• Преподавателю
  • Другое
  • Организация и система работы службы школьной медиации в МАОУ вечерней (сменной) общеобразовательной школе

Организация и система работы службы школьной медиации в МАОУ вечерней (сменной) общеобразовательной школе

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация и система работы службы школьной медиации в МАОУ вечерней (сменной) общеобразовательной школеОрганизация и система работы службы школьной медиации в МАОУ вечерней (сменной) общеобразовательной школеОрганизация и система работы службы школьной медиации в МАОУ вечерней (сменной) общеобразовательной школеОрганизация и система работы службы школьной медиации в МАОУ вечерней (сменной) общеобразовательной школеОрганизация и система работы службы школьной медиации в МАОУ вечерней (сменной) общеобразовательной школеОрганизация и система работы службы школьной медиации в МАОУ вечерней (сменной) общеобразовательной школеОрганизация и система работы службы школьной медиации в МАОУ вечерней (сменной) общеобразовательной школеОрганизация и система работы службы школьной медиации в МАОУ вечерней (сменной) общеобразовательной школеОрганизация и система работы службы школьной медиации в МАОУ вечерней (сменной) общеобразовательной школеОрганизация и система работы службы школьной медиации в МАОУ вечерней (сменной) общеобразовательной школе

Организация и система работы службы школьной медиации в МАОУ вечерней (сменной) общеобразовательной школе Организация и система работы службы школьной медиации в МАОУ вечерней (сменной) общеобразовательной школеОрганизация и система работы службы школьной медиации в МАОУ вечерней (сменной) общеобразовательной школеОрганизация и система работы службы школьной медиации в МАОУ вечерней (сменной) общеобразовательной школеОрганизация и система работы службы школьной медиации в МАОУ вечерней (сменной) общеобразовательной школе.

Школа является один из наиболее мощных социализирующих институтов, во всяком случае - с административно-управленческой точки зрения.

Однако школа далеко не всегда способна быть достаточно эффективной для оказания помощи ребёнку не только в усвоении необходимых знаний, но и в социализации (воспитании). В последнее время, интерес ко второй составляющей школьного процесса возвращается, что, безусловно, важно.

Вовсе не редки случаи, когда дети, особенно в подростковом возрасте, прогуливают школьные занятия или вовсе перестают их посещать. Слишком часто выпускник школы с облегчением воспринимает окончание учебных занятий.

Родители, как правило, ожидают от своих детей примерного обучения и поведения в школе; однако, как достичь того и другого и стоит ли этого добиваться, не знают. Наряду с процессами взросления детей, факторы, связанные с обучением в школе, также порождают дополнительную напряжённость в семейных отношениях.

Все вышеперечисленные обстоятельства, равно как и многие другие, с которыми участникам образовательного процесса приходится сталкиваться, являются практически неизбежными следствиями более глубоких причин, признаками неблагополучия в школе или дома. В основе этих причин, прежде всего, лежат самые разнообразные конфликты.

Служба примирения - структура, создаваемая в образовательном учреждении специально для обеспечения ее ресурсом разрешения конфликтных ситуаций внутри школы и силами самой школы. Глобальная задача службы сделать так, чтобы максимальное число конфликтов разрешалось восстановительным способом. Восстановительный подход к разрешению конфликтов позволяет подросткам избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (возместить ущерб), избежать повторения подобного в будущем.

Правовой статус учащихся школы

Организация и система работы службы школьной медиации в МАОУ вечерней (сменной) общеобразовательной школе

Специфика вечерней (сменной) школы такова, что контингент учащихся обновляется ежегодно. Как правило, в школу приходят подростки, ранее поставленные на учет в «группу риска» либо СОП, что обусловливает высокие показатели по числу состоящих на учете, а это говорит о том, что у каждого подростка за плечами большой опыт взаимодействия с социумом, к сожалению не всегда положительный.

В сентябре 2009 года по приказу директора была создана школьная служба примирения.

В настоящее время школьная служба примирения переименована в службу школьной медиации в соответствии с пунктом 64 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 году, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1916-р, в образовательных организациях должны быть организованы службы школьной медиации, обеспечивающие защиту прав детей и создающие условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов.

