Курс лекций по дисциплине Экономика организации (предприятия) 2 часть

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТОГБПОУ «Колледж торговли, общнественного питания и сервиса»






Курс лекций по дисциплине Экономика организации (предприятия) 2 часть




КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)»

для групп технологического цикла

часть 2

Разработал преподаватель специальных дисциплин

Паршина Зоя Александровна













Тамбов 2016 г.

Тема 6. Подготовка и освоение нового производства


  1. Инновации и инновационная политика предприятия


Термин "инновация" появился в отечественной экономике в связи с переходом к рынку. До этого существовало понятие "внедрение достижений НТП".

Качественное совершенствование производства осуществляется в форме нововведений. Область науки, изучающая различные теории нововведений - формирование новшеств, их распространение, факторы, противодействующие нововведениям, выработку инновационных решений - называют инноватика.

Инновационная деятельность - это процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок в производственный процесс. Инновация - есть конечный результат инновационной деятельности, получившей реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта (технологического процесса), реализуемого на рынке.

Классификация инноваций:

  1. По степени новизны выделяют:

  1. Базисные инновации (реализуют крупные изобретения и являются основой для формирования новых поколений и направлений развития техники);

  2. Улучшающие (связаны с внедрением мелких и средних изобретений);

  3. Псевдоинновации (направлены на частичное улучшение устаревших видов техники и технологии);

  1. По роли в воспроизводственном процессе инновации классифицируются на:

  1. потребительские;

  2. инвестиционные;

  1. По степени сложности:

  1. простые;

  2. синтетические;

  1. По причинам возникновения:

  1. реактивные (направлены на выживание фирмы, они появляются, как правило, как реакция на радикальные инновационные преобразования, осуществляемые конкурентами);

  2. стратегические (носят упреждающий характер и направлены на получение конкурентных преимуществ в перспективе);

  1. По характеру применения различают:

  1. продуктовые инновации (направлены на производство и использование новых продуктов и услуг);

  2. рыночные (открывающие новые сферы применения уже известных продуктов и услуг и позволяющие реализовать потребности в них на новых рынках);

  3. инновации-процессы (нацелены на новые технологии, организацию процесса и управление);

  4. социальные инновации (ориентированные на построение и функционирование новых социальных структур).

Понятие "инновация" может применяться только к тем новшествам, затраты на создание и внедрение которых окупаются в нормативные сроки. При этом период времени от зарождения идеи до практического внедрения новшества называется жизненным циклом инноваций. Финансирование инноваций осуществляется из тех же источников, что и финансирование любых инвестиций (самофинансирование, заемные средства, привлечённые источники и др.).

Инвестиционная политика предприятий должна быть направлена на увеличение производства принципиально новых видов продукции и технологий (что в настоящее время в РФ составляет лишь 3% от общего выпуска). Причем инновации - это не только производство новых продуктов и внедрение новых технологий, но и новые сферы управления, маркетинговые инструменты. Обновление продукции увеличивает вероятность получения предприятием добавочной прибыли (научно технической ренты).


  1. Инжиниринг и реинжиниринг на предприятии

Термин "инжиниринг" (от лат. "изобретательность"). Основной перечень инжиниринговых услуг:

  1. маркетинговые исследования целесообразности проекта;

  2. изучение технических возможностей его реализации;

  3. надзор за изготовлением оборудования;

  4. помощь в обучении персонала;

  5. пуск объектов эксплуатации.

Понятие "инжиниринг" вошло в бизнес-практику с середины 80-х гг. и представляет собой инженерно-консультационные услуги, обособленные в самостоятельную сферу коммерческой деятельности.

Такие услуги делятся на две группы:

  1. услуги, связанные с подготовкой производственного процесса;

  2. услуги по обеспечению нормального хода процесса производства и реализации продукции.

Цель инжиниринговой деятельности - повышение эффективности производства на основе известных науке и практике достижений в области инженерных знаний, то есть это процесс доведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до стадии производства.

Как свидетельствует мировой производственный опыт, прирост конечного результата производства при использовании практики инжиниринга составляет примерно 10-20%. Более Существенных результатов позволяет достигать реинжиниринг бизнес-процесса. Данное понятие введено впервые М. Хаммером и Дж. Чампи "Реинжиниринг корпораций: революция в бизнесе". Реинжиниринг представляет собой инновационный процесс, направленный на кардинальное перепроектирование бизнеса для достижения скачкообразного улучшения деятельности предприятия. Реинжиниринг рассматривается не как традиционное улучшение (усовершенствование или модернизация), а как изобретение, позволяющее увеличить некоторые показатели деятельности предприятия в среднем в 5-10 раз и более).

В экономической литературе по реинжинирингу выделяются два вида деятельности:

- кризисный реинжиниринг;

- реинжиниринг развития.

По пути кризисного реинжиниринга идут в том случае, если предприятие оказалось в чрезвычайно сложной ситуации. Реинжиниринг же развития приемлем, когда у предприятия наметились тенденции ухудшения экономических показателей и возникла угроза завоевания рынков

- стремление увеличить массу прибыли.

