• Преподавателю
  • Другое
  • Использование сравнительно-исторического метода на уроках истории как средства визуализации и систематизации знаний учащихся

Использование сравнительно-исторического метода на уроках истории как средства визуализации и систематизации знаний учащихся

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Колбинская средняя школа»











Использование сравнительно-исторического метода на уроках истории как средства визуализации и систематизации знаний.














Вайсброт Кристина Сергеевна

Учитель истории и обществознания

МБОУ «Колбинская СШ»






п. Колбинский, 2016


СОДЕРЖАНИЕ




Введение..................................................................................................................3

Глава 1. Сущность сравнительно-исторического метода. ………….5

Глава 2. Методики работы на уроках с использованием СИМ……11

  1. Сравнительное повествование………………………….11

  2. Сравнительное объяснение……………………………..13

  3. Сравнительная характеристика………………………...14

Список используемой литературы.................................................................16

















ВВЕДЕНИЕ




В результате пробных уроков было замечено, что многие учащиеся являются визуалами, поэтому одной из проблем учебного процесса является запоминание полученной информации, а также трудность вызывает сравнение исторических процессов. Для решения этих проблем в исторической науке существует особый сравнительно-исторический метод (СИМ), который формирует у учащихся способности сопоставления, позволяет закономерно систематизировать и анализировать новый материал.

Данный метод является основой исторической типологизации явлений и процессов, так как помогает выявить критерии для определения отличительных признаков процесса или явления.

В сравнительно-историческом методе выделяют логический и структурно-типологический аспекты. Первый заключается в выделении и последовательном сравнительном изучении сходных, но не тождественных сторон в явлениях. Структурно-типологический аспект СИМ применяется для раскрытия общего и специфического содержания исследуемых явлений, определения однотипности и разнородности сравниваемых явлений. «Структурно-типологический аспект - это систематизация, обобщение исследования, выявление существенных тенденций и особенностей в сопоставляемых объектах».[8]

Актуальность данной работы заключается в необходимости использования сравнительно-исторического метода на уроках истории, так как важнейшей задачей современного образования является развитие учебно-познавательной деятельности у учащихся. Исходя из Государственного образовательного стандарта, ученики должны уметь не только логически мыслить, но и владеть такими приёмами умственных действий как классификация, сравнение, анализ, обобщение, синтез и соотнесение.

Поэтому, ГИА предлагает задания на проверку этих навыков. Следовательно, проблемой является недостаточная сформированность у учащихся данных навыков.

Изучению сравнительно-исторического метода посвящено большое количество методической литературы. Данную тему освещает Бочаров А. В. в своей работе «Основные методы исторического исследования», книга раскрывает основные направления сравнительно-исторического метода и как они влияют на познавательную деятельность учащихся. Проблематике данного метода посвящена работа Лаппо-Данилевского А. С. в книге «Методология истории». Также в работе использовалась периодическая печать: «Преподавание истории в школе».





I ГЛАВА СУЩЬНОСТЬ СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОГО МЕТОДА

Особую разновидность исторического исследования представляет сравнительно-исторический метод, который применяется при изучении сходных фактов, наблюдаемых в разных странах и в очень отдалённых друг от друга периоды времени. Основам данного метода школьники обучаться в школе для формирования такой мыслительной деятельности как сравнение, а так же для развития мышления в целом.

Сравнительно-исторический метод является одним из самых широко применяемых средств познания школьника. Он предусматривает рассмотрение явлений в развитии и раскрытии их многогранности. Метод позволяет учащимся широко охватить изучаемые явления, он может проследить связь отдельных событий на фоне других, аналогичных им.

Умение сравнивать исторические события и явления входит в состав тех видов деятельности, которыми обязательно должен овладеть выпускник средней школы.

Возможность и необходимость использования метода на уроке истории обусловлена характером исторической действительности как одного единого процесса. Отказ от сравнительно-исторического метода приводит к разрыву между событиями и нарушению логической цепи истории. Так же отход от использования приводит к лишению учащегося о представлении качественной определённости явления. Поэтому признание неразрывной связи между историческими событиями практически любого масштаба является главным условием рационального применения сравнительно-исторического метода: приём сравнения показывает не только сходное, но и неповторимое в реальности. Тогда напрашивается вопрос: «Сравнивать можно любые явления или те, которые относятся к классу сходных событий, однородных?». Действительно, можно сравнивать все со всем, например, цех и мануфактуру как формы организации средневекового ремесла, восстание Спартака и Жакерию, но эти сравнения покажут только их различия и не проведут параллель между событиями, не создаст четкой картины для понимания. Следовательно, условием продуктивного применения сравнительно-исторического метода является анализ однопорядковых событий и процессов.

