Рабочая программа элективного курса по экологии

Раздел Другое
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 16 ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»

(МБОУ «СШ № 16»)




«Рассмотрено» «Принято» «Утверждаю»

на заседании МО на заседании Директор школы

от . 0 .201 г. Педагогического совета _____________ О.А. Донцова протокол № от .0 .201 г. Приказ №

Руководитель МО протокол № от .0 .201 г.

_____________ Н.А. Маслова





Авторская рабочая программа

элективного курса

«Основы экологии»

для 10 классов






Составитель программы:


Маслова Наталия Анатольевна,

учитель биологии


высшей категории


____________________










г. Евпатория 2015


Пояснительная записка


Новый учебный предмет «Экология» изучается на завершающем этапе базового образования. Содержание и структура этого курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология - социальная экология - практическая экология, или охрана природы. Рабочая программа составлена на основе: Авторской программы по «Основам экологии» для общеобразовательных учреждений, 10-11 класс. Лисовая Л.Н., Маслова Н.А. В нее внесены изменения в связи с переходным периодов обучения в Республике Крым.. Рабочая программа утверждена на городском МО биологов №3 от 21.03.2009 года.

Программой предусмотрено овладение учащимися научными основами экологии на, а также изучение взаимосвязей природных и социальных явлений и экологических основ охраны природы в 10 и 11 классах.

В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения и преодоления.

В разделе «Общая экология» рассматриваются закономерности взаимоотношений живых организмов с окружающей природной средой, специфика механизмов, обеспечивающих устойчивость экономических систем на популяционном и биоценотическом уровнях.

Обучение школьников экологии опирается на полученные ими ранее знания по биологии, химии, географии, физике, обществоведению и осуществляется на основе развития и обобщения экологических понятий, усвоения научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование эколого-природоохранного мышления и подготовку учеников к практической деятельности.

Цели и задачи курса:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- объяснять смысл экологических глобальных проблем;

- давать характеристику антропогенного воздействия на оболочки Земли;

- прогнозировать и анализировать отрицательные последствия воздействий

человека на окружающую среду;

- давать характеристику классификации природозащитных мероприятий;

-анализировать статьи Закона РФ «Об охране окружающей природной

среды»;

- определять задачи государственных органов по охране окружающей среды;

- решать ситуационные задачи по видам юридической ответственности;

-давать характеристику принципам экономического механизма управления

природопользованием;

-анализировать эколого-географическую обстановку своего региона, края;

Задачи курса:

  • создание у учащихся понятийного аппарата и знакомство с основными закономерностями общей экологии;

  • овладение умениями применять экологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Общепредметный образовательный минимум охватывает четыре элемента содержания образования: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов - знаний; опыта осуществления известных способов деятельности - в форме умений действовать по образцу; опыта творческой деятельности - в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления эмоционально - ценностных отношений - в форме личностных ориентаций.

Ключевые образовательные компетенции:

1. Ценностно - смысловую (ученик способен видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение; уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Учащийся самоопределяется в ситуациях учебной и иной деятельности).

2. Общекультурную (Опыт освоения учащимися научной картины мира. Курс экологии 5 - 9 классов включает в себя основы экологии в форме понятий, законов, принципов, методов, гипотез, теорий, считающихся фундаментальными достижениями человечества).

3. Учебно - познавательную (самостоятельный выбор учащимися критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; использование элементов причинно - следственного и структурно - функционального анализа; умение учащихся самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата. Умение самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулировать полученные результаты. Участие в проектной деятельности, в организации учебно - исследовательской работы: умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, овладение приемами исследовательской деятельности, элементами прогноза).

4. Информационную (умение выделять основную и второстепенную информацию, оценивать информацию критически и адекватно поставленной цели - сжато, полно, выборочно. Развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, в том числе от противного. Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; извлекать необходимую информацию из источников различных знаковых систем - текста, таблицы, схемы, аудиовизуального ряда и др. Переводить информацию из одной знаковой системы в другую - из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст; выбирать и использовать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности).