В 1991 г. было образованно первое профессиональное общество финансовых инженеров ("Международная ассоциация финансовых инженеров"). Финансовый инжиниринг - это разработка новых финансовых инструментов, операционных схем, поиск новых подходов к решению проблем в области финансов.

Тема 7. Организация инвестиционной деятельности предприятия

1. Инвестиции: сущность, виды, источники


С экономической точки зрения инвестиции рассматриваются как расходы на создание (приобретение), расширение, реконструкцию и техническое перевооружение основного капитала, а так же вызванное этим изменением расширение оборотного капитала.

Инвестициями могут быть:

  1. Денежные средства, целевые банковские вклады, акции и другие ценные бумаги;

  2. Движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование и др. материальные ценности);

  3. Имущественные права, вытекающие из авторского права, «ноу-хау», опыт и другие интеллектуальные ценности;

  4. Права пользования землей и другими природными ресурсами, а также другие ценные имущественные права;

  5. Другие ценности.

Под инвестиционной деятельностью понимается совокупность практических действий граждан, юридических лиц и государства по реализации инвестиций.

Субъекты инвестиционной деятельности:

  1. Инвесторы (частные и институциональные);

  2. Наемные работники (исполнители работ);

  3. Арендаторы объектов инвестирования.

Объектами инвестиционной деятельности являются вновь создаваемые и модернизированные основные фонды, оборотные средства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, интеллектуальные ценности и имущественные права, научно-техническая продукция.

Источники инвестиций:

  1. Внутренние источники (собственные средства: нераспределенная прибыль, уставный капитал, амортизационный фонд, фонд накопления);

  2. Внешние источники (ассигнования из различных бюджетов, иностранные инвестиции, кредиты и займы, средства от продажи акций и др.).

С точки зрения объектов вложения инвестиции классифицируются на:

  1. Капиталообразующие (реальные или капиталовложения)- это сумма средств, необходимых для строительства (расширения, реконструкции, модернизации) и оснащения оборудованием инвестиционных объектов, расходы на подготовку капитального строительства и прирост оборотных средств, необходимых для нормального функционирования объекта.

  2. Портфельные - это сумма средств, необходимых для приобретения совокупности различных фондовых ценностей (государственные и частные ценные бумаги), различных финансовых активов (страховые полюса, доли в уставном капитале в других предприятий, залоги и пр.), обеспечивающих высокий текущий доход и надежное размещение (защита от обесценения средств и ликвидность).

В соответствии с целями и задачами инвестиционной деятельности, инвестиции следует группировать по следующим признакам:

1) По назначению. В соответствии с этим признаком капитальные вложения делятся на:

- производственные капиталовложения (объектом инвестирования выступают фонды производственного назначения: здания цехов, сооружения, машины, оборудование и т.д.);

- непроизводственные капиталовложения (направлены на воспроизводство непроизводственных основных фондов: объекты соцкультбыта, административного значения, детские учреждения предприятий).

2) По направлению использования:

- новое строительство;

- реконструкция;

- техническое перевооружение;

- расширение действующих предприятий.


  1. Методы оценки инвестиционных проектов


Инвестиционные решения принимаются в условиях, когда существует несколько альтернативных проектов и необходимо выбрать наиболее эффективный их них.

Наиболее эффективными считаются проекты:

  1. Наименее рискованный;

  2. С большей доходностью;

  3. С наименьшим сроком окупаемости.

Величиной, рассчитываемой с целью оценки эффективности финансовых вложений фирмы, является величина полной конечной доходности. (ПКД) Полная конечная доходность рассчитывается как отношение величины совокупного дохода инвестора, который он получил в результате владения ценной бумагой, к величине затрат, которые инвестор произвёл в начале операции инвестирования. Таким образом, ПКД - всегда относительная величина, выраженная в процентах:

Ди

Курс лекций по дисциплине Экономика организации (предприятия) 2 часть ПДК=Зи *100%, где в числителе - доход инвестора, а в знаменателе - его затраты в начале операции инвестирования.

Одним из самых простых и распространенных методов оценки реальных инвестиций является метод определения срока окупаемости.

Срок окупаемости определяется подсчетом числа лет, в течение которых инвестиции будут погашены за счет получаемого дохода (чистых денежных поступлений) при равномерном распределении денежных поступлений по годам.

И

Курс лекций по дисциплине Экономика организации (предприятия) 2 часть Т = А+П


Т - срок окупаемости, лет;

И - инвестиции, руб.

А - годовая амортизация, руб.

П - годовая чистая прибыль, руб.


Если денежные доходы поступают по годам неравномерно, то срок окупаемости равен периоду времени (числу лет), за который суммарные чистые денежные поступления превысят величину инвестиций.

Данный метод наиболее прост с точки зрения применяемых расчетов и приемлем для ранжирования инвестиционных проектов с разными сроками окупаемости. Однако он имеет и ряд недостатков.

Во-первых, он не делает различия между проектами с одинаковой суммой общих (кумулятивных) денежных доходов, но с разными распределением доходов по годам.