Но чтобы сформировать общее представление событий необходимо, чтобы степень изученности явлений стояла на одной ступени, потому что не до изученность одного события неизбежно приведёт к ошибочным выводам. Исходя из этого, продуктивному использованию СИМ предшествует подробное описание изучаемого явления как результат применения описательно-повествовательного метода. Описание здесь выступает в качестве основы сравнения.

СИМ позволяет выявить и сопоставить изучаемые объекты и определить тенденции дальнейшего развития. Можно выделить три основные формы метода: сравнительно-сопоставительная, историко-типологическая, сущностно - содержательная формы сравнение.

Процесс сравнения явлений различается по степени проникновения в их суть. Начальной ступенью сравнительного анализа является аналогия. Аналогия событий, действующих лиц, явлений процессов используются в качестве иллюстрации или доказательства чего-либо. Данная ступень предполагает под собой перенесение представлений с объекта на объект. Такое перенесение может быть как содержательным, основанным на действительном сходстве или различии сравниваемых явлений, так и поверхностным, формальным, не совместимым с подлинным их смыслом. [15, 233] Примером может служить сравнение ярких личностей, которые участвовали в одинаковом процессе, но жили в разное время или в разных странах.

Второй ступенью сравнительного анализа является выявление сущностно-содержательной характеристики изучаемого. Предполагается сопоставление одно порядковых явлений в качестве результата закономерной повторяемости. [15, 234]Сравнительный анализ одно порядковых явлений есть необходимое условие понимания их сущности. А суть может быть выявлена только путём сопоставления.

Применение сравнительно-исторического метода в обоих случаях даёт совершенно различные результаты.

Третьей ступенью сравнительно-исторического анализа является приём типологии. Типология идет дальше содержательно-сущностного анализа путем сравнения. Активность мышления проявляется в выборе и определении признаков классификации типов. Центральным здесь является вопрос о методологических признаках выделения типов. [15, 235] Типология опирается на локальные особенности развития процессов или явлений.

Сравнительно-исторический метод служит основой для исторической типологизации явлений и процессов, так как помогает выделять критерии для построений типологии и выявления отличительных признаков событий. «Типологический метод, - писала А. Д. Люблинская, - предпологает доведение в историческом познании сравнительного метода до его полного и наиболее результативного выражения. Сравнению - а вслед за ними и новому исследованию - должны подвергаться не отдельные, хотя бы и важные, явления и процессы, но целостные комплексы важнейших структурных компонентов. Тогда сравнение типологических объектов даст возможность вскрыть глубокие сходства и отличия и установить их постоянную или временную роль в развитии страны и компонентов».[15, 235]

При изучении любого исторического факта приходится сталкиваться с типологией проблем. Это установление причинно-следственных связей исторических событий и явлений, установление общих и частных закономерностей развития, определить дальнейшие тенденции развития данного явления или их совокупности.

Использование сравнительно-исторического метода подразумевает под собой: во-первых, выявление совокупности однопорядковых явлений, процессов; во-вторых, одинаковую степень изученности процессов, явлений; в-третьих, выявление сходств и различий между явлениями.

В данном методе выделяют логический и структурно-типологический аспекты. Первый подразумевает под собой выделение и последовательное сравнение сходных сторон явления. Структурно-типологический аспект сравнительно-исторического метода применяется, чтобы раскрыть общее и индивидуальное содержание изучаемых событий для определения однотипности и разнородности сравниваемых событий, явлений. «Структурно-типологический аспект - это систематизация, обобщение исследования, выявление существенных тенденций и особенностей в сопоставляемых объектах».[9]

Сравнительно-исторический метод много шире и содержательней, чем просто сравнения и аналогии, которые можно использовать и в других областях познания. Сравнительно-исторический метод - это относительно самостоятельный способ исследования, при котором сравнение служит для достижения специфических целей познания истории.

