- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа элективного курса по экологии
Рабочая программа элективного курса по экологии
Раздел | Другое |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Маслова Н.А. |
Дата | 26.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 16 ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
(МБОУ «СШ № 16»)
«Рассмотрено» «Принято» «Утверждаю»
на заседании МО на заседании Директор школы
от . 0 .201 г. Педагогического совета _____________ О.А. Донцова протокол № от .0 .201 г. Приказ №
Руководитель МО протокол № от .0 .201 г.
_____________ Н.А. Маслова
Авторская рабочая программа
элективного курса
«Основы экологии»
для 10 классов
Составитель программы:
Маслова Наталия Анатольевна,
учитель биологии
высшей категории
____________________
г. Евпатория 2015
Пояснительная записка
Новый учебный предмет «Экология» изучается на завершающем этапе базового образования. Содержание и структура этого курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология - социальная экология - практическая экология, или охрана природы. Рабочая программа составлена на основе: Авторской программы по «Основам экологии» для общеобразовательных учреждений, 10-11 класс. Лисовая Л.Н., Маслова Н.А. В нее внесены изменения в связи с переходным периодов обучения в Республике Крым.. Рабочая программа утверждена на городском МО биологов №3 от 21.03.2009 года.
Программой предусмотрено овладение учащимися научными основами экологии на, а также изучение взаимосвязей природных и социальных явлений и экологических основ охраны природы в 10 и 11 классах.
В курсе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения и преодоления.
В разделе «Общая экология» рассматриваются закономерности взаимоотношений живых организмов с окружающей природной средой, специфика механизмов, обеспечивающих устойчивость экономических систем на популяционном и биоценотическом уровнях.
Обучение школьников экологии опирается на полученные ими ранее знания по биологии, химии, географии, физике, обществоведению и осуществляется на основе развития и обобщения экологических понятий, усвоения научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование эколого-природоохранного мышления и подготовку учеников к практической деятельности.
Цели и задачи курса:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- объяснять смысл экологических глобальных проблем;
- давать характеристику антропогенного воздействия на оболочки Земли;
- прогнозировать и анализировать отрицательные последствия воздействий
человека на окружающую среду;
- давать характеристику классификации природозащитных мероприятий;
-анализировать статьи Закона РФ «Об охране окружающей природной
среды»;
- определять задачи государственных органов по охране окружающей среды;
- решать ситуационные задачи по видам юридической ответственности;
-давать характеристику принципам экономического механизма управления
природопользованием;
-анализировать эколого-географическую обстановку своего региона, края;
Задачи курса:
-
создание у учащихся понятийного аппарата и знакомство с основными закономерностями общей экологии;
-
овладение умениями применять экологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
-
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;
-
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Общепредметный образовательный минимум охватывает четыре элемента содержания образования: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов - знаний; опыта осуществления известных способов деятельности - в форме умений действовать по образцу; опыта творческой деятельности - в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления эмоционально - ценностных отношений - в форме личностных ориентаций.
Ключевые образовательные компетенции:
1. Ценностно - смысловую (ученик способен видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение; уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Учащийся самоопределяется в ситуациях учебной и иной деятельности).
2. Общекультурную (Опыт освоения учащимися научной картины мира. Курс экологии 5 - 9 классов включает в себя основы экологии в форме понятий, законов, принципов, методов, гипотез, теорий, считающихся фундаментальными достижениями человечества).
3. Учебно - познавательную (самостоятельный выбор учащимися критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; использование элементов причинно - следственного и структурно - функционального анализа; умение учащихся самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата. Умение самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулировать полученные результаты. Участие в проектной деятельности, в организации учебно - исследовательской работы: умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, овладение приемами исследовательской деятельности, элементами прогноза).
4. Информационную (умение выделять основную и второстепенную информацию, оценивать информацию критически и адекватно поставленной цели - сжато, полно, выборочно. Развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, в том числе от противного. Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; извлекать необходимую информацию из источников различных знаковых систем - текста, таблицы, схемы, аудиовизуального ряда и др. Переводить информацию из одной знаковой системы в другую - из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст; выбирать и использовать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности).
