• Преподавателю
  • Другое
  • Статья на тему: УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА

Статья на тему: УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА

Не секрет, что образование как институт культуры является неотъемлемой частью современного общества, одной из базовых ценностей развития государства в целом, гарантом стабильного и успешного будущего страны в различных сферах жизни. Именно поэтому образованию уделяется особое внимание. Образование - это не только компонент знаний, умений и навыков в той или иной сфере деятельности, это еще и форма гармоничного развития личности, направленная в равной степени, как на обучение, так и на воспитание.

Образование сегодня претерпевает изменения связанные с модернизацией в сфере образования. Но какие бы реформы не происходили, в итоге они, замыкаются на конкретном исполнителе - педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. Для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач, педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности.

В зависимости от вида образовательной деятельности и специфики работы в целом, обучение должно охватывать как общепедагогические, социальные, личностно-индивидуальные установки, так и специальные - профессиональные требования.

Хореографическое искусство - одна из распространенных форм обучения и воспитания, специфика работы которого достаточно сложна. Для эффективной работы с детским хореографическим коллективом требуются определенные профессиональные качества педагога-хореографа. Наличие профессионально-значимых качеств позволяет педагогу эффективно управлять педагогическим процессом, в нужное время вносить необходимые коррективы, направленные на его совершенствование. По мнению Ивлевой Л.Д., современные преобразования требуют от педагога готовности к работе в новых условиях, способности адаптироваться к педагогическим инновациям и быстро реагировать на современные и перспективные процессы социального и экономического развития общества. Иными словами возрастает потребность в педагогах высшей квалификации, владеющих высокой культурой, способных организовать учебно-воспитательный процесс на уровне современных требований.

Педагог-хореограф должен уметь совместить образовательную деятельность, с задачами эстетического обучения и нравственного воспитания детей, а также с балетмейстерской, репетиционной, постановочной работой, концертной деятельностью творческого коллектива.

Реализуя образовательные программы педагог-хореограф выступает не просто в роли педагога - репетитора, а выполняет функции балетмейстера-постановщика, педагога - воспитателя, педагога-наставника, и в целом является идейно-творческим руководителем хореографического коллектива. Педагог-хореограф - это творческая профессия, требующая от человека, выбравшего ее, профессиональных знаний, умений в области хореографии. Кроме отличной физической подготовки и непосредственно умений разучить с воспитанниками хореографический материал, педагогу необходимо знать - теорию и практику театральной и хореографической режиссуры, хореографического сочинительства и мастерства актера; историю отечественного и мирового хореографического искусства, музыки, сценографии, костюма. Также педагог должен владеть методикой преподавания различных жанров хореографии - классического, народно-сценического, историко-бытового, современного; владеть современными знаниями педагогики, психологии, физиологии, анатомии и т.д.

Как балетмейстер, педагог должен быть высокообразованным человеком, который не только владеет профессиональными секретами хореографического искусства, но и разбирается в смежных видах искусства - драматургии, музыке, изобразительном искусстве, литературе.

Обладать широким кругозором балетмейстера, то есть знаниями, помогающими ему в его профессии сочинителя, создателя хореографического произведения. Педагог-хореограф, как «художник», должен мыслить хореографическими образами. Особенно должен знать и любить музыку, изучать ее, уметь раскрыть ее средствами хореографии.

Важны для хореографа и такие педагогические характеристики, как творческие, коммуникативные и организаторские способности, которые важны как в учебно-воспитательной, так и в концертной деятельности творческого коллектива..

Говоря о многогранности балетмейстерского творчества, полезно вспомнить теоретические положения, сформулированные

выдающимися деятелями хореографии. В древности греческий писатель Лукиан говорил о том, что балетмейстеру необходимо изучать историю, мифологию, поэтические творения и различные науки; он должен сочетать талант поэта с талантом живописца, а знакомство с геометрией даст ему возможность создавать четкие формы и фигуры.
Творчество балетмейстера немыслимо без постоянного поиска. Поиск сюжета для танцевальной композиции предполагает изучение жизни, знание литературных первоисточников, произведений искусства. Поиск и отбор созвучных нашей эпохе тем, их значимость говорят о четкости гражданской позиции балетмейстера, о его зрелости.
Выбор наилучшей формы выражения для той или иной темы требует от педагога-хореографа работы по изучению фольклорно-танцевальных источников, освоения теории и методики постановки народного, классического, историко-бытового, современного, бального танцев.
Необходимость найти нужное «слово» для выражения мысли и чувства того или иного героя заставляет балетмейстера каждодневно развивать свою фантазию, обогащать палитру выразительных средств. Творческое отношение к своей профессии и увлеченность своим трудом - обязательные условия для создания высокохудожественного произведения.

Приступая к работе, педагог-хореограф должен точно знать, какую цель перед собой ставит, к чему стремится, обязан четко продумать драматургию будущего сочинения. Движения должны выражать мысли и чувства. Совершенная техника - лишь средство для выражения мысли, говорим мы сегодня.

Хореографическое произведение - это сплав танца и пантомимы. Соотношение танца и пантомимы зависит от задач, которые ставит перед собой хореограф, от их художественного решения. Таким образом, балетмейстер-сочинитель должен владеть искусством сочинения танца, пантомимных эпизодов, мастерством режиссерского построения мизансцены, умением создавать драматургию хореографического произведения, так как иначе он не сможет в художественно-хореографических образах раскрыть идею произведения.

Работа педагога-хореографа в роли балетмейстера-репетитора - тоже творческая. От того, как будет номер отрепетирован, зависит, смогут ли исполнители донести до зрителя замысел танца, что, в свою очередь, влияет на то, как танцевальный номер будет воздействовать на зрителя.
Репетиторская работа с исполнителями, это не просто отработка движений, в процессе такой работы - выявляется образ и характер танца, передается стиль. Именно здесь раскрывается почерк создателя хореографического произведения, его индивидуальная манера. Работая над образами, над оттачиванием исполнительского мастерства, педагогу-хореографу следует принимать во внимание индивидуальные качества исполнителей - воспитанников творческого коллектива. Педагог-хореограф должен создавать в коллективе творческую атмосферу, чтобы, несмотря на большую затрату физических сил, труд участников коллектива был радостным, чтобы все воспитанники видели цель, к которой нужно прийти в результате репетиций, и конечную цель всей работы.

Педагогу-хореографу необходимо хорошо знать танцевальный коллектив. Только при глубоком знании характера, склонностей, возможностей каждого исполнителя можно добиться наилучших результатов в работе.

Педагог-хореограф должен быть человеком эмоциональным, уметь зажечь исполнителей темой, идеей номера, иногда с помощью темпераментного показа исполнения тех или иных движений. И в целом педагог - хореограф должен быть не только профессионалом в своем деле, но и инициатором новых творческих идей.

Список литературы:

  1. Выготский Л.С. Психология искусства / Анализ эстетической реакции. 5-е изд. - М.: Лабиринт, 2004.

  2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: АСТ, Астрель, ЛЮКС, 2005.

  3. Громов Ю.И. Работа педагога-балетмейстера в детском хореографическом коллективе // Основы подготовки специалистов-хореографов / Хореографическая педагогика: учебное пособие. СПб.: СПбГУП, 2006.

  4. Есаулов И.Г. Педагогика и репетиторство в классической хореографии: Учебник/ Удмуртский государственный унивеситет. Ижевск, 2005.

  5. Ивлева Л.Д. Руководство воспитательным процессом в самодеятельном хореографическом коллективов. - Челябинск: ЧГАКИ. 2002.


© 2010-2022