Выделяется два вида сравнения: последовательное и в виде противопоставления. В учебном процессе зачастую применяется последовательное сравнение, где проводится параллель между уже изученным материалом и новым. Следовательно, противопоставление - это изучение и сравнение одновременно двух объектов или явлений. Эффективно использовать данное сравнение при повторении изученного материала.

Применение СИМ на уроках истории помогает учителю подготовить учащихся к пониманию исторической закономерности через сравнение однородных процессов в разных странах и на разных этапах. Выделяются три этапа формирования умения применять СИМ. Каждый этап ориентирован на определённый возраст.

Первый этап предполагается на 3 - 7 классы. На данном этапе сравнивается то, что сопоставимо при выделении существенных признаков. Учащиеся выявляют сходства, и различия событий при этом дают оценочное суждение (вывод) событиям.

Второй этап уже ориентирован на школьников 8 - 9- х классов. На данном этапе предлагается сравнение однородных событий и процессов к сопоставлению их причин. От ученика требуется более глубокий анализ, чем на предыдущем этапе. Учащийся должен ознакомиться с событием, дать первоначальную оценку как одного события, так и второго и дать уже полную оценку явлений, анализируя их.

Третий этап направлен на 10 - 11 классы, увеличивается количество сопоставимых объектов, усложняются сами объекты. Этап предоставляет большую степень самостоятельности.

До сих пор основными приёмами сравнения остаются: сравнительное описание, сравнительная характеристика и сравнительное объяснение. Формирование приёма сравнения у учащихся на уроках истории и обучение их обобщению на основе этого приёма способствует развитию у детей наблюдательности, логического мышления, умения подводить итоги при этом подготавливает к самостоятельному анализу событий, явлений.

Сравнительно-исторический метод используется в качестве трёх приёмов: сравнительное описание, сравнительное объяснение, сравнительная характеристика.

На основе анализа приёмов использования сравнительно-исторического метода, можно сказать, процесс использования метода носит этапный характер и начинается с формирования умений сравнивать исторические события, явления. Использование СИМ даёт возможность использования различных форм организации познавательной деятельности и взаимодействия учителя с учащимися. Умение сравнивать исторические процессы и явления является обязательным для каждого выпускника средней школы. Овладение сравнительно-историческим методом позволяет развить познавательную активность школьников, обучает их рациональным приемам мышления. [20]

Внедрение сравнительно-исторического метода не только благоприятно сказывается на познавательной деятельности учащихся, но и даёт педагогу:

- соответствие преподавания современному уровню развития науки, научным представлениям о мире в целом;

- стимул к поиску новых методических форм, соответствующих личностно развивающим технологиям;

- расширение горизонтов видения в преподавании предмета, осознание его соотношения с исторической наукой и другими науками. [20]

Сравнительно-исторический метод является теоритической основой для сравнения и оценки событий, явлений. Он позволяет школьникам установить место явления в историческом процессе.

Использование данного метода в современном преподавании истории необходимо, так как педагогу необходимо вооружить учащихся не только полноценными знаниями, но и научить мыслить самостоятельно, творчески. Каждый учитель применяет на уроке большое количество методик, которые нацелены на организацию творческой работы школьников, на побуждение их к проявлению познавательной активности.




ГЛАВА II. МЕТОДИКИ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОГО МЕТОДА.

Методики СИМ, позволяют развивать и активизировать воображение школьников. Воображение, обогащая деятельность других психических процессов, неразрывно связанно с мышлением и важно само по себе, поэтому его также необходимо развивать. История знакомит школьников с событиями прошлого, и полнота их восприятия достигается с помощью воображения учащихся; иногда оно изменяет представление, модернизирует их, поэтому для активизации познавательной деятельности, давать, прежде всего, точное описание объектов, участников событий и хода самих исторических процессов, привлекать разнообразные средства наглядности для создания верных образов: картины, иллюстрации, схемы.

Перед учителем возникает множество трудностей и одна из них это слабое развитие воображения у учащихся. Чтобы решить данную проблему учитель может использовать следующие методики: сравнительное описание, сравнительное объяснение, сравнительная характеристика. Каждая методика позволяет учащимся систематизировать и анализировать полученную информацию.


  1. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАЕНИЕ.