Метод «Школьная медиация» - это инновационный метод, который применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного способа разрешения споров.

В основе метода лежит медиативный подход - деятельностный подход, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры.

Применение этого метода является актуальным в вечерней (сменной) образовательной школе. Так как контингент обучающихся вечерней школы в настоящее время по возрастному цензу приблизился к возрасту учащихся дневных общеобразовательных школ, но наряду с этим фактом - разнороден по возрасту, подготовленности, социальной зрелости, профессиональной направленности и мотивам обучения. Это подростки, ушедшие из дневной школы, училищ и техникумов по разным причинам, работающая молодежь, которые не смогли вовремя окончить школу, молодые мамы, работающие взрослые люди, у которых возникла необходимость получить образование под угрозой потери работы.

Количественный состав учащихся

Организация и система работы службы школьной медиации в МАОУ вечерней (сменной) общеобразовательной школе

Служба школьной медиации - это служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.

Руководителем службы (куратором) является педагог-психолог образовательного учреждения. На данный момент основным медиаторов в школе является руководитель службы школьной медиации, который проходит специальное обучение по конфликтологии и медиации. Встречи между конфликтующими сторонами проводит взрослый человек - куратор службы школьной медиации. В дальнейшем планируется обучить учащихся 8-12 классов, чтобы они самостоятельно проводили встречи между конфликтующими сторонами. Если же в конфликте участвует и взрослый человек, то им помогает куратор службы.

СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ И ПОЗИЦИЯ КУРАТОРА

СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ

ГРУППА ПОДДЕРЖКИИЗ ШКОЛЬНИКОВ

• реклама, создание имиджа,

издание стенгазеты

• приглашение в службу примирения

ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ ВЗРОСЛЫЕ

(в том числе директор)

•отказ от традиционных методов реагирования на конфликты

• передача дел на медиацию

• поддержка куратора и медиаторов

КУРАТОР

•организация взаимодействия службы со структурами школы

• организация канала поступления дел, распределение и передача их медиаторам

•создание команды ШСП

• организация обучения медиаторов

•супервизия по проведенным медиациям

• организация и ведение клуба ведущих

•документация работы службы

ВЗРОСЛЫЕ МЕДИАТОРЫ, ТРЕНЕРЫ

•проведение медиаций по сложным ситуациям (со взрослыми, когда дело передано в КДН или суд и т.д.)

•обучение педагогов выходу из конфликта

МЕДИАТОРЫ-ШКОЛЬНИКИ

•проведение примирительных

встреч

• проведение «Школьных конференций»

• проведение «Кругов»Значение участия школьников в деятельности службы сложно переоценить. Во-первых, это собственно результаты разрешения конфликтов - восстановление миропорядка, существовавшего до конфликтного события. Во-вторых, такая работа помогает и самим ребятам более конструктивно смотреть на жизнь и облегчать собственный поиск выходов в той или иной жизненной ситуации. Дети через коммуникационные процедуры имеют возможность более детально разбираться в происходящих на их глазах событиях, анализировать причины и мотивы, которые стали основанием побудительным импульсом для того или иного поступка. В-третьих, это возможность приобретения опыта публичного обмена мнениями и впечатлениями, межличностной коммуникации, ведения дискуссии и выработки других, существенных в современной жизни навыков. Наличие такого опыта, как представляется, можно назвать одновременно и важнейшим уроком публичной демократии. Положительное влияние оказывает и

Наконец, приобретение опыта содействия примирению может стать и первым шагом для формирования собственного представления о своём профессиональном будущем. Вовсе не редки ситуации, когда возникают и так называемые вертикальные конфликты - между учениками и учителями. Ребёнок здесь, как правило, оказывается в более уязвимом положении. И родители в подобных ситуациях далеко не всегда могут ему помочь. В этом случае, конечно, посредником в разрешении конфликта становятся взрослые медиаторы, специалисты службы школьной медиации, в которую могут входить и обученные родители учащихся общеобразовательного учреждения. Подобные конфликты рассматриваются как взрослыми кураторами службы, так и службой в смешанном составе: взрослый и школьник. Такой состав позволяет сделать работу службы не только более авторитетной, но и заслуживающей доверие школьников, поскольку предусматривает наличие «детского представителя» при помощи в разрешении конфликта. Образовательный процесс предполагает групповое взаимодействие людей, объединенных в одном пространстве и участвующих в различных видах совместной деятельности. В ходе этого взаимодействия возникает большое число конфликтных (а порой даже и криминальных) ситуаций, которые школа стремится конструктивно разрешать.

