Рабочая программа элективного курса «Религии и мифы народов мира»

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Бобровская средняя общеобразовательная школа №2


Рассмотрено на заседании ШМО «Утверждаю»

Протокол №1 Директор школы

От 29.09.2014 г. ___________Н.И. Гайворонская

Приказ №____

от «1.09» 2014 г

«Согласовано»

Зам. директора по НМР

________ О.С.Ким

Принято на заседании педагогического совета

Протокол № 1 от 29.08 2014 г.




Рабочая программа

элективного курса

«Религии и мифы народов мира»

для 5 « А » класса

учителя Титаренко Людмилы Алексеевны



на 2014-2015 учебный год





Пояснительная записка


Изучение элективного курса «Религии и мифы народов мира» в текущем учебном году в 5 классе общеобразовательных школ следует осуществлять в соответствии со следующими нормативными документами:


  1. Закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г. « Об образовании РФ»;

  2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-Пин 2.4.2.2821-10

« Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993;

  1. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, учрежденные приказом Министерства образования РФ от 27 марта 2004 года №1312;

  2. Приказ Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области,реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования №760 от 27 июля 2012 г.

  3. Приказ Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области «О внесении изменения в приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 г.» №840 от 30.08.2013 г.

  4. Методические рекомендации по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу основного общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования

  5. Приказ Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010г. (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г., регистрационный номер 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

  6. Приказ №253 от 31.03.2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»





В 5-х классах базовый курс истории углублен за счет раскрытия линий «Историческое время», «Историческое пространство», «Человек в истории» и «Историческое движение». В программу изучения истории Древнего мира введен элективный курс «Религии и мифы народов мира».

Итоговая аттестация по курсу проходит в форме зачета.

Цели и задачи:

· современное понимание мифологии и религии в системе гуманитарного знания и формирования личности;

· ознакомление с главными религиозными системами древности и истоками происхождения современных мировых и национальных религий;

· целостное и яркое описание основных мифологических сюжетов Древнего мира и раннего Средневековья;

· раскрытие значения культурного наследия мифологии и религий древних народов для современности.

Успешное осуществление поставленных целей достигается путем решения основных задач учебного и воспитательного характера:

· усвоение наиболее репрезентативных, отвечающих требованиям современной науки, познавательно, социально и личностно значимых знаний по религии и мифологии народов мира;

· овладение элементарными методами работы с письменными историческими источниками и исторической информацией;

· усвоение базовых понятий и терминов, умение применять их в учебном процессе и социальном общении;

· формирование на основе личностно-эмоционального осмысления мифологических сюжетов понимания неразрывной связи исторического и культурного процессов, уважительного отношения к традициям, созидательной деятельности народов;

· приобщение к гуманистическим ценностям;

· воспитание толерантности.

Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).

Содержание курса:

Введение в курс «Религии и мифы древних цивилизаций» (1 час)

Изучить понятие «религия», компоненты религии: представление о боге (или богах), религиозное чувство, религиозное действие, передача опыта.

Анимизм, шаманизм, тотемизм (1 час)

Изучить древнейшие формы религиозных верований. Выявить общее и различное. Определить взаимосвязь.

Виды мифов (1 час)

Определить понятие «миф». Провести границы между «мифами», «легендами», «сказками». Сформировать представление об основных видах древних мифов: о сотворении мира, о сотворении человека, объяснение природных явлений, деяния богов и героев, объяснение происхождения предметов и технологий, о загробном мире, о конце света.

Древние религиозные культы (1 час)

Определить границы и компоненты культа - как религиозного действия. Сформировать представление о древнейших формах обрядов, культов, богослужений на примерах культа Солнца в Древнем Египте и зороастийском культе огня.

Верования и мифы Древней Месопотамии (3 часа)

Изучить особенности религии шумеров, аккадцев, жителей вавилонского царства через мифы «Энума элиш» и «Эпос о Гильгамеше». Изучить пантеон Месопотамских богов в период возвышения Вавилона.

Верования и мифы Древнего Египта (3 часа)

Изучить особенности религии Древнего Египта через мифы «О сотворении мира» (3 версии: мемфисская, гермопольская, гелиопольская), «Осирис и Исида». Изучить суть религиозной реформы Эхнатона (Аменхетепа IV).

Библейские мифы (4 часа)

Познакомиться с Библией как с историческим источником. Изучить особенности древнееврейской религии через библейские мифы. Ввести понятие «монотеизм».

Религия и мифология Древнего Китая (1 час)

Изучить особенности религии и мифологии Древнего Китая. Познакомиться с даосизмом и конфуцианством, их основными положениями, взаимодействием и влиянием на культуру и государственность Древнего Китая.

Религия и мифология древней Индии (1 час)

Изучить особенности религии и мифологии Древней Индии. Познакомиться с основными положениями ведического учения, его влияния на индийское общество. Раскрыть причины зарождения буддизма, основы его учения.

Религия и мифология древней Японии (1 час)

Изучить особенности религии и мифологии Японии. Ввести понятие «национальная религия» на примере синтоизма.