Приём сравнительного описания является самым древним. С его помощью описывают события, явления. Чтобы достичь нужных результатов, необходимо придерживаться следующих принципов:

- начиная сравнивать, необходимо выделить существенные сопоставимые признаки исторических объектов;

- затем сравнивать выделенные признаки, найти у них общее и различное (т.е. особенности);

- сравнивать только в пределах определённого критерия исследования (например, событие - с событием, личность - с личностью, процесс - с процессом);

- сравнение объекта должно проходить в пределах одной группы;

- заканчиваться каждое сравнение выводом - сопоставлением, вытекающим из соотношения общих (сходных) и различных признаков изучаемого объекта.

Данная методика позволяет установить сходства и различия, изменения в развитии явлений по одним и тем же существенным признакам; определяет значимые признаки объектов. Приём применяется при ознакомлении с темой или тематическим блоком. Самостоятельность учащихся при использовании сравнительного описания подразумевает действия по аналогии, по примеру учителя. Учащие по окончанию проделываемой работы получают сведения об объектах по одним и тем же существенным признакам.

Сравнительное описание тесно связанно с анализом, в результате которого выявляются характерные признаки, черты. Сравнительное описание позволяет обстоятельно изучить процесс, явление, предмет т.е. отличить событие или явление от других и установить сходство с родственными ему предметами.

Для применения данной методики обычно применяются сравнительные таблицы. Они помогают упорядочить и систематизировать разного рода информацию, установить определённый порядок, позволяющий проанализировать совокупность необходимых элементов. Работа над таблицами способствует развитию навыков выделения главного, точности формулировок. Лаконичность и обозримость записей в таблице помогает хорошо запомнить необходимую информацию. [21]

2.2.СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ.


Сравнительное объяснение устанавливает причинные, причинно-следственные связи. Эффективно использовать на повторительно-обобщающихся уроках и при углубленном рассмотрении частных вопросов. На данном этапе возрастает степень самостоятельности школьников на уроке, сравнение они проводят уже по допустимому алгоритму. Итогом использования приёма становится умение выявлять причины различий, сходств, особенностей.

Методика сравнительного объяснения предполагает под собой использование сравнительных таблиц. С пятого класса учащихся не обходимо обучать работать с таким видом таблиц, когда школьники учатся работать с фактами и выбирать, необходимое. При этом сравнивать, анализировать и делать выводы.

Если же эту методику переносить на современный урок, то она должна сочетаться с ИКТ. Если раньше детям необходимо было рисовать самим, и она у всех была разной, зачастую выполненная неудачно для заполнения и использования. Выполненная в Word документе и распечатанная таблица единообразна, приучает к аккуратному ее заполнению. После объяснений учителя, учащиеся переходят к самостоятельной работе с таблицей и учебником в классе и дома. В работе с таблицей используются символы-значки, для ярких зрительных образов и быстроты записи.

Учащиеся должны помнить изучаемые события, место и время их совершения, участников (т. е. факты, даты, географические названия, имена) и воспроизводить имеющиеся знания. Среди учащихся встречаются дети со слабой памятью, имеют тенденцию заучивать, механически запоминать материал без его осмысления. Для активизации познавательной активности на уроке необходимо использовать следующие приёмы:

- изложение материала учителем по плану (план может быть записан на доске);

- рассказ с опорой на наглядность (схемы, таблицы);

- неоднократное возвращение к пройденному материалу в связи с изучением нового материала;

- систематизация знаний учащихся на повторительно-обобщающем уроке по теме программы;

Наряду с вопросами, требующими работы памяти, очень полезно с целью активизации мышления детей ставить такие вопросы, когда на основании старых, известных связей нужно образовывать новые связи, например: «Почему мы считаем, что после отмены крепостного права жизнь крестьян не улучшилась?». Эти вопросы могут ставиться как при повторении старого материала, так и в процессе изложения учителем нового материала, а также при закреплении материала. Многие школьники плохо осуществляют «перенос» усвоенных знаний на аналогичные факты и явления. Так, усвоив причины крестьянской войны под руководством С. Разина, а также знания, почему оно потерпело поражение, ученики не могут использовать эти знания при изучении крестьянского восстания под руководством Е. Пугачева.

