• Преподавателю
  • Другое
  • Статья Междисциплинарная программа «Основы учебно - исследовательской и проектной деятельности»

Статья Междисциплинарная программа «Основы учебно - исследовательской и проектной деятельности»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Глаголева Т.В.

Междисциплинарная программа

«Основы учебно - исследовательской и проектной деятельности»



Каждый педагог в своей практике сталкивается с проблемой отсутствия учебной мотивации к предмету у некоторых учеников. Это закономерно - человеку не может нравиться все и сразу. Однако необходимость решения этой проблемы ни у кого не вызывает сомнения, ведь учебная мотивация является решающим фактором эффективности учебного процесса.

Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: «можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности, нужно, так называемое, «рождение знания». «Рождение знания» - это, на мой взгляд, и есть исследовательская деятельность. Использование знаний как средства - это, в том числе, и проектная деятельность.

Последовательное выстраивание образовательного процесса и образовательного пространства, в котором «естественным» образом ведется исследовательская и проектная деятельность, может существенным образом изменить отношение учеников к учебной деятельности.

Учебные исследования поддерживают мотивацию к учению, так как в этом процессе присутствует самостоятельный познавательный поиск. В рамках учебного проектирования у подростков оформляются способности к планированию и проектированию, что в перспективе может помочь в планировании, построении собственных жизненных планов.

Значительные возможности для совершенствования содержания образования в рамках введения новых федеральных государственных образовательных стандартов открывает междисциплинарная программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности».

Проектная и исследовательская деятельность - явление не новое в дидактике и в практике педагогов.

Проектной и исследовательской деятельностью педагоги гимназии уже занимаются на протяжении многих лет.

Наши ученики - постоянные участники научно - практических конференций города, области, России. Работы, которые мы готовим, можно разделить на несколько видов: информационные, исследовательские, творческие, социальные, практико-ориентированные.

Надо отметить, что в Междисциплинарной программе «Основы учебно - исследовательской и проектной деятельности» все эти виды проектов перечисляются, т.е. можно сказать, мы идем в правильном направлении.

Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий. Здесь без интеграции знаний не обойтись, поскольку любой проект или исследование построены на межпредметных связях.

Междисциплинарная программа предполагает деление исследовательских и проектных работ по содержанию: монопредметные - узкоспециализированные, к примеру, исследования по русскому языку, которые рассматривают особенности применения орфограммы в определенных случаях; метапредметные, относящиеся к нескольким областям знаний. Так, проведенное нами в 2014 году исследование о деятельности русского адвоката Плевако Ф.Н., несмотря на узость тематики, затрагивает знания по истории, юриспруденции, философии, литературе. Второй год в гимназии кафедрой общественных наук проводится интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», целью которой является расширение знаний по различным областям знаний. Кафедра естественных наук провела в 3 четверти конференцию «Наука ковала победу». Были представлены работы, посвященные деятелям науки, которые своим трудом внесли вклад в общее дело победы. Ребята изучили много информации о развитии науки в годы войны, познакомили учащихся со своими исследованиями и показали на конкретных примерах неразрывную связь физики, химии, биологии, истории, литературы, математики.

В рамках Дня науки кафедры физической, эстетической культуры и технологии состоялась интеллектуальная игра «Умники и умницы» для 5- 6 классов, в ходе которой были представлены вопросы из различных областей знаний: «Физическая культура и спорт», «Кулинария», «Традиции на Руси», «В мире искусства и музыкальных инструментов». Таким образом, интеграция знаний ярко проявляется в этих проектах. И у нас, можно сказать, уже имеется опыт интеграции урочной и внеурочной деятельности.

Но новые стандарты ставят задачу развития межпредметной интеграции. В этом направлении большую роль могут проекты и учебные исследования, организованные в рамках всех, без исключения, учебных предметов.

Учебный проект или исследование - это деятельность не одного дня. Известно, что по длительность они растягиваются от проекта-урока до вертикального многолетнего проекта. Однако даже проект - урок имеет длительную подготовку. Хорошо проведенное исследование - это кропотливое изучение материала, проведение специальных экспериментов, работа с документами и многое другое. Ребенок должен быть подготовлен к этой деятельности. Уже в начальной школе ученик должен знакомиться с азами научной деятельности. К 9 классу учащиеся должны уметь самостоятельно ставить цели, формулировать задачи, отбирать литературу.

Учитель в этой деятельности наставник, который направляет и советует, только тогда будут сформированы определенные компетенции.

Специфика учебно-исследовательской и проектной деятельности определяет разные формы уроков:

  • урок-исследование (обществознание: исследование результата социологического опроса о доверии к президенту России);

  • урок-лаборатория (биология: особенности строение клетки растения и животных под световым микроскопом);

  • урок - изобретение (физика: конструирование энергосберегающих технологий);

  • или урок «Патент на открытие»;

  • урок «Удивительное рядом» (проектные работы краеведческой направленности «Каменный лог», «Растительность Галичьей горы»)

  • урок-экспертиза (история: проведение экспертизы первых декретов Советской власти)

- урок открытых мыслей (эта форма урока приемлема для всех предметов

на начальной стадии исследования при постановке гипотез).

Урок ОБЖ. Проблема - причины дорожно-транспортных происшествий.

Выдвигается гипотеза: одной из причин роста ДТП является особенность градостроительства. Ученики путем открытого высказывания мнений должны либо доказать данную гипотезу, либо опровергнуть).

Мы знаем, что ФГОС предъявляет требования к предметным, метапредметным и личностным результатам.

Так вот основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов на ступени основного общего образования будет являться защита итогового индивидуального проекта.

Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).

Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.

Для каждого обучающегося разрабатываются план, программа подготовки проекта, которые как минимум должны включать требования по следующим рубрикам:

• организация проектной деятельности;

• содержание и направленность проекта;

• защита проекта;

• критерии оценки проектной деятельности.

Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность.

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения,

в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

В результате реализации Междисциплинарной программы «Основы учебно - исследовательской и проектной деятельности» учащиеся смогут научиться :

  • планировать и выполнять учебное исследование и

учебный проект, используя оборудование, модели,

методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

  • распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

  • использовать такие математические методы: абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение.

  • использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;

Основная цель новых стандартов - формирование успешной личности, что невозможно сделать без самостоятельной работы самого ученика. А проектная и исследовательская деятельность как раз и стимулирует ребенка именно к самостоятельной деятельности.

И здесь важное место отводится интеграции, поскольку и темы проектов, и темы учебных исследований далеко выходят за рамки одного предмета. Наша задача создавать такое образовательное пространство, в которой эта деятельность была бы возможна.






© 2010-2022