Игровая досуговая программа Остров Дружба. В поисках сокровищ

Игровая досуговая программа "Остров "Дружба". В поисках сокровищ" разработана с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, способствует воспитанию духовно-нравственных качеств, сплочению ученического коллектива. Данную игровую программу можно проводить с детьми с 1-ого по 4-ый класс.
Раздел Другое
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Пояснительная записка

Крылатая фраза «Всё начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с вопросом духовно-нравственного воспитания. Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. В младшем школьном возрасте нравственные качества активно усваиваются детьми через игровую деятельность. Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Актуальность игры повышается из-за перенасыщенности школьника информацией. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действия активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в процесс воспитания.

В ходе игровой досуговой программы «Остров «Дружба». В поисках сокровищ» создаются условия для разнообразных коллективных действий и переживаний, накопление опыта нравственных взаимоотношений. Перед детьми ставится игровая задача, для успешного решения которой им необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставить свои знания со знаниями остальных, помогать и принимать помощь. Углубляется осознание нравственных понятий и представлений детьми, таких как: доброжелательность, уважение, дружба и товарищество, коллективизм и личная ответственность за общее дело.

Основная идея: В сплоченном коллективе взаимопомощь - это залог успеха!

Цель - создание условий для формирования нравственных качеств таких как: доброжелательность, взаимопомощь, уважение и т.д., у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

  1. Создание доброжелательной атмосферы в ученическом коллективе.

  2. Усвоение учащимися понятий «дружба», «уважение», «взаимовыручка», «взаимопомощь».

  3. Вызвать стремление быть доброжелательными друг к другу

  4. Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач

Контингент участников: учащиеся младшего школьного возраста (1-4 класс)

Количество участников: 25-30 человек

Продолжительность: 45 минут

Оформление и оборудование:

  • презентация со звуковым сопровождением

  • мультимедийное оборудование (проектор, экран)

  • микрофон-гарнитура 1 штука

  • карточки с буквами на цветной бумаге (для составления ответов в испытании «Непроходимый лес»)

  • веревки 2 штуки по 5 метров (для обозначения моста в испытании «Сближающий мост»)

  • картон

  • шарики воздушные 2 штуки (длинные шары для испытания «Пещера Невежи»)

  • карточки со словами (для испытания «Долина непонимания»)

  • конфеты, фольга, карточки с названием качеств (для сокровищ)

Действующие лица:

Даша Находкина - обитательница острова «Дружба»







Ожидаемые результаты игровой досуговой программы

«Остров «Дружба». В поисках сокровищ»

  • создание предпосылок для формирования сплоченного классного коллектива

  • создание условий для раскрытия способностей каждого ребенка

  • развития у детей стремления к саморазвитию и самореализации

  • реализация учащимися полученных знаний в жизни

Сплоченный коллектив - это основа гармоничного развития личности учащегося. Игровая досуговая программа создает условия для развития нравственных качеств учащихся. При активном участии в игровой деятельности предполагается возникновение у детей чувства сопричастности к большому коллективу, ответственности за личный вклад в достижения команды, появление уверенности в своих силах, активизация лидерских и организаторских качеств.









Сценарий игровой досуговой программы «Остров «Дружба». В поисках сокровищ»


Действующие лица: Даша Находкина - обитательница острова «Дружба»

(Звучит фонограмма «Чунга-Чанга, выходит ведущая,свет: ярко-желтая заливка зала)

Даша Находкина: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на острове, который называется «Дружба». Здесь не бывает плохой погоды, всегда светит солнце, а все жители приветливы друг с другом, улыбаются и находятся в отличном настроении. Я очень надеюсь, что вам здесь понравится, и мы станем хорошими друзьями. Ребята, сначала я хочу рассказать вам одну очень интересную историю про наш остров.

