• Преподавателю
  • Другое
  • Программа реализации профориентационной работы с обучающимися специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Программа реализации профориентационной работы с обучающимися специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








Программа

реализации профориентационной

работы с

обучающимися специальной

(коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида





























Новосибирск 2015-16 уч.г.





Эффективная трудовая деятельность является для детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности ядром социально-нормативного поведения и одним из важнейших условий успешной адаптации в социуме. Поэтому трудовая подготовка является профилирующим направлением в организации учебно-воспитательного процесса в школе.

Трудовое обучение детей с недостатками интеллектуального и физического развития основывается на следующих положениях:

  1. умственно отсталые дети обладают компенсаторными возможностями, позволяющими им развиваться и приспосабливаться к изменяющимся требованиям окружающей действительности,

  2. дети с проблемами в развитии способны овладеть необходимыми трудовыми навыками и умениями,

  3. специальная трудовая подготовка им необходима, т. к. трудоустройство данной категории детей проблематично,

  4. выработка необходимых умений, навыков и положительного отношения к труду происходит в специально организованных условиях, соответствующих возможностям ребёнка,

  5. расширение представлений учащихся о различных видах трудовой занятости создаёт условия для выбора учеником наиболее адекватного профиля трудовой деятельности.

Цель профориентационной работы:

создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями интеллектуального развития, способствующего адекватному профессиональному самоопределению учащегося.

Задачи:

  • формирование готовности детей с особыми образовательными потребностями к социальному, профессиональному самоопределению,

  • оказание помощи в принятии обучающимися решения о выборе направления и места дальнейшего обучения в системе профессионального образования,

  • оказание помощи воспитанникам в формировании адекватной самооценки и готовности к профессиональному самоопределению.

Профориентационная работа осуществляется на протяжении трёх этапов, взаимосвязанных между собой, что обусловлено особенностями психофизического развития детей с интеллектуальной недостаточностью и необходимостью комплексного подхода в организации учебно- коррекционного процесса. Завершённость этапов определяется тем, что каждый из них, помимо задачи подготовки к последующему этапу обучения имеет свою собственную задачу.

Учебный процесс в школе организуется в соответствии с Учебным планом, который составлен на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (2003г.). Содержание учебного материала расположено по концентрической системе. Основной формой обучения является урок. Преподавание предметов общеобразовательных курсов и трудовой подготовки, а также коррекционную подготовку осуществляют учителя начальных классов и учителя предметники. Специальные коррекционные занятия проводят педагог-психолог, учитель-логопед, учителя-дефектологи.

Подготовка к овладению определённым профилем трудового обучения ведётся в 1-3 классах (I этап), которая осуществляется через всестороннее развитие детей и приобретение ими начальных трудовых умений. Второй этап состоит из двух ступеней: 4-5 класс, 6-9 класс. На первой ступени происходит комплектование трудовых групп, которое осуществляется на основе наблюдений за учащимися на предыдущем этапе, с учётом их интересов и склонностей к конкретному профилю и особенностей психофизического состояния. В последующие годы обучения (2 ступень) учащиеся овладевают доступными для них знаниями, профессиональными приёмами труда и умениями рационально планировать свои трудовые действия. На данном этапе обучения, как и на предыдущих, особое внимание уделяется коррекции недостатков в трудовой и учебной деятельности школьников. С 4 по 9 класс (II-III этапы) обучение проводится на базе школьных трудовых мастерских, где осуществляется воспитание организационных навыков планирования работ с использованием технологической документации, обучение технико-технилогическим процессам определённого трудового профиля, выработка чёткого понимания профессиональной терминологии, выработка осознанных, достаточно прочных профессиональных приёмов работы с материалами, навыков обращения с инструментами, машинами, приспособлениями, приёмов самоконтроля. На протяжении всех этапов обучения идёт подготовка учащихся к получению начального профессионального образования в условиях профессиональных училищ.

Показатели успешности коррекционно- образовательной, профессионально-ориентационной работы:

  • уровень сформированности общеучебных умений и навыков,

  • показатели обученности по отдельным предметам,

  • сформированность коммуникативных умений,

  • установки и ценностные ориентиры,

  • профессиональное самоопределение.

Информационные и организационные аспекты профориентационной работы:

- организация информационной работы в рамках профориентационной деятельности в образовательном учреждении,

- работа педагогического коллектива с родителями и учащимися (собрания, собеседования, экскурсии, консультации, информационные материалы и т.д.)

Ответственные за информационную работу:

- администрация образовательного учреждения,

- координатор профориентационной работы в ОУ,

- школьный психолог, психиатр,

- классные руководители, учителя трудового обучения.



