• Преподавателю
  • Другое
  • Конспект занятия Работа с приоритетными социальными группами населения пожилыми людьми, ветеранами

Конспект занятия Работа с приоритетными социальными группами населения пожилыми людьми, ветеранами

        В данной работе представлено открытое занятие творческого объединения «Волонтёры» по теме: Работа с приоритетными социальными группами населения: пожилыми людьми, ветеранами. Цель занятия: Создание условий для развития коммуникативных навыков старших школьников в общении с пожилыми людьми и ветеранами. Задачи: Создать условия, благоприятствующие формированию личности, способной самостоятельно строить свою жизнь на принципах добра, истины, красоты. Развивать инициативу старшеклассников по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании престарелым и одиноким людям, ветеранам и инвалидам. Воспитывать  доброту, чуткость, сострадание, сопереживание, терпимость и доброжелательность. Материал открытого занятия будет интересен педагогам дополнительного образования, педагогам – организаторам, а так же социальным педагогам и всем кто работает с молодёжью по патриотическому воспитанию.
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытое занятие

творческого объединения «Волонтёры»

Тема: Работа с приоритетными социальными группами населения: пожилыми людьми, ветеранами.

Цель: Создание условий для развития коммуникативных навыков старших школьников в общении с пожилыми людьми и ветеранами.

Задачи:

  1. Создать условия, благоприятствующие формированию личности, способной самостоятельно строить свою жизнь на принципах добра, истины, красоты.

  2. Развивать инициативу старшеклассников по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании престарелым и одиноким людям, ветеранам и инвалидам.

  3. Воспитывать доброту, чуткость, сострадание, сопереживание, терпимость и доброжелательность.

Оборудование:

  • стулья по количеству обучающихся;

  • 2 стола;

  • 2 стенда для ватманов;

  • 3 ватмана;

  • маркеры;

  • листы бумаги по количеству обучающихся;

  • ручки или карандаши по количеству обучающихся;

  • мяч;

  • магнитофон или ноутбук с колонками,

  • проектор и экран.

Педагогические приёмы:

  • вопросы к группе,

  • чувственное восприятие и анализатор,

  • игровой приём,

  • ситуация успеха,

  • работа в группах,

  • индивидуальная работа.

Методы:

  • репродуктивный,

  • частично поисковый.

Ход занятия:

Этапы

Содержание

Организационный этап

Педагог: Добрый день, дорогие друзья! Я рада видеть вас с утра в таком хорошем настроении. Как у Вас дела в школе? Что нового?

Педагог: Успеваемость в порядке, самочувствие хорошее, тогда мы можем начинать занятие.

Какую тему мы изучали на прошлом занятии? Давайте вспомним, что такое приоритетные социальные группы населения, кто к ним относится?

Педагог: Хорошо! Тема нашего сегодняшнего занятия работа с пожилыми людьми и ветеранами.

Введение в тему

Педагог: Я прошу Вас по очереди сказать свои ассоциации на слова:

  1. Бабушка на скамеечке;

  2. Моя бабушка;

  3. Пенсионер;

  4. Ветеран.

Новый материал

Спасибо! А с какого возраста человек считается пожилым? Почему?

Как пожилые люди вовлечены в повседневную жизнь?

Существуют ли сферы деятельности в которых заняты только пожилые люди? А из которых они исключены полностью?

Педагог: Сейчас я предлагаю Вам разделиться на две группы. Одну группу я прошу написать на ватмане положительные черты и характеристики пожилых людей и ветеранов, а вторую - отрицательные.

(На работу отводится 5 минут).

Типичные проблемы одиноких пожилых людей:
• трудности во взаимоотношениях с соседями;
• суицидальные мысли и поведение;
• психологические проблемы из-за отрицания близких идеалов их юности и всей жизни;
• чувство вины перед умершими близкими;
• психологические проблемы, связанные с болезнями данного пожилого человека;
• страх смерти («…некому будет похоронить и выполнить традиционный обряд…»)

Педагог: А теперь обменяйтесь листами и подпишите каждую черту или характеристику. Почему и отчего она возникла.

(На работу отводиться 5 минут)

Особенности поведения и психологические новообразования пожилого возраста (55-100 лет)
• Интересы становятся более однообразными и не связанными с необходимостью значительных затрат времени и сил на мышечную или умственную работу.
• При неблагоприятных условиях развиваются обостряются такие качества как скупость, завистливость, недоверчивость, неуживчивость,
• Внимание пожилого человека всё больше заостряется на его собственных недомоганиях и переживаниях, и он старается заинтересовать ими всех остальных.
• Растет уровень недоверия всему новому (людям, информации, условиям проживания….)
• У пожилых людей прослеживается тенденция поделиться своими воспоминаниями. Подобная обратная связь помогает ему лучше разобраться в себе, поделиться тяжёлыми впечатлениями.

Педагог: Спасибо. Вот мы с Вами и составили собирательный образ пожилого человека. Как же работать с такой категорией населения? С какими же чувствами и эмоциями идти на встречу. Я считаю, что в основе должна быть любовь… А вы с чем идёте к одиноким старикам?

