• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад Педагогический потенциал школьной библиотеки и ее роль в воспитательной работе современной школы

Доклад Педагогический потенциал школьной библиотеки и ее роль в воспитательной работе современной школы

Школьная библиотека - это особая педагогическая среда, где всеми библиотечными формами и методами осуществляется педагогическая деятельность. Такого рода деятельность обозначена как основная задача современной школьной библиотеки. Однако школьные библиотеки все еще рассматриваются, в основном, как учебно-вспомогательные подразделения, обеспечивающие литературой и информацией образовательный процесс. Поэтому тема моего доклада актуальна, интересна и практически значима.Объект исследования - педа...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогический потенциал школьной библиотеки и ее роль в воспитательной работе современной школы.

Слайд 2. Библиотека - тихий дом души…

Здесь жизнь в ином-духовном измерении.

Страничный шелест - путь на пик вершин,

С которых лишь рукой до озарений…

Библиотека - мудрый дом души.



Школьная библиотека - это особая педагогическая среда, где всеми библиотечными формами и методами осуществляется педагогическая деятельность. Такого рода деятельность обозначена как основная задача современной школьной библиотеки. Однако школьные библиотеки все еще рассматриваются, в основном, как учебно-вспомогательные подразделения, обеспечивающие литературой и информацией образовательный процесс. Поэтому тема моего доклада актуальна, интересна и практически значима.

Слайд3.

Объект исследования - педагогический потенциал школьной библиотеки.

Предмет исследования - педагогический потенциал школьной библиотеки и ее роль в воспитательной работе современной школы.

Цель исследования - определение значения школьной библиотеки в выполнении воспитательных функций современной школы.

На пути к поставленной цели решались следующие задачи:

  • определялись концептуальные основы педагогической деятельности школьных библиотек;

  • анализировался педагогический потенциал школьной библиотеки на основе опыта практической деятельности.

Педагогическая система - сложный объект, который можно рассматривать на уровне общества, отдельного образовательного учреждения, педагога. Как любая система, педагогическая система состоит из совокупности взаимосвязанных элементов, которые выстраиваются в систему, если функционируют по определенным законам, обладают общими качествами. Посмотрим, в чем выражается включенность библиотеки в педагогическую систему школы.

Слайд 4

  • В основе деятельности школы и библиотеки, по большому счету и с определенными уточнениями, лежит единая законодательная база: «Конвенция о правах ребенка»

  • «Декларация о школьных библиотеках»;

  • Конституция РФ;

  • Конституция РТ;

  • Законы «Об образовании» РФ и РТ.

Без знания и применения документов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений, школьные библиотеки своего предназначения выполнить не могут. Во всех перечисленных документах прослеживаются общие тенденции. Законы: признают, что: государственная политика в интересах детей является приоритетной областью деятельности государственной власти; целью государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституциями.

констатируют: единство культурного и образовательного пространства; приоритет области образования, общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека;

трактуют: библиотечную деятельность как социально значимый вид деятельности; библиотеку как образовательное учреждение.

Все правовые документы в сфере библиотечного образования равнозначны и только дополняют, а не противоречат друг другу. И образовательные учреждения, и библиотеки преследуют единую цель: формирование общей культуры личности, ее интеграцию в национальную и мировую культуру, самоопределение и достижение социальной компетентности.

В Концепции и программе развития образования отражена система педагогических норм и ценностей, которая является главным ориентиром в работе, как для учителей, так и для школьных библиотекарей. А именно:

слайд 5

личностно-ориентированный, гуманистический, демократический характер образования, признание уникальности личности, ее права на уважение. Именно личность - цель, субъект, результат в главный критерий педагогического процесса.

В нашей школе педагогический коллектив видит школьную библиотеку как педагогическое структурное подразделение школы, что предполагает осмысление и активизацию ее педагогической деятельности.

Таким образом, включенность библиотеки в педагогическую систему школы основывается на ее специфических воспитательных функциях.

Библиотекарь - участник педагогического процесса, так как он взаимодействует с учащимися с целью передачи социального опыта. Формы взаимодействия с субъектами образования разные: индивидуальные, групповые, урочные, внеурочные.

Личностный подход реализуется в форме диалога и требует от библиотекаря как от педагога владения методами межличностного общения, речевой культуры, педагогической компетенции. Диалог является средством реализации предметно-информационной и ценностно-ориентированной составляющих образования (возможность поделиться знаниями, быть услышанным и понять реакцию на высказанное). Диалог способствует коммуникативной деятельности, так как формирует навыки обмена мнениями, согласования точек зрения. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляет сущность гуманистической линии в образовательном процессе.

