Из опыта работы Коллективная (групповая) форма работы на уроке

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы Коллективная (групповая) форма работы на урокеИз опыта работы Коллективная (групповая) форма работы на урокеИз опыта работы Коллективная (групповая) форма работы на урокеИз опыта работы Коллективная (групповая) форма работы на уроке

Коллективная (групповая) форма работы на уроке

I. ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ.

ФОРМИРОВАНИЕ БРИГАД В ГРУППЕ.

В 30-ые годы прошлого века была распространена бригадно-звеньевая форма работы на уроке. В системе профессионально-технического образования она всегда использовалась на лабораторно-практических занятиях. Учащиеся группы комплектовались в звенья (чаще по 5 человек) и они на протяжении всего года были неизменны. При этом не учитывались индивидуальные особенности (скорее по списку).

При проведении уроков теоретической подготовки предлагаю пользоваться этой формой, но формирование бригад или малых групп проводить по-разному:

- при изучении нового материала;

- при решении заданий и упражнений;

- при тематическом учете знаний и другое.

Например, при использовании коллективной иными словами групповой формы работы в течение одного урока мобильно меняю количественный и качественный состав учащихся в бригадах, они могут переходить из одной бригады в другую. В результате этого учитываются индивидуальные особенности учеников, трудовую деятельность, интимно-личностные особенности общения, уровень компетенции, таким образом появляется возможность индивидуализации процесса обучения не на словах, а на деле.

Судите сами, есть ли возможность учесть индивидуальные особенности учеников, если в группе их 30, таких групп 5, а тем 12. Возможности не представляется, если учесть, что темы каждым учеником будут изучены на разных уровнях компетенции и все это учесть преподаватель не сможет.

Если используются коллективные формы работы на уроке количество бригад уменьшается до 5-6, таким образом, мы уменьшаем количество уровней заданий и даем возможность учащимся выбирать себе задание по силам.

Отмечу уровни компетенции:

Н - низкий, М - средний

О - достаточный, П - высокий.

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.

Все бригады формирую из учащихся разных уровней компетенции.

Н 1;2 + М 1;2 + О 1;2 + П 1;2

Цель одна - с помощью сильных учащихся как можно лучше изучить тему.

Можно сделать вывод, что бригада такого типу составлена ради слабых учеников и назначения такого состава бригада или группы (просто в СПО не классы, а группы поэтому называю бригады чтоб не путаться) состоит в том, чтобы «подтянуть» учащихся с минимальными знаниями до среднего уровня и уровнять стартовые условия. Эти бригады можно назвать ГРУППАМИ ВЫРАВНИВАНИЯ.

Получив общие сведения при изучении новой темы предлагаю выполнить упражнения и задания.


  1. ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ

РАЗНОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ

Во второй части урока, когда учащимся предлагаются задания разной сложности бригады комплектуются на добровольной основе, учащимся предлагается занять место за столами с заданиями согласно уровню своей компетенции и личного отношения друг к другу.

Задание Задание Задание

на 4-6 баллов(3) на 7-9 баллов(4) на 10-12 баллов(5)

средний уровень достаточный уровень высокий уровень

Кто как ни они сами знают уровень своей компетенции? И потому состав групп выходит однородным

Н + М1 + М2 + М3 + Ок О1 + О2 + О3 + ПК П1 + П2 + П3 ...

первая бригада вторая бригада третья бригада

Количество учащихся по бригадам неодинаковые от 2 до 7 человек.

Часто в бригадах с заданием достаточного уровня наибольшее количество учащихся, а в бригаде с заданием высокого уровня компетентности 2-3 человека.

При групповой форме обучения происходят взаимоотношение:

учитель группа ученик

Группа, делящаяся на подвижные по составу бригады, которые по-своему овладевают учебным материалом.

Являюсь сторонником использования бригадной формы работы на уроке по многим причинам, а в частности:

  • во-первых - здоровая конкуренция между учащимися - соревнование;

  • во-вторых - конкуренция часто переходит в кооперацию - работают вместе;

  • в-третьих - общение во время учебной деятельности.

Многие могут сначала в этом усомниться. Да это может не состояться, если преподаватель будет:

  • злоупотреблять доверием учащихся - контролировать, оценивать знания других учеников, которые будут чувствовать свое преимущество, даже может не существенную;

  • к тому же при 12 бальной системе оценивания преподаватель чувствует затруднения;

  • если не будет учитываться индивидуальные особенности учащихся, при комплектовании бригад, их личный интерес.

В результате проведения большого количества уроков таким способом беру за основу: предложив учащимся задания, предупреждаю, что, когда пройдет отведенное время от каждой бригады будет выслушан один ученик на мой выбор, оценка получена им во время защиты будет поставлена всем членам бригады.

Этим я добиваюсь следующего:

1. Никто не отсидится за спиной товарища, то есть ученик займет место по

своим знаниям.

2. Ученики помогают друг другу.

3. Учатся сотрудничать, несмотря на индивидуальные отличия.

4. Обсуждают изучаемую тему вместе.

5. Поддерживают друг друга в стремлении завершить работу, найти ответ.

6. Отмечают успехи друг друга.

7. Стимулируются желания большинства учеников передвижения по бригадам разных уровней компетенции.

Переход из бригады в бригаду с большим уровнем компетенции может происходить также на уроке, так один из учеников бригады № 3 может помочь и проконтролировать бригаду № 2 и при условии, что они защитятся не на 7 или 8 баллов, а на 9 баллов, тогда этот учащийся получает + 1 балл к своей оценке (то же предлагается ученику бригады № 2 проконтролировать и помочь бригаде № 1)

Используя, групповую форму работы с комплектованием бригад данном образом, решаю проблему усвоения материала на разных уровнях сложности индивидуально для каждого ученика.

К тому же учащимся с средним уровнем и достаточным уровнем знаний предоставляю возможность услышать ответы на более сложные вопросы при защите II и III бригады.

Таким образом типологию бригад формирования из учеников разного уровня компетенции можно назвать в такой последовательности:

а). I - III бригады- при изучении новой темы:

Бригада выравнивания

Н1 М О1 П

б) при выполнении упражнений и заданий:

бригады поддержки бригады развития

Н1 + М1 + М2 + М3 + Ок М1О1; ОП - нормальное МОП; МП - быстрое.

Проводя тематическое оценивание устно, мы не успеваем опросить письменно - списывают. Поэтому при использовании бригадной формы во время тематического оценивания экономится время и публичная защита, которой предшествует совместная работа учеников дает более качественный результат.

Можно, конечно, использовать другие моменты отчетности:

  • учитель говорит с каждым учеником;

  • ученик - контролер, проверяет знание;

  • бригада отчитывается другой бригаде выше по уровню компетенции и т.д.

Но из собственного опыта, методом проб и ошибок, признанный более эффективным публичная защита учеников от бригад и преимущества этого выше были перечислены.







© 2010-2022