(Ребята бросают друг другу мяч, проговаривая чувства)

Сочувствие
Понимание
Уважение
Интерес (искренний)
Радость встречи
Доверие
Доброжелательность
Мудрость (перед тобой человек с богатым жизненным опытом)
Взаимопонимание

Практикум

Педагог: Я приглашаю вас всех сейчас встать в круг по два человека лицом друг к другу, чтобы почувствовать тепло и заботу друг о друге, внимание и доброжелательность.«Здравствуй, друг!»

  1. Здравствуй, друг. (Здороваются за руку).

  2. Как дела? (хлопают друг друга по плечу).

  3. Где ты был? (тянут друг друга за мочку уха).

  4. Я скучал. (Кладут правую руку на сердце).

  5. Ты пришел? (Руки разводят в стороны).

  6. Хо-ро-шо! (радостно обнимаются.).

Внутренний круг делает шаг вправо, переходят к другому партнеру и повторяют все сначала

Педагог: А теперь давайте попробуем сделать то же самое, но без слов.

Из числа участников выбирается водящий. Он выходит из помещения. Сидящие в комнате выбирают 3-х игроков, которые будут смотреть на водящего "любящим, ласковым взглядом". Игрок, вошедший в комнату должен догадаться, кто из участников смотрит на него любящим, ласковым взглядом. Затем выбирается следующий водящий.

Педагог: Спасибо! Сложное ли было задание? Почему? Так какую же помощь можете оказать Вы старшеклассники? Чего от вас ждут пожилые люди?

Значит мы главные слушатели. А умеете ли вы слушать?

Упражнение "Правда или вымысел" (умение выслушать и понять)

Игра усиливает групповую сплоченность и создает атмосферу открытости.
Все садятся по кругу; у каждого должны быть наготове бумага и карандаш. Нужно написать три предложения, относящиеся лично к ним. Из этих трех фраз две должны быть правдивыми, а одна - нет.
Один за другим ребята зачитывают свои фразы, все остальные пытаются понять, что из сказанного соответствует действительности, а что - нет. При этом все мнения должны обосновываться.
Посоветуйте авторам фраз не спешить со своими комментариями и внимательно выслушать догадки разных игроков. Ведь это прекрасная возможность понять, как человек воспринимается со стороны.

Всегда ли вы понимаете стариков. Давайте проверим.

Аюшки - что?

Пошукать - поискать

Акстись - Бог с тобой

Надысь - когда-то

Баять, бачить, гутарить, балакать - говорить

Большак - большая дорога, шоссе

Ляпота - красота, великолепие

Подсобить - помочь

Бдеть - заботиться, бодорствовать (не спать)

Верстати - сравнивать, уравнивать

В суе - напрасно

Вящий - старший по положению, большой, знатный

Купище, торжище - рынок, базар

Мшица - мошка, мелкое насекомое

Сподручники - помощники

Рясы - украшение

Ревность - усердие

Лихое - злое

Стезя - тропа, узкая дорога

Мзда - награда, плата

Препона - преграда

Уповать - надеяться

Чаять - ожидать

Педагог: Сейчас я предлагаю вам послушать музыкальную композицию, в которой используются слова употребляемые нашими бабушками и дедушками, но ныне вышедшие из употребления. Поймёте ли вы о чём речь? Что значит каждое слово?

(«У каждого была бабушка» Вячеслав Мясников «Уральские пельмени») Приложение № 1

Закрепле

ние пройден

ного материа

ла

Педагог: На следующем занятии я спрошу у вас значение этих слов. А сейчас давайте с вами подведём итог. Сделаем своеобразный свод правил при работе с пожилыми людьми, ветеранами. Каждому из Вас нужно подойти к стенду и проговорив вслух, написать правило.

Правила при работе с пожилыми людьми и ветеранами.

  1. Стремиться к взаимопониманию,

  2. Не обманывать,

  3. Вызывать доверие,

  4. Составить четкий (удобный) график для посещений (и выполнять его),

  5. Не повышать голос,

  6. Быть опрятным,

  7. Не расстраивать (по пустякам),

  8. Объяснять что-либо доступным для пожилого человека языком….

Педагог: Спасибо ребята! Вы сегодня просто молодцы!

Педагог: (на фоне слайдовой презентации) Приложение № 2

Не обижайте стариков. Не надо!

Они свою большую жизнь прошли,

У них теперь одна лишь есть отрада,

Которую вы им бы дать могли!

Обрадует их добрая улыбка

И несколько простых, но тёплых слов.

Их жизнь уже и так недолга и зыбка,

И вся из боли и тревожных снов.

Они живут в своих воспоминаниях

В их стариковских неспокойных снах,

Им видится война и время созиданья,

И маленькие дети на руках…

Пусть в чём-нибудь они и виноваты,

Вы не ищите злых, колючих слов.

Они вчерашние солдатки и солдаты,

Прошу - НЕ ОБИЖАЙТЕ СТАРИКОВ!!!

Подведе

ние итогов

Педагог: Большое спасибо! Вы сегодня хорошо поработали, завтра мы закрепим ваши знания на практике. У нас состоится субботник перед домом Ковалёвой Марии Фёдоровны.

А на сегодня я с вами прощаюсь. Будьте внимательны к окружающим Вас людям!




© 2010-2022