- Преподавателю
- Другое
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОП. 04. ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ код профессии / специальность 150709. 02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОП. 04. ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ код профессии / специальность 150709. 02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Авдеева Е.Н. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ГБПОУ «Сахалинский строительный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины ОП.04. ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ
код профессии / специальность 150709.02 Сварщик (электросварочные и
газосварочные работы)
Южно-Сахалинск
2015
ОДОБРЕНА Предметной (цикловой) Комиссией_________________________ Протокол №___ От «___» ___________20_____г.
| Разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по профессии/специальности среднего профессионального образования Код, наименование профессии/специальности
|
Председатель предметной (цикловой) комиссии __________________/ _______________ Подпись ФИО | Директор ГБПОУ «СахСТ» ________________/ _______________ Подпись ФИО |
Составители (авторы):_______________________________________________
ФИО, ученая степень, звание, должность. Наименование ОУ
________________________________________________
ФИО, ученая степень, звание, должность. Наименование ОУ
Рецензент:__________________________________________________________
ФИО, ученая степень, звание, должность. Наименование ОУ
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
условия реализации учебной дисциплины
13
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
14
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ
1.1. Область применения рабочей программы:
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе ФГОС по специальности СПО 22.02.06 «Сварочное производство».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовки работников в области сварочного производства при наличии начального профессионального образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла (ОП)
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-
распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;
-
определять виды конструкционных материалов;
-
выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации;
-
проводить исследования и испытания материалов;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-
закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов,
-
основы их термообработки, способы защиты металлов от коррозии;
-
классификацию и способы получения композиционных материалов
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 51 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 34 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 17 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
51
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
34
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
12
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
17
в том числе:
выполнение расчётно-графических работ
тематика внеаудиторной самостоятельной работы (контрольная работа) на тему «Литейное производство»
17
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы материаловедения»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
Введение
1
Значение и содержание дисциплины «Материаловедение» и связь ее с другими дисциплинами общепрофессионального и профессионального циклов дисциплин.
История развития металловедения в России. Новейшие достижения в области материаловедения и обработки материалов и сплавов.
1
Раздел 1.
Металловедение
Тема 1.1.
Строение и свойства материалов
Содержание учебного материала
1
2
2
Кристаллическое строение металлов. Основные свойства металлов и сплавов, методы их исследования и испытания
Практическая работа
3
Определение твердости металлов и сплавов. Определение твердости сплавов по методу Роквелла и Бринелля.
1
Тема 1.2.
Диаграмма состояния металлов и сплавов.
Содержание учебного материала
1
2
4
5
Понятие о сплавах. Классификация и структура металлов и сплавов.
Основные равновесные диаграммы состояния двойных сплавов их связь с диаграммами состав-свойства.
Диаграмма состояния железоуглеродистых сплавов.
Тема 1.3.
Формирование структуры деформированных сплавов
Содержание учебного материала
1
2
6
Пластическая деформация кристаллов. Диаграмма растяжения металлов. Свойства пластически деформированных металлов.
Практическая работа
7
Исследование деформации растяжения.
Исследование деформации сжатия
1
Тема 1.4.
Термическая обработка металлов и сплавов.
Содержание учебного материала
1
2
8
Определение и классификация видов термической обработки.. Изучение режимов основных видов термической обработки сталей. Определение и классификация основных видов химико-термической обработки металлов и сплавов.
Тема 1.5.
Конструкционные материалы
Содержание учебного материала
9
Стали с улучшенной обрабатываемостью резаньем. Стали с высокой технологической пластичностью. Сплавы с высокими литейными свойствами.
Медные сплавы: общая характеристика и классификация. Латуни и бронзы.
1
1
Тема 1.6.
Износостойкие материалы
Содержание учебного материала
1
10
Материалы с высокой твердостью поверхности. Антифрикционные материалы: металлические и неметаллические, комбинированные, минералы. Рессорно-пружинные стали. Маркировка, применение.
Тема 1.7.
Материалы с высокими упругими свойствами. Материалы с малой плотностью. Материалы с высокой удельной
прочностью
Содержание учебного материала
1
1
11
12
Медь и её сплавы. Характеристики, структура, применение.
Сплавы на основе алюминия, общая характеристика и классификация. Термообработка алюминиевых сплавов.
Сплавы на основе магния. Классификация, применение. Титан и сплавы на его основе. Общие характеристики, маркировка, применение. Бериллиевые сплавы. Применение в
промышленности
Практическая работа
2
13
14
Изучение маркировки черных металлов и сплавов.
Тема 1.8.
Материалы устойчивые к воздействию температуры и рабочей среды.
Содержание учебного материала
1
1
2
15
16
Понятие о коррозии. Виды коррозии. Способы предупреждения коррозии и методы защиты. Коррозионно-стойкие материалы. Особенности химсостава, маркировка, характеристики, применение.
