- Преподавателю
- Другое
- Тезисы IV Региональная научно-практическая конференция Янгелеевские чтения
Тезисы IV Региональная научно-практическая конференция Янгелеевские чтения
Раздел | Другое |
Класс | 7 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шестакова И.К. |
Дата | 27.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
« Без поиска, нет успеха»
Учитель физики: Капутская Е.И. Учитель биологии: Шестакова И.К.
МАОУ «Ангарский лицей №2 имени М.К. Янгеля».
Тема: «Применение технологии интегрированного обучения во внеклассном мероприятии по физике и биологии».
Потребность в обращении к интегрированному подходу вызвана рядом объективных причин:
-
Образование новых синтезированных наук.
-
Объективная сложность данных научных дисциплин.
-
Специфика предметов физики и биологии.
-
Многозначность научных терминов.
Всё это может привести к снижению интереса, мобильности, способности к саморазвитию, самообразованию и личной успешности. Это легко снимается при интегрированном подходе, которое решает также ещё одну проблему - экономии учебного времени.
Современная школа реализует компетентностный подход в образовании, а именно, формирует ключевые компетентности, обобщает предметные умения, направляет школьников на подготовку к жизни в обществе.
Выделено три ключевые компетенции: информационная, коммуникативная и самообразовательная. Таким образом, компетентностный подход заключается в формировании трёх названных компетентностей и позволяет проверять не знания, а умения ребёнка применять знания в незнакомой ситуации, решать проблемы, выражать мысли, работать с информацией, делать выводы.
Одной из технологий, получивших глобальное распространение, является технология интегрированного обучения.
Итак, интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.
-
Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
-
Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности.
-
Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей.
Преимущества интегрированных уроков.
-
Способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
-
В большей степени, чем обычные уроки способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;
-
Не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор. Но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.
-
Интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы. Наблюдения учащихся.
Физика - основа техники, поэтому широко используется для исследований в биологии, экологии, природоведении, естествознании. В наши дни Интернет, радио, телевидение, популярная литература активно знакомят с новыми достижениями науки и техники. Эту информацию необходимо использовать, обобщать, применять на уроках и внеклассных занятиях и мероприятиях. Целый ряд физических и биологических сведений получают учащиеся на уроках биологии, природоведения, естествознания, экологии и физики, за счет собственных наблюдений за растительным миром, природными условиями. Это дает возможность разнообразить уроки, сделать их увлекательными, интересными, запоминающимися. Активизировать деятельность учащихся, развивать в них творческие возможности, логическое мышление позволяют задачи, имеющие связь с дисциплинами естественнонаучного, исторического, гуманитарного цикла.
Явления природы взаимосвязаны. Эту взаимосвязь необходимо раскрывать перед учащимися при изучении всех естественнонаучных дисциплин. Большую роль в формировании целостной картины мира на уроках физики и биологии играет составление и решение познавательных задач. Эти задачи должны удовлетворять определенным требованиям: они должны быть связаны с изучаемой темой и способствовать более прочному и глубокому усвоению физических и биологических закономерностей, должны научить практическому применению этих закономерностей в биологи. Очень полезна работа с дополнительной и справочной литературой, на основе которой школьники самостоятельно могут составлять задачи и сообщения к уроку.
Привлечение фрагментов с элементами биологии, экологии призвано формировать у учащихся любовь к природе, обогащать образное мышление, развивать фантазию, что является необходимым фактором успешного усвоения учебного предмета. Решение предлагаемых задач поможет пробудить у школьников интерес к предмету, расширить их знания и кругозор, лучше понять физику.
Формы интеграции, связанные с биологией, экологией, физикой могут быть разнообразными.
Это могут быть интегрированные уроки, уроки решения задач, внеклассные мероприятия, проектная деятельность, экскурсии.
Одним из таких примеров является проведение муниципальной игры «Юный исследователь».
Общие положения
-
Игра «Юный исследователь» проводится муниципальным методическим объединением учителей физики и биологии.
