- Преподавателю
- Другое
- Доклад Педагогический потенциал школьной библиотеки и ее роль в воспитательной работе современной школы
Доклад Педагогический потенциал школьной библиотеки и ее роль в воспитательной работе современной школы
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дементьева Л.Г. |
Дата | 28.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Педагогический потенциал школьной библиотеки и ее роль в воспитательной работе современной школы.
Слайд 2. Библиотека - тихий дом души…
Здесь жизнь в ином-духовном измерении.
Страничный шелест - путь на пик вершин,
С которых лишь рукой до озарений…
Библиотека - мудрый дом души.
Школьная библиотека - это особая педагогическая среда, где всеми библиотечными формами и методами осуществляется педагогическая деятельность. Такого рода деятельность обозначена как основная задача современной школьной библиотеки. Однако школьные библиотеки все еще рассматриваются, в основном, как учебно-вспомогательные подразделения, обеспечивающие литературой и информацией образовательный процесс. Поэтому тема моего доклада актуальна, интересна и практически значима.
Слайд3.
Объект исследования - педагогический потенциал школьной библиотеки.
Предмет исследования - педагогический потенциал школьной библиотеки и ее роль в воспитательной работе современной школы.
Цель исследования - определение значения школьной библиотеки в выполнении воспитательных функций современной школы.
На пути к поставленной цели решались следующие задачи:
-
определялись концептуальные основы педагогической деятельности школьных библиотек;
-
анализировался педагогический потенциал школьной библиотеки на основе опыта практической деятельности.
Педагогическая система - сложный объект, который можно рассматривать на уровне общества, отдельного образовательного учреждения, педагога. Как любая система, педагогическая система состоит из совокупности взаимосвязанных элементов, которые выстраиваются в систему, если функционируют по определенным законам, обладают общими качествами. Посмотрим, в чем выражается включенность библиотеки в педагогическую систему школы.
Слайд 4
-
В основе деятельности школы и библиотеки, по большому счету и с определенными уточнениями, лежит единая законодательная база: «Конвенция о правах ребенка»
-
«Декларация о школьных библиотеках»;
-
Конституция РФ;
-
Конституция РТ;
-
Законы «Об образовании» РФ и РТ.
Без знания и применения документов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений, школьные библиотеки своего предназначения выполнить не могут. Во всех перечисленных документах прослеживаются общие тенденции. Законы: признают, что: государственная политика в интересах детей является приоритетной областью деятельности государственной власти; целью государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституциями.
констатируют: единство культурного и образовательного пространства; приоритет области образования, общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека;
трактуют: библиотечную деятельность как социально значимый вид деятельности; библиотеку как образовательное учреждение.
Все правовые документы в сфере библиотечного образования равнозначны и только дополняют, а не противоречат друг другу. И образовательные учреждения, и библиотеки преследуют единую цель: формирование общей культуры личности, ее интеграцию в национальную и мировую культуру, самоопределение и достижение социальной компетентности.
В Концепции и программе развития образования отражена система педагогических норм и ценностей, которая является главным ориентиром в работе, как для учителей, так и для школьных библиотекарей. А именно:
слайд 5
личностно-ориентированный, гуманистический, демократический характер образования, признание уникальности личности, ее права на уважение. Именно личность - цель, субъект, результат в главный критерий педагогического процесса.
В нашей школе педагогический коллектив видит школьную библиотеку как педагогическое структурное подразделение школы, что предполагает осмысление и активизацию ее педагогической деятельности.
Таким образом, включенность библиотеки в педагогическую систему школы основывается на ее специфических воспитательных функциях.
Библиотекарь - участник педагогического процесса, так как он взаимодействует с учащимися с целью передачи социального опыта. Формы взаимодействия с субъектами образования разные: индивидуальные, групповые, урочные, внеурочные.
Личностный подход реализуется в форме диалога и требует от библиотекаря как от педагога владения методами межличностного общения, речевой культуры, педагогической компетенции. Диалог является средством реализации предметно-информационной и ценностно-ориентированной составляющих образования (возможность поделиться знаниями, быть услышанным и понять реакцию на высказанное). Диалог способствует коммуникативной деятельности, так как формирует навыки обмена мнениями, согласования точек зрения. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляет сущность гуманистической линии в образовательном процессе.
