Методический доклад Активные методы обучения

Раздел Другое
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

2

АМетодический доклад Активные методы обучения.КТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Развитие у студента способности логического мышления и умения творчески применять полученный в процессе обучения комплекс знаний при самостоятельном принятии решений на поставленную перед ним задачу - одна из главных целей обучения.

Хорошая методика преподавания обеспечивает единство интересов преподавателя и студентов на основе соединения необходимости изучения любой дисциплины с убеждением этой необходимости. В этом отношении методы активного обучения являются одним из наиболее перспективных путей совершенствования профессиональной подготовки специалистов.

Активные методы обучения - методы, стимулирующие познавательную деятельность студентов. Они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Данные методы характеризуются высоким уровнем активности учащихся.

Как известно, существуют несколько форм активных методов обучения:

  • проблемные лекции,

  • конференции по отдельным темам,

  • анализ конкретных ситуаций,

  • деловые игры,

  • кроссворды,

  • игровое проектирование

  • и другие.

Именно форма активного обучения - это первая искорка, зажигающая факел любознательности. Учитель отказывается от авторитарного характера обучения в пользу демократического поисково-творческого. В качестве основных неоспоримых достоинств выступают высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. Эффективность использования того или иного развивающего активного метода во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства; демократическим стилем обучения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми, знанием реальных возможностей учащихся. Также следует отметить необходимость системности в использовании активных форм, постепенного увеличения степени самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, уменьшения различных видов учительской помощи. В использовании активных форм обучения важным является также последовательность. От недолговременных проектов, исследовательских заданий к долговременным, от личных проектов к групповым.

Однако нужно учитывать тот факт, что внедрение в учебный процесс активных методов обучения в основном осуществляется при изучении гуманитарных или организационных дисциплин.

Применение же этих методов в экономических дисциплинах несколько сложнее.

Целью является демонстрация позитивного опыта применения активных методов работы со студентами при изучении экономических дисциплин.

На занятиях студентам предлагаются конкретные ситуации, помогающие закрепить теоретические и практические знания по данным дисциплинам. Будущие специалисты должны уметь проанализировать проблемные ситуации и найти правильное решение. Разбор конкретной задачи проходит в игровом режиме и имитирует работу специалистов экономического отдела.

Использование активных методов дает необходимые выпускникам практические навыки анализа ситуаций и оперативного нахождения решений, развивает способности аргументировать и четко излагать свои мысли.

ОМетодический доклад Активные методы обучения.собенность учебных занятий заключается в том, что они требуют активного участия обучающихся. При этом роль преподавателя сводится к оказанию помощи студенту по мере продвижения через процесс занятий. Компетентный преподаватель должен хорошо представлять себе, что происходит на каждой конкретной стадии учебного процесса, и делать обучение более эффективным для его участников.

Студентам предлагаются практические задания по ряду основных дисциплин, где большинство задач построено таким образом: расчет показателей происходит при непосредственной работе с отчётностью, как это принято на конкретных предприятиях Большинство занятий проходит в компьютерных классах, где студенты работают в реально существующих программах, использующихся на предприятиях. Это способствует быстрой адаптации студентов к условиям работы на производственной практике, и, в последующем, на рабочем месте по окончанию учебы.

В последнее время преподавателями внедряется такая активная форма обучения как «методика малых групп».

Процесс обучения в данном случае состоит из следующих этапов:

  1. Преподавателем предлагается проблема для обсуждения.

  2. Формируются группы от 4 до 7 человек.

  3. В каждой группе выбираются необходимые роли (руководитель, секретарь и т.д.).

  4. Предоставляется время на обсуждение.

  5. Даётся возможность выступления представителю от каждой группы для презентации итогов работы (варианты решения проблемы, ответы на поставленные вопросы и т.д.).

  6. Преподаватель обобщает прозвучавшие выводы всех групп по заданной проблеме.

  7. Совместно разбираются итоги и делаются общие выводы (чему научились в ходе занятия, как можно использовать в дальнейшем то, чему научились).

Наиболее эффективными приемами активизации познавательной деятельности учащихся на уроках являются:

1. Нетрадиционное начало традиционного урока (ребус, загадка, криптограмма).

2. Использование видео и компьютерной наглядности, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.

3. Использование индуктивных и дедуктивных логических схем. Современные педагогические технологии предлагают различные формы графического отображения материала от традиционных схем и таблиц до опорных конспектов.

4. Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов». Данное упражнение позволяет развивать мышление, аналитические умения, внимание и наблюдательность.

5. Реализация индивидуально - дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава).

6. Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).

7. Выполнение учениками заданий творческого характера (кроссворд, сканворд, ребусы, анаграммы, урок-конкурс, урок-представление).

8. Контроль знаний и умений учащихся в форме зачета.

Активные формы обучения, в том числе и игровые, получили в последнее время широкое применение на уроках бухгалтерского учета. Использование игр в обучении решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны. Таким образом, применение активных форм организации обучения можно считать одним из основных путей формирования ключевых компетентностей современного ученика.


© 2010-2022