Другие метод. материалы - Представление педагогического опыта

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 30»


Представление педагогического опыта

учителя мордовского (эрзянского) языка


Дмитриевской Анны Леонидовны


Актуальность и перспективность опыта

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса

Педагогическая проблема - «Формирование коммуникативных и языковых компетенций на уроках мордовского (эрзянского) языка »

Образование - это открытая общественная система, которая реагирует на любые изменения. Поэтому происходит изменение вопроса о том, чему учить, на вопрос, как учить. Несомненно, это подталкивает на разработку новых, а также актуализацию существующих методов и приемов обучения, с целью создания эффективной образовательной среды.

Современная концепция образования ставит целью развитие личности, способной к эффективной реализации в сфере будущей профессиональной деятельности. Особое значение в связи с этим приобретает проблема формирования и развития коммуникативной и языковой компетентности учащихся в процессе изучения эрзянского языка.

Государственные стандарты нового поколения установили основные требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования: личностным, мета-предметным и предметным. Формирование коммуникативной компетентности - одно из обязательных требований к формированию личностных результатов. Формирование языковой компетентности - обязательное требование к формированию предметных результатов. Поэтому задачами обучения эрзянскому языку в школе является формирование языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций. От уровня коммуникативной компетентности личности во многом зависит успешность ее взаимодействия с партнерами по общению и самореализация в обществе.

Актуальность проблемы. Формирование коммуникативной компетенции возможно только на базе лингвистической и языковой компетенций. Компетентностный подход, который набирает силу в современной школе, является отражением потребности общества в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применить свои знания. Компетенции рассматриваются как осознанная человеком способность реализации знаний и умений для эффективной деятельности в конкретной ситуации. То есть, компетенция - это совокупность традиционных знаний, умений и навыков с личностными особенностями школьника, с его самоосознанием, рефлексией в ходе познавательной деятельности. Коммуникативную компетенцию следует рассматривать как готовность ученика к самостоятельному решению задач на основе знаний, умений, качеств личности.

Практическая значимость. Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажером знаний, презентаций результатов собственной деятельности. Уроки с компьютерной поддержкой являются наиболее интересным и важным показателем в учебном процессе. В связи с этим новый компетентностно-ориентированный подход в обучении эрзянскому языку требует и новых методов, форм и средств обучения, особой организации учебного материала на уроках эрзянского языка. Практичность данной проблемы заключается в том, чтобы совершенствовать педагогическую работу с детьми. Не традиционные подходы создают особые условия для формирования и развития творческих способностей растущей личности.


Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта


Ведущая педагогическая идея заключается в совершенствовании коммуникативных способностей в учебной деятельности школьников и развития творческого потенциала. Ведущая педагогическая идея педагогического опыта - формирование активности учащихся, повышение качества учебно - воспитательного процесса.

Эффективными средствами активизации познавательной деятельности и развития творческого потенциала через этнические традиции и включения школьника в процесс творчества на уроке являются:

- учебно - игровая деятельность;

- создание положительных эмоциональных ситуаций;

- работа в парах и группах;

- коллективная работа;

- проблемное обучение;

- использование ИКТ.

Активизировать деятельность учащихся помогают нетрадиционные (нестандартные) уроки, урок-путешествие, интегрированный урок, экскурс, уроки-проекты. На таких уроках воплощаются в общем деле творчество учителя и творчество учащихся. Они дают возможность развивать тягу к знаниям, к образованию, к открытию нового материала. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается, либо обобщается на уроках нестандартных.

На уроках стараюсь применять игровые формы, задания на смекалку, эрудицию, благодаря которым изучение новых слов происходит быстро и без особой сложности. Особое место на уроках занимают наглядные принадлежности, музыкальное сопровождение, просмотр мультфильмов, которые помогают ученику с легкостью впитывать новый материал.

Обучаю работе с дополнительной литературой: словарями, книгами, энциклопедиями, справочниками. Итогом деятельности детей на уроках по данному направлению явились доклады, небольшие рефераты, сообщения и создание собственного журнала и презентаций.

Теоретическая база опыта

Проблемой формирования коммуникативной компетенции занимались такие ученые, как И.Л. Бим, И. Л. Зимняя, В.Н.Симкин, Л.В. Щерба, Г.Д. Тимохин, А. В. Хуторский, Е.М. Верещагин и В.Г. Костомаров (в своих работах "Язык и культура" М.-1973 г. "Лингвострановедческая теория слова" М-1980 г.) Леонтьев А.А., Е.И. Пассов - основоположник технологии коммуникативного обучения и другие.