Примером групповой формы организации педагогического процесса является урок - библиотечный урок, ставший необходимым условием развития медийной компетенции учащихся, воспитания культуры чтения. Индивидуальная форма общения ученика и библиотекаря, равноправное сотрудничество - суть повседневной работы библиотеки.

Через подготовку квалифицированного читателя выполняется основная цель педагогической деятельности школьной библиотеки - формирование духовно богатой личности.

Становление библиотекаря как участника образовательного процесса, профессионального партнера педагогов подтверждается и общностью современных профессиограмм учителя и школьного библиотекаря.

И та, и другая предполагают наличие следующих умений:

Слайды 6,7,8,9

  • Конструктивные

умение анализировать

прогнозировать конечный результат деятельности

  • Организаторские

умение организовать работу библиотеки в целом,

управлять отдельными ее технологическими циклами,

включать детей в различные виды деятельности

X Коммуникативные

умение устанавливать контакты,

общаться с администрацией ,педагогами, детьми,

тактичность правильная речь

X Проектировочные

умение планировать педагогическую деятельность

использовать дидактические материалы

И библиотекарь, и учитель должны обладать такими качествами, как способность к инновационной деятельности, любовь к детям, гражданская ответственность, интеллигентность, духовная культура, физическое здоровье, самоотдача, потребность в постоянном самообразовании.

Школьная библиотека имеет определенную специфику, которая заключается в том, что эта библиотека формирует читателя для всех иных библиотек, даже самого высокого ранга. Мы убедились, что нет больших и маленьких библиотек: существует Библиотека.

Еще в древности говорили, что лошадь можно подвести к водопою, но пить ее никто не заставит. Это изречение имеет непосредственное отношение к ученику: ведь обучение есть, прежде всего, процесс самообучения, и учителя в школе создают мотив учения, а библиотека помогает детям самостоятельно достичь хороших результатов.

Книжный фонд представлен энциклопедиями, справочниками, научно-познавательной, методической и художественной литературой. На научно- познавательную литературу приходится - 19%, методическую - 9%, художественную - 72%.

Фонд учебной литературы.

Всего - 1786 учебников, из них федерального перечня - 1341, регионального перечня - 220, чувашского книжного издательства - 245 учебников.

Учебные пособия на электронных носителях - 60 наименований.

Увеличение комплектования восполняется проведением различных акций:

  • Акция «Подари книгу школьной библиотеке»

  • «Живи, книга»

Для привлечения читателей в библиотеку проводятся конкурсы :

«Лучший читатель года», «Самый читающий класс». По итогам прошлого учебного года «Лучшими читателями года» были Майоров Н.(ученик 1 класса), Тимряков Павел(ученик 6 класса),Филиппова Н.(ученица 10 класса), лучшим читающим классом стали учащиеся 1 класса.

Широко используются и такие формы: конкурсы рисунков по любимым книгам, книжные выставки (юбилейные, тематические), беседы, диспуты, викторины. Как веселый запоминающийся праздник проходит Неделя детской книги, Международный месячник школьных библиотек. Читатели могут проявить свою выдумку и фантазию, участвуя в конкурсах, выставках детских рисунков, встречах с любимыми литературными героями. Учащиеся, принимавшие активное участие в конкурсах и мероприятиях, поощряются грамотами и призами. Главное, чтобы детям было интересно, весело и в памяти осталась связь: «Праздник - библиотека - книга» и вновь, и вновь хотелось читать!

Роль школьной библиотеки в формировании читательского интереса

Работа с учащимися

-библиотечные уроки

-тематические выставки

-классные часы

-тематические экскурсии в

библиотеки

Работа с родителями

-возрождение традиций семейного чтения

-лекторий

-выступления на родительских собраниях

Работа с родителями

-возрождение традиций семейного чтения

-лекторий

-выступления на родительских собраниях

Профессиональные интересы педагогов и библиотекарей школы пересекаются в одной плоскости, именуемой «ребенок». Личностный подход реализуется в форме диалога и требует от библиотекаря как от педагога владения методами межличностного общения, речевой культуры, педагогической компетенции.

Библиотекарь - участник педагогического процесса, так как он взаимодействует с учащимися с целью передачи социального опыта. Через подготовку квалифицированного читателя выполняется основная цель педагогической деятельности школьной библиотеки - формирование духовно богатой личности.

Таким образом, многие школьные библиотеки имеют значительный педагогический потенциал, и школа приобрела в лице библиотеки достойного, равноправного и надежного партнёра, способного оказать помощь в учебной и внешкольной работе.



© 2010-2022