Учитель должен учитывать эту особенность и помогать ученикам устанавливать нужные связи и отношения между историческими событиями. Помочь в этом может сравнительная таблица двух крестьянских восстаний, коллективно составленная на уроке под руководством учителя. А также задание исключи лишнее, где от учащегося требуется проанализировать события или личности.


  1. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

Третий приём сравнительная характеристика. Она устанавливает исторические закономерности при комплексном сопоставлении, совершенствуй мыслительные операции (анализ, синтез, абстракция…). [20] Данный приём применяется на повторительно-обобщающих уроках, предполагает формирование и отработку умений у учащихся обобщать, делать логические выводы. Использование на повторительных уроках предполагает под собой большую степень самостоятельности, отсутствие алгоритма действий (в письменном виде). Результатом данного приёма, становится знание фактического материала, полученного в результате мыслительных операций. [20]

Данная методика может применяться на интегрированных уроках например, изучение Отечественной войны. Заполнение сравнительной таблицы на основе документальных фактов и романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Это позволит учащимся создать целостную картину событий не только с фактической стороны, но и с эмоциональной стороны.

Сравнение исторических личностей, позволяет школьникам получить общее представление о человеке и акцентировать своё внимание на отличительных чертах.

Сравнительная характеристика даёт возможность, сравнивать два объекта приэтом выделить причины различий и сделать акцент на важных моментах. Так, например, сравнивая Киев и Новгород, можно определить причину превосходства Новгорода над Киевом.

Данная методика позволяет систематизировать знания учащихся по теме. Сравнительная характеристика выступает как средство визуализации знаний учащихся, акцентирует их внимание на важных моментах при изучении нового материала.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ




1) Астахов М.В. О соотношении технологии, подходов, методов и методик в историко-научном исследовании./М. В. Астахов. // Новые информационные ресурсы и технологии в исторических исследованиях и образовании. Сборник тезисов докладов и сообщений Всероссийской конференции. - М., 2000. - С. 253-255.

2) Бочаров, А. В. Основные методы исторического исследования./А. В. Бочаров. - Томск: ТГУ., 2006. - 190 с.

3) Вагин А. А. Методика преподавания истории в средней школе./ А. А. Вагин. - М.: Просвещение, 1984. - 212 с.

4) Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства./ Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. - М., 2001.

5) Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания в школе./ Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. - М., 2000.

6) Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе./ Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. - М., 2000.

7) Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Историческое образование в современной России./ Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. - М., 2002.

8) Дьяченко, Н. В. Урок логического мышления как один из этапов модульной технологии в личностно - ориентированном образовании /Н. В. Дьяченко.// Образование в современной школе. - 2007. - №1. - С. 20 -25.

9) Иванов В. В. Методология исторической науки./В.В. Иванов. - М., 1985. - 103 с.

10) Кареев Н. Теория исторического знания./Н. Кареев. - С-Петербург., 1998. - 210 с.

11) Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования./И. Д. Ковальченко. - М., 2003. - 163 с.

12) Короткова, М.В. Нетрадиционные формы уроков/ Короткова М.В.// Преподавание истории и обществознания в школе. - 2002. - №7. - С.28-36.

13) Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории./ А. С. Лаппо-Данилевский. - М.: Изд. Дом «Территория будущего», 2006. - 472 с.

14) Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся./О. В. Трофимова // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2003. - С. 16 -22.

15) Смоленский Н. И. Теория и методология истории./Н. И. Смоленский. - М.:Изд. центр «Академия», 2008. - 272 с.

16) Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе./М.Т. Студеникин. - М.: Владос, 2000. - 210 с.

17) Стрелова, О. Ю. Современный урок истории /О. Ю. Стрелова.// Преподавание истории и обществознания в школе. - 2009. - № 1. - С. 48-57.

18) Саплина, Е.В. Как сделать эффективным урок истории / Е. В. Саплина.// Преподавание истории и обществознания в школе. - 2002. - №7. - С .36-38.

19) Цыренова, М. Г. Повторительно - обобщающий урок по истории./М. Г. Цыренова.// Преподавание истории в школе. - 2007. - №4. - С. 3-8.

20) festival.1september.ru - Применение сравнительно-исторического метода познания на уроках истории.

21) ebusite.ru. - «Основные логические операции и способы их развития».



© 2010-2022