Структура

организации профориентационной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида


I этап

Пропедевтический

Срок обучения: 1-3 классы

Цель: сформировать базовые компоненты учебной и трудовой деятельности при осуществлении коррекционного воздействия на интеллектуальное развитие детей.

Задачи:

  1. Психолого-педагогическое изучение детей в процессе труда с целью выявления актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении.

  2. Подготовка к профессионально-трудовому обучению через воспитание у обучающихся необходимых организационных умений и навыков.

  3. Предварительное прогнозирование развития трудовых способностей каждого ученика.

  4. Формирование общеучебных умений и навыков.

Направления деятельности:

- обучение

- воспитание,

- коррекция,

- ознакомительный этап профориентационной работы

- Формы работы:

- уроки,

- классные часы,

- родительские собрания,

- диагностика (контрольно -диагностические мероприятия, заседания ПМПк, организация круглых столов школьных МО)

II этап

Профориентационная работа:

1 ступень

Срок обучения: 4-5 классы

Цель: формировать начальные общетрудовые умения и навыки в рамках определённого трудового профиля, воспитание организационных умений и навыков работы в мастерской.

Задачи:

  1. Изучение возможностей учащихся для обучения в конкретной трудовой мастерской.

  2. Коррекция интеллектуального и физического развития учеников.

  3. Формирование и развитие активной познавательной деятельности.

  4. Обучение простейшим технико-технологическим знаниям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой деятельности.

  5. Развитие общеучебных умений и навыков.

2 ступень

Срок обучения: 6-9 классы

Цель: формировать профессиональные трудовые навыки, специфические для изучаемого профиля трудового обучения.

Задачи:

  1. Совершенствование общетрудовых умений и навыков обучающихся.

  2. Формирование прочных навыков культуры труда.

  3. Совершенствование коммуникативных возможностей обучающихся.

Направления деятельности:

- обучение

- воспитание,

- коррекция,

- профориентация.

Формы работы:

- уроки,

- диагностическая работа (контрольно -диагностические мероприятия, заседания ПМПк, организация круглых столов школьных МО),

- классные часы,

- родительские собрания,

- проф. диагностика, тестирование

- собеседования и консультации со специалистами школы (психиатром, психологом, классными руководителями, учителями трудового обучения)


Система управления профориентационной работы в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида


Зам. дир .по УВР

Директор

Зам. дир. по ВР

Соц.педагог




Психолог



Врач психиатр



Психолого-медико-педагогический консилиум

Контрольно-диагностические материалы

Педагогический совет



Методические объединения




Система контрольно-диагностической деятельности при организации профориентационной работы в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида


Участники процесса:

  • заместители директора по УВР, ВР,

  • психолог,

  • классные руководители,

  • учителя трудового обучения,

Формы и методы осуществления контроля:

  • диагностика уровня психофизического развития, сформированности общеучебных, трудовых умений и навыков,

  • проф. диагностика, тестирование

  • мониторинг успеваемости по дисциплинам общеобразовательного блока и трудового обучения,

  • психолого-педагогическое сопровождение,

  • анкетирование обучающихся, их родителей.


Структурными компонентами каждого этапа являются коррекционная, обучающая, воспитательная работа. В 1-5 классах проводится воспитательная работа, направленная на привитие положительного отношения к трудовой деятельности. В этот период необходимо организовывать профориентационную работу, которая позволит познакомить детей с миром профессий, орудиями труда, обязанностями работников, элементарными личностными и профессиональными качествами, необходимыми для представителей каждой профессии. В 6-9 классах объём профориентационной работы увеличивается, направленность проводимых мероприятий становится более конкретной, направленной на помощь обучающимся в выборе профессии и дальнейшем самоопределении.


Схема разработки факультативного курса.


  1. Отбор содержательного материала, выбор наиболее эффективных и адекватных форм работы с конкретным составом обучающихся при реализации курса.

  2. Подбор учебных и вспомогательных материалов, обеспечивающих данный курс.

  3. Определение видов деятельности с содержанием курса.

  4. Определение видов работ, выполняемых обучающимися, подтверждающих их успешность в овладении материалом.

  5. Определение критериев, позволяющих оценить успешность в изучении курса.

  6. Способы фиксирования динамики развития определённых навыков и умений обучающихся.

Требования к составлению программы факультативного курса.

  1. Название курса.

  2. Пояснительная записка:

- указать время, на которое рассчитана программа, число часов в неделю,

- сформулировать цели курса,

- перечислить знания, умения, приобретаемые учащимися,

3. Содержание программы.

4. Учебно-тематический план.

5. Диагностические материалы.

6. Литература.




© 2010-2022