Религия и мифология Древней Греции (4 часа)

Изучить особенности религии и мифологии Древней Греции. Познакомиться с пантеоном греческих богов. Познакомиться с сюжетами мифов о Прометее, Тезее, Орфее. Оценить влияние древнегреческой религии на культуру последующих цивилизаций.

Религия и мифология Древнего Рима (2 часа)

Изучить особенности религии и мифологии Древнего Рима. Провести сравнительный анализ с греческой религией.

Религия и мифология Скандинавских народов (2 часа)

Изучить особенности религии и мифологии Скандинавских народов. Ввести понятие «эсхатологическая религия».

Религия и мифология народов Африки и Америки (3 часа)

Изучить особенности религии и мифологии африканских племен Северной, Тропической, Южной Африки, североамериканских индейцев и индейцев майя.

Кельтские Мифы (1 час)

Изучить особенности религии и мифологии древних кельтов, как наследников мегалитической культуры в Европе. Оценить влияние кельтской религии и культуры на европейскую цивилизацию.

Религии и мифы древних славян (2 часа)

Изучить особенности религии и мифологии древних славян. Выявить остатки древнеславянской традиции в культуре современного российского общество.

Резерв 2 часа - в тематическом планировании использован для повторительно-обобщающих уроков в конце 1 и 2-го полугодий.


По окончании курса у учащихся формируются следующие компетенции:

Знания исторических и культурологических фактов по содержанию курса:

· Знать компоненты религии;

· характеризовать основные древние, национальные и мировые религии;

· знать религиоведческую терминологию по курсу.

Работа с историческими источниками:

· Выстраивать краткий сюжет мифа с опорой на текст источника;

· Сравнивать данные разных источников;

· Производить поиск ответов на конкретные исторические, культурологические, религиоведческие вопросы в тексте источника.

Описание (реконструкция):

· Рассказывать устно (или письменно) основные сюжеты мифов по курсу;

· Описывать пантеоны богов религий Древнего Востока и Античности;

· Составлять описания культурных и религиозных объектов: храмов, статуй богов, святилищ и т. д.

Анализ (объяснения):

· Давать свою оценку поступкам богов и героев;

· Соотносить сюжеты мифов с исторической реальностью;

· Сравнивать мифологические и религиозные традиции у разных народов;

· Раскрывать смысл основных мифологических сюжетов.

Применение полученных знаний, умений и навыков:

· Применять полученные знания для раскрытия причин и оценки сущности явлений современной культуры;

· Использовать знания по курсу в общении с людьми в школе и во внешкольной жизни, как основу диалога в поликультурной среде.

Список литературы:

1. «Поэзия и проза Древнего Востока», серия БВЛ, М.: Художественная литература, 1973

2. Бромлей Ю. В. «Очерки теории этноса», М: Наука, 1983

3. Вейман Р. «История литературы и мифология», М., Наука, 1975

4. Гуревич А. Я. «Эдда и сага», М.: Наука, 1979

5. Гусев В. Е. «Эстетика фольклора», Л., 1967

6. Донни Амброджо «У истоков христианства (От зарождения до Юстиниана), М.: Политиздат, 1979

7. Зубов А. Б. «История религии. Кн. 1. Доисторические и внеисторические религии». М., «Планета детей», 1997.

8. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. М.: Наука, 1983

9. Клочков И. С. «Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время», М.: Наука, 1983

10. Кун Н. А. «Легенды и мифы Древней Греции», М., 1980

11. Лихачев Д. С. «История древнерусской литературы», М., 1967

12. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа М., Наука, 1976

13. Муравьева Т. В. «Сто великих мифов и легенд», М.: Вече, 2009.

14. Пьер Монтэ «Египет Рамзесов», Пер. с франц. - М.: Наука, 1989.

15. Рассказы начальной русской летописи, М.: Детская литература, 1964

16. Семенова М. «Поединок со змеем», Спб, Азбука-Терра, 1996.

17. Темкин Э. Н., Эрман В. Г. «Мифы Древней Индии», М.: Наука, 1982

18. Токарев С. А. «Религия в истории народов мира», М., 1976

19. Уоллис Бадж, «Жители долины Нила», М.: Центрполиграф, 2009

20. Фрезер Д. Д. «Фольклор в Ветхом Завете», М.: Политиздат, 1989

21. Юань Кэ, «Мифы Древнего Китая», М., Наука, 1987

22. Юдовихин П. А., «Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. В лекциях, беседах, рассказах.», М.: Новая школа, 1996

Тематическое планирование рассчитано на 35 часов (1 час в неделю).


Перспективно - тематическое планирование

уроков

Название тем и уроков.

Цели изучения темы

Основные понятия и события

Обратная связь

Средства обучения

Кол-во часов

Дата

1.

Введение в курс «Религии и мифы древних цивилиза ций»

Изучить понятие «религия», компоненты религии»

Религия, вера, культ, Бог, боги, передача опыта

Устный опрос

Рассказ учителя, презентация «Зарождение древнейших верований»

1

2

Анимизм, шаманизм, тотемизм

Изучить древнейшие формы религиозных верований

Анимизм, шаманизм, шаман, тотемизм, тотем, предок, дух.

