- Преподавателю
- Другое
- Конспект занятия Работа с приоритетными социальными группами населения пожилыми людьми, ветеранами
Конспект занятия Работа с приоритетными социальными группами населения пожилыми людьми, ветеранами
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Нестерова А.В. |
Дата | 14.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Открытое занятие
творческого объединения «Волонтёры»
Тема: Работа с приоритетными социальными группами населения: пожилыми людьми, ветеранами.
Цель: Создание условий для развития коммуникативных навыков старших школьников в общении с пожилыми людьми и ветеранами.
Задачи:
-
Создать условия, благоприятствующие формированию личности, способной самостоятельно строить свою жизнь на принципах добра, истины, красоты.
-
Развивать инициативу старшеклассников по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании престарелым и одиноким людям, ветеранам и инвалидам.
-
Воспитывать доброту, чуткость, сострадание, сопереживание, терпимость и доброжелательность.
Оборудование:
-
стулья по количеству обучающихся;
-
2 стола;
-
2 стенда для ватманов;
-
3 ватмана;
-
маркеры;
-
листы бумаги по количеству обучающихся;
-
ручки или карандаши по количеству обучающихся;
-
мяч;
-
магнитофон или ноутбук с колонками,
-
проектор и экран.
Педагогические приёмы:
-
вопросы к группе,
-
чувственное восприятие и анализатор,
-
игровой приём,
-
ситуация успеха,
-
работа в группах,
-
индивидуальная работа.
Методы:
-
репродуктивный,
-
частично поисковый.
Ход занятия:
Этапы
Содержание
Организационный этап
Педагог: Добрый день, дорогие друзья! Я рада видеть вас с утра в таком хорошем настроении. Как у Вас дела в школе? Что нового?
Педагог: Успеваемость в порядке, самочувствие хорошее, тогда мы можем начинать занятие.
Какую тему мы изучали на прошлом занятии? Давайте вспомним, что такое приоритетные социальные группы населения, кто к ним относится?
Педагог: Хорошо! Тема нашего сегодняшнего занятия работа с пожилыми людьми и ветеранами.
Введение в тему
Педагог: Я прошу Вас по очереди сказать свои ассоциации на слова:
-
Бабушка на скамеечке;
-
Моя бабушка;
-
Пенсионер;
-
Ветеран.
Новый материал
Спасибо! А с какого возраста человек считается пожилым? Почему?
Как пожилые люди вовлечены в повседневную жизнь?
Существуют ли сферы деятельности в которых заняты только пожилые люди? А из которых они исключены полностью?
Педагог: Сейчас я предлагаю Вам разделиться на две группы. Одну группу я прошу написать на ватмане положительные черты и характеристики пожилых людей и ветеранов, а вторую - отрицательные.
(На работу отводится 5 минут).
Типичные проблемы одиноких пожилых людей:
• трудности во взаимоотношениях с соседями;
• суицидальные мысли и поведение;
• психологические проблемы из-за отрицания близких идеалов их юности и всей жизни;
• чувство вины перед умершими близкими;
• психологические проблемы, связанные с болезнями данного пожилого человека;
• страх смерти («…некому будет похоронить и выполнить традиционный обряд…»)
Педагог: А теперь обменяйтесь листами и подпишите каждую черту или характеристику. Почему и отчего она возникла.
(На работу отводиться 5 минут)
Особенности поведения и психологические новообразования пожилого возраста (55-100 лет)
• Интересы становятся более однообразными и не связанными с необходимостью значительных затрат времени и сил на мышечную или умственную работу.
• При неблагоприятных условиях развиваются обостряются такие качества как скупость, завистливость, недоверчивость, неуживчивость,
• Внимание пожилого человека всё больше заостряется на его собственных недомоганиях и переживаниях, и он старается заинтересовать ими всех остальных.
• Растет уровень недоверия всему новому (людям, информации, условиям проживания….)
• У пожилых людей прослеживается тенденция поделиться своими воспоминаниями. Подобная обратная связь помогает ему лучше разобраться в себе, поделиться тяжёлыми впечатлениями.
Педагог: Спасибо. Вот мы с Вами и составили собирательный образ пожилого человека. Как же работать с такой категорией населения? С какими же чувствами и эмоциями идти на встречу. Я считаю, что в основе должна быть любовь… А вы с чем идёте к одиноким старикам?
(Ребята бросают друг другу мяч, проговаривая чувства)
Сочувствие
Понимание
Уважение
Интерес (искренний)
Радость встречи
Доверие
Доброжелательность
Мудрость (перед тобой человек с богатым жизненным опытом)
Взаимопонимание
Практикум
Педагог: Я приглашаю вас всех сейчас встать в круг по два человека лицом друг к другу, чтобы почувствовать тепло и заботу друг о друге, внимание и доброжелательность.«Здравствуй, друг!»
