-то магическая притягательность. Этот экологически чистый природный материал будто имеет колдовскую силу, и тот, кто однажды пробовал сплетать берестяные ленточки, становится страстным поклонником этого вида художественного ремесла. В крестьянских семьях приемы традиционного плетения передавались из рук в руки, от старших - к детям в процессе непосредственного наблюдения и показа. В настоящее время в условиях городской жизни такая преемственность прервалась.
Тем, кто хочет самостоятельно научиться, несколько советов от Наталии Владимировны. Береста не сразу раскрывает свои секреты, и первое время будет непослушна рукам. Не отчаивайтесь! Береста покоряется увлечённым и упорным. Руки - ваш основной инструмент. Они должны научиться чувствовать бересту, ловко и быстро плести ее, помнить все необходимые операции. Такая сноровка вырабатывается только в процессе длительной и упорной работы.
Берестяной промысел нельзя назвать исконно русским: бересту для изготовления различных изделий использовали все народы, на земле которых росла красавица береза. Но именно русский мастер oдyxoтвopuл это ремесло настолько, что берестяные изделия превратились в подлинные произведения искусства.
Что мы знаем о бересте?
Одним из самых почитаемых деревьев на Руси была и остается береза. Нет другого такого дерева, которое отдавало бы человеку всего себя до последней капли. Растет эта белоснежная красавица и радует глаз повсеместно: в лесах, рощах, парках и на шумных городских улицах. Шелест ее листвы под легким ветерком ласков и нежен, тень от густой и кудрявой кроны в летнюю жару приятна и спасительна, белизна бересты, как венчальное платье невесты, прекрасна и неповторима.
Слово «береза» уходит корнями в глубокую древность. Доподлинно известно, что в индоевропейских языках существовало слово «бер» и слово «береза», которые означали «светлый», «ясный», «блестящий», «белый». Родовое название березы - Betula - переводится с латыни как «осчастливленный», «блаженный». Возможно, это связано с чувствами человека, испившего весеннего березового сока, удивительного по вкусу и неоценимого по своей пользе.
В восточнославянской мифологии береза считалась священным деревом, олицетворяющим женское начало. Во время весеннего праздника Селлика в селения вносили молодую, только что распустившуюся березку, а девушки надевали на голову венки из веток, уподобляя себя мифологическому дереву. Как символ чистоты береза была известна в германской, балтийской и центральноазиатской культуре.
Славяне использовали березу в обряде, посвященном встрече нового года, который до XV века начинался не зимой, а весной. Впоследствии береза стала одним из главных фольклорных образов. В песнях, сказках, преданиях она символизирует весну, родину, девичью красоту то в образе хранительницы кладов, то мудрой дочери, то заколдованной красавицы.
Неспроста береза была так популярна у многих народов. Люди издавна подметили ее замечательные целебные свойства. В травниках XVI-XVII веков можно найти рецепты лечения различных недугов березовыми листьями, почками, корой, соком и чагой - грибом, паразитирующим на стволе березы. У каждого народа были свои секреты обработки березового сырья для приготовления снадобий: зажиривание, проваривание в разных растворах, вымачивание. Например, путем перегонки изготавливали из коры деготь, который применялся для лечения экземы и заживления ран. Даже в современной медицине при некоторых заболеваниях используют целебные свойства березы.
Помимо лечения, березу широко использовали и в быту. Из веток вязали банные веники, a древесину заготавливали на дрова. Березовые дрова самые жаркие, долго горят и не стреляют из топки угольями, как пихта, ель или сосна. К примеру, осиновых дров надо сжечь в два с половиной раза больше, чем березовых, чтобы получить столько же тепла.
Древесина этого дерева очень плотная, с красивой текстурой и хорошо полируется. Из нее получается великолепная и очень дорогая мебель. Трудоемкость обработки с лихвой компенсируется изысканностью, оригинальностью и дoлгoвeчнoстью изделий. Однако всемирную известность березе принесла отнюдь не ее древесина, а верхний слой коры, белый снаружи и золотисто-желтый изнутри, - береста.
Её использовали в строительстве, для изготовления различных хозяйственно-бытовых предметов, охотничьих принадлежностей и многого другого, причем не только в России. Например, китайцы из бересты делали бумагу и краски для кожи, меха и ткани, а индейцы Северной Америки - пироги, каноэ и вигвамы.