Например: Имеются проекты А и В, дающие одинаковые суммарные чистые денежные поступления в течении первых трех лет:

А - 3000, 5000, 2000 денежных единиц.

В - 2000, 3000, 5000 денежных единиц.

Данные проекты равноценны, хотя очевидно, что проект А, дающий большую сумму доходов в первые два года для предприятия более предпочтителен, так как гарантирует более быстрый возврат денежных средств.

Во-вторых, данный метод не учитывает доходы последующих периодов, т.е. периодов времени после погашения суммы инвестиций.

В целом же, применение этого метода является целесообразным, особенно при быстрых технологических переменах в отрасли или при наличии у предприятия проблем с ликвидностью, когда основным параметром, принимаемым во внимание при оценке и выборе инвестиционных проектов, является, как раз, срок окупаемости инвестиций.

Экономическая эффективность капитальных вложений - это результат внедрения соответствующего мероприятия, который может быть выражен экономией от снижения себестоимости продукции, ростом или приростом прибыли. Общая эффективность капитальных вложений определяется как отношение экономического эффекта к единовременным затратам, обеспечившим этот эффект.

Мировая экономическая практика выработала систему универсальных методов оценки инвестиционных проектов, включающих ряд показателей. Прежде чем мы их рассмотрим, необходимо отметить, что время - есть фактор стоимости при оценки инвестиционных проектов, необходимо исходить из неравноценности денег, относящихся к разным моментам времени. Деньги, поступающие сегодня, даже без учета инфляции, будут ценнее денег, поступивших в будущем. Поэтому, при оценки эффективности инвестиционных проектов применяется процедура дисконтирования.

Дисконтирование - есть приведение разновременных затрат при оценке эффективности инвестиционного проекта к затратам начального или конечного периода на основе использования формулы сложных процентов (с использованием коэффициента дисконтирования):

Курс лекций по дисциплине Экономика организации (предприятия) 2 часть S

Р = (1+ q)i

P - исходная сумма;

S - наращенная;

i - число периода

q - ставка процента, выраженная десятичной дробью или норма доходности в высоколиквидном банке.

Сложный процент означает, что процентный доход за каждый последующий период рассчитывается на сумму основного вклада + сумму накопившихся за предыдущий период процентов.

Доходы инвесторов, получаемые в результате реализации инвестиционного проекта, подлежат корректировки на величину упущенной им выгоды, в связи с «замораживанием» денег, отказом от их использования в других сферах. Для того, чтобы отобразить уменьшение абсолютной величины чистого дохода от реализации проекта в результате снижения ценности денег с течением времени, используют коэффициент дисконтирования:

1

Курс лекций по дисциплине Экономика организации (предприятия) 2 частьa=

(1+q)i

q - ожидаемая прибыльность инвестиционного проекта, как правило, ее на практике приравнивают к процентной ставки в высоколиквидном банке.

Рассмотрим систему международных показателей оценки эффективности инвестиционных проектов:

1. Один из самых важных и наиболее распространённых показателей - показатель внутренней нормы доходности (рентабельности) - характеризует величину чистой прибыли (чистого валового дохода), приходящуюся на единицу инвестиционных вложений, получаемую инвестором в каждом временном интервале жизненного цикла проекта.

Простейший пример: пусть предприниматель вкладывает в проект 100 единиц затрат. Через полгода, он получает свои деньги назад плюс к этому еще 25 единиц дохода. Следовательно, доходность его проекта составила 25 % за шесть месяцев или 50% годовых.

На практике жизненный цикл проекта включает несколько временных интервалов, поэтому расчет показателя внутренней нормы доходности осуществляется по формуле:

Курс лекций по дисциплине Экономика организации (предприятия) 2 часть, где

Дi - доход предприятия в i- м временном интервале;

Кi- инвестиционные вложения в i- м временном интервале, которые принимаются по проекту с учетом инфляции национальной валюты;

q- показатель внутренней нормы доходности за временной интервал в долях от 1;

i- текущий временной интервал, принимающий значения от 0 до Т;

Т- длительность жизненного цикла проекта, исчисляемая в принятых временных интервалах.

2) Показатель чистого приведенного дохода (чистой приведенной стоимости) - характеризует все, что получено предпринимателем сверх общих затрат (основных и дополнительных) и определяется по формуле:

Курс лекций по дисциплине Экономика организации (предприятия) 2 частьКурс лекций по дисциплине Экономика организации (предприятия) 2 часть


В формуле все показатели и используемые параметры имеют тот же экономический смысл, что и в предыдущей. Можно также сказать, что показатель чистого приведённого дохода - есть разница между суммой денежных поступлений от реализации проекта, приведённых к нулевому моменту времени и суммой дисконтированных затрат, необходимых для реализации проекта.

Если Ч > 0, то в результате реализации данного инвестиционного проекта рыночная стоимость предприятия возрастает и, следовательно, данный инвестиционный проект приемлем.