Творческая работа «Мой тотем»

Рассказ учителя, электронные изображения «Тотем», «Шаман», «Шаманский бубен», «Танец дождя»

1

3

Виды мифов

Сформировать представление об основных видах древних мифов

Герой, подвиг, загробный мир, сотворение мира, конец света

Устный опрос

Рассказ учителя, схема-конспект

1

4

Древние религиозные культы

Сформировать представление о древнейших формах обрядов, культов, богослужений

Святилище, капище, алтарь, жертва, храм

Тест

Рассказ учителя, электронные изображения

1


5-7

Верования и мифы Древней Месопотамии

Изучить особенности религии шумеров, жителей вовавилонского царства через мифы «Энума элиш» и «Эпос о Гильгамеше»

Энума элиш, Гильгамеш

Устный опрос

Сообщения учащихся, презентации, рассказ учителя

3

8-10

Верования и мифы Древнего Египта

Изучить особенности религии Древнего Египта через мифы «О сотворении мира» (3 версии), «Осирис и Исида»

Космогония, пантеон, Осирис, Амон-Ра, Исида, Сет, Гор, Птах, Бастет, Атон, Аменхетеп IV

Устный опрос

Сообщения учащихся, презентации, рассказ учителя

3

11-14

Библейские мифы

Изучить особенности древнееврейской религии через библейские мифы

Сотворение мира, Яхве, рай, Адам и Ева, дьявол-искуситель, изгнание, завет, Моисей, древнееврейское царство, Давид, Соломон

Устный опрос, тест

Сообщения учащихся, презентации, рассказ учителя

4

15

Религия и мифология Древнего Китая

Изучить особенности религии и мифологии Древнего Китая

Даосизм, конфуцианство

Устный опрос

Сообщения учащихся, презентации, рассказ учителя

1

16

Религия и мифология древней Индии

Изучить особенности религии и Мифологии Древней Индии

Колесо Сансары, нирвана, индуизм, Шива, Вишну, Ганеша, Кришну, буддизм

Устный опрос

Сообщения учащихся, презентации, рассказ учителя

1

17

Религия и мифология древней Японии

Изучить особенности религии и мифологии Японии

Синтоизм, Аматерасу

Устный опрос

Сообщения учащихся, презентации, рассказ учителя

1

18

Повторительно-обобщающий урок-игра «Древнейшие религии и мифы»

Обобщить знания, полученные в изучении 1 половины курса

Все понятия темы

Интеллектуальная игра

Интерактивная презентация

1

19-22

Религия и мифология Древней Греции

Изучить особенности религии и мифологии Древней Греции через изучение мифов о Прометее, Тезее, Орфее

Олимп, Прометей, Тезей, минотавр, Дедал, Икар, Ариадна, Эгей, Орфей, Эвридика, царство Аида, Цербер, Лета, Харон

Устный опрос, тест

Сообщения учащихся, презентации, рассказ учителя

4

23

Интегрированный урок «Олимпийские игры»

Представить знания о культуре и религии Древней Греции в форме театральной постановки

Основные понятия темы Религия Древней Греции, основные понятия темы культура Древней Греции из курса История древнего мира

Театральная постановка

Сценарий, предварительные репетиции

1

24-25

Религия и мифология Древнего Рима

Изучить особенности религии и мифологии Древнего Рима

Странствия Энея, доблестные римляне, пантеон римских богов

Устный опрос

Сообщения учащихся, презентации, рассказ учителя

2

26-27

Религия и мифология Скандинавских народов

Изучить особенности религии и мифологии Скандинавских народов

Сотворение мира, Старшая Эдда, Один, Тор, Локки, Вальхалла, эсхатология, «Мёд поэзии»

Устный опрос

Сообщения учащихся, презентации, рассказ учителя

2

28

Мифы африканских племен

Изучить особенности религии и мифологии африканских племен Северной, Тропической, Южной Африки

Туареги, бушмены, банту

Устный опрос

Сообщения учащихся, презентации, рассказ учителя

1

29

Мифы североамериканских индейцев

Изучить особенности религии и мифологии североамериканских индейцев

Гуровы, ковичан, оджибве, дакота, пассакмаводы

Устный опрос

Сообщения учащихся, презентации, рассказ учителя

1

30

Мифы индейцев Майа

Изучить особенности религии и мифологии индейцев Майа

Итцамна, Кинич Ахау, Чаак, Болон Дзакаб

Устный опрос

Сообщения учащихся, презентации, рассказ учителя

1

31

Кельтские Мифы

Изучить особенности религии и мифологии древних кельтов

Сказание о Талиесине

Устный опрос

Сообщения учащихся, презентации, рассказ учителя

1

32-34

Религии и мифы древних славян

Изучить особенности религии и мифологии древних славян

Перун, Сварог, Морана, Чернобог, Макошь, Велес, капище

Устный опрос

Сообщения учащихся, презентации, рассказ учителя

2

35

Итоговое повторение и обобщение

Обобщить знания, полученные за весь курс

Все понятия курса

Тест, эссе

Интерактивная презентация, раздаточный материал с тестами

1



© 2010-2022