-
Игра проводится в соответствии с планом муниципального методического объединения учителей физики и биологии на 2015-2016 учебный год.
-
Настоящее положение определяет порядок организации и проведения игры и требования, предъявляемые к его участникам.
Интеграция предметов: физика - биология.
Цель: формирование познавательного интереса к дисциплинам физике и биологии.
Задачи:
-
Воспитание интереса у учащихся к учебным предметам «Физика и биология».
-
Активизация исследовательских компетенций учащихся
-
Развитие творческой и познавательной активности учащихся.
-
Углубление и систематизация знаний в метопредметной области физики и биологии.
-
Создание условий для самореализации учащихся.
Участники игры
1. В игре «Юный исследователь» принимают участие учащиеся 7 классов общеобразовательных учреждений г. Ангарска
2. Количество участников от одного общеобразовательного учреждения 4 человека (+ сопровождающий).
Порядок проведения игры
Игра проводится в три тура:
-
Первый тур: (очный): «Разминка» -10 минут
2. Второй тур: «Практический тур по биологии» (очный) -20 минут
- познавательные задачи
- лабораторный практикум
3. Второй тур: «Практический тур по физике» (очный)-20 минут
- лабораторный практикум
- контрольные вопросы
(Между турами динамическая пауза)
Участникам игры запрещается: пользоваться посторонней помощью, книгами, конспектами, интернетом и иными источниками информации, а также техническими средствами приема и передачи информации, включая средства мобильной связи.
9.Подведение итогов:
-
Подведение итогов и награждение проводится на закрытии мероприятия.
-
Всем участникам вручаются сертификаты, подтверждающие участие в муниципальной игре «Юный исследователь».
-
Участникам, занявшим 1,2,3 места, по сумме набранных баллов, присуждаются дипломы I, II, III степени.
-
Учителям, подготовившим победителей и призеров игры, вручаются благодарности.
Данное мероприятие было разработано преподавателем физики Капутской Е.И. и преподавателем биологии Шестаковой И. К.
Главной целью нашего интегрированного мероприятия: закрепить знания учащихся привить им навыки правильных действий в лабораторных исследованиях; научить быстро, оценивать проблемную ситуацию и принимать оптимальное решение для ее преодоления; повысить интерес к урокам физики и биологии.
Интеграция знаний с помощью эксперимента приводит к более заинтересованному, личностно значимому и осмысленному восприятию этих знании, что усиливает мотивацию и активность вовлечения обучающихся в учебный процесс. Каждое интегрированное задание представляет собой тесно связанную цепочку отдельных актов в деятельности школьников. Это позволяет им рассматривать проблему в различных режимах мышления, что естественным образом требует интеграции знаний, которые при предметном обучении ученик получал дискретно.
Работу в направлении формирования и развития процесса интеграции мы не считаем законченной. Необходимо дальнейшее осуществление подбора, разработки и апробации инструментария, а так же возможности ее совершенствования в применении как на уроке, так и вне его.
Литература:
-
Е.Н.Демьянков «Познавательные вопросы по биологии и природоведению.- Орёл: 1993.
-
И.А. Месникова, Л.Г. Гренкова « Лабораторный практикум. Биология. 5-6 классы. Тетрадь для обучающихся.: ООО «Планета». 2015.
-
«Видеоуроки». В помощь учителю и ученику. 6-7 класс.ООО КОМПЭДУ. 2014.
-
Инфоурок. Биология. 5-11 классы. 2015.
-
Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. - М.: Просвещение. 1989.
-
Смирнов М.К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы - М.; Аркти, 2003.
-
Тарасов Л.В. Физика в природе. - М.: Просвещение, 1988, с. 316, 324-326.
-
Дик Ю.И., Турышева И.К. Межпредметные связи курса физики в средней школе. - М.: Просвещение, 1987.
-
Покровский С.Ф. Наблюдай и исследуй сам. - М.: Просвещение, 1966.