3) Показатель рентабельности инвестиций - показывает долю чистого приведенного дохода, приходящуюся на единицу дисконтированных к началу жизненного цикла проекта инвестиционных вложений:

Курс лекций по дисциплине Экономика организации (предприятия) 2 частьКурс лекций по дисциплине Экономика организации (предприятия) 2 часть

В формуле все показатели и используемые параметры имеют тот же экономический смысл, что и в первоначальной

4) Расчёт показателя срока окупаемости инвестиций можно осуществить по следующей формуле:

Курс лекций по дисциплине Экономика организации (предприятия) 2 часть

Дi - доход предприятия в i- м временном интервале;

Кi- инвестиционные вложения в i- м временном интервале, которые принимаются по проекту с учетом инфляции национальной валюты;

t- количество временных интервалов функционирования проекта, за которое суммарные инвестиции сравняются с суммой доходов от эксплуатации нового дела (это и будет искомый срок окупаемости инвестиций).

Срок окупаемости инвестиций отличается от срока окупаемости объекта. Различие это обуславливается тем, что эксплуатация объекта начинается несколько позже, чем начинаются инвестиционные вложения. Следовательно, срок окупаемости объекта будет меньше срока окупаемости инвестиций.

5) Бюджетная эффективность - отражает влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы соответствующего бюджета. Особенно важно вести расчет социально-экономической эффективности инвестиций в рамках конкретного региона, где такой эффект определяется по следующей формуле:

ЭР = D Ф - ФН * å И, где


ЭР - годовой социально- экономический эффект от реализации всех инвестиционных проектов в регионе, вся совокупность которого должна быть больше 0;

D Ф - годовой прирост ВВП региона;

ФН - принятый в регионе норматив эффективности инвестиционных вложений;

å И - совокупные инвестиционные вложения в экономику региона в этом же году.

Говорят, что проект целесообразен, если показатель бюджетной эффективности больше 0.


  1. Банковские кредиты как способ формирования инвестиционных ресурсов организации


Банковский кредит - основной вид кредита в денежной форме. Предприятие осуществляет свою хозяйственную деятельность за счет использования двух основных источников формирования основных и оборотных средств:

  1. собственных средств;

  2. кредита.

Т.е. предприятия вступают в кредитные отношения с банками.

Под кредитными отношениями понимают все виды денежных отношений, возникающих на основе срочности, платности, возвратности, материальной обеспеченности.

Для принятия решения о выдачи кредита банк требует от клиента предоставления определённого набора документов. Их содержание и количество может быть различным для отдельных групп клиентов. Но существует примерный перечень:

1. Кредитная заявка (заявление-ходатайство) - указывается цель, сумма, срок испрашиваемого кредита;

2. Бухгалтерская отчетность, на основании которой банк может определить финансовое состояние клиента (как правило, это баланс с отметкой налоговой инспекции);

3. Копии нотариально заверенных учредительных документов, договоров и контрактов, относящихся к кредитуемому мероприятию и его технико-экономическому обоснованию;

4. Нотариально заверенная банковская карточка с образцами подписей;

5. Документы, подтверждающие обеспечение кредита - банковские гарантии, страховые полюса, поручительство, наличие имущества, передаваемого в залог.

Классифицировать банковские кредиты можно на основании различных признаков:

  1. В зависимости от наличия обеспечения различают:

- доверительные кредиты (применяются в процессе кредитования постоянных клиентов, которые пользуются доверием банка). Единственная форма обеспечения доверительного кредита - кредитный договор;

- обеспеченные;

- кредиты под гарантии третьих лиц.

  1. По целевому назначению:

- кредиты общего характера;

- целевые.

  1. В зависимости от срока погашения:

- онкольные (предоставляется заемщику без указания срока его использования с обязательством заемщика погасить его по первому требованию кредитора);

- краткосрочные ( предоставляются, как правило, на восполнение временного недостатка собственных оборотных средств у фирмы-заёмщика. Средний срок погашения по этому виду кредита в мировой практике обычно не превышает 6 месяцев, в России - не более 1 месяца;

-среднесрочные (на срок до 1 года);

- долгосрочные (на срок свыше одного года и используются, как правило в инвестиционных целях).

  1. По способу погашения:

- погашенные единовременным взносом;

- погашенные в рассрочку.

  1. По способу взимания ссудного процента:

- кредиты, проценты по которым выплачиваются в момент общего погашения кредита (в основном характерно для краткосрочных кредитов ввиду простоты начисления);

- кредиты, проценты по которым выплачиваются равномерными взносами заемщика в течение всего срока действия кредитного договора;

- кредиты, проценты по которым удерживаются банком в момент непосредственной выдачи кредита фирме-заемщику.

Основным источником обеспечения возвратности кредита выступает денежная выручка предприятия.

Дополнительными формами обеспечения возврата кредита при недостатке выручки являются залог материальных ценностей, ценных бумаг и основных фондов, гарантии и поручительства третьих лиц, страхование кредитного риска, переуступка прав (цессия). Рассмотрим наиболее распространённые из них.

Залог означает, что банк приобретает право первоочередного удовлетворения требований погашения ссуды и получения причитающихся процентов из стоимости заложенного имущества в случае, если заемщик не выполнил свое обязательство в срок, предусмотренный кредитным договором. Залогом может быть любое имущество или имущественные права, недвижимость, товары, ценные бумаги, денежные средства и пр.