(В зале выключается свет, видео на экране, звук дождя, грозы)

Даша Находкина: Давным-давно название у острова «Дружбы» было совсем другое. Назывался он «Раздор». Здесь всегда шли проливные дожди, сверкали молнии и дули сильные ветра. Жители острова были хмурые, неприветливые, каждый жил в своей хижине и ни с кем не общался. И вот однажды, в один из таких дождливых дней, к острову приплыл корабль, который попал в сильный шторм и заблудился в море. Капитан корабля вместе со своей командой пришли на остров попросить помощи у местных жителей, но никто из них не захотел помочь в столь тяжелой ситуации. Всей команде пришлось мокнуть всю ночь под холодным тропическим дождем, они совсем было отчаялись найти поддержку. Секрет в том, что команда корабля во главе с капитаном была дружная и сплоченная, они всегда были готовы выручить в трудной ситуации и помочь добрым советом. Капитан принял решение поделиться своими сокровищами с местными жителями. И вдруг все изменилось…

(фонограмма: крик чаек, шум моря, спокойная тихая музыка)

Даша Находкина: Когда все проснулись, на острове перестал лить дождь, пропали молнии и гром утих, на голубом небе засверкало яркое солнышко, а все жители к своему удивлению начали улыбаться, вышли из хижин и стали приветствовать друг друга. С тех пор остров называется «Дружба». Сокровища капитана и его команды хранятся здесь и обитатели острова всегда готовы ими поделиться, но так просто их не получить. Они спрятаны в самых глубинах этого сказочного места, и чтобы добраться до них нужно пройти нелегкие испытания. Ребята, а вы любите приключения?

Ответы детей

Даша Находкина: Тогда пора отправиться в путь навстречу удивительным и захватывающим приключениям. У меня есть карта, которая поможет нам добраться до сокровищ. Ну, что вы готовы? (Показывает карту)

Ответы детей

(Фонограмма: веселая фоновая музыка, звучит на протяжении всех игр)

Даша Находкина: давайте возьмемся за руки и произнесем девиз, который будет придавать нам силы и уверенность.

Ребята встают в круг, берутся за руки и все вместе произносят:

Когда вместе и дружны, (разводят руки в стороны)

Нам преграды не страшны. (грозят пальцем)

Мы весь остров обойдем (шагают на месте)

И сокровища найдем! (хлопают в ладоши)

Даша Находкина: (Размышляет) Так, про остров рассказала, девиз произнесли, но почему-то у меня такое чувство, что я что-то забыла. Ах, совсем голову мне напекло! Я же не узнала ваших имен, поэтому сейчас мы с вами познакомимся.

Игра-приветствие «Полундра»

Участники стоят в кругу, водящий подходит сзади к одному из них и кладет руку на плечо. Участник и водящий произносят имена, после чего водящий говорит слово «Полундра» и они бегут по кругу в разные стороны. Когда они встречаются на середине, то обмениваются рукопожатиями и продолжают бег. Их задача встать на свободное место, кто не успел, становится водящим.

Даша Находкина: Мы с вами повеселились и заодно познакомились. А теперь давайте вместе посмотрим на карту. Нам нужно отправиться к пещере, где нам предстоит сразиться с чудовищем Невежой, которое там живет. Итак, вперед! Наш девиз.

Когда вместе и дружны, (разводят руки в стороны)

Нам преграды не страшны. (грозят пальцем)

Мы весь остров обойдем (шагают на месте)

И сокровища найдем! (хлопают в ладоши)

Даша Находкина: (Слайд с пещерой) Вот мы и на месте. (Звучит таинственная музыка с эхом пещеры). Наша задача справиться с чудовищем Невежей и превратить его в доброго, отзывчивого и вежливого. Для этого мы будем говорить ему добрые пожелания. Вы готовы к первому испытанию?

Ответы детей


Игра-испытание «Чудовище Невежа»

Дети встают в круг, один из них водящий в роли Невежи. Он идет на одного из участников, тем временем участник должен сказать пожелание Невеже, тогда он идет в другую сторону. Если участника запятнали, и он не успел сказать пожелание, то становится водящим.


Даша Находкина: Какие же вы смелые, не испугались чудовища и легко с ним справились, а так же много хороших пожеланий мы сейчас услышали. А нам следует отправляться в путь, давайте взглянем на карту. Нам нужно идти к «Сближающему мосту». Ребята, все вместе наш девиз:

Когда вместе и дружны, (разводят руки в стороны)

Нам преграды не страшны. (грозят пальцем)

Мы весь остров обойдем (шагают на месте)

И сокровища найдем! (хлопают в ладоши)

Даша Находкина: (Слайд. Веревочный мост) Перед нами «Сближающий мост», а называется он так, потому что совсем узкий, а так как мы с вами спешим, по одному проходить долго, поэтому нам предстоит разделиться на пары.

