Эссе Моя педагогическая философия

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Моя педагогическая философия

«Лишь любовью к детям и истинным

общением с детской душой можно

создать счастливое человечество»

Л.Н.Толстой

Однажды я прочитала стихи Евгения Винокурова «Как благодатно удивление! Как оно безумно! Как оно благотворно! Способность удивляться - это дар!». А если мы разучимся удивляться рассвету и закату, успеху другу и человеческой доброте, мир многое потеряет. И в своем учительском труде я больше всего в суете будней боюсь потерять умение удивляться. Ведь именно оно помогает учителю в том главном, что он должен сделать: открыть каждого себе, затем ему самому, затем всем.

Несколько лет назад я выбрала учительскую профессию и ни разу не пожалела об этом, и от этого считаю себя самым счастливым человеком на свете, ибо труд мой радостен.

Прохожу по таким родным коридорам школы, и волной накатывают воспоминания…

1 сентября 1992 год… Звенит звонок, звонок, который я слышала много раз девочкой-ученицей, но теперь он имел для меня совсем другое значение. Я проводила свой первый урок и чувствовала, что почва уходила из-под ног, а мысли разлетались в разные стороны. Но глаза ребятишек, смотревших на меня, помогли мне в те минуты, и помогают по сей день. Именно тогда для себя я сформулировала правило, которого придерживаюсь до сих пор. «Каждый день хоть в чем-то, но стремись изменить себя к лучшему, не теряй веры в себя и настойчивости. Пройдет неделя, месяц, год, и ты заметишь, что стал лучше». Этому я стараюсь учить и своих учеников. А они ежедневно учат меня, учат искренности, открытости. Одно дело знания, а другое - вести за собой детей.

Детская непосредственность и доверчивость налагают на учителя огромную ответственность. Сознаю, всем сердцем чувствую: каждое слово учителя должно быть правдиво, справедливо, продумано до конца.

1 сентября 1996 год… «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь», - так верно писал В.О.Кольцов. С рождением сына эти слова стали для меня девизом в дальнейшем. Учить всех и каждого, любить всех детей, как своих - вот принцип моей педагогической деятельности. Главное в работе, не только знание своего предмета и умение преподнести его, но и желание искренне любить детей, верить в каждого из них. Быть для тех, кто смотрит на тебя с любовью, не только наставником, но и другом. Когда я вижу, как блестят глаза моих учеников, отступают все разочарования и трудности. Человек, который пережил радость общения с детьми, никогда не сможет причинить вред другим.

Главным, я считаю, надо протоптать тропинку, по которой к детским сердцам будут идти все последующие учителя. Ведь учитель начальных классов - это первый учитель.

Учитель должен быть личностью, а личность всегда неравнодушна. Неравнодушный педагог не способен сломать хрупкий мир доверившегося ему ученика, он помогает и ему стать личностью.

1 сентября 2000 год… Получая новый класс, учителя частенько думают: «Побольше бы хороших учеников!» А надо просто заглянуть в глаза ребенку, и вы увидите - нет плохих детей. Все дети любят хорошо учиться. Так надо помочь им в этом. Надо обеспечить успех в учебе, выработать привычку, стремление к преодолению возможных трудностей. Верно писал В.А.Сухомлинский: «Напрасный, безрезультатный труд и для взрослого становится постылым, отупляющим, бессмысленным, а мы имеем дело с детьми».

Одним из условий становления личности является успех. Организуя урок, надо управлять деятельностью учеников, чтобы каждый почувствовал окрыляющую силу успеха. Ребенок, если его усилия не увенчаются успехом, начинает терять веру в себя. Надо поддерживать своих учеников, подбадривать их, обязательно хвалить - даже за незначительный шаг вперед. Всем, без исключения, нужно доброе слово. Пристально смотрят на меня глаза моих учеников, ловят каждое слово. «Молодцы, ребята! Ну, просто, молодцы!» И глаза сияют. Успех окрыляет их.

Если все дети справляются с поставленной перед ними задачей, если работают с увлечением и удовольствием, помогая друг другу, если возвращаются домой радостными, и с нетерпением ждут завтрашнего дня, то у них желание учиться только крепнет. А это один из показателей результата успешности учительского труда. Когда внимание сосредоточено не на ошибках и промахах, а на удачах и победах, пусть даже самых маленьких, тогда и дети работают активно и с увлечением. Они раскованы и свободны, в классе царит спокойная обстановка, доброжелательность и взаимопомощь. Именно такие уроки сотрудничества, на которых у всех все получается, и рождает чувство успеха в учении, желание и готовность решать все более трудные задачи, идти вперед.

1 сентября 2003 год… С каждым годом все больше понимаю, что, обладая знаниями различных методик, можно достаточно быстро научить детей красиво и грамотно писать, читать с необходимой скоростью, точно и быстро решать примеры и задачи, но для того, чтобы радостно трудиться, искренне любить жизнь, природу, друзей, родных, одного этого мало. Ведь дети, как никто другой, тонко чувствуют, честен, искренен ли учитель, верит ли он сам в то, что говорит. А потому, прежде всего, пример для подражания - учитель, человек, являющий собой образец нравственности, духовности, справедливости. Надо помнить, что нравственности научить невозможно, ее необходимо воспитывать всей системой обучения. И это одна из важнейших задач, стоящих перед каждым учителем. Надо стремиться вырастить в первую очередь Человека, потому что только Человек живет не просто среди людей, но и для людей, а это обязывает его ко многому.

Любовь, вера в детей, их неравнодушие, желание создавать что-то свое, общение помогают мне в работе. А моя задача - помочь всем ученикам открыть в себе творческие способности, о которых они ранее и не подозревали. И тогда каждодневный учебный труд превращается в часть общего знакомства с удивительным окружающим миром. Дети испытывают радость от работы, когда мы, учителя, помогаем им открывать свои способности, свои возможности, открывать себя.

1 сентября 2006 год… И опять звенит звонок. Меня ждут мои ученики, и от этого сердце наполняется теплом и радостью.

Урок в начальной школе - это время познания, время развития, время общения. Я уверена в том, что учитель начальных классов учит не только чтению, письму и счету, но и добру, потому что, «кто не познал науку добра, тому всякая наука будет во вред».

И… «Здравствуйте, ребята! Я очень скучала без вас! Продолжим наше удивительное путешествие в страну Знаний!»

© 2010-2022