Основными требованиями к предмету залога выступают:

  1. Наличие у залогодателя права собственности на предмет залога или права полного хозяйственного ведения;

  2. Ликвидность ценностей и быстрота их реализации;

  3. Способность к длительному хранению;

  4. Стабильность цены;

  5. Возможность страхования;

  6. Достаточность стоимости залога для удовлетворения соответствующего обязательства клиента.

Законодательством предусмотрено разнообразие видов залога:

- с оставлением заложенного имущества у залогодателя;

- залог с передачей заложенного имущества залогодержателю.

На практике чаще используется первый вид, позволяющий должнику продолжать свою деятельность, используя заложенное имущество.

Средством обеспечения возвратности банковских ссуд могут выступать гарантии и поручительства. В этом случае для банка возникает дополнительная возможность удовлетворения требований к должнику за счет третьего лица. Поручительство в банковской практике применяется сравнительно редко, в основном в кредитных взаимоотношениях банка с физическими лицами, когда поручитель обязуется перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним обязательств, полностью или частично.

Новым ГК РФ серьёзное место отводится такому способу обеспечения обязательств должника, как банковская гарантия, которую могут предоставлять банки, кредитные организации, страховые компании.

Суть состоит в том, что банк, выступающий гарантом, дает по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару), в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлению бенефициаром письменного требования о её уплате. За выдачу банковской гарантии принципал выплачивает гаранту вознаграждение, размер которого устанавливается по соглашению между ними.

ГК РФ предусмотрена и такая форма обеспечения возвратности кредита, как цессия. Для перехода к другому лицу (банку) прав кредитора не требуется согласие должника, но он должен быть уведомлен о переуступке требования. По существу происходит выдача кредита под дебиторскую задолженность заёмщика.

Каждая из рассмотренных форм обеспечения возвратности кредита имеет свои преимущества и недостатки, заёмщик по согласованию с банком может использовать одну или одновременно несколько форм. Выбранный вариант фиксируется в кредитном договоре и зависит от условий деятельности банка, кредитоспособности заёмщика, степени рисковости кредитной сделки и других факторов.

Тема 8. Стратегия деятельности организации


  1. Экономическая стратегия фирмы: типы, факторы выбора

Эффективность деятельности предприятия, его положение на рынке принципиально зависит от выбранной экономической стратегии.

Под стратегией понимается определённое направление развития предприятия, план достижения целей организации. То есть экономическая стратегия, в первую очередь, предполагает постановку целей, ориентиров, приоритетов деятельности и формирование политики, обеспечивающей в перспективе их реализацию.

Все цели могут быть сгруппированы по двум категориям:

1). Цели стабилизации - предполагают сохранение достигнутого уровня производства, потребления, использования ресурсов либо сохранение определённого состояния производственной системы.

2). Цели развития - направлены на достижение новых, более совершенных состояний системы либо на создание дополнительных ресурсов, которыми данная система не обладает.

Устанавливаемые предприятием цели зависят от влияния разнообразных факторов, характеризующих обеспеченность предприятия собственными ресурсами и от внешней среды. Например, при постановке целей необходимо учитывать:

  1. Наличие и объем платежеспособного спроса на продукцию предприятия.

  2. Наличие надёжных поставщиков ресурсов.

  3. Наличие развитой рыночной инфраструктуры для обслуживания данного предприятия.

Основными стратегиями развития предприятия являются:

  1. Стратегия концентрированного роста - предполагает усиление позиций на данном рынке, развития рынка и продукта.

  2. Стратегия интегрированного роста - предусматривает приобретение предприятием дополнительной собственности, внутреннее расширение.

  3. Стратегия диверсифицированного роста - предполагает производство новых продуктов.

  4. Стратегия сокращения - предусматривает целенаправленное и сбалансированное сокращение бизнеса в связи с изменениями рыночных условий и макроэкономических показателей в стране.

В настоящее время ученными разработан ряд моделей, которые могут быть использованы при принятии организацией стратегических решений. К ним относятся:

  • Матрица "продукт-рынок" (модель Андоффа)

  • Матрица конкуренции (модель Портера) и др.


  1. Маркетинговая стратегия и товарная политика фирмы

Термин «маркетинг» (от англ. Market- рынок) означает деятельность в сфере рынка сбыта.

Маркетинг - есть система организации деятельности организации по разработке, производству и сбыту товаров на основе изучения запросов потребителей в целях получения высокой прибыли.

Основополагающий принцип маркетинга гласит: "Не пытайтесь сбывать то, что Вам удалось выпустить, а производите то, что у Вас будет безусловно куплено."

Маркетинговая стратегии организации включает в себя:

1. Описание продукции предприятия, являющейся объектом бизнес-планирования.

2. Описание стратегии проникновения предприятия на соответствующий рынок.

3. Выбор стратегии ценообразования.

  1. Описание стратегии развития предприятия.

  2. Описание каналов распространения продукции.

  3. Описание коммуникаций.