Игра-испытание «Сближающий мост»

Дети парами встают друг за другом. Необходимо проскакать путь на одной ноге, держась за руки. Их задача прыгать одновременно и не отпускать руку товарища.


Даша Находкина: И с этим испытанием вам удалось справиться, таким темпом мы быстро доберемся до тайника. Скажите, а сложно ли было прыгать вдвоем?

Ответы детей

Даша Находкина: А мы отправляемся с вами дальше в путь, на карте отмечен лес, где спутаны все лианы, что ж придется нам все распутать, чтобы мы смогли пройти дальше. И снова повторим наш девиз:

Когда вместе и дружны, (разводят руки в стороны)

Нам преграды не страшны. (грозят пальцем)

Мы весь остров обойдем (шагают на месте)

И сокровища найдем! (хлопают в ладоши)

Даша Находкина: (Слайд. Тропический лес, фонограмма: пение птиц, шум деревьев) Вот мы и пришли в тропический лес, посмотрите, сколько лиан спуталось, все заросло, давненько здесь никто не ходил. Но что-то мне подсказывает, что вы легко справитесь с этим испытанием, если проявите смекалку и взаимопонимание.


Игра-испытание «Непроходимый лес»

Дети делятся на команды. Каждый участник команды получает букву. Задача участников слушать загадку, а ответ составить из букв, которые находятся у каждого участника команды.


Даша Находкина: Молодцы, ребята! А сейчас давайте посмотрим, куда же нам теперь предстоит отправиться. Карта нам указывает на «Долину Непонимания». В этом месте не слышно звуков и мы не сможем общаться с вами с помощью слов. Ребята, а как можно понять друг друга без слов?

Ответы детей

Правильно, используя мимику и жесты. Вперед, друзья, но сначала наш девиз:

Когда вместе и дружны, (разводят руки в стороны)

Нам преграды не страшны. (грозят пальцем)

Мы весь остров обойдем (шагают на месте)

И сокровища найдем! (хлопают в ладоши)

(Слайд. Долина)


Игра-испытание «Долина Непонимания»

Один из участников берет карточку со словом и объясняет его жестами, остальные угадывают слово.

Даша Находкина: Друзья, трудно ли было вам понимать друг друга?

Ответы детей.

Даша Находкина: Ребята, красный крестик на карте указывает на то, что мы уже совсем рядом с тайником, нам осталось немного дойти «Сада Преданности» - середины острова «Дружба». Но сначала наш девиз:

Когда вместе и дружны, (разводят руки в стороны)

Нам преграды не страшны. (грозят пальцем)

Мы весь остров обойдем (шагают на месте)

И сокровища найдем! (хлопают в ладоши)

Даша Находкина: Вот мы и прошли все испытания, которые подготовили для нас обитатели острова «Дружба». Но наш тайник просто так не открыть. Нам необходимо спеть добрую песенку. Какие песни о дружбе вы знаете?

Ответы детей.

Даша Находкина: Как много песен вы знаете! А теперь давайте вместе с вами споем всем известную песню «Если с другом вышел в путь»

Поют песню

Даша Находкина: Ура! Ребята, нам удалось открыть тайник! Давайте быстрее посмотрим, какие сокровища там спрятаны! (Волшебная музыка)

Достают сокровища (конфеты, завернутые в фольгу, с наклейками качеств «доброта», «понимание», «взаимовыручка» и т.д.)

Даша Находкина: Это доброта, понимание, взаимовыручка, поддержка, уважение, взаимопомощь. Ребята, это те качества каждого человека, которые помогут быть дружными, сплоченными. Сегодня ваша большая команда показала все эти важные качества. Ведь когда вы вместе, вам не страшны никакие трудности и препятствия.

Давайте все вместе оставим наши впечатления о сегодняшнем приключении на волшебном свитке, это будет посланием для следующих путешественников, которые окажутся на нашем острове. Мне пришло время прощаться с вами, но я надеюсь, что вы снова придете к нам в гости, ведь теперь мы настоящие и преданные друзья. До новых встреч!





Технологическая карта проектирования игровой досуговой программы (ИДП)

«Остров «Дружба». В поисках сокровищ» ГБОУ ДОД ЦВР г. Санкт-Петербург

Педагогические задачи

- Развитие доброжелательной атмосферы в ученическом коллективе.