Из этого удобного, красивого и обладающего удивительными свойствами материала русские мастера по сей день изготавливают нарядные, изящные изделия - не только практичные предметы быта, но и произведения традиционного народного искусства.
Из истории берестяного промысла России.
Кабы не лыко да не береста,
Так бы мужичёк рассыпался..
В прошлом береста занимала важное место в крестьянском укладе. В средней полосе России березы растут практически повсеместно, что также явилось немаловажным фактором в разбитии берестяного промысла. Без бересты невозможно представить себе быт крестьянина. Начиная с игрушек и заканчивая строительством, везде использовали бересту.
На всех северных базарах и ярмарках Руси продавались большие полотнища бересты - скальё. Их использовали в качестве изолятора от сырости. Бересту прокладывали в один два слоя под штукатурку, нижний венец сруба, подоконники и перекрытия. Благодаря водонепроницаемости, теплоизоляционным и антисептическим свойствам береста предохраняла жилище от гниения и сохраняла в нем тепло.
В некоторых деревнях и поныне покрывают баньки и подсобные строения берестой, предпочитая ее рубероиду. Ведь такая крыша служит не меньше сорока лет!
В древнем Новгороде расписной берестой украшали стены домов. На востоке Сибири и в Якутии из бересты сооружали легкие переносные жилища. Уходя на промысел, охотники брали с собой свернутую в рулоны бересту. На месте привала из нее сооружали укрытие, которое спасало от холода суровой зимней ночью, позволяя отдохнуть и набраться сил для нового трудового дня. Летом же такое укрытие защищало промысловика от жары.
Сибирские охотники использовали бересту для изготовления охотничьих приспособлений. Например, свивая широкую берестяную ленту в конус, делали дудку-манок для приманивания изюбров.
Ну и, конечно же, каждый уважающий себя охотник не мог обойтись без хорошего, острого ножа с берестяной ручкой. Она очень удобна, не скользит в ладони, приятна и тепла на ощупь. Случайно упавший в водy нож, если он не слишком тяжелый, не утонет. Наконец, такая ручка просто красива.
Рыбак тем более не откажется от такого ножа - ведь, постоянно находясь на воде, он рискует утопить его. Из скрученных при сушке лент бересты рыбаки изготавливали замечательные поплавки, поддерживающие на воде верхнюю бечеву рыболовных сетей. Сибирские рыбаки пошли еще дальше: они мастерили из бересты лодки.
Зайдя в крестьянский дом, можно было увидеть много берестяной утвари, столь необходимой в хозяйстве: набирушки, корзины, кузова, туеса, короба, шкатулки, бутыли-горлатки, полотухи, хлебницы, вазы, сундуки, чашки, солонки, черпаки и многое другое.
Короба служили для хранения овощей, муки и круп. Туеса - для хранения молочных продуктов, меда, рыбы и солений. Разбитые горшки получали вторую жизнь после обвивания их берестяной лентой.
Крестьяне знали, что сделанные из нескольких слоев бересты сосуды сохраняют температуру содержимого. Так, горячая жидкость в берестяном сосуде долго не остывает, а холодная столь же длительное бремя не нагревается. Поэтому туеса и бутыли - горлатки были постоянными спутниками крестьянина на сенокосе: в июльскую жару принесенный с собою квас до самого вечера оставался холодным. Благодаря герметичности и антисептическим свойствам бересты молоко в берестяном сосуде не прокисает гораздо дольше, нежели в какой-либо другой посуде. Свежая рыба дольше хранится в коробе или закрытом кузовке.
Муку крестьяне размещали в берестяных емкостях, зная, что в них продукт никогда не будет подпорчен жучком или мучным червем. Соль или сахар в посуде из бересты не отсыреют при изменении влажности воздуха, как это часто бывает в любой другой таре.
Детские игрушки также делались из бересты. У каждого младенца были берестяные погремушки-шаркунки. Они служили также оберегом и развивали мышление. В дальнейшем ребенка окружали плетеные из бересты игрушки в виде животных, людей, предметов быта. Простейшие игрушки - мячики, лодочки и другие - он даже мог сделать сам. У народов Сибири повсеместно бытовала берестяная ночная колыбель, тогда как дневную делали из дерева. В берестяной колыбельке малыш не мерз и спал крепким сном.