Товарная политика предприятия - есть главный инструмент маркетинга. Содержание товарной политики фирмы представлено следующими элементами:

  1. Продуктовая политика в узком смысле (продуктовые нововведения, продуктовое варьирование).

  2. Программно- ассортиментная политика.

  3. Политика обслуживания покупателей.

  4. Система гарантийного ремонта и сервисная политика.

  5. Решения, связанные с выбором торговой марки.

С точки зрения определений товарной политики возможно три вида стратегий маркетинга:

  1. Массовый - вид маркетинга, который характеризуется массовым производством и маркетингом одного продукта, предназначенного сразу для всех покупателей на определённом рынке.

  2. Продуктно-дифференцированный - вид маркетинга, который характеризуется производством и маркетингом нескольких продуктов с различными свойствами, рассчитанными на различный вкус потребителей.

  3. Целевой маркетинг - вид маркетинга, который характеризуется тем, что осуществляется производство и маркетинг продуктов, разработанных специально для различных рыночных сегментов.

Так как стратегия маркетинга - это совокупность товарной и ещё целого ряда стратегий (ценовой, научно- технической и т.д.), то остановимся подробнее на выборе ценовой стратегии, так как именно она составляет сердцевину экономической стратегии организации.

В теории маркетинга существуют разнообразные стратегии ценообразования, каждая из которых рекомендует свои особые подходы решения задачи установления цен на товары, отличающиеся от равновесной цены. Такие рекомендации даны в трудах Ф. Коттлера, Дж. Р. Эванса, Б. Бермана и многих других теоретиков маркетинга. Например:

  • Скользящее ценообразование (цены последовательно снижаются с целью охвата различных уровней спроса).

  • Проникающее ценообразование (установление различных цен на одинаковые продукты на локально-изолированных рынках).

  • Гибкое ценообразование (установление цен с учётом изменившихся рыночных условий) и т.д.

В основе таких рекомендаций лежат частные локальные проблемы продавца, которые он пытается решать с помощью избранной стратегии маркетинга. Но они носят временный характер, и после решения проблемы происходит плановый переход к эластично равновесному ценообразованию.

С точки зрения расширения деловой активности фирмы, то есть роста, существуют следующие базовые маркетинговые стратегии:

  1. Стратегия совершенствования рынка (старый товар + старый рынок). Цель: увеличение потребления путём, к примеру, снижением цен, увеличения объёма упаковки и т.д.

  2. Стратегия развития рынка (старый товар + новый рынок). Цель: поиск новых рынков или новых рыночных сегментов для тех товаров, которые предприятие уже производит.

  3. Стратегия разработки товаров (новый товар + старый рынок). Эта стратегия наиболее предпочтительна с точки зрения минимизации затрат и степени риска. Предприятие разрабатывает новые продукты, расширяет номенклатуру товаров, сбывая их на хорошо известном старом рынке, отыскивая и заполняя рыночные ниши.

  4. Стратегия диверсификации (новый товар + новый рынок). Наиболее рискованная и дорогая стратегия, так как при этом главная опасность - распыление сил. Предполагает разработку новых продуктов и освоение новых рынков одновременно.

Выбор стратегии зависит от степени насыщенности рынка, ресурсов предприятия и его готовности к риску. Кроме того, стратегии крупных, средних и малых фирм имеют свои особенности.


  1. Теория оптимального объема выпуска продукции


Для определения оптимальной производственной программы применяются методы линейного программирования с использованием компьютерной техники. Например, существует программа Profit, разработанная д.э.н., профессором Богатиным Ю.В., которая решает многие задачи и позволяет:

1. По заданным изменениям цены, затрат и объема реализации продукции определить величину прибыли.

2. Определяет параметры принимаемого решения, обеспечивающего максимизацию прибыли.

Важным вопросом оптимизации производственной программы является выбор критерия оптимальности. Показатель, принимаемый в качестве такого критерия должен достаточно полно отражать:

1) эффективность работы предприятия;

2) иметь количественные значения в расчете на единицу каждого вида выпускаемой продукции.

3) быть линейно зависимым от динамики объема производства.

На практике выбирается критерий, который в наибольшей степени отвечает конкретным задачам производства. Наиболее распространенный критерий - максимизация прибыли предприятия.

Теория оптимального выпуска продукции гласит: "Предприятия заинтересованы не в наибольшем выпуске продукции, а в таком его объеме, который потребует наименьших издержек и обеспечит при этом максимизацию прибыли".

Выбор метода оптимизации, критериев оптимальности остается за конкретной фирмой в зависимости от конкретных задач и выбранной экономической стратегии.


Тема 9. Бизнес-план предприятия


  1. Бизнес-план: назначение, роль, структура

Бизнес-план - целевой программный документ, представляющий собой систему расчётов, технико-экономических обоснований, совокупность экономических показателей, описание мер и действий, посвященных реализации основной цели предпринимательской деятельности - получения максимальной прибыли от неё.

Цель, назначение бизнес-плана - обоснование деятельности предприятия, стратегии и тактики хозяйственного поведения, планирование и прогнозирование результатов деятельности, привлечение инвесторов и спонсоров для определённого предпринимательского проекта, расширение круга предприятий-партнёров.