-
Здравствуй, друг. (Здороваются за руку).
-
Как дела? (хлопают друг друга по плечу).
-
Где ты был? (тянут друг друга за мочку уха).
-
Я скучал. (Кладут правую руку на сердце).
-
Ты пришел? (Руки разводят в стороны).
-
Хо-ро-шо! (радостно обнимаются.).
Внутренний круг делает шаг вправо, переходят к другому партнеру и повторяют все сначала
Педагог: А теперь давайте попробуем сделать то же самое, но без слов.
Из числа участников выбирается водящий. Он выходит из помещения. Сидящие в комнате выбирают 3-х игроков, которые будут смотреть на водящего "любящим, ласковым взглядом". Игрок, вошедший в комнату должен догадаться, кто из участников смотрит на него любящим, ласковым взглядом. Затем выбирается следующий водящий.
Педагог: Спасибо! Сложное ли было задание? Почему? Так какую же помощь можете оказать Вы старшеклассники? Чего от вас ждут пожилые люди?
Значит мы главные слушатели. А умеете ли вы слушать?
Упражнение "Правда или вымысел" (умение выслушать и понять)
Игра усиливает групповую сплоченность и создает атмосферу открытости.
Все садятся по кругу; у каждого должны быть наготове бумага и карандаш. Нужно написать три предложения, относящиеся лично к ним. Из этих трех фраз две должны быть правдивыми, а одна - нет.
Один за другим ребята зачитывают свои фразы, все остальные пытаются понять, что из сказанного соответствует действительности, а что - нет. При этом все мнения должны обосновываться.
Посоветуйте авторам фраз не спешить со своими комментариями и внимательно выслушать догадки разных игроков. Ведь это прекрасная возможность понять, как человек воспринимается со стороны.
Всегда ли вы понимаете стариков. Давайте проверим.
Аюшки - что?
Пошукать - поискать
Акстись - Бог с тобой
Надысь - когда-то
Баять, бачить, гутарить, балакать - говорить
Большак - большая дорога, шоссе
Ляпота - красота, великолепие
Подсобить - помочь
Бдеть - заботиться, бодорствовать (не спать)
Верстати - сравнивать, уравнивать
В суе - напрасно
Вящий - старший по положению, большой, знатный
Купище, торжище - рынок, базар
Мшица - мошка, мелкое насекомое
Сподручники - помощники
Рясы - украшение
Ревность - усердие
Лихое - злое
Стезя - тропа, узкая дорога
Мзда - награда, плата
Препона - преграда
Уповать - надеяться
Чаять - ожидать
Педагог: Сейчас я предлагаю вам послушать музыкальную композицию, в которой используются слова употребляемые нашими бабушками и дедушками, но ныне вышедшие из употребления. Поймёте ли вы о чём речь? Что значит каждое слово?
(«У каждого была бабушка» Вячеслав Мясников «Уральские пельмени») Приложение № 1
Закрепле
ние пройден
ного материа
ла
Педагог: На следующем занятии я спрошу у вас значение этих слов. А сейчас давайте с вами подведём итог. Сделаем своеобразный свод правил при работе с пожилыми людьми, ветеранами. Каждому из Вас нужно подойти к стенду и проговорив вслух, написать правило.
Правила при работе с пожилыми людьми и ветеранами.
-
Стремиться к взаимопониманию,
-
Не обманывать,
-
Вызывать доверие,
-
Составить четкий (удобный) график для посещений (и выполнять его),
-
Не повышать голос,
-
Быть опрятным,
-
Не расстраивать (по пустякам),
-
Объяснять что-либо доступным для пожилого человека языком….
Педагог: Спасибо ребята! Вы сегодня просто молодцы!
Педагог: (на фоне слайдовой презентации) Приложение № 2
Не обижайте стариков. Не надо!
Они свою большую жизнь прошли,
У них теперь одна лишь есть отрада,
Которую вы им бы дать могли!
Обрадует их добрая улыбка
И несколько простых, но тёплых слов.
Их жизнь уже и так недолга и зыбка,
И вся из боли и тревожных снов.
Они живут в своих воспоминаниях
В их стариковских неспокойных снах,
Им видится война и время созиданья,
И маленькие дети на руках…
Пусть в чём-нибудь они и виноваты,
Вы не ищите злых, колючих слов.
Они вчерашние солдатки и солдаты,
Прошу - НЕ ОБИЖАЙТЕ СТАРИКОВ!!!
Подведе
ние итогов
Педагог: Большое спасибо! Вы сегодня хорошо поработали, завтра мы закрепим ваши знания на практике. У нас состоится субботник перед домом Ковалёвой Марии Фёдоровны.
А на сегодня я с вами прощаюсь. Будьте внимательны к окружающим Вас людям!