5. Коммуникативную (овладение навыками работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, основными видами публичных выступлений - высказывание, монолог, дискуссия, полемика; следование этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута).

6. Социально - трудовую (овладение этикой взаимоотношений с одноклассниками при выполнении заданий на уроке и с окружающим обществом в целом; овладение знаниями в области профессионального самоопределения).

7. Компетенцию личностного самосовершенствования (формирование культуры мышления и поведения. Овладение правилами заботы о собственном здоровье, правилами внутренней экологической культуры. Овладение комплексом качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности).

Технологии обучения: здоровьесберегающие технологии,

педагогика сотрудничества, тестовые технологии, информационно-коммуникативное обучение, проектное обучение, технология критического мышления, опережающего обучения, технология исследовательского обучения.

Методы: словесные, наглядные, практические, методы контроля и самоконтроля, поисковые, практические задания, самостоятельные работы.

Приемы: чтение текста учениками, беседа, дискуссия по проблеме, изучение учениками нового учебного материала с помощью интерактивных учебников, разработка проекта в рамках освоения нового материала.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа.

Виды уроков:

Урок с элементами лекции.

Уроки-зачеты.

Уроки- практикумы.

Уроки изучения нового материала с мультимедийным сопровождением.

Уроки обобщения и закрепления изученного материала.

Уроки контроля знаний.

Комбинированный урок.

Программа рассчитана на 2 года обучения (1 час в неделю, всего 68 часов: 34 часов в 10 классе и 34 часа в 11 классе).

Учебно-тематическое планирование элективного курса «Общая экология» для 10 класса

№ п/п

Тема


Количество часов на изучение темы

В том числе:

Формируемые знания и умения учащихся/ компетенции (согласно стандарту образования)


Уроки

Лабораторные, практические работы

Экскурсии

1

Введение

4

4



Учащиеся должны знать: предмет изучения и разделы экологии

2.

Основные экологические особенности и проблемы

6

6


1

Учащиеся должны знать:

- Основные экологические особенности развития биосферы;

- о динамике отношений системы «природа-общество» (различия темпов и характера формирования биосферы и техносферы, совместимость человеческой цивилизации с законами биосферы;)

Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи;

3.

Организм и среда

6

6

1


Учащиеся должны знать:

о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей; количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина;

Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи; строить графики простейших экологических зависимостей;

4.

Экосистемы

7

7


1

Учащиеся должны знать: о строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддержива­ния экосистем);

- законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и вторичная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие; экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах);

- о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);

- о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;

о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере);

- о месте человека в экосистеме Земли (общеэкологические и социальные особенности популяций человека, экологические связи человечества, их развитие, современные взаимоотношения человечества и природы, социально-экологические связи);

- о динамике отношений системы «природа-общество» (различия темпов и характера формирования биосферы и техносферы, совместимость человеческой цивилизации с законами биосферы);

- социально-экологические закономерности роста численности населения Земли, возможности влияния и перспективы управления демографическими процессами, планирование семьи;

Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи; использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов; использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и общества;

5.

Социальная экология

2

2



Учащиеся должны знать:- современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы);

Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи; применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности; определять уровень загрязнения воздуха и воды; использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и общества;

6.

Охрана природы

9

9


2

Учащиеся должны знать: - современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы);

- о современном состоянии и охране атмосферы (баланс газов в атмосфере, ее загрязнение и источники загрязнения, борьба с загрязнением, очистные сооружения, безотходная технология);

Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи; применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности; использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и общества.


Календарно тематическое планирование составлено на основе: Экология. 5-11 кл. Авторы Н.М.

