«Малокомплектная школа: нынешнее состояние и ее развитие в будущем»

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Малокомплектная школа: нынешнее состояние и ее развитие в будущем»


«Малокомплектная школа:

нынешнее состояние и ее развитие в будущем»


Кульниязова Мадина Илимусовна

учитель географии 1 категории

Долинской ОСОШ Теректинского района

Западно-Казахстанской области

В сфере образования Республики Казахстан создаются благоприятные условия для развития национальной модели, обеспечивающей широкий доступ к качественному образованию на всех уровнях.
Особую актуальность представляет развитие малокомплектных школ на основе модернизации ее содержательного, управленческого и ресурсного аспектов.
Малокомплектная школа (МКШ) - это общеобразовательная школа с малым количеством обучающихся, совмещенными класс-комплектами и со специфической формой организации учебных занятий.

В современных условиях происходят изменения всей системы образования. Особое внимание уделяется сельским школам, большой процент из которых являются малокомплектными (МКШ). Сельская малокомплектная школа (СМКШ) является составной частью общегосударственной системы образования. Её состояние и уровень работы оказывает огромное влияние на социально-экономическое развитие села, на культурно-образовательный уровень населения, решение демографических проблем.

Специфика МКШ обусловливает некоторую усложнённость педагогического процесса, которая зачастую состоит в необходимости самостоятельной работы учащихся одного класса в то время, когда учитель занят с другим классом. Эти школы расположены, как правило, в сельской местности и являются фактором, организующим социальную сферу. Как заметил известный психолог, основатель советской школы психологии Б.Г. Ананьев: «Школа в селе - средоточие всего самого ценного: любви к делу, профессиональной чести и честности».

Труд учителя в малокомплектной школе требует творчества, одержимости, доброты и сердечности, профессионализма и комплексности.

В школах села любого учителя удерживает любовь к детям. Есть только школа - единственный центр культуры. И от учителя зависит, будут ли будущие граждане смотреть на мир широко раскрытыми глазами.

Перед учителями малокомплектной школы стоят задачи не только дать учащимся знания по предмету в соответствии с государственными стандартами, но и развивать умение общаться с детьми разного возраста в процессе учёбы, самостоятельность, умение быстро адаптироваться в новых условиях.

Учебный процесс в МКШ имеет ряд важнейших особенностей, которые обусловлены тем, что уроки в них проводит один учитель одновременно с двумя, тремя, а то и четырьмя классами в одном помещении.

Учитель малокомплектованной школы работает в сложнейших условиях: ему приходится вести занятия одновременно с детьми разного возраста, разной подготовленности по учебным программам разных классов.Работать учителем в малокомплектованной школе, несомненно, трудно и сложнее, чем в обычной школе.

Одновременные занятия с несколькими классами требуют от учителя МКШ более тщательной подготовки, правильной организации учебной работы, рационального составления расписания уроков, а также умелого проявления педагогического такта.

Работа с несколькими классами имеет некоторые особенности (т.е недостатки):

1.Учитель вынужден работать непосредственно с классом половину (или менее) урока, а в остальное время организовывать самостоятельную работу детей;

2. Внимание учителя распределяется между двумя или тремя классами;

3. При выполнении самостоятельной работы дети лишены возможности получать немедленную помощь со стороны учителя, так как учитель в это время занят другим классом;

4. Учащиеся должны, а вернее вынуждены работать самостоятельно при наличии помех со стороны другого класса, так как в это время в другом классе может идти беседа, объяснение и т.д.

5. В малокомплектной школе учитель должен ежедневно готовиться к 8, 12 урокам.

Но работа учителя при одновременных занятиях с несколькими классами имеет и свои преимущества по сравнению с работой с одним классом.

Число учащихся для одного учителя небольшое, поэтому учитель умеет возможность в течение урока опросить каждого ученика, лучше изучить индивидуальные особенности детей, хорошо знать домашние условия. При меньшем числе учеников меньше затрачивается времени на проверку тетрадей.