А. В. Хуторский, исследуя проблемы компетентностного подхода в общем образовании, вводит понятие образовательной компетенции. Под ней он понимает

Совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, опыта деятельности учащегося по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности.

Согласно его исследованию коммуникативная компетенция включает в себя следующие компоненты: знания в области коммуникативных дисциплин, коммуникативные и организационные способности.

Е. И. Пассов и И. Л. Зимняя рассматривают коммуникативную компетенцию с психологической точки зрения: совершать речевую деятельность, опираясь на поведение человека, умение его адекватно реализовывать основные типы речи.

Таким образом, исследуя работы ученых по проблеме формирования коммуникативной компетенции я пришла к выводу: при формировании коммуникативной компетенции на уроках эрзянского языка нужно обратить внимание учителя не только на все составляющие коммуникативной компетенции, но и на новые формы и методы обучения эрзянскому языку как иностранному.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения

Для реализации данного опыта использую следующие технологии: разнообразные игры - дидактические, ролевые, настенные и настольные, индивидуальные и групповые, коллективные. Использую на уроках всевозможные лото и домино, кроссворды, загадки и поговорки, информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии.

Результатом применения вышеперечисленных технологий могу назвать следующее:

  • повышение качества знаний учащихся, развитие коммуникативных способностей каждого ученика,

  • активизация познавательной деятельности и творческой активности учащихся,

  • формирование личностных качеств ученика,

  • формирование умения организовать сбор информации и правильно ее использовать,

формирование у учащихся самостоятельного выбора

Обучение мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам имеет целью воспитание интереса к предмету и бережного отношения к языковой культуре родного края, к ее сохранности.

На современном этапе обучения эрзянского языка перед методикой стоит задачи - взаимодействие новых образовательных технологий с традиционными технологиями.

Для их реализации на уроках использую следующие технологии: объяснительно-иллюстрированного обучения, личностно-ориентированного обучения, коммуникативно-диалоговой деятельности; развивающего обучения, компьютерные, дифференцированного обучения, дидактические, ролевые, настенные и настольные, индивидуальные и групповые, коллективные игры.

Данные цели задачи реализуются при:

- использование на уроках разнообразных форм и методов организации учебной деятельности;

-создание заинтересованности каждого ученика в личной работе и работе класса в целом;

- использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;

-предоставление возможности для естественного самовыражения ученика (в проектной работе).

Решение этих задач осуществляется в процессе формирования коммуникативной компетенции учащихся.

Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы на уроке с текстом:

- комплексная работа с текстом

- редактирование текста;

- работа с текстами-миниатюрами;

- сравнение двух текстов;

- лексические разминки;

- интеллектуально-лингвистические упражнения;

- упражнения на осознание связи содержания текста с его заголовком;

- составление текста из отдельных предложений;

-упражнения, которые раскрывают особенности употребления языковых единиц в устной и письменной речи, изобразительные возможности;

- коммуникативные и игровые ситуации.

Эффективной формой организации обучения является сотрудничество, взаимодействие с другим человеком. Работая в группе, ребенок позволяет свободно выражать свои мысли, свою точку зрения, проявлять личностные качества. Групповая форма работы и работа в парах создает условия для формирования компетенций личности, таких как коммуникативная, информационная, умение работать в команде.

По-моему мнению, систематическое использование инновационных технологий, ролевых игр, ИКТ позволяет вовлечь учащихся в самостоятельный процесс познания, в изучении языка совершенно с другой стороны.

Учителю важно отбирать наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, которые способствуют активизации мыслительной и познавательной деятельности школьников.



Анализ результативности


Данная работа позволяет мне получать результаты подготовки учащихся, развивает творческие и познавательные способности детей, развивает их личностные качества. Совершенствование коммуникативных способностей в учебной деятельности школьников и развития творческого потенциала реализуется в участии в конкурсах художественного прочтения разных уровней, в представлении своих работ на выставках рисунков и выставках своих работ по определенным темам.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Трудности обучения у многих детей не приводят к неуспеваемости, и наоборот, успеваемость высокая. Сложность в том, что количество литературы в школьной библиотеке предоставлено недостаточно.

Адресные рекомендации по использованию опыта


Материалы педагогической деятельности учителя мордовского (эрзянского) языка Дмитриевской А.Л. представлены на сайте sc30sar.schoolrm.ru/ и личном сайте infourok.ru/user/dmitrievskaya-anna-leonidovna







Приложение



Тема: « Словари и разговорники эрзянского языка. Множественное число имен существительных»

Цели и задачи:

1)Знакомство с новыми словами. Повторить изученные ранее слова, их активизация.