Служба школьной медиации как форма организации самостоятельной деятельности медиаторов (взрослых и детей) по освоению навыков само- и взаимопомощи в процессе разрешения конфликтных ситуаций призвана оказывать помощь всем участникам образовательного процесса. Конфликт - это существенное препятствие, которое может возникнуть в образовательном процессе, снижающее качество образования в целом.

Проведение «Кругов» при напряжении в сообществе

Презентации перед учителями, родителями и администрацией, создание высокого статуса службы среди школьников привлечение сторонников

Обучение конструктивной коммуникации подростков и взрослых

Проведение медиации (программ примирения) и «Школьных конференций» в ситуации конфликта и криминальной ситуации (для детей и взрослых)

ШКОЛА

Собственные наблюдения самих медиаторов из СШМ

Информация из «ящика обращений»

Личные обращения в службу от взрослых и подростков

Информация о конфликтах от учителей и из администрации школы

Служба школьной медиации

Анализ ситуации в школе с насилием и конфликтами и принятие решения о способе нормализации отношений и снижения насилия, манипуляцийСлужба школьной медиации - служба, осуществляющая работу с конфликтными ситуациями, возникающими внутри школы.


Служба реализует программы примирения, важным результатом

которых является как преодоление враждебности между сторонами, так и

участие самих сторон в конструктивном разрешении ситуации. Программой примирения называют встречи участников конфликта, организуемые ведущим за «столом переговоров». Ведущий необходим в связи с тем, что сторонам тяжело общаться конструктивно и самим осуществлять поиски выхода из ситуации. Здесь появляется потребность в позиции нейтрального ведущего, который не выносит решение, не является судьей, адвокатом, воспитателем или советчиком, а создает условия для конструктивного общения сторон. Ведущий занимает нейтральную позицию, в равной степени поддерживая обе стороны. Служба примирения работает с конфликтами всех уровней: межу учениками; между учениками и учителями; внутри педагогического коллектива; с конфликтами с участием родителей. Создание Службы примирения позволяет разрешать не только обычные, случающиеся ежедневно конфликты, но сложные ситуации, затяжные конфликтные ситуации.

Примирение как способ, формирующий способность к пониманию и навыки осуществления действия посредством личностно ориентированной коммуникации

КОНФЛИКТЫ В ДЕТСКОЙ СРЕДЕ

НАКАЗАНИЕ И КЛЕЙМЕНИЕ

СИЛОВЫЕ СПОСОБЫ

Служба школьной медиации

Реагирование детей и взрослых

Основной целью деятельности службы примирения в образовательном учреждении является формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом, а также повышение результативности образовательного процесса через реализацию следующих направлений деятельности:

  • создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки;

  • воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в основе которого лежит признание ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности, принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов (но не в ущерб чужим интересам);

  • повышение «качества жизни» всех субъектов образовательного процесса с помощью медиативного подхода, основывающегося на позитивном общении, уважении, открытости, доброжелательности, взаимном принятии как внутри групп взрослых и обучающихся, так и между этими группами.