Чернова, В.М. Галушин, В.М.Константинов; Экология Крыма /Под ред. Н.В.Багрова.-Симферополь,2003

Учебник. Экология. 10-11 кл. Авторы Н.М. Чернова, В.М.Галушин /Просвещение, 2014 ; Экология Крыма /Под ред. Н.В.Багрова.-Симферополь,2003;Основы общей биологии/ Авторы Н.М.Мамедов, И.Т. Суравегина- Москва 1998

34 часа в год, 1 час в неделю из компонента образовательного учреждения.

Календарно-тематическое планирование элективного курса «Общая экология» для 10 класса






№ ур.

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Примечание


Раздел I. Введение - 4 часов

1.

08.09

Экология как комплексная наука.

1

2.

16.09

Основные экологические понятия

и категории.

1

3.

22.09

Научные основы рационального природопользования и охраны окружающей среды.

1

4.

29.09

Зачет.

1

Сообщение «Ученые-экологи»

Раздел II. Основные экологические особенности и проблемы - 6 часов

5.

06.10

Глобальные проблемы экологии Крыма, России.

1

6.

13.10

Характеристика геолого-экологических особенностей Крыма

1

7.

20.10

Экологические основы охраны природы.

1

Москва-9 кл.

8.

27.10

Растительный и животный мир Крыма

1

9.

10.11

Охрана природы местных экосистем

1

Экскурсия в дендропарк

10.

17.11

Зачет.

1

Раздел III. Организм и среда - 6 часов

11.

24.11

Общие законы зависимости организмов от факторов среды.

1

Москва - 9 кл.

12.

01.12

Антропогенное воздействие на среды обитания.

1

Багров, 9 кл. Москва.

13.

08.12

Приспособительные формы и ритмы жизни организмов.

1

Москва, 9 кл.

14.

15.12

Общие законы зависимости организмов от факторов среды.

Закон Оптимума и закон Ограничивающего фактора

1

Москва, 9 кл.

15.

22.12

Воздействие организмов на среду обитания. Смертность организмов.

Анабиоз.

1

Москва,9 кл.

16.

12.01

Зачет. Практическая работа № 1:

«Приспособительные ритмы организмов к жизни».

1

Москва,9 кл.

Стр.48,№ 4,1,2,3

Раздел IV. Экосистемы - 7 ч

17.

19.01

Природная среда. Состояние и контроль. Экосистемы и их охрана

1

Видеофильм «Экосистемы»

18.

28.01

Законы организации экосистем.

Законы биологической продуктивности.

1

Москва,9 кл.

Стр.9

19.

02.02

Природные сообщества. Взаимосвязи в живой природе.

1

Видеофильм.

Москва, 9 кл.

20.

09.02

Саморазвитие экосистем. Агроэкосистемы.

1

21.

16.02

Экология как научная основа природопользования. Экологически чистое сельское хозяйство.

1

Видеофильм.

Москва, 9 кл.

Стр. 139

22.

23.02

Использование природных ресурсов. Соледобывающая промышленность района.

1

Экскурсия

23.

02.03

Зачет.

1

Отчет об экскурсии

Раздел V. Социальная экология - 2 часа.

24.

История развития экологических связей человечества.

1

Москва, 9 кл.

Стр. 155

25.

Социально-экологические особенности демографии человечества.

1

Москва, 9 кл.

Стр. 173

Раздел VI. Охрана природы- 9 часов.

26.

Современные проблемы и состояние природы.

1

Москва, 9 кл.

Стр. 194

27.

Использование и охрана природных ресурсов.

1

Игра со скрепками, пакетами.

28.

30.03

Современное состояние и охрана растительности. Красная книга.

1

Сообщения учащихся

29.

Разнообразия фитоценозов окрестностей г. Евпатории

1

Экск-я в краевед.

музей.

30.

06.04

Современное состояние и охрана животных. Красная книга.

1

Сообщения учащихся.

31.

Рациональное использование и охрана животных.

1

Сообщ. Уч-ся.

32.

Разнообразие животного мира.

1

Экск-я в музей

33.

Сущность и направление охраны окружающей среды.