Бизнес-план составляется не по приказу сверху и не имеет строгой регламентации ни по объёму информации, ни по структуре документа. Материал бизнес-плана должен излагаться просто и понятно. Он должен быть доступен различным группам людей, даже тем, которые имеют ограниченные знания о продукте (услугах) и рынке. Следует стремиться к тому, чтобы объём бизнес-плана не превышал пятидесяти страниц.

Наиболее распространённые на предприятиях формы бизнес-плана содержат:

  • титульный лист (реквизиты предприятия, авторы предпринимательского проекта, наименование и суть проекта).

  • резюме (основные положения предполагаемого коммерческого проекта: за счёт каких ресурсов, срок окупаемости проекта, финансовые результаты с расчётом предполагаемого размера продаж и выручки от реализации).

  • меморандум конфиденциальности.

  • описание предприятия и отрасли (описание истории фирмы, если она работает уже в течении нескольких лет, описание тенденций развития отрасли, её текущего состояния и перспектив, способных оказать негативное или позитивное влияние на реализацию проекта).

  • анализ рынка сбыта (степень насыщенности данного рынка конкурирующими товарами, расчёт общей ёмкости рынка по предполагаемому товару, проведение сегментирования рынка).

  • описание продукции, работ, услуг (какова патентная защищённость нового товара, его достоинства, характеристика жизненного цикла, анализ конкурентоспособности данного товара).

  • стратегия маркетинга (в плане маркетинга оцениваются рыночные возможности предприятия и объём сбыта продукции, он состоит из трёх частей:

- описание структуры рынка;

- оценка собственных возможностей предприятия;

- разработка стратегии и тактики маркетинга.

  • инвестиционный план (определяется размер необходимых инвестиций, их распределение по этапам осуществления проекта и по направлениям).

  • производственный план - существует только на предприятиях, осуществляющих производство товаров, выполнение работ, оказание услуг.

  • организационный план (в нём закладываются основные правовые аспекты функционирования предприятия и система его организации).

  • финансовый план (включает прогноз объёмов реализации, баланс денежных расходов и поступлений, баланс активов и пассивов, план по себестоимости продукции, план по прибыли, расчёт условий безубыточности).

  • схема финансирования (когда собственных, внутренних источников финансирования недостаточно, привлекаются внешние по одной из схем:

А) дополнительное привлечение средств вкладчиков или акционеров;

Б) долевое и заёмное финансирование (кредиты коммерческих банков, централизованные государственные кредиты, иппотечные ссуды, долговые обязательства).

В) лизинговое финансирование, когда лизинговая компания приобретает либо самостоятельно, либо с участием третьей финансирующей стороны необходимые для реализации проекта основные средства, сдавая их предприятию во временное пользование).

  1. оценка рисков и страхования (рассматриваются виды рисков, методы их нейтрализации).

  2. выводы о целесообразности и эффективности проекта (на основе расчётов единовременных и текущих затрат, предполагаемой рентабельности производства делается заключение о возможной реализации всего проекта).

  3. приложения (содержат расчёты и технико-экономические обоснования).


  1. План производства продукции


План производства продукции разрабатывается только теми предприятиями, которые в своём инвестиционном проекте предусматривают производство товаров. Он состоит из следующих расчётов:

  1. баланс производственных мощностей (его составление нами рассмотрено в разделе «Основные фонды предприятия»;про

  2. производственная программа предприятия.

Производственная программа предприятия содержит натуральные и стоимостные показатели объёма производства продукции. К натуральным показателям относят: номенклатуру и ассортимент. Номенклатура продукции - это перечень изделий, планируемых к изготовлению. Ассортимент - соотношение удельных весов отдельных видов изделий в общем объёме производства продукции. К стоимостным показателям объёма производства относятся: товарная продукция, валовая продукция, реализованная продукция.

Товарная продукция - это продукция, подлежащая реализации на сторону. Она включает:

- стоимость готовой продукции;

- стоимость полуфабрикатов собственной выработки;

- стоимость продукции вспомогательных и подсобных производств, предназначенная для реализации на сторону;

- стоимость работ промышленного характера, выполненных на сторону.

Валовая продукция - это стоимость всей промышленной продукции, независимо от степени её готовности. Она включает в себя: товарную продукцию и изменение остатков незавершённого производства на начало и конец планируемого периода:

Вп = Тп - Нн + Нк,

где Тп - товарная продукция, Нн и Нк - остатки незавершённого производства на начало и конец планового периода.

Реализованная продукция - это стоимость готовой продукции (выполненных работ), отгруженной покупателю, в оплату которой полностью поступили средства на расчётный счёт предприятия. Реализованная продукция равна остаткам нереализованной продукции на начало года + товарная продукция - остатки нереализованной продукции на конец года.

Остатки нереализованной продукции на начало года включают:

- товары, срок оплаты которых не наступил;

- товары, не оплаченные в срок;

- товары на складе.

Остатки нереализованной продукции на конец года включают:

- товары, срок оплаты которых не наступил в результате пробега документов.