При реализации цели необходимо решение следующих задач:

  • снижение конфликтности в образовательном учреждении за счет обучения взрослых основам медиации как процедуры разрешения споров и формирования «групп равных» среди обучающихся 5-12 классов, обучая их умению разрешать конфликты с помощью медиативного подхода. Это позволяет взрослым оперативно и эффективно разрешать разнонаправленные конфликты с участием родителей, обучающихся, педагогов, администрации, а обучающимся - оказывать содействие своим сверстникам в сложных ситуациях и выступать посредниками при разрешении конфликтов в среде ровесников;

  • профилактика агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди обучающихся;

  • профилактика преступности среди несовершеннолетних;

  • создание условий для снижения количества межкультурных, межэтнических, межконфессиональных конфликтов;

  • координация усилий семьи и педагогов с целью предотвращения неблагоприятных «сценариев» развития обучающихся, особенно в критические периоды, одним из которых является подростковый;

  • повышение и сохранение профессиональной компетентности, профилактика профессиональной деформации педагогов, что достигается благодаря эффективному использованию временных, эмоциональных и человеческих ресурсов в целом.

В целом, наблюдается тенденция замены административно-карательного воздействия взрослых на обучающихся и силовых реакций обучающихся на конфликт на примирительные встречи (в максимальном количестве случаев). У обидчика есть выбор: прийти на программу примирения или отказаться от этого, и тогда дело пойдет обычным административным путем. И иногда именно угроза вызова на педсовет, передача документов в КДНиЗП, заведенное уголовное дело заставляют нарушителя сделать первый шаг в направлении разрешения конфликта.

Выделены следующие принципы деятельности службы примирения:

  • добровольность участия в деятельности службы;

  • внимание к потребностям всех участников образовательного процесса

(учеников, учителей, администрации и т.д.);

  • создание авторитета службы;

  • учет групповых процессов в группах обучающихся;

  • наличие подготовки по конфликтологии, медиации участников службы

примирения.

В качестве основного метода своей работы школьная служба примирения использует восстановительную медиацию, стандарты которой разработаны и утверждены Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации.

Что дает сторонам участие в программах примирения?

  • Обучающемуся, совершившему правонарушение (проступок):

осознать причины своего поступка и его последствия; принести извинения; загладить причиненный вред; вернуть к себе уважение и восстановить важные отношения, которые, возможно, были нарушены в результате случившегося.

  • Потерпевшему:

избавиться от негативных переживаний и желания отомстить; убедиться в том, что справедливость существует.

  • Родителям и педагогам:

помочь ребенку в трудной жизненной ситуации, способствовать развитию у него ответственного и взрослого поведения.

  • Ожидаемым результатом деятельности службы примирения выступают:

  1. Разрешение конфликтов силами образовательного учреждения.

  2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.

  3. Профилактика школьной дезадаптации.

  4. Школьное самоуправление и волонтерское движение обучающихся.


Влияние деятельности службы школьной медиации на школу.

За годы работы, в школе накоплен положительный опыт по организации бесконфликтного пространства, это организация совместных мероприятий учеников, учителей и родителей, разрабатываются коррекционно-развивающие программы различной направленности.

В ходе работы начал складываться опыт и понимание для чего служба нужна. Учащиеся уже знают о службе, ведущих и имеют представление о ее работе.

У ведущих появился опыт проведения примирительных встреч. Появилось желание работать, умение заполнять документацию. Результаты деятельности команды СШМ за 3 года показывают, что идет снижение правонарушений и конфликтных ситуаций в образовательной среде.


Мониторинг совершенных противоправных деяний несовершеннолетними учащимися

Организация и система работы службы школьной медиации в МАОУ вечерней (сменной) общеобразовательной школе

В 2011-12 учебном году проведено 7 примирительных программ, все конфликтные случаи завершены с примирением сторон (конфликты ученик-ученик).

2012-13 учебный год - 5 примирительных программ , 4 случая завершены с примирением сторон, 1 программа не завершена в связи с окончанием курса обучения подростка. (4 конфликта ученик-ученик, 1 - ученик-учитель).

2013-14 учебный год - 3 примирительных программы, 2 случая завершены с примирением сторон (один конфликт между н/л и группой н/л, а другой группа н/л и группа н/л)

В школе разработана и реализуется коррекционно-развивающая программа по работе с подростками ассоциального поведения «Дорога добра», коррекционно-развивающая программа по работе с детьми, испытывающими трудности в поведении, программа «Профилактика суицида», программа по профилактике употребления ПАВ «Все, что тебя касается», программа диагностики и развития мотивационно-смысловой сферы подростов, «В поисках своего призвания» (курс занятий по профессиональному самоопределению школьников), программа родительского всеобуча по профилактике подросткового суицида «Мы рядом».