1

Видеофильм

34.

Нормативно-правовые основы охраны окружающей среды.

Зачет.

1



Проверка и оценка знаний и умений учащихся

Оценка теоретических знаний

Оценка «5»:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.

Оценка «4»:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по настоянию учителя.

Оценка «3»:

ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2»:

при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка «1»:

отсутствие ответа.


Перечень учебно-методического обеспечения

Методические и учебные пособия

1. Программно-методические материалы: Экология. 5 - 11 кл. /Сост. Е.В. Акифьева. - Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2005. - 48 с.

2. Боков В.А и др. «Геоэкология» -Симферополь,1996.

3. Ена В.Г. и др. Заповедные ландшафты Тавриды- Симферополь, 2004.

4. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений - М.: «Дрофа», 2014.

5. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии: Учеб. для учащихся 9 класса общеобразоват. учреждений - М.: «Вентана-Граф», 2005. - 240 с.

6. Жигарева И.А., Пономарёва О.И., Чернова Н.М. Основы экологии: 10-11 (9) кл.: Сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику Черновой Н.М. и др. «Основы экологии» /Под ред. Н.М. Черновой - М.: «Дрофа», 2007. - 208 с.

7. «Экология» 10-11 (9) кл. 2СD. Мультимедийное приложение к УМК. «Основы экологии» Н.М. Черновой и др.

8. Экология Крыма /Под ред. Н.В.Багрова.-Симферополь,2003

Оборудование и приборы:

- учебные таблицы: «Ярусность», «Смена растительных сообществ», «Жизненные формы животных», «Биоценоз дубравы», «Биоценоз пруда», «Агроценоз», «Круговороты веществ: углерода, азота, фосфора и др.», «Кривые роста населения Земли», «Приспособленности птиц: особенности клюва и лап», «Популяции», «Пищевые цепи», «Пирамиды биомассы»;

- географические карты: «Административная карта мира», «Население Земли», «Мировые минеральные ресурсы».

- портреты учёных: В.И. Вернадский, Г.Ф. Гаузе, В.В. Докучаев;

  • Мультимедийные презентации по темам.

Дидактический материал: инструктивные карточки для выполнения практических работ, тематические тесты, УМП учебных проектов.


Список литературы

Литература для учителя

  1. Биологический энциклопедический словарь / Под ред. М.С. Гилярова. М.: Советская энциклопедия, 1986. - 468 с.

2. Боков В.А и др. «Геоэкология» -Симферополь,1996.

3. Ена В.Г. и др. Заповедные ландшафты Тавриды- Симферополь, 2004.

4. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений - М.: «Дрофа», 2014.

5. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии: Учеб. для учащихся 9 класса общеобразоват. учреждений - М.: «Вентана-Граф», 2005. - 240 с.

6. Жигарева И.А., Пономарёва О.И., Чернова Н.М. Основы экологии: 10-11 (9) кл.: Сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику Черновой Н.М. и др. «Основы экологии» /Под ред. Н.М. Черновой - М.: «Дрофа», 2007. - 208 с.

7. «Экология» 10-11 (9) кл. 2СD. Мультимедийное приложение к УМК. «Основы экологии» Н.М. Черновой и др.

8. Экология Крыма /Под ред. Н.В.Багрова.-Симферополь,2003

Литература для учащихся

1. Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. М.: Просвещение, 1998. - 270 с.

  1. Конституция Российской федерации. - СПб.: Издательский дом «Литера», 2009. - 64 с.

  2. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Глав. ред. В.А. Володин. - М.: Аванта +, 2001. - 448 с.

Темы исследовательских проектов


1. Изучение состояния зелёных насаждений в г.Евпатория.

2. Развитие экологического туризма в Республике Крым.

3. Экологический паспорт школы.

4. Экологически комфортная среда школьника: проблема её создания.

5. Мода и экологический комфорт.

6. Энергетика будущего.

© 2010-2022