5. Коммуникативную (овладение навыками работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, основными видами публичных выступлений - высказывание, монолог, дискуссия, полемика; следование этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута).
6. Социально - трудовую (овладение этикой взаимоотношений с одноклассниками при выполнении заданий на уроке и с окружающим обществом в целом; овладение знаниями в области профессионального самоопределения).
7. Компетенцию личностного самосовершенствования (формирование культуры мышления и поведения. Овладение правилами заботы о собственном здоровье, правилами внутренней экологической культуры. Овладение комплексом качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности).
Технологии обучения: здоровьесберегающие технологии,
педагогика сотрудничества, тестовые технологии, информационно-коммуникативное обучение, проектное обучение, технология критического мышления, опережающего обучения, технология исследовательского обучения.
Методы: словесные, наглядные, практические, методы контроля и самоконтроля, поисковые, практические задания, самостоятельные работы.
Приемы: чтение текста учениками, беседа, дискуссия по проблеме, изучение учениками нового учебного материала с помощью интерактивных учебников, разработка проекта в рамках освоения нового материала.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа.
Виды уроков:
Урок с элементами лекции.
Уроки-зачеты.
Уроки- практикумы.
Уроки изучения нового материала с мультимедийным сопровождением.
Уроки обобщения и закрепления изученного материала.
Уроки контроля знаний.
Комбинированный урок.
Программа рассчитана на 2 года обучения (1 час в неделю, всего 68 часов: 34 часов в 10 классе и 34 часа в 11 классе).
Учебно-тематическое планирование элективного курса «Общая экология» для 10 класса
№ п/п
Тема
Количество часов на изучение темы
В том числе:
Формируемые знания и умения учащихся/ компетенции (согласно стандарту образования)
Уроки
Лабораторные, практические работы
Экскурсии
1
Введение
4
4
Учащиеся должны знать: предмет изучения и разделы экологии
2.
Основные экологические особенности и проблемы
6
6
1
Учащиеся должны знать:
- Основные экологические особенности развития биосферы;
- о динамике отношений системы «природа-общество» (различия темпов и характера формирования биосферы и техносферы, совместимость человеческой цивилизации с законами биосферы;)
Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи;
3.
Организм и среда
6
6
1
Учащиеся должны знать:
о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей; количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина;
Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи; строить графики простейших экологических зависимостей;
4.
Экосистемы
7
7
1
Учащиеся должны знать: о строении и функционировании экосистем (понятия «экосистема», «биоценоз» как основа природной экосистемы, круговороты веществ и потоки энергии в экосистемах, экологические основы формирования и поддерживания экосистем);
- законы биологической продуктивности (цепи питания, первичная и вторичная биологическая продукция; факторы, ее лимитирующие; экологические пирамиды; биологическая продукция в естественных природных и агроэкосистемах);
- о саморазвитии экосистем (этапы формирования экосистем, зарастание водоема, неустойчивые и устойчивые стадии развития сообществ);
- о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем;
о биосфере как глобальной экосистеме (круговорот веществ и потоки энергии в биосфере);
- о месте человека в экосистеме Земли (общеэкологические и социальные особенности популяций человека, экологические связи человечества, их развитие, современные взаимоотношения человечества и природы, социально-экологические связи);
- о динамике отношений системы «природа-общество» (различия темпов и характера формирования биосферы и техносферы, совместимость человеческой цивилизации с законами биосферы);
- социально-экологические закономерности роста численности населения Земли, возможности влияния и перспективы управления демографическими процессами, планирование семьи;
Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи; использовать количественные показатели при обсуждении экологических и демографических вопросов; использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и общества;
5.
Социальная экология
2
2
Учащиеся должны знать:- современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы);
Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи; применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности; определять уровень загрязнения воздуха и воды; использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и общества;
6.
Охрана природы
9
9
2
Учащиеся должны знать: - современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы);
- о современном состоянии и охране атмосферы (баланс газов в атмосфере, ее загрязнение и источники загрязнения, борьба с загрязнением, очистные сооружения, безотходная технология);
Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи; применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности; использовать элементы системного подхода в объяснении сложных природных явлений, демографических проблем и взаимоотношений природы и общества.