Учащиеся старших классов имеют больше возможностей для оказания помощи младшим, так как они ежедневно в одно и то же время находятся в одной классной комнате.

Преодолевая трудности и используя положительные стороны при одновременной работе с несколькими классами, учителя малокомплектных школ успешно разрешают учебно-воспитательные задачи, стоящие перед школой.

Наши учащиеся в малокомплектованных начальных школах получают полноценные знания, так как после окончания малокомплектных школ они продолжают обучение в других школах района, области, вливаясь в другой коллектив. Особенностью работы в малокомплектованной школе является то, что невозможно организовать занятия с двумя - тремя классами без самостоятельной работы. Самостоятельная работа детей на уроках занимает больше 50% учебного времени, тогда как в обычной школе на самостоятельную работу отводится около 20% урока. Поэтому мы должны научить детей работать самостоятельно. Начиная с 1 класса детей знакомят с различными видами самостоятельной работы на уроке. В процессе обучения дети учатся работать с книгой и дидактическими материалами.

При организации самостоятельной работы я руководствуюсь теми же основными требованиями, что и в обычной школе, а именно:

1. Самостоятельная работа должна соответствовать программным требованиям;

2. Самостоятельная работа должна развивать логическое мышление, то есть надо будить мысль ученика;

3. Вся самостоятельная работа должна быть посильной для учеников; в этом случае она может быть выполнена сознательно.

Виды самостоятельной работы должны быть разнообразными как по форме, так и по содержанию. При организации самостоятельной работы следует соблюдать принцип систематичности: каждая самостоятельная работа должна проверяться и оцениваться. Самостоятельная работа должна иметь место не только при закреплении знаний, но и на других этапах урока.

Готовя детей к выполнению работы самостоятельно, надо разъяснить учащимся методы выполнения самостоятельной работы, а если необходимо, то дать образец работы. Особое внимание надо уделять слабым ученикам, по возможности дать им дополнительные разъяснения, а для сильных учащихся подготовить дополнительные задания повышенной трудности. Эти задания можно приготовить заранее на доске, на плакате или на отдельных карточках.

В условиях одновременной работы учителя с несколькими классами, мы лишены возможности постоянного контроля за ходом выполнения самостоятельной работы учащихся, поэтому важно научить детей самоконтролю. Элементы самоконтроля полезно вводить уже к концу первого класса. На уроках математики можно использовать проверку решенных примеров путем обратных действий. При решении задач надо научить детей проверять задачу различными способами.

Большое значение для развития навыков самоконтроля имеет приём взаимопроверки. Дети обмениваются тетрадями друг с другом, с тем, чтобы проверить самостоятельно выполненную работу.

При работе с несколькими классами я использую те же виды самостоятельной работы, что и при работе с одним классом, так как для малокомплектных школ нет никакой специальной методической литературы. Поэтому нам приходится готовить к уроку много дидактического материала (различных таблиц, карточек, заданий), которые дают возможность организовать самостоятельную работу учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

Степень сложности самостоятельных заданий надо наращивать постепенно и постоянно держать в поле зрения каждого ученика.

Основой для организации работы на уроке я взяла приемлемые методики: взаимотренаж, взаимопроверку, взаимопередачу тем. Так как классы очень маленькие по численности, предусматривается только парная работа.

1.Взаимопроверка, взаимотренаж используется при изучении номенклатуры, при выполнении практических работ по определению географических координат, часовых поясов и т.д. Взаимопередачу тем применяю при изучении более лёгких для усвоения тем: природные зоны, при изучении регионов и др.

2. Самостоятельное изучение текста с использованием маршрутной карты.

Берётся текст небольшого объёма для того, чтобы ученик в течение урока смог его проработать. В маршрутной карте прописаны все шаги, которые он должен пройти в течение урока. Приведу пример одной из таких карт.

Тема: Озёра, 6 класс.

1. Прочитай п.1 параграфа

  • выпиши определение озера в тетрадь;

  • найди на карте самое большое озеро;

  • самое глубокое озеро.

2. Изучи "Озёрные котловины".