Примером групповой формы организации педагогического процесса является урок - библиотечный урок, ставший необходимым условием развития медийной компетенции учащихся, воспитания культуры чтения. Индивидуальная форма общения ученика и библиотекаря, равноправное сотрудничество - суть повседневной работы библиотеки.
Через подготовку квалифицированного читателя выполняется основная цель педагогической деятельности школьной библиотеки - формирование духовно богатой личности.
Становление библиотекаря как участника образовательного процесса, профессионального партнера педагогов подтверждается и общностью современных профессиограмм учителя и школьного библиотекаря.
И та, и другая предполагают наличие следующих умений:
Слайды 6,7,8,9
-
Конструктивные
умение анализировать
прогнозировать конечный результат деятельности
-
Организаторские
умение организовать работу библиотеки в целом,
управлять отдельными ее технологическими циклами,
включать детей в различные виды деятельности
X Коммуникативные
умение устанавливать контакты,
общаться с администрацией ,педагогами, детьми,
тактичность правильная речь
X Проектировочные
умение планировать педагогическую деятельность
использовать дидактические материалы
И библиотекарь, и учитель должны обладать такими качествами, как способность к инновационной деятельности, любовь к детям, гражданская ответственность, интеллигентность, духовная культура, физическое здоровье, самоотдача, потребность в постоянном самообразовании.
Школьная библиотека имеет определенную специфику, которая заключается в том, что эта библиотека формирует читателя для всех иных библиотек, даже самого высокого ранга. Мы убедились, что нет больших и маленьких библиотек: существует Библиотека.
Еще в древности говорили, что лошадь можно подвести к водопою, но пить ее никто не заставит. Это изречение имеет непосредственное отношение к ученику: ведь обучение есть, прежде всего, процесс самообучения, и учителя в школе создают мотив учения, а библиотека помогает детям самостоятельно достичь хороших результатов.
Книжный фонд представлен энциклопедиями, справочниками, научно-познавательной, методической и художественной литературой. На научно- познавательную литературу приходится - 19%, методическую - 9%, художественную - 72%.
Фонд учебной литературы.
Всего - 1786 учебников, из них федерального перечня - 1341, регионального перечня - 220, чувашского книжного издательства - 245 учебников.
Учебные пособия на электронных носителях - 60 наименований.
Увеличение комплектования восполняется проведением различных акций:
-
Акция «Подари книгу школьной библиотеке»
-
«Живи, книга»
Для привлечения читателей в библиотеку проводятся конкурсы :
«Лучший читатель года», «Самый читающий класс». По итогам прошлого учебного года «Лучшими читателями года» были Майоров Н.(ученик 1 класса), Тимряков Павел(ученик 6 класса),Филиппова Н.(ученица 10 класса), лучшим читающим классом стали учащиеся 1 класса.
Широко используются и такие формы: конкурсы рисунков по любимым книгам, книжные выставки (юбилейные, тематические), беседы, диспуты, викторины. Как веселый запоминающийся праздник проходит Неделя детской книги, Международный месячник школьных библиотек. Читатели могут проявить свою выдумку и фантазию, участвуя в конкурсах, выставках детских рисунков, встречах с любимыми литературными героями. Учащиеся, принимавшие активное участие в конкурсах и мероприятиях, поощряются грамотами и призами. Главное, чтобы детям было интересно, весело и в памяти осталась связь: «Праздник - библиотека - книга» и вновь, и вновь хотелось читать!
Роль школьной библиотеки в формировании читательского интереса
Работа с учащимися
-библиотечные уроки
-тематические выставки
-классные часы
-тематические экскурсии в
библиотеки
Работа с родителями
-возрождение традиций семейного чтения
-лекторий
-выступления на родительских собраниях
Работа с родителями
-возрождение традиций семейного чтения
-лекторий
-выступления на родительских собраниях
Профессиональные интересы педагогов и библиотекарей школы пересекаются в одной плоскости, именуемой «ребенок». Личностный подход реализуется в форме диалога и требует от библиотекаря как от педагога владения методами межличностного общения, речевой культуры, педагогической компетенции.
Библиотекарь - участник педагогического процесса, так как он взаимодействует с учащимися с целью передачи социального опыта. Через подготовку квалифицированного читателя выполняется основная цель педагогической деятельности школьной библиотеки - формирование духовно богатой личности.
Таким образом, многие школьные библиотеки имеют значительный педагогический потенциал, и школа приобрела в лице библиотеки достойного, равноправного и надежного партнёра, способного оказать помощь в учебной и внешкольной работе.