• Преподавателю
  • Другое
  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОП. 04. ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ код профессии / специальность 150709. 02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОП. 04. ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ код профессии / специальность 150709. 02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБПОУ «Сахалинский строительный техникум»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебной дисциплины ОП.04. ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ

код профессии / специальность 150709.02 Сварщик (электросварочные и

газосварочные работы)





Южно-Сахалинск

2015


ОДОБРЕНА

Предметной (цикловой)

Комиссией_________________________

Протокол №___

От «___» ___________20_____г.


Разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по профессии/специальности среднего профессионального образования

Код, наименование профессии/специальности


Председатель предметной

(цикловой) комиссии

__________________/ _______________

Подпись ФИО

Директор ГБПОУ «СахСТ»

________________/ _______________

Подпись ФИО

Составители (авторы):_______________________________________________

ФИО, ученая степень, звание, должность. Наименование ОУ

________________________________________________

ФИО, ученая степень, звание, должность. Наименование ОУ

Рецензент:__________________________________________________________

ФИО, ученая степень, звание, должность. Наименование ОУ

СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5

  1. условия реализации учебной дисциплины


13

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


14


1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ

1.1. Область применения рабочей программы:

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе ФГОС по специальности СПО 22.02.06 «Сварочное производство».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовки работников в области сварочного производства при наличии начального профессионального образования.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла (ОП)

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;

  • определять виды конструкционных материалов;

  • выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации;

  • проводить исследования и испытания материалов;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов,

  • основы их термообработки, способы защиты металлов от коррозии;

  • классификацию и способы получения композиционных материалов

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 51 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 34 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 17 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

51

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

34

в том числе:


лабораторные работы

практические занятия

12


Самостоятельная работа обучающегося (всего)

17

в том числе:


выполнение расчётно-графических работ


тематика внеаудиторной самостоятельной работы (контрольная работа) на тему «Литейное производство»

17

Итоговая аттестация в форме экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы материаловедения»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Введение

1

Значение и содержание дисциплины «Материаловедение» и связь ее с другими дисциплинами общепрофессионального и профессионального циклов дисциплин.

История развития металловедения в России. Новейшие достижения в области материаловедения и обработки материалов и сплавов.

1


Раздел 1.

Металловедение



Тема 1.1.

Строение и свойства материалов

Содержание учебного материала


1

2

2

Кристаллическое строение металлов. Основные свойства металлов и сплавов, методы их исследования и испытания

Практическая работа


3

Определение твердости металлов и сплавов. Определение твердости сплавов по методу Роквелла и Бринелля.

1

Тема 1.2.

Диаграмма состояния металлов и сплавов.

Содержание учебного материала


1




2

4

5

Понятие о сплавах. Классификация и структура металлов и сплавов.

Основные равновесные диаграммы состояния двойных сплавов их связь с диаграммами состав-свойства.

Диаграмма состояния железоуглеродистых сплавов.

Тема 1.3.

Формирование структуры деформированных сплавов

Содержание учебного материала


1

2

6

Пластическая деформация кристаллов. Диаграмма растяжения металлов. Свойства пластически деформированных металлов.

Практическая работа


7

Исследование деформации растяжения.

Исследование деформации сжатия

1


Тема 1.4.

Термическая обработка металлов и сплавов.

Содержание учебного материала


1



2

8

Определение и классификация видов термической обработки.. Изучение режимов основных видов термической обработки сталей. Определение и классификация основных видов химико-термической обработки металлов и сплавов.

Тема 1.5.

Конструкционные материалы

Содержание учебного материала



9

Стали с улучшенной обрабатываемостью резаньем. Стали с высокой технологической пластичностью. Сплавы с высокими литейными свойствами.

Медные сплавы: общая характеристика и классификация. Латуни и бронзы.

1

1

Тема 1.6.

Износостойкие материалы

Содержание учебного материала


1


10

Материалы с высокой твердостью поверхности. Антифрикционные материалы: металлические и неметаллические, комбинированные, минералы. Рессорно-пружинные стали. Маркировка, применение.

Тема 1.7.

Материалы с высокими упругими свойствами. Материалы с малой плотностью. Материалы с высокой удельной

прочностью

Содержание учебного материала


1



1




11

12

Медь и её сплавы. Характеристики, структура, применение.

Сплавы на основе алюминия, общая характеристика и классификация. Термообработка алюминиевых сплавов.

Сплавы на основе магния. Классификация, применение. Титан и сплавы на его основе. Общие характеристики, маркировка, применение. Бериллиевые сплавы. Применение в

промышленности

Практическая работа

2


13

14

Изучение маркировки черных металлов и сплавов.


Тема 1.8.

Материалы устойчивые к воздействию температуры и рабочей среды.

Содержание учебного материала


1




1

2

15

16

Понятие о коррозии. Виды коррозии. Способы предупреждения коррозии и методы защиты. Коррозионно-стойкие материалы. Особенности химсостава, маркировка, характеристики, применение.