Объём производства продукции в стоимостном выражении планируется по одному из рассмотренных нами показателей.


  1. Финансовый план


Финансовый план просчитывается по результатам прогноза производства и сбыта продукции с учётом налоговых условий и включает в себя следующие самостоятельные разделы:

- план по себестоимости.

Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на её производство и реализацию. Затраты, образующие себестоимость продукции группируются в соответствии с их экономическим содержанием по элементам;

- план по прибыли.

Различают несколько видов расчётной прибыли: валовая, балансовая, налогооблагаемая прибыль;

- прогноз объёма реализации

Данный прогноз строится на основе прогнозирования размеров продаж (по меньшей мере, на 3 года);

- баланс активов и пассивов.

Данный раздел как оценочный и аналитический документ особенно важен для инвесторов и кредиторов;

- баланс денежных расходов и поступлений.

Раздел позволяет определить общую сумму необходимых для реализации денежных средств, с разбивкой их по конкретным этапам реализации проекта;

- расчёт условий безубыточности.

Под точкой безубыточности (под критической) понимается та точка объёмов производства, в которой затраты равны выручке от реализации всей продукции, то есть где нет ни прибыли, ни убытков. Для её вычисления используют три метода:

  • метод уравнений;

  • маржинальной прибыли;

  • графического изображения.

Рассмотрим один из них как наиболее распространённый. Это - метод уравнений. В качестве исходного уравнения для анализа принимают следующее соотношение выручки, издержек и прибыли: выручка - переменные затраты - постоянные затраты = прибыль. Если выручку представить как произведение цены продажи единицы изделия и количества проданных единиц, а затраты пересчитать на единицу изделия, то в точке критического объёма производства будем иметь:

Qкрит.*P - Qкрит.*VC - FC =0.

Исходя из этого уравнения:

Qкрит. = FC/P-VC,

где Qкрит - объём производства продукции в критической точке (количество единиц), FC - постоянные расходы, Р - цена единицы продукции, VC - удельные переменные затраты на единицу продукции.

Предпринимателю в процессе деятельности постоянно приходится принимать решения о цене, по которой продукция будет реализована, о переменных и постоянных издержках, о приобретении и использовании ресурсов. Для этого необходимо точно и достоверно организовать уровни затрат и прибыли.


  1. Оценка рисков и страхования


Предпринимательский риск - это вероятностная оценка возможности возникновения потерь деятельности предприятия. В экономической литературе выделяют три степени риска:

  1. Допустимый - возникает, когда потери от риска не превышают запланированной прибыли предприятия.

  2. Критический - отражает потери, величина которых превышает плановую прибыль.

  3. Катастрофический - когда потери от риска превышают плановую прибыль, а товаропроизводитель должен реализовывать активы предприятия для возмещения убытков.

Риск может возникать в результате увеличения объёма производства, повышения ставки налога, изменения стоимости основных производственных фондов и оборотных средств. Каждое предприятие имеет определённые показатели риска, установленные экспертным путём, например, объём товарной и реализованной продукции, текущие издержки производства, процентная ставка кредита и т.п. Влияние каждого из этих показателей риска оценивается с помощью коэффициента чувствительности, который показывает, на сколько процентов изменится величина прибыли в отчётном году по сравнению с плановым при изменении значения одного из показателей риска на один процент при постоянном значении других показателей. Чем больше коэффициент чувствительности по данному показателю риска, тем сильнее его влияние на величину прибыли.

Различают такие виды предпринимательских рисков как производственный, сбытовой, финансовый и правовой.

Методы снижения рисков:

  • самострахование (создание резервного фонда на предприятии на случай непредвиденных расходов);

  • страхование рисков (необходимо в плане рисков указать какие типы страховых полюсов и на какие суммы предприятие планирует приобрести).

Государственная акционерная страховая организация и альтернативные страховые общества (акционерные, взаимные и т.д.) проводят следующие виды страхования: страхование на случай неплатежа по счетам поставщика продукции, страхование на случай снижения заранее оговоренного уровня рентабельности, страхование от простоев оборудования и т.д.

  • хеджирование (страхование от возможных потерь путём проведения фьючерсных операций, то есть тех, которые не имеют целью непосредственный переход товара от продавца к покупателю, это контракт о поставке определённого количества товара к определённому сроку в будущем).

  • диверсификация (вложение капитала в различные направления деятельности).

Основатель и глава корпорации «ОМРОН» Кадзума Татеиси в получившей мировую известность книге «Вечный дух предпринимательства. Практическая философия бизнесмена» писал: «Когда дело доходило до принятия решений, то я лично всегда придерживался «правила 70/30». Если я на 70% уверен в успехе дела, то даю своё согласие. Оставшиеся 30% сомнений станут стимулятором для рассмотрения мер, которые следует принять в случае неудачи. Это и называется разумным риском. Любое начинание требует мужества. Любое решение без элемента риска по сути дела не является решением. В наш стремительный век даже «правило 70/30» несколько ограничивает свободу действий. Иногда наилучшим средством служит «правило 30/70».


© 2010-2022