- Преподавателю
- Другое
- Методический доклад Активные методы обучения
Методический доклад Активные методы обучения
Раздел | Другое |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Петренко Е.А. |
Дата | 25.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
2
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Развитие у студента способности логического мышления и умения творчески применять полученный в процессе обучения комплекс знаний при самостоятельном принятии решений на поставленную перед ним задачу - одна из главных целей обучения.
Хорошая методика преподавания обеспечивает единство интересов преподавателя и студентов на основе соединения необходимости изучения любой дисциплины с убеждением этой необходимости. В этом отношении методы активного обучения являются одним из наиболее перспективных путей совершенствования профессиональной подготовки специалистов.
Активные методы обучения - методы, стимулирующие познавательную деятельность студентов. Они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Данные методы характеризуются высоким уровнем активности учащихся.
Как известно, существуют несколько форм активных методов обучения:
-
проблемные лекции,
-
конференции по отдельным темам,
-
анализ конкретных ситуаций,
-
деловые игры,
-
кроссворды,
-
игровое проектирование
-
и другие.
Именно форма активного обучения - это первая искорка, зажигающая факел любознательности. Учитель отказывается от авторитарного характера обучения в пользу демократического поисково-творческого. В качестве основных неоспоримых достоинств выступают высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. Эффективность использования того или иного развивающего активного метода во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства; демократическим стилем обучения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми, знанием реальных возможностей учащихся. Также следует отметить необходимость системности в использовании активных форм, постепенного увеличения степени самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, уменьшения различных видов учительской помощи. В использовании активных форм обучения важным является также последовательность. От недолговременных проектов, исследовательских заданий к долговременным, от личных проектов к групповым.
Однако нужно учитывать тот факт, что внедрение в учебный процесс активных методов обучения в основном осуществляется при изучении гуманитарных или организационных дисциплин.
Применение же этих методов в экономических дисциплинах несколько сложнее.
Целью является демонстрация позитивного опыта применения активных методов работы со студентами при изучении экономических дисциплин.
На занятиях студентам предлагаются конкретные ситуации, помогающие закрепить теоретические и практические знания по данным дисциплинам. Будущие специалисты должны уметь проанализировать проблемные ситуации и найти правильное решение. Разбор конкретной задачи проходит в игровом режиме и имитирует работу специалистов экономического отдела.
Использование активных методов дает необходимые выпускникам практические навыки анализа ситуаций и оперативного нахождения решений, развивает способности аргументировать и четко излагать свои мысли.
Особенность учебных занятий заключается в том, что они требуют активного участия обучающихся. При этом роль преподавателя сводится к оказанию помощи студенту по мере продвижения через процесс занятий. Компетентный преподаватель должен хорошо представлять себе, что происходит на каждой конкретной стадии учебного процесса, и делать обучение более эффективным для его участников.
Студентам предлагаются практические задания по ряду основных дисциплин, где большинство задач построено таким образом: расчет показателей происходит при непосредственной работе с отчётностью, как это принято на конкретных предприятиях Большинство занятий проходит в компьютерных классах, где студенты работают в реально существующих программах, использующихся на предприятиях. Это способствует быстрой адаптации студентов к условиям работы на производственной практике, и, в последующем, на рабочем месте по окончанию учебы.
В последнее время преподавателями внедряется такая активная форма обучения как «методика малых групп».
Процесс обучения в данном случае состоит из следующих этапов:
-
Преподавателем предлагается проблема для обсуждения.
-
Формируются группы от 4 до 7 человек.
-
В каждой группе выбираются необходимые роли (руководитель, секретарь и т.д.).
-
Предоставляется время на обсуждение.
-
Даётся возможность выступления представителю от каждой группы для презентации итогов работы (варианты решения проблемы, ответы на поставленные вопросы и т.д.).
-
Преподаватель обобщает прозвучавшие выводы всех групп по заданной проблеме.
-
Совместно разбираются итоги и делаются общие выводы (чему научились в ходе занятия, как можно использовать в дальнейшем то, чему научились).
Наиболее эффективными приемами активизации познавательной деятельности учащихся на уроках являются:
1. Нетрадиционное начало традиционного урока (ребус, загадка, криптограмма).
2. Использование видео и компьютерной наглядности, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.
3. Использование индуктивных и дедуктивных логических схем. Современные педагогические технологии предлагают различные формы графического отображения материала от традиционных схем и таблиц до опорных конспектов.
4. Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов». Данное упражнение позволяет развивать мышление, аналитические умения, внимание и наблюдательность.
5. Реализация индивидуально - дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава).
6. Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).
7. Выполнение учениками заданий творческого характера (кроссворд, сканворд, ребусы, анаграммы, урок-конкурс, урок-представление).
8. Контроль знаний и умений учащихся в форме зачета.
Активные формы обучения, в том числе и игровые, получили в последнее время широкое применение на уроках бухгалтерского учета. Использование игр в обучении решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны. Таким образом, применение активных форм организации обучения можно считать одним из основных путей формирования ключевых компетентностей современного ученика.