- Усвоение учащимися понятий «дружба», «уважение»,

«взаимовыручка», «взаимопомощь».

- Вызвать стремление быть доброжелательными

друг к другу.

-Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач.

Игровая задача

- Найти сокровища острова, преодолев все испытания

Основная идея сценарного хода

в сплоченном коллективе взаимопомощь - это залог успеха!

Ведущие (действующие) лица

Даша Находкина (обитательница острова Дружба)


Тип программы:

познавательная

Этапы ИДП, их длительность

Ожидаемое состояние участников (чувства, мысли, ощущения, участников)

Игровые действия участников

(активных, пассивных )

их количество


Композиционное построение структурных элементов, действия ведущих, события

и т.п.

Вспомогательные средства,

реквизит

1

2

3

4

5

Экспозиция

7 минут

Ощущение нахождения на солнечном острове.



Эмоциональный подъем настроения, заинтересованность в дальнейших действиях


Понимание детьми взаимосвязи названия острова с событиями, происходящими на нем и действиями его обитателей. Желание найти сокровища острова «Дружба». Заинтригованность, ощущение радости от предстоящего приключения

Слушают фонограмму




Погружаются в созданную атмосферу, приветствуют Дашу Находкину



Слушают рассказ, смотрят видео презентацию

Появление ведущей под музыку в образе обитательницы острова Даши Находкиной


Приветствие детей, как путешественников и гостей острова


Рассказ об истории острова, жизни его обитателей, сокровищах, хранящихся на острове Дружба. Ведущая предлагает отправиться в увлекательное приключение и найти сокровища.

Песня «Чунга-чанга», свет: ярко-желтая заливка зала


Шум моря, крик чаек



Видеопрезентация, сопровождающаяся звуками: ливень, гроза, тревожная музыка, крик чаек, шум моря, спокойная тихая музыка. Свет: затемнение зала, луч направлен на ведущую

Развитие действия

5 минут

Каждый участник чувствует себя частью команды, появление соперничества и азарта в игре, желание победить, показать ловкость и быстроту (первым занять свободное место). Появление любопытства и заинтересованности при изучении карты острова, желание достичь цели, готовность справиться с испытаниями

Стоя в кругу, придумывают название команды, повторяют за ведущей слова девиза и разучивают движения, сопровождающие его. Во время игры участник и водящий называют свое имя, после слова «Полундра», бегут по кругу в разные стороны, встречаются на середине, пожимают руку друг другу, самый быстрый занимает свободное место в кругу.

Создание одной большой команды, разучивание девиза. Знакомство со всеми участниками (проведение игры «Полундра»), изучение карты острова.

Веселая танцевальная музыка, свет: желтая заливка зала

Слайд с картой острова


Развитие действия

4 минуты

Проявление доброжелательности по отношению к товарищам. Желание показать себя примером в поведении.

Один участник выступает в роли ведущего - подходит к остальным участникам, стоящим в кругу, их задача сказать доброе пожелание ведущему.

Ведущая помогает участникам справиться с первым испытанием: сразиться с чудовищем «Невежой»

Хвалит участников за их смелость и доброжелательность

Слайд с картой острова

Слайд с изображением пещеры

Длинные воздушные шарики.

Фонограмма:

веселая танцевальная музыка

Развитие действия

5 минут

Чувствовать взаимосвязь с товарищем, личную ответственность за выполнение задания,

Участникам необходимо перебраться по мосту с одного берега на другой, парами, прыгая на одной ноге и держась за руки.

Показывает дальнейший маршрут на карте, вместе произносят девиз,

отправляется с детьми к «Сближающему» мосту для прохождения второго испытания

спрашивает: «легко ли было проходить испытание?», «Как удалось успешно с ним справиться?»

Слайд с картой острова

Слайд с изображением веревочного моста

Для моста: картонные листы, имитирующие доски, веревки.

Фонограмма:

энергичная музыка

Развитие действия

5 минут

Ответственность каждого участника перед исполнением общего дела, осознание своей значимости для всей команды, радость от решения, поставленной задачи.

Каждая группа детей разгадывает загадку, а ответ составляет из букв, выстраиваясь по порядку букв в слове.