2)Воспитание умения общаться с друзьями, развитие коммуникативных навыков

3) Развитие фонетического слуха. Развитие логического мышления. Формирование умения быть вежливым с другими людьми, умения употреблять в речи вежливые слова.

Материалы и оборудование: компьютер, колонки, мультимедийная презентация, наглядные принадлежности.


План урока


  1. Организационный момент

2. Мотивация учебной деятельности

3. Актуализация знаний

4. Применение знаний и умений в новой ситуации

5. Физкультминутка

6. Обобщение и систематизация новых знаний

7. Рефлексия. Итог урока.

8. Объявление домашнего задания

Ход урока


Организационный момент. Приветствие.

-Шумбрачи, эйкакшт!

-Шумбрачи, Анна Леонидовна!

-Озадо. (Дети присаживаются)

Арадо видестэ, мазыйстэ.

Речевая разминка. Дети отвечают на вопросы.

-Кода тонь леметь?

-Кода лемезэ тонь ялганть?

-Зяро классо вальмат?

-Зяро классо кенкшть?

-Вадря.

Мотивация учебной деятельности.

-Что понадобится нам на сегодняшнем уроке? (Ответы детей: словари, учебники, тетради, знание прошлых тем и т.д.)

Что мы должны с вами подарить друг другу, чтобы приподнять настроение, чтобы и урок прошел только положительно? (Дети отвечают, вспоминают слово мизолкс - улыбка, улыбаются друг другу).

Активизация знаний.

-Итак, посмотрим на доску. (На доске или на слайде выписаны слова)

-пиземеть

-веть

-модат

-вармат

-чить

-ракшат

- Эйкакшт, мезесь вейсэнди валтнэнь? Что объединяет слова?

(Ответы детей: слова находятся во множественном числе).

-Мезде карматано кортамо течи? Кодамо карми темась уроксо?

(Ответы детей).

-Панжсынек тетрадтнень, сёрмадсынек тичинь числань.Откроем тетради, запишем число.

Истя, течи минь поладсынек теманть. Сегодня мы продолжим беседу о множественном числе имен существительных. Но сначала поиграем в игру «Эрси - а эрси» («Бывает-не бывает»). Мон карман ёвтамо валрисьме, а тынь карматадо ёвамо - эрси эли а эрси.

-Кизна прась лов

-Овтось эри кудосо

-Эйкакштнэ налксить ушосо

-Пиресэ касы умарина

-Вадря, важодинек ильведькстэме. Хорошо, поработали без ошибок.

-Ней ледстясынек, кодат жо ламонь числань суффикст? Зярдо сынст сёрмадыть? А теперь вспомним, какие же суффиксы множественного числа? Когда они пишутся? (Ответы детей, обсуждение)

Применение знаний и умений в новой ситуации.

- Образуем множественное число имен существительных, которые вам следует отгадать. А расшифровать нам нужно животных. Я буду говорить описание, а вы должны отгадать животное, слушая какое оно. Готовы? Аноктадо? (Ответы детей).

-Вишкине, вирень ракша, вечки пештть (ур - урт)

-Покш вирень ракша, пек виев ды кежей (верьгиз - верьгизт)

-Вирень ракша, вечки медь (овто-овтот)

-Вишкине вирень ракша, кувака пилеть, вечки пурька (нумоло - нумолот)

-Мазый, ёжов вирень ракша (ривезь - ривезть)

-Кудонь ракша, кундси чеерть, вечки ловсо (катка - каткат)

-Вадря, весе ракшатнень сёрмадынек видестэ. Хорошо, всех животных записали правильно.

Физкультминутка.

-Оймсетяно? Отдохнём? (Дети выполняют зарядку, вспоминая счет)

Обобщение и систематизация знаний.

Работа с учебным пособием и словарем. Ученик работает у доски, остальные в тетрадях.

-Ловносынек кармавтомань. Прочитаем задание. (Дети читают, обобщают, что нужно сделать). Задание - из ряда названий, выписать существительное во множественном числе.Перевести.

А) озяз, варака, шекшатат, цянав

Б) килей, куз, тумо, пичеть

В) киска, катка, скал, реветь

-Попробуем составить словосочетания выписанными словами.

(Ответы детей)

А) мазый шекшатат - красивые дятлы

Б) сэрей пичеть - высокие сосны

В) ашо реветь - белые овечки

Рефлексия. Подведение итогов.

-Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? Какую работу выполняли на уроке? Что нового узнали или повторили? Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Объявление домашнего задания.





© 2010-2022