Бересту использовали для изготовления конской упряжи, веревок и музыкальных инструментов: пастушьих рожков и жалеек
Этот материал столь легок, что даже крупные изделия из него практически невесомы. С большими берестяными корзинами и кузовками крестьяне ходили в лес по грибы и ягоды, причем у кaждoгo члена семьи свой кузов. Bедь большие кузова носили за спиной на лямках. Полные, они весьма тяжелее, поэтому должны быть удобными. Когда кузов был готов, тот, кому он предназначался, спешил сразу же его надеть, нагрузить до предела и поносить какое-то время. Постепенно свежая береста, прилегая к спине, полностью повторяя ее контур, пoдсыxaлa и поэтому на многие годы становилась самой удобной для ее хозяина. И напротив, любому другому чужой кузов создавал массу неудобств. На сенокосе крестьянин носил на поясе берестяной чехольчик с водой и оселком для правки косы. Ноги были обуты в берестяные лапти, а на голове была шапка из бересты. Плетенная из бересты обувь была на Руси в большом почете - она долгo носилась и не промокала.
Настоящие чудеса творили с берестой жители Поморья. Они обрабатывали ее удивительным образом, после чего она приобретала свойства кожи. Из такой бересты даже шили одежду, практичную и долговечную. Сегодня в музеях Архангельской области можно увидеть сшитые из бересты пиджаки, сюртуки и даже сапоги.
Долговечность бересты не подвергается сомнению, достаточно вспомнить знаменитые новгородские берестяные грамоты X-XV веков. Первая из них бита найдена В 1951 году. К настоящему времени их насчитывается более шестисот. Пролежав долгие годы в земле, они абсолютно не подверглись гниению и тем самым сохранили для нас уникальные исторические документы о жизни наших предков. Берестяные грамоты образовали прочный мост между специфическими источниками археологии и традиционными письменными источниками, дав потомкам возможность судить об уровне городской культуры по письмам и запискам, полученным или написанным жителями города. Тексты посланий на поверхности бересты выдавливались с помощью специального инструмента - стиля (по-древнерусски - писало), изготовленного из железа, бронзы или кости. Береста активно использовалась в качестве писчего материала вплоть до XV века, пока ей на смену не пришла бумага. Недаром бересту прозвали русским папирусом. Новгородцы знали такой способ предварительной обработки бересты, который делал ее мягкой и эластичной. Обработанная береста становилась податливой и не коробилась. Крестьяне заготавливали писчую бересту не только для своих нужд, но и на продажу. Жители Великого Новгорода покупали ее в торговых рядах так же, как мы теперь покупаем бумагу в магазине.
Постепенно береста из деревенского быта перешла и в городской. Горожане щеголяли с берестяными тростями. Украшали быт табакерками из тисненой и шкатулками из прорезной бересты; масло, мёд и соленья продавались на рынках, помимо прочей, и в берестяной таре.
Сапожник, тачая новые сапоги, выкраивал специальные стельки из бересты и вшивал их между слоями кожи в подметку. От этого сапоги становились теплее, меньше пропускали влагу, а самое главное - при xoдьбe издавали тот самый щегольской скрип, который был чрезвычайно моден в те времена. Вот откуда пошло выражение «ботиночки со скрипом».
Ни одна телега, ни одни сапоги и ни одна конская упряжь не обходились без дегтя. A дёготь, как известно, получается из бересты. Телеги не скрипели, сапоги долго носились и не промокали, а конская упряжь не дубела на морозе.
Однако в век конвейеров и массового производства береста ушла в забвение. Пластмассовые, стеклянные и металлические предметы вытеснили из нашего быта изделия из природных материалов, в том числе и из бересты.
Но никогда не поздно вернуться к культурному наследию! Подтверждением тому служат промыслы Вологодской, Шемогородской, Прокопьевской, Томской, Кемеровской, а теперь и Шадринской области, стараниями которых впервые берестяной промысел вышел за пределы простого народного творчества на уровень современного городского искусства.
Сегодняшние мастера по достоинству оценили этот декоративный материал, экологичный, удобный в работе, практически не требующий дополнительной обработки и обладающий удивительно сильной энергетикой. Уходящая корнями в туманное язычество береста открывает пытливому уму и умелым рукам мастера свои секреты. Прикасаясь к ней, нежной на ощупь, мягкой и бархатистой, мастер превращает ее в нарядные, практичные, гармоничные, изящные, а главное - самобытные изделия. Украшает их дивным берестяным кружевом, напоминающим морозные узоры на стекле, состязаясь с самой матушкой-природой.
Педагог: Смирнова Н.В.