Календарно тематическое планирование составлено на основе: Экология. 5-11 кл. Авторы Н.М.
Чернова, В.М. Галушин, В.М.Константинов; Экология Крыма /Под ред. Н.В.Багрова.-Симферополь,2003
Учебник. Экология. 10-11 кл. Авторы Н.М. Чернова, В.М.Галушин /Просвещение, 2014 ; Экология Крыма /Под ред. Н.В.Багрова.-Симферополь,2003;Основы общей биологии/ Авторы Н.М.Мамедов, И.Т. Суравегина- Москва 1998
34 часа в год, 1 час в неделю из компонента образовательного учреждения.
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Общая экология» для 10 класса
№ ур.
Дата
Тема урока
Кол-во часов
Примечание
Раздел I. Введение - 4 часов
1.
08.09
Экология как комплексная наука.
1
2.
16.09
Основные экологические понятия
и категории.
1
3.
22.09
Научные основы рационального природопользования и охраны окружающей среды.
1
4.
29.09
Зачет.
1
Сообщение «Ученые-экологи»
Раздел II. Основные экологические особенности и проблемы - 6 часов
5.
06.10
Глобальные проблемы экологии Крыма, России.
1
6.
13.10
Характеристика геолого-экологических особенностей Крыма
1
7.
20.10
Экологические основы охраны природы.
1
Москва-9 кл.
8.
27.10
Растительный и животный мир Крыма
1
9.
10.11
Охрана природы местных экосистем
1
Экскурсия в дендропарк
10.
17.11
Зачет.
1
Раздел III. Организм и среда - 6 часов
11.
24.11
Общие законы зависимости организмов от факторов среды.
1
Москва - 9 кл.
12.
01.12
Антропогенное воздействие на среды обитания.
1
Багров, 9 кл. Москва.
13.
08.12
Приспособительные формы и ритмы жизни организмов.
1
Москва, 9 кл.
14.
15.12
Общие законы зависимости организмов от факторов среды.
Закон Оптимума и закон Ограничивающего фактора
1
Москва, 9 кл.
15.
22.12
Воздействие организмов на среду обитания. Смертность организмов.
Анабиоз.
1
Москва,9 кл.
16.
12.01
Зачет. Практическая работа № 1:
«Приспособительные ритмы организмов к жизни».
1
Москва,9 кл.
Стр.48,№ 4,1,2,3
Раздел IV. Экосистемы - 7 ч
17.
19.01
Природная среда. Состояние и контроль. Экосистемы и их охрана
1
Видеофильм «Экосистемы»
18.
28.01
Законы организации экосистем.
Законы биологической продуктивности.
1
Москва,9 кл.
Стр.9
19.
02.02
Природные сообщества. Взаимосвязи в живой природе.
1
Видеофильм.
Москва, 9 кл.
20.
09.02
Саморазвитие экосистем. Агроэкосистемы.
1
21.
16.02
Экология как научная основа природопользования. Экологически чистое сельское хозяйство.
1
Видеофильм.
Москва, 9 кл.
Стр. 139
22.
23.02
Использование природных ресурсов. Соледобывающая промышленность района.
1
Экскурсия
23.
02.03
Зачет.
1
Отчет об экскурсии
Раздел V. Социальная экология - 2 часа.
24.
История развития экологических связей человечества.
1
Москва, 9 кл.
Стр. 155
25.
Социально-экологические особенности демографии человечества.
1
Москва, 9 кл.
Стр. 173
Раздел VI. Охрана природы- 9 часов.
26.
Современные проблемы и состояние природы.
1
Москва, 9 кл.
Стр. 194
27.
Использование и охрана природных ресурсов.
1
Игра со скрепками, пакетами.
28.
30.03
Современное состояние и охрана растительности. Красная книга.
1
Сообщения учащихся
29.
Разнообразия фитоценозов окрестностей г. Евпатории
1
Экск-я в краевед.
музей.
30.
06.04
Современное состояние и охрана животных. Красная книга.
1
Сообщения учащихся.
