Открытый урок Смена позиций при игре на скрипке

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Железногорская детская школа искусств» Управления культуры администрации г. Железногорска

Курской области






Открытый урок

«Смена позиций при игре на скрипке»







автор: Трубилина Л.И., преподаватель

высшей квалификационной категории









г. Железногорск

2014 г.

Открытый урок

преподавателя по классу скрипки

МОУДОД "ЖДШИ" Трубилиной Л.И.

Тема урока: "Смена позиций при игре на скрипке".

Цель урока: "Добиться качества выполняемых переходов".

Задачи урока: Работа над плавной сменой позиций, интонационно точными и свободными переходами из позиции в позицию.

В уроке принимает участие ученица 4 класса Тельнова Юля.

Концертмейстер Веденина С. П.

План урока.

Вступление.

Позиции и их смена.

Четыре вида переходов.

Итог урока, домашнее задание.

Выводы.

Вступление.

Одной из наиболее важных проблем музыкально-педагогического воспитания является техническое развитие учеников. Без навыков владения техническими приемами невозможно достичь художественной выразительности в игре и серьезного уровня исполнительского мастерства в целом. Важным этапом освоения техники игры на скрипке является изучение позиций.

Как писал Л.Ауэр: «Игра только в одной позиции - вещь настолько элементарная, что с трудом может оправдать употребление термина «техника» в наиболее распространенном смысле этого слова. Я начинаю рассмотрение техники левой руки лишь с перемены позиций…» (Моя школа игры на скрипке).

Позиции и их смена.

Позиция в игре на скрипке - это положение левой руки относительно шейки грифа скрипки. К изучению позиций можно приступать лишь тогда, когда хорошо усвоены основные навыки игры в первой позиции. К этим навыкам относятся постановка обеих рук, свобода их движений, чистота интонации и достаточная подвижность пальцев. Большое значение имеет свобода большого пальца. Нельзя прислонять ладонь к корпусу скрипки. Такая опора руки вызывает изменение положения кисти. Надо стремиться к тому, чтобы в первых трех позициях сохранялась единая форма постановки пальцев ( кроме наиболее высоких позиций), также оставалось неизменным соотношение между большим и остальными пальцами. Только при наличии всех этих условий можно начинать изучение позиций и переходов. Чем раньше, тем лучше. С какой именно позиции начинать принципиального значения не имеет, но преимущественно в более раннем изучении третьей позиции может быть объяснено техникой ее соединения с первой. Здесь расстояния между позициями более широкие и они легче контролируются тактильными ощущениями ( мышечным чувством). Польза раннего освоения переходов состоит в том, что они способствуют уменьшению зажатости мышц, ослаблению хватательного рефлекса.

Прежде всего, осваивается свободное скольжение левой руки вдоль грифа из первой в третью позицию и обратно. Следить за свободой большого пальца, за плавностью движения руки. После такого подготовительного упражнения можно приступать к изучению переходов.

Четыре вида переходов.

В современной скрипичной педагогике выделяют четыре вида переходов, в соответствии с приемами их выполнения.

1 вид - переходы через открытую струну.

Выполнение переходов этого вида достаточно простое. Изменение позиции происходит во время звучания открытой струны, потому не вызывает никаких трудностей.

Сейчас Юля сыграет упражнение на этот вид переходов.

Все последующие упражнения из сборника А. Григоряна «Гаммы и арпеджио» (стр. 18-19).

Следим за свободой большого пальца, за плавностью движения руки.

А теперь закрепим этот вид переходов на этюде А. Комаровского №15 (Избранные этюды, 2-ой выпуск).

Этюд построен на основе трезвучий. Играется штрихом деташе целым смычком и его частями. Работаем над чистым интонированием, точным распределением смычка, четким ритмом.

2 вид - переходы, которые осуществляются одним и тем же пальцем.

Этот вид перехода не является наиболее сложным. В момент перехода нужно несколько ослабить нажим пальца на струну, чтобы глиссандо получилось мягкое и певучее.

Играем упражнение.

Следим за тем, чтобы не было излишнего нажима пальца на струну, так как это мешает плавному переходу.