Результаты реализации программ с подростками.

В ходе реализации программ были достигнуты следующие результаты:

У обучающихся:

  • Снижение правонарушений среди несовершеннолетних.

  • Участие малоактивных обучающихся во внеурочной деятельности и общешкольных мероприятиях, праздниках.

  • Сформировались умения планировать своё поведение и прогнозировать разрешение конфликтных ситуаций; повысился уровень воспитанности.

  • Появилось умение конструктивно разрешать конфликты.

  • Повысился уровень правовой грамотности и, как следствие, принятие ответственности за свои поступки.

  • Соблюдение правил по сохранению здоровья.

  • Совершенствование коммуникативных навыков.

У родителей и педагогов:

  • Сформировалась адекватная оценка поведения несовершеннолетних, связанного с возрастными особенностями.

  • Осознание причин отклоняющегося поведения несовершеннолетних.

  • Сформировалась способности прогнозировать разрешение конфликтных ситуаций с ребёнком.

  • Произошло осознание социальной роли родителей, правовой и психологической грамотности и ответственности за поведение своего ребёнка.

Качественные показатели результата:

  1. степень включенности педагогов в программу;

  2. высокий уровень групповой сплоченности;

  3. создание условий для развития личностного потенциала каждого учащегося, включенности в групповые отношения, личностной саморегуляции.

Количественные показатели результата:

  1. Сохранение положительной динамики выхода из конфликта.

  2. Снижение уровня проявления агрессии несовершеннолетних и овладение детьми способами бесконфликтного взаимодействия;

Методика агрессивности в отношениях А. Ассингера

Методика А. Ассингера ("опросник Ассингера") определяет, довольно ли человек корректен в отношении с окружающими и свободно ли общаться с ним

Уровень агрессии

2011-2012

2012-2013

2013-2014

высокий

80

50

45

умеренный

15

30

43

низкий

5

20

12


  1. Уменьшение количества несовершеннолетних с отклоняющимся поведением.

В ходе работы службы школьной медиации возникли следующие трудности: это и трудности в методическом обеспечении службы, а также контингент учащихся обновляется ежегодно. В классы приходят новые учащиеся, как правило - это подростки, ранее поставленные на учет в «группу риска» либо СОП, что обусловливает высокие показатели по числу состоящих на учете, а это говорит о том, что у каждого подростка за плечами большой опыт взаимодействия с социумом, к сожалению не всегда положительный.

Кроме трудностей, которые возникли в ходе работы есть и положительные стороны деятельности службы школьной медиации, а это: высокий уровень специалистов работающих в образовательном учреждении, а также налажена работа по взаимодействию службы с субъектами профилактики.

Инновации в деятельности СШМ.

В нашей школе активно используются новые воспитательные

технологии: служба школьной медиации (СШМ) и восстановительные

технологии, которые органично вписались в систему воспитательной работы

школы.

В школе 2013 году работал Проект тьюторского сопровождения «Шаги навстречу», который обеспечивал оптимальное решение проблемы профилактики для всех участников образовательного процесса. Так, сами тьюторы - «взрослые учащиеся», получают положительный опыт наставничества, подростки в процессе совместной позитивной деятельности приобретают необходимые качества личности, педагоги и родители получают дополнительную помощь в процессе воспитания и образования.

Через деятельность СШМ осуществляется профилактический подход,

содействующий устранению причин появления конфликтов и противоправного поведения школьников. В школе появилась дополнительная возможность для подростков проявить свою активность и реализовать себя в позитивном ключе.

Ведь действительно важно, будет ли у двух школьных полюсов - педагогов и учащихся - площадка, на которой они вместе смогут работать над изменениями отношений и повышения качества жизни в школе. Служба примирения - это возможность без опаски высказать свою точку зрения и услышать другую.


© 2010-2022