• Преподавателю
  • Другое
  • Конспект урока экологии на тему Негативное влияние автомобилизации на состояние природных ресурсов

Конспект урока экологии на тему Негативное влияние автомобилизации на состояние природных ресурсов

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

тема урока:

НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ АВТОМОБИЛИЗАЦИИ НА СОСТОЯНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ.



Цели урока:

Деятельностная: создание условий для формирования у обучающихся способности к открытию новых знаний через работу с текстом, иллюстрациями, поиска решений проблемных вопросов через сотрудничество при обсуждении.

Образовательная: формирование представлений о негативном влиянии автомобилизации на состояние природных ресурсов.

Задачи:

Образовательная: учить обучающихся составлять план к тексту, делить текст на части (смысловые единицы), выделять главное, существенное в части текста, составлять рассказ по плану, задавать вопросы к тексту, работать с иллюстрациями, схемами.

Развивающая: развивать общеучебные компетенции:

Коммуникативные: владение всеми видами речевой деятельности и основам культуры устной речи.

Интеллектуальные: анализ, оценивание, классификация, обобщение.

Информационные: умение извлекать информацию из текста, применять.

Организационные: умение формулировать цель деятельности, планировать ее достижение, осуществлять самооценку.

Воспитательные: воспитывать обучающихся через погружение в содержание текста учебника.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: обучающиеся получают представление о негативном влиянии автомобилизации на состояние природных ресурсов.

Метапредметные: формируются умения проводить наблюдения, фиксировать и оформлять результаты, адекватно использовать речевые средства, умение работать с разными источниками информации.

Личностные: формируется любовь и бережное отношение к природе, элементы экологической культуры.

Основные понятия урока: поверхностная добыча полезных ископаемых; подземная добыча полезных ископаемых; влияние добычи полезных ископаемых на природу.

Методы:

Основной: наглядные (работа с текстами, рисунками, таблицами), словесные (беседа, диалог, рассказ), практические (поиск информации, работа с рисунками)

Дополнительные: частично - поисковый.

Основные вопросы:

  • влияние добычи полезных ископаемых на природу.

  • назначение охраны запасов полезных ископаемых.

  • водопотребление на предприятиях.

  • истощение природных ресурсов.

.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Тема и цель.

  3. Мотивация.

  4. Актуализация.

  5. Основная часть.

  6. Вывод.

  7. Закрепление.

  8. Рефлексия.

  9. Подведение итогов. Домашнее задание.

Ход урока



I. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, создание положительной мотивации на предстоящий урок.

II. Учитель объявляет Тему и цель урока.


  1. Мотивация.

Курьез, произошедший при поставке автомобилей в Финляндию, был вызван результатом перевода на финский язык, поскольку «Kalina» в переводе означает грохот, треск и дребезжание, которые так сходны с техническими характеристиками первого выпуска авто. В связи с этим, дабы не испортить имидж автомобиля выпускаемого ОАО «АвтоВАЗ» и избегания не продаж из -за восприятия финнами его как громыхающего с треском авто, было переименовано на более корректное для этой страны Lada 119. Кстати будущая звезда «Формулы-1» К. Райкконен в юности ездил на автомобиле «Лада». И считал эту подержанную машину, спасенную им от утилизации, самим совершенством. По воспоминаниям автогонщика, она практически никогда не выходила из строя.

АКТУАЛИЗАЦИЯ.

Повторение изученного материала.

Тест: Мировые природные ресурсы. Охрана окружающей среды

Часть 1

Выберите один правильный ответ

А1 Примером исчерпаемых возобновимых природных ресурсов является

  1. Бурый уголь

  2. Ядерная энергетика

  3. Лесные ресурсы

  4. Морская вода

А2 Какое утверждение об обеспеченности природными ресурсами стран мира является верным?

  1. Китай обладает крупнейшими запасами каменного угля

  2. На территории Саудовской Аравии расположены крупнейшие месторождения бокситов

  3. Реки стран Южной Европы обладают гидроэнергетическим потенциалом

  4. Мексика является лидером по заготовке промышленного леса

А3 Основным районом добычи фосфоритов среди перечисленных является

  1. Индия, о.Мадагаскар

  2. О.Науру, Марокко

  3. Аргентина, Австралия

  4. Суринам, Венесуэла

А4 Особо охраняемыми территориями, полностью изъятыми их хозяйственного использования, где ведутся систематические научные наблюдения, являются

  1. Национальные парки

  2. Заповедники

  3. Заказники

  4. Памятники природы

А5 Подтопление и заболачивание земель чаще всего происходит

  1. При открытой добыче полезных ископаемых

  2. В результате вырубки лесов

  3. При создании водохранилищ

  4. В результате неправильной обработки почв

А6 Засоление почвы в основном вызвано

  1. Неправильной вспашкой

  2. Неправильным орошением

  3. Осушением болот

  4. Нарушением севооборота

А7 Основным источником загрязнения океана является

  1. Отходы рыбопереработки

  2. Бытовой мусор

  3. Нефтетранспорт

  4. Добыча морских животных

А8 Площади пастбищ преобладают в

  1. Северной Африке

  2. Южной Азии

  3. Австралии

  4. Западной Европе

А9 Высокую долю обеспеченности лесами на душу населения имеет

  1. Габон

  2. Индия

  3. Китай

  4. Италия

А10 Примером рационального природопользования является

  1. Перевод автомобильного транспорта на газ

  2. Осушение болот

  3. Создание замкнутых циклов на производствах

  4. Сооружение высоких труб на предприятиях

А11 Участки территории, навечно изъятые из хозяйственного использования для сохранения в естественном состоянии всего природного комплекса, называют