Показывает дальнейший маршрут на карте, вместе произносят девиз, отправляется в путь с детьми, приходят к «Непроходимому» лесу, делит участников на группы

Раздает буквы участникам,

Загадывает загадки

Слайд с картой острова

Слайд с изображением тропического леса с лианами

Слайды с загадками

Фонограмма: фоновая музыка

Развитие действия

4 минуты

Установление взаимопонимания между участниками команды, учатся понимать чувства и действия друг друга

Водящий объясняет слово участникам с помощью жестов, не произнося его вслух, кто угадал слово, тот становится на место ведущего

Показывает дальнейший маршрут на карте, вместе произносят девиз, отправляется в путь с детьми, попадают в долину «Непонимания»


Слайд с картой острова

Слайд с изображением пустынной долины

Фонограмма: спокойная фоновая музыка

Кульминация

10 минут

Ощущение ребенком себя частью коллектива. Вызвать ощущение восторга от найденного клада, достижения поставленной цели. Осознание детьми важности проявления каждого качества в общении и отношении с окружающими людьми.

Исполняют вместе песню «Если с другом вышел в путь», открывают сундук с сокровищами

Показывает финальную точку маршрута, приводит детей в сад «Преданности», исполняет песню вместе с детьми

Отдает детям сокровища, объясняет их ценность

Слайд с картой острова

Слайд с изображением райского сада

Сундук, сокровища (конфеты, завернутые в фольгу, с надписями «уважение», «взаимопонимание» и т.д.)

Фонограмма: «Если с другом вышел в путь»

Финал

5 минут

Эмоциональный подъем настроения, улыбка, положительные впечатления от программы

Заполняют анкеты обратной связи, прощаются с ведущей

Желает ребятам всегда оставаться дружными и помогать друг другу

Предлагает оставить пожелания для других путешественников на волшебном свитке

свиток


 Рекомендации для первичного апробирования - проводить игровую программу с детьми младшего школьного возраста, заранее подготовить реквизит и выбрать помощника, который своевременно будет оказывать помощь в проведении игр.


Приложения


  1. Загадки к игре «Непроходимый лес»

  2. Карта острова

  3. Анкета обратной связи


















Приложение 1

На контрольной даст списать,

С ним всегда легко болтать.

Если надо, даст совет,

Знает мой любой секрет.

Радость делит он со мной,

За меня всегда горой.

Коль беда случится вдруг,

Мне поможет верный... (друг)


Говорят, что мы похожи.

Отвечаем: «Ну и что же?».

Говорят, что неразлучны.

Друг без друга вправду скучно.

Говорят, что мы болтушки...

Ну и что! Ведь мы... (подружки)


Он за партою одной

Целый год сидит со мной.

Карандаш мне, ручку даст,

Никогда скучать не даст.

И его надежней нет,

Он по парте мой... (сосед)


Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная...(семья)




Приложение 2


Игровая досуговая программа Остров Дружба. В поисках сокровищ







Приложение 3Игровая досуговая программа Остров Дружба. В поисках сокровищ


Послание путешественникам, оказавшимся

на острове «Дружба»


Понравился ли тебе остров «Дружба»??

Что запомнилось больше всего из приключения?

?

Что нового ты узнал на острове?

Чтобы ты хотел пожелать путешественникам,

которые окажутся на острове?










Список литературы:

  1. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах/ О.С. Богданова, В.И. Петрова. - М.: Просвещение, 1980. -- 207 с.

  2. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников/ Н.И. Болдырев. - М.: Просвещение,1979.- 289 с.

  3. Волина В.В. Игра - дело серьезное. /СПб.: издательство «Дидактика Плюс», 1999. - 320 с.

  4. Матюхина Ю.А. 365 лучших подвижных игр для детей 6 - 9 лет на каждый день. - Ярославль: Академия развития, 2008. - 320 с.

  5. Погорельский Ю. М. Сценарии детских праздников. - СПб.- Издательский Дом «Литера», 2004. - 176 с.

  6. Праздник под созвездием Игры: Сборник сценариев игровых программ и праздников / Ред.-сост. И.М. Карелова. - Выпуск 2. СПб.: Специальная литература, 2004.- 126 с.

  7. Современные игровые технологии в системе дополнительного образования детей. Сборник материалов Петербургского открытого научно-практического семинара. - Санкт-Петербург, 2014. - 224 с.



© 2010-2022