31.
Рациональное использование и охрана животных.
1
Сообщ. Уч-ся.
32.
Разнообразие животного мира.
1
Экск-я в музей
33.
Сущность и направление охраны окружающей среды.
1
Видеофильм
34.
Нормативно-правовые основы охраны окружающей среды.
Зачет.
1
Проверка и оценка знаний и умений учащихся
Оценка теоретических знаний
Оценка «5»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.
Оценка «4»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по настоянию учителя.
Оценка «3»:
ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или ответ неполный, несвязный.
Оценка «2»:
при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Оценка «1»:
отсутствие ответа.
Перечень учебно-методического обеспечения
Методические и учебные пособия
1. Программно-методические материалы: Экология. 5 - 11 кл. /Сост. Е.В. Акифьева. - Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2005. - 48 с.
2. Боков В.А и др. «Геоэкология» -Симферополь,1996.
3. Ена В.Г. и др. Заповедные ландшафты Тавриды- Симферополь, 2004.
4. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений - М.: «Дрофа», 2014.
5. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии: Учеб. для учащихся 9 класса общеобразоват. учреждений - М.: «Вентана-Граф», 2005. - 240 с.
6. Жигарева И.А., Пономарёва О.И., Чернова Н.М. Основы экологии: 10-11 (9) кл.: Сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику Черновой Н.М. и др. «Основы экологии» /Под ред. Н.М. Черновой - М.: «Дрофа», 2007. - 208 с.
7. «Экология» 10-11 (9) кл. 2СD. Мультимедийное приложение к УМК. «Основы экологии» Н.М. Черновой и др.
8. Экология Крыма /Под ред. Н.В.Багрова.-Симферополь,2003
Оборудование и приборы:
- учебные таблицы: «Ярусность», «Смена растительных сообществ», «Жизненные формы животных», «Биоценоз дубравы», «Биоценоз пруда», «Агроценоз», «Круговороты веществ: углерода, азота, фосфора и др.», «Кривые роста населения Земли», «Приспособленности птиц: особенности клюва и лап», «Популяции», «Пищевые цепи», «Пирамиды биомассы»;
- географические карты: «Административная карта мира», «Население Земли», «Мировые минеральные ресурсы».
- портреты учёных: В.И. Вернадский, Г.Ф. Гаузе, В.В. Докучаев;
-
Мультимедийные презентации по темам.
Дидактический материал: инструктивные карточки для выполнения практических работ, тематические тесты, УМП учебных проектов.
Список литературы
Литература для учителя
-
Биологический энциклопедический словарь / Под ред. М.С. Гилярова. М.: Советская энциклопедия, 1986. - 468 с.
2. Боков В.А и др. «Геоэкология» -Симферополь,1996.
3. Ена В.Г. и др. Заповедные ландшафты Тавриды- Симферополь, 2004.
4. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений - М.: «Дрофа», 2014.
5. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии: Учеб. для учащихся 9 класса общеобразоват. учреждений - М.: «Вентана-Граф», 2005. - 240 с.
6. Жигарева И.А., Пономарёва О.И., Чернова Н.М. Основы экологии: 10-11 (9) кл.: Сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику Черновой Н.М. и др. «Основы экологии» /Под ред. Н.М. Черновой - М.: «Дрофа», 2007. - 208 с.
7. «Экология» 10-11 (9) кл. 2СD. Мультимедийное приложение к УМК. «Основы экологии» Н.М. Черновой и др.
8. Экология Крыма /Под ред. Н.В.Багрова.-Симферополь,2003
Литература для учащихся
1. Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. М.: Просвещение, 1998. - 270 с.
-
Конституция Российской федерации. - СПб.: Издательский дом «Литера», 2009. - 64 с.
-
Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Глав. ред. В.А. Володин. - М.: Аванта +, 2001. - 448 с.
Темы исследовательских проектов
1. Изучение состояния зелёных насаждений в г.Евпатория.
2. Развитие экологического туризма в Республике Крым.
3. Экологический паспорт школы.
4. Экологически комфортная среда школьника: проблема её создания.
5. Мода и экологический комфорт.
6. Энергетика будущего.