  1. Заказниками

  2. Лесничествами

  3. Национальными природными парками

  4. Заповедниками

Часть 2

В1 Установите соответствие между видами природных ресурсов и природными ресурсами, к которым они относятся

Вид природных ресурсов Природные ресурсы

  1. Исчерпаемые невозобновимые А) геотермальная энергия

  2. Неисчерпаемые Б) рыбные

  3. Исчерпаемые возобновимые В) апатиты

В2Расположите земли по мере уменьшения их доли в площадях мирового земельного фонда

  1. Пашня, сады

  2. Малопродуктивные земли

  3. Луга, пастбища

  4. Леса

В3 Выберите из перечисленных стран три страны, являющиеся лидерами по общегеологическим запасам угля

  1. Индонезия 4) Венесуэла

  2. Ливия 5) Китай

  3. США 6) Австралия

В4 Расставьте регионы мира по уменьшению доли в мировых запасах нефти

  1. Северная Америка

  2. Латинская Америка

  3. Зарубежная Азия

  4. Австралия и Океания

В5 Расставьте регионы мира по уменьшению доли в мировых ресурсах пресной воды

  1. Европа

  2. Азия

  3. Африка

  4. Южная Америка

В6 Выберите три примера нерационального природопользования

  1. Перевод ТЭС на газ

  2. Использование отходов в качестве вторичного сырья

  3. Террасирование склонов

  4. Захоронение токсичных веществ в глубоководных впадинах

  5. Увеличение размеров китобойного промысла

  6. Создание шахтных терриконов

Часть 3

С1 Известно, что внесение азотных удобрений в почву имеет негативные последствия, особенно в тех случаях, если доза этих удобрений - значительна. Укажите не менее двух негативных последствий, к которым приводит подобная химическая мелиорация

_____________________________________________________

С2 Являясь мощным стимулом развития мирового транспорта, автомобильный транспорт является одним из основных источников загрязнения окружающей среды. К каким негативным последствиям приводит увеличение количества автомобильного транспорта? Укажите не менее двух причин

________________________________________________________________________________________________________________________________

Ключи

А1- 3 В1 - 1-В, 2-А, 3- Б

А2 - 1 В2 - 2,4,3,1

А3 - 2 В3 - 3,5,6

А4 - 2 В4 - 3,2,1,4

А5 - 3 В5 - 2,4,1,3

А6 - 2 В6 -4,5.6

А7 - 3

А8 - 3

А9 -1

А10 -3

А11 -1

С1 - накопление в растениях используемых человеком в пищу и, как следствие, возможные отравления; зарастание водоемов, загрязнение воздуха

С2 - выделение в окружающую среду отходов от сгорания углеводородного топлива, большая часть которых токсична; шумовое загрязнение, отражающееся на здоровье граждан



  1. Основная часть. Изложение новой темы

Негативное влияние автомобилизации на состояние природных ресурсов.

Автомобильная промышленность является ведущей отраслью отечественного машиностроения, определяющей экономический и социальный уровень развития страны. Автомобилестроение сегодня - одна из наиболее науко- и капиталоемких отраслей машиностроения. Практически вся продукция машиностроения используется в автомобилестроении.

Разработка месторождений полезных ископаемых, залежи которых находятся недалеко от земной поверхности, производится путем поверхностной добычи, устраивая открытые карьеры, открытую добычу методом создания горизонтальных полос, или добычу при помощи землечерпательного оборудования. При расположении полезных ископаемых далеко под землей они извлекаются методом подземной добычи. Добыча, обработка и использование любого негорючего минерального ресурса вызывает нарушение почвенного покрова и эрозию, загрязняет воздух и воду. Подземная добыча - более опасный и дорогостоящий процесс, чем поверхностная добыча, но он в гораздо меньшей степени нарушает почвенный покров. При подземной добыче может происходить загрязнение воды в силу шахтного кислотного дренажа. В большинстве случаев территории, на которых осуществляется добыча, удается восстановить, но это дорогостоящий процесс. Добыча полезных ископаемых и расточительный подход к использованию продуктов, изготавливаемых из ископаемых и древесины, также приводят к созданию большого количества твердых отходов.

Металл №1 для автомобильной промышленности - железо. Запасы руд с высоким содержанием железа постепенно исчерпываются, а потребность человечества в железе за вторую половину XX века увеличилась в десятки раз. Появились новые технологии, позволяющие извлекать этот металл из бедных руд.