Далее отрабатываем этот вид перехода на этюде Комаровского №21 (Избр. этюды, 2-ой выпуск).

Работаем над чистой интонацией, правильным распределением смычка в штрихе легато.

3 вид - переходы с нижележащего пальца на вышележащий (и обратно).

Скользит до нужной позиции тот палец, который в данный момент стоит на струне. При этом образуется вспомогательная нота, которая нужна только как временный ориентир. По мере усвоения навыка, надобность в ней постепенно отпадает.

Упражнение.

Продолжаем работу над плавностью переходов, следим за свободой всей руки, за свободой большого пальца, который как бы играет роль учителя - ведет за собой остальные пальцы.

Этюд А. Комаровского №25 (Избр. этюды, 2-ой выпуск). Этюд довольно сложный как в интонировании, так и в техническом плане. Отрабатываем переходы, добиваемся чистоты интонирования. Работаем над распределением смычка, штрихом легато.

4 вид - переходы с вышележащего пальца на нижележащий (и наоборот).

Это самый сложный вид перехода и требует большой тренировки. Скользит палец, стоящий перед переходом и только тогда, когда вся рука достигла нужной позиции, он незаметно подменяется нижележащим. Этот вид перехода встречается в каждой гамме. Он особенно важен при исполнении гаммаобразных последовательностей. Его следует особо тщательно и последовательно укреплять на этюдах, гаммах и пьесах.

Относительно этого вида переходов, как и предыдущего, существует две противоположных точки зрения о целесообразности использования вспомогательных нот. Можно начинать изучать этот вид переходов, используя вспомогательные ноты, постепенно уменьшая их использование вплоть до полного исчезновения, а можно сразу учиться плавным переходам без лишних нот. Во всяком случае, следует достичь плавного перехода за счет замещения одного пальца другим.

Упражнение.

Продолжаем работу над интонационно точными и свободными переходами.

Этюд Е. Гнесиной №28. (Избр. этюды, 2-ой выпуск). Этюд играем сначала в медленном темпе, затем темп прибавляем. Добиваемся качества выполняемых переходов.

Гамма B dur двух октавная с переходом из первой в третью позицию. Штрихи: 2,4,8 легато. Арпеджио: 3,6 легато. Работаем над плавной сменой смычка, над плавным соединением струн, над точным распределением смычка в легато, гибкостью, ловкостью переходов.

В заключение урока Юля исполнит две пьесы, в которых присутствуют все четыре вида переходов.

При выборе какого-либо произведения педагог руководствуется главным образом тем, какие из исполнительских навыков ученика нуждаются в улучшении или дальнейшем развитии. В учебном репертуаре для каждого класса есть пьесы специального назначения, например, пьесы для развития беглости, штрихов, кантилены, или произведения, требующие применения различных видов технических навыков. Все эти произведения, кроме своей специальной задачи, имеют одну общую цель - музыкально-художественное развитие ученика.

М. Гарлицкий «Ария». Пьеса кантиленного плана. Помимо работы над плавными переходами, работаем над качеством звучания, вибрацией, фразировкой, выразительностью исполнения.

Э. Дженкинсон «Танец». Пьеса техничного плана. Работа над ловкостью переходов, штрихом сотийе, яркой динамикой. Добиваемся предельно быстрого темпа.

Итог урока. Домашнее задание. Выводы.

С поставленными задачами ученица справляется.

Необходимо продолжать работать над качеством исполнения переходов.

Основа для плавной и легкой смены позиций закладывается с самых первых дней занятий с учеником. Подготовительные к переходам в позиции упражнения, на ранних этапах развития ученика, создают хорошие предпосылки для дальнейшей игры в разных позициях. Во время изучения позиций педагог должен тщательным образом подбирать как технический материал, так и художественный репертуар.

Список используемой литературы:

Ауэр Л. « Моя школа игры на скрипке».

Гутников Б. «Об искусстве скрипичной игры»

Камилларов Е. «О технике левой руки скрипача».

Янкелевич Ю. «Смены позиций в связи с задачами художественного исполнения на скрипке».

Погожева Т. «Вопросы обучения игре на скрипке».

Мильтонян С. «Педагогика гармоничного развития скрипача».


© 2010-2022