Понятие жаропрочности и жаростойкости. Жаростойкие и жаропрочные материалы. Классификация, характеристики, рабочие температуры.
Тема 1.9.
Материалы с особыми физическими свойствами.
Содержание учебного материала
1
2
17
Материалы с магнитными свойствами. Материалы высокой электрической проводимости. Свойства, марки и применение. Полупроводниковые материалы. Диэлектрики. Примеры марок, применение.
Практическая работа
18
19
Изучение маркировки цветных металлов и сплавов
2
Тема 1.10.
Неметаллические материалы
Содержание учебного материала
1
2
20
Неметаллические материалы; свойства достоинства и недостатки. Пластмассы термопластичные и термореактивные (полиэтилен, фторопласт и .т.д.). Резиновые материалы. Состав и общие свойства стекол. Древесина. Разновидности древесных материалов.
Практическая работа
4
21
22
Сварка пластмасс газовым теплоносителем.
Склеивание конструкционных материалов.
1
Тема 1.13.
Материалы для режущих и измерительных инструментов.
Содержание учебного материала
1
2
23
Материалы для режущих инструментов: углеродистые стали, низколегированные стали, быстрорежущие стали, спеченые твердые сплавы.
Сплавы и стали для измерительных инструментов. Марки, характеристики, режимы работы.
Тема 1.14.
Порошковые материалы.
Композиционные материалы.
Содержание учебного материала
1
1
24
Метод порошковой металлургии, два направления развития порошковой металлургии. Свойства и применение порошковых материалов в промышленности. Композиционные материалы. Классификация, строение свойства, достоинства и недостатки, применение в промышленности.
Раздел 2. Технология металлов
Тема 2.1. Основы производства материалов
Содержание учебного материала
1
2
25
Структура народного хозяйства и промышленности России
Природные ресурсы и их классификация
Практические занятия
26
Классификация природных ресурсов
1
Тема 2.2. Металлургический комплекс
Содержание учебного материала
1
1
1
27
Руда и ее получение. Флюсы, топливо и огнеупорные материалы.
Практическая работа
28
Обогащение и окускование полезных ископаемых
1
Содержание учебного материала
1
1
29
Производство чугуна. Производство стали
Практическая работа
30
Устройство доменной печи
Исходные материалы и продукты металлургического производства
1
Раздел 3. Способы получения заготовок
Тема 3.1. Обработка металлов давлением
Содержание учебного материала
1
1
31
Определение обработки металлов давлением.
Ковка. Горячая объемная штамповка.
Изготовление деталей холодной объемной штамповкой. Листовая штамповка.
Тема 3.2 Технология литейного и прокатного производства
Содержание учебного материала
1
2
32
Основы литейного производства. Литье в песчаные формы
Специальные способы литья
Практическая работа
2
33
34
Разработка технологического процесса изготовления отливки в разовой песчано-глинистой форме
3. условия реализации программы дисциплины
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Материаловедение».
Оборудование учебного кабинета:
-
Стол преподавателя 2-х тумбовый
-
Доска белая офисная
-
Столы ученические
-
Стулья ученические
-
Шкаф- депо для стендов.
Технические средства обучения:
- экран
- проектор
- компьютер
Комплект электронных плакатов и схем:
-
внутреннее строение металлов - 1
-
внутреннее строение сплавов - 1
-
деформация и ее виды - 1
-
твердость и методы ее определения - 1
-
классификация и марки чугунов - 1
-
классификация и марки стали - 1
-
доменная печь, сталеплавильная печь - 2
-
виды сталей, их свойства - 1
-
маркировка углеродистых конструкционных сталей - 4
-
маркировка углеродистых инструментальных сталей - 1
-
маркировка цветных металлов и сплавов - 1
-
смазочные материалы - 1
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Заплатин В. Н. Основы материаловедения (металлообработка) учеб. пособие. / ОИЦ «Академия», 2009.
Дополнительные источники:
1. Овчинников В. В.Современные материалы для сварных конструкций учеб. Пособие - М: ОИЦ «Академия», 2012.
2. Электронный ресурс «Металлургия». Форма доступа: twirpx.com/files/machinery/metallurgy
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Коды формируемых профессиональных и общих компетенций
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
2
Умения:
ОК 1-7
ПК 1.1.- 1.4.
ПК 2.1 - 2.3.
-
Выполнять механические испытания образцов материалов
-
Использовать физико-химические методы исследования металлов
-
Пользоваться справочными таблицами для определения свойств металлов
-
Выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности
Отчёт о выполнении практических работ.
Решение задач.
Выполнение домашних контрольных работ
Знания:
-
Основные свойства и классификацию материалов
-
Наименование, маркировку, свойства материала
-
Основные сведения о металлах и сплавах
-
Основные сведения о неметаллических материалах
-
Стали и их классификацию
Отчёт о выполнении домашних заданий, проверочных работ.
Устный опрос.
Подготовка рефератов, докладов