Другой важный металл - медь. Если в начале столетия для переработки использовались руда, в которых содержание меди было не менее 3%, то сегодня - даже 0,5% этого металла. Медь нужна автомобилестроению, поэтому в течение столетия производство меди возросло в 22 раза, а количество отходов не меньше чем в 50 раз.

Темпы эксплуатации земных недр ускоряются из года в год. Назначение охраны запасов полезных ископаемых состоит в том, чтобы обеспечить рациональное и полное их использование, предупредить порчу и пресечь попытки самовольной добычи, сохранить участки недр, представляющие научный, культурный интерес. Необходимо принимать решительные меры к сокращению потерь при добыче полезных ископаемых. Если при добыче десятков миллионов тонн теряется хотя бы доля процента полезного ископаемого, то фактические потери составят десятки тонн, а на разведку и подготовительные работы будут затрачены огромные суммы.

Разработка полезных ископаемых должна вестись так, чтобы по возможности полностью использовать химические элементы, не выбрасывать в отвал даже бедные руды, до конца исчерпывать месторождения. Нужно сохранять полезные ископаемые в процессе транспортировки к местам переработки. Значительны потери при добыче, обогащении и переработке руд цветных и редких металлов. Здесь теряются основные металлы и сопутствующие компоненты.

Всемирная автомобилизация вносит свой «вклад» в нерациональное использование воды как природного ресурса. В любом производстве используется большое количество воды. Так, при производстве 1 тонны стали требуется 150-230 м3 воды, для изготовления капронового волокна - 5000 м3 воды, 1 тонны никеля - 4000 м3 воды. Наибольшими "водопотребителями" среди промышленных отраслей являются черная металлургия, химия, нефтехимия и теплоэнергетика. Переход с прямоточного на повторное водоснабжение позволяет сократить объемы водопотребления на некоторых химических и нефтеперерабатывающих предприятиях - в 20-30 раз, на производстве ферросплавов - в 10 раз. Большая часть "промышленных" вод идет на охлаждение нагревающихся агрегатов. Замена водного охлаждения воздушным в химическом и нефтехимическом производствах, машиностроении и металлообработке, на ТЭС и в деревообрабатывающей промышленности сократила бы здесь потребление воды на 70-80%.

При производстве и в процессе эксплуатации автомобиля возникают стоки, обогащенные особо токсичными соединениями, трудно поддающимися удалению из отработанных вод.


Истощение природных ресурсов - глобальная экологическая проблема человечества. Природные ресурсы используются для удовлетворения культурных, научных и материальных потребностей общества.

Истощение идет в нескольких направлениям:
1.Истощаются не возобновляемые энергоресурсы биогенного происхождения - нефть и уголь, несмотря на то, что их запасы достаточно велики.

2.Истощаются также относительно возобновляемые ресурсы - леса и почва. Почва страдает от эрозии, в итоге чего происходит разрушение плодородного слоя.
3.Из-за загрязнения водоемов также загрязняются и пресная вода. Загрязняясь биогенами, они превращаются в болота, становятся непригодными для существования рыб, ценных промысловых пород. Эта опасность появляется в результате стока воды с промышленных объектов, ферм и полей.

По прогнозам, если сохранится современный темп добычи и потребления разведанных запасов нефти, она будет исчерпана уже через 30 лет, газ - через 50, уголь - через 200, истощение запасов алюминия ожидается через 500-600 лет, железа - через 250 лет, цинка - через 25, свинца - через 20.

Таким образом, основными требованиями к охране недр и их рациональному использованию является наиболее полное извлечение из недр и рациональное использование запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов; недопущение вредного влияния работ, связанных с использованием недр, на сохранность запасов полезных ископаемых; охрана полезных ископаемых от затопления, пожаров и других факторов, снижающих их качество и ценность месторождения; предотвращение загрязнения недр при подземном хранении нефти, газа и иных материалов.



  1. Вывод.

Охарактеризуйте основные требования к охране недр и их рациональному использованию

  1. Закрепление. Контрольные вопросы.

  1. Какой вред окружающей среде наносит добыча полезных ископаемых произведенная путем поверхностной добычи?

  2. Какой вред окружающей среде наносит добыча полезных ископаемых произведенная путем подземной добычи?

  3. Охарактеризуйте влияние добычи полезных ископаемых на природу.

  4. В чем состоит назначение охраны запасов полезных ископаемых?

  5. Каким образом можно сократить объемы водопотребления на предприятиях?

  6. Кратко охарактеризуйте направления истощения природных ресурсов.


  1. Рефлексия

  • Узнали много нового.

  • Было интересно.

  • Было над чем подумать.

  • Поработали добросовестно.

  • Урок понравился.

  1. Подведение итогов. Домашнее задание.



Литература:

  1. Степановских А.С. Общая экология: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2001.

  2. fishki.net/auto/1311561-interesnye-fakty--ob-avtomobiljah.html © Fishki.net

  3. Шилов И.А. Экология. М.: Высшая школа, 2003.

  4. nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2014/03/11/interesnye-materialy-i-sayty-po-geografii

  5. fishki.net/auto/1311561-interesnye-fakty--ob-avtomobiljah.html © Fishki.net




© 2010-2022