Понятие жаропрочности и жаростойкости. Жаростойкие и жаропрочные материалы. Классификация, характеристики, рабочие температуры.

Тема 1.9.

Материалы с особыми физическими свойствами.

Содержание учебного материала


1



2

17

Материалы с магнитными свойствами. Материалы высокой электрической проводимости. Свойства, марки и применение. Полупроводниковые материалы. Диэлектрики. Примеры марок, применение.

Практическая работа



18

19

Изучение маркировки цветных металлов и сплавов

2


Тема 1.10.

Неметаллические материалы

Содержание учебного материала


1





2

20

Неметаллические материалы; свойства достоинства и недостатки. Пластмассы термопластичные и термореактивные (полиэтилен, фторопласт и .т.д.). Резиновые материалы. Состав и общие свойства стекол. Древесина. Разновидности древесных материалов.

Практическая работа

4



21

22

Сварка пластмасс газовым теплоносителем.

Склеивание конструкционных материалов.

1


Тема 1.13.

Материалы для режущих и измерительных инструментов.

Содержание учебного материала


1


2

23

Материалы для режущих инструментов: углеродистые стали, низколегированные стали, быстрорежущие стали, спеченые твердые сплавы.

Сплавы и стали для измерительных инструментов. Марки, характеристики, режимы работы.

Тема 1.14.

Порошковые материалы.

Композиционные материалы.

Содержание учебного материала


1


1

24

Метод порошковой металлургии, два направления развития порошковой металлургии. Свойства и применение порошковых материалов в промышленности. Композиционные материалы. Классификация, строение свойства, достоинства и недостатки, применение в промышленности.

Раздел 2. Технология металлов




Тема 2.1. Основы производства материалов

Содержание учебного материала


1


2

25

Структура народного хозяйства и промышленности России

Природные ресурсы и их классификация

Практические занятия



26


Классификация природных ресурсов

1


Тема 2.2. Металлургический комплекс

Содержание учебного материала


1

1

1

27

Руда и ее получение. Флюсы, топливо и огнеупорные материалы.

Практическая работа



28


Обогащение и окускование полезных ископаемых

1



Содержание учебного материала


1

1

29

Производство чугуна. Производство стали

Практическая работа



30

Устройство доменной печи

Исходные материалы и продукты металлургического производства

1



Раздел 3. Способы получения заготовок



Тема 3.1. Обработка металлов давлением

Содержание учебного материала

1

1

31

Определение обработки металлов давлением.

Ковка. Горячая объемная штамповка.

Изготовление деталей холодной объемной штамповкой. Листовая штамповка.

Тема 3.2 Технология литейного и прокатного производства

Содержание учебного материала

1

2

32

Основы литейного производства. Литье в песчаные формы

Специальные способы литья

Практическая работа

2


33

34

Разработка технологического процесса изготовления отливки в разовой песчано-глинистой форме




3. условия реализации программы дисциплины

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Материаловедение».

Оборудование учебного кабинета:

  1. Стол преподавателя 2-х тумбовый

  2. Доска белая офисная

  3. Столы ученические

  4. Стулья ученические

  5. Шкаф- депо для стендов.

Технические средства обучения:

- экран

- проектор

- компьютер

Комплект электронных плакатов и схем:

  • внутреннее строение металлов - 1

  • внутреннее строение сплавов - 1

  • деформация и ее виды - 1

  • твердость и методы ее определения - 1

  • классификация и марки чугунов - 1

  • классификация и марки стали - 1

  • доменная печь, сталеплавильная печь - 2

  • виды сталей, их свойства - 1

  • маркировка углеродистых конструкционных сталей - 4

  • маркировка углеродистых инструментальных сталей - 1

  • маркировка цветных металлов и сплавов - 1

  • смазочные материалы - 1

3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Заплатин В. Н. Основы материаловедения (металлообработка) учеб. пособие. / ОИЦ «Академия», 2009.

Дополнительные источники:

1. Овчинников В. В.Современные материалы для сварных конструкций учеб. Пособие - М: ОИЦ «Академия», 2012.

2. Электронный ресурс «Металлургия». Форма доступа: twirpx.com/files/machinery/metallurgy

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых профессиональных и общих компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

2

Умения:

ОК 1-7

ПК 1.1.- 1.4.

ПК 2.1 - 2.3.


  • Выполнять механические испытания образцов материалов

  • Использовать физико-химические методы исследования металлов

  • Пользоваться справочными таблицами для определения свойств металлов

  • Выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности

Отчёт о выполнении практических работ.

Решение задач.

Выполнение домашних контрольных работ

Знания:

  • Основные свойства и классификацию материалов

  • Наименование, маркировку, свойства материала

  • Основные сведения о металлах и сплавах

  • Основные сведения о неметаллических материалах

  • Стали и их классификацию

Отчёт о выполнении домашних заданий, проверочных работ.

Устный опрос.

Подготовка рефератов, докладов



© 2010-2022