  • заполни таблицу в рабочей тетради стр.

3. Выбери из п.3

  • какие озёра являются сточными, а какие бессточными.

4. Нанеси на контурную карту стр. 5-6:

  • озеро Байкал; озеро Каспийское.

5. Используя словарь терминов, повтори:

  • озеро, озёрная котловина, старицы, болото, сточные и бессточные озёра.

6. Проверь свои знания. Выполни тест. (3-4 задания)

Выполнение работы обязательно проверяется и оценивается. Такая работа повышает ответственность, развивает технику чтения. После проверки качества усвоения материала изученная тема является основой для проведения взаимопередачи тем.

Как же сейчас проводится работа в малокомплектованных школах? Управление образовательной деятельностью в малокомплектованной школе направлено на ее устойчивое развитие в сотрудничестве с внешней средой.

Развитие системы управления МКШ предусматривает:

- внесение некоторых изменений в Закон Республики Казахстан «Об образовании»;

- разработка Типовых Правил деятельности МКШ;

- принятие Положений по организации образовательных комплексов: опорной школы-ресурсного центра, школы-детского сада, школы-мини-центра дошкольного образования, школы-пришкольного интерната, школы не классно-урочного типа.

Повышение статуса педагогических работников МКШ. В условиях развития МКШ особую значимость приобретает подготовка педагогических кадров и повышение их профессиональной квалификации.

Учитель, работающий в специфических условиях МКШ, должен обладать рядом дополнительных профессиональных компетенций:

-уметь отбирать, адаптировать и конструировать оптимальные методы обучения в условиях класса-комплекта;

- уметь работать с разновозрастным коллективом учащихся;

- управлять деятельностью учащихся класса-комплекта при проведении однопредметных и однотемных уроков;

- создавать пакет контрольно-оценочных процедур для мониторинга учащихся;

- вовлекать обучающихся в социокультурные, экономические процессы

В техническом и профессиональном образовании нужно проводить подготовку педагогических кадров по обязательным интегрированным образовательным программам, учитывающим многопредметность педагогической деятельности в МКШ.

В высших учебных заведениях предусмотреть подготовку педагогических кадров по программам двудипломного образования.

Дополнительное образование и повышение квалификации педагогических кадров для МКШ осуществляется в институтах и региональных центрах повышения квалификации и переподготовки работников образования, а так же за рубежом.

Повышение статуса педагога требует пересмотра размера существующих доплат и надбавок с учетом специфики образовательной деятельности в МКШ.

Так какое оно? Будущее малокомлектованной школы?

Школа будущего… Какая она? У каждого учителя на своя. Хочется, чтобы школа помогала маленькому человеку не потеряться в этом огромном мире информации, соблазнов и стать человеком с большой буквы. Те прекрасные возможности, которые имеет современный школьник для получения хорошего образования, работая на компьютере, будут использованы для блага самого человека и для блага общества. Мне хотелось бы, чтобы умение добывать знания с помощью интернета, вызывало желание понять и усвоить этот материал. Хочется, чтобы малокомплектованная школа стала школой высокой нравственности и духовности, чтобы ученики жили в гармонии с природой, берегли ее. Черпали из нее красоту, но и отдавали все свои силы, для того, чтобы тот кусок земли, на котором мы живем, был еще краше и богаче.

Чтобы люди наконец поняли, что мы живем в таком хрупком мире который нужно беречь всем. Любовь к Родине, к матери, природе, уважение старости, терпимое отношение к религии, милосердие, доброта- вот те нравственные качества, которые должна воспитывать школа будущего, несмотря на те технические высоты, которых достиг современный человек.

Литература:

1. Закон Республики Казахстан от 27.07.2007

2. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: Перемена,1995..

3. Педагогический энциклопедический словарь. - Изд-во «Советская энциклопедия». М, 1965

4. Червонный М. А. Проблемы малокомплектной школы в современной образовательной

5. Хмель Н.Д. Педагогический процесс в общеобразовательной школе.-Алма-Ата, 1984. ситуации (примеры разных стран)

© 2010-2022