Афанасий Павлуцкий основатель Тойбохойской школы

В своем докладе я рассказала о русском священнике А.Павлуцком,который открыл школу в нашем селе на свои деньги и содержал учащихся. В 17 веке началось вхождение Якутии в состав Российского государства. Это имело важные прогрессивные последствия. Началось заселение отдельных частей Якутии русскими. Начались миссионерские движения. Начали строиться церкви, начались крестины инородцев. Благодаря первым миссионерам  распространилась письменность, детей инородцев стали учить в школах. Именно русские ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Афанасий Павлуцкий-основатель Тойбохойской школы


Введение.

В 17 веке началось вхождение Якутии в состав Российского государства. Это имело важные прогрессивные последствия. Началось заселение отдельных частей Якутии русскими. Начались миссионерские движения. Начали строиться церкви, начались крестины инородцев. Благодаря первым миссионерам распространилась письменность, детей инородцев стали учить в школах.

Именно русские священники вносили свой вклад в развитии и процветании Якутии.

В 1876 году в Тойбохое была построена деревянная церковь во имя Святителя Христова Иннокентия. была освящена 14 ноября 1876 года Его Преосвященством, Преосвященнейшим Дионисием, Епископом Якутским и Вилюйским.

Штат состоял из священника, псаломщика и просфорни. Православное население прихода насчитывало 2830 человек.

Хлебопахотной и усадебной земли церковь не имела.В 1863 году выделена 33 десятины земли для сенокоса.Прихожанами были построены дома длч причта.

До 1883 года Тойбохойская церковь была приписана к Сунтарской Введенской церкви. А 1883 году был образован самостоятельный приход.

Обучение грамоте детей сельского населения области осуществлялось в основном в церковно-приходских школах. Кроме того учителя-духовники являлись местными уроженцами, знающими язык, быт и нравы якутов. Общее руководство осуществлял Епархиальный училищный совет.

В 1892 году по инициативе Якутского губернатора Скрипицына было создано Братство Христа Спасителя, одним из главных целей которого стало просветительское содействие народному образованию

Афанасий Гаврилович Павлуцкий, уроженец г.Якутска, сын дьячка Градо-Якутской Предтеченской церкви Гаврила Федоровича Павлуцкого.

До 1868 года обучался в Якутском духовном училище и по увольнении был назначен епископом Якутским и Вилюйским Дионисием на должность пономаря Градо-Якутской Предтеченской церкви и через год стал псаломщиком этой церкви.

В 1875 году он был рукоположен в дьяконы к Градо-Якутской Богородицкой церкви. А в 1878 году переведен в Якутский Свято-Троицкий собор.

В 1878 году рукоположен во священники Кутанинской Благовещенской церкви Вилюйского округа..А в марте 1880 году переведен на место священника Тойбохойской Иннокентьевской церкви.

В 1887 году епархиальным архиереем Иаковым «за отлично-усердную службу по образованию инородческих детей был награжден набедренником с изъявлением благодарности», о чем свидетельствует сообщение от 1 ноября 1887 года.

В 1889 году А.Павлуцкий по распоряжению властей был назначен благочинным 2 -го участка Вилюйских церквей и избран духовником благочиния, в должности которого состоял до 1897 г. Помимо этого, в 1890 г по ходатайству Якутского епархиального училищного совета он был утвержден попечителем Сунтарской цепковно-приходской школы.

За отличную, усердную и полезную службу был награжден бархотною фиолетовою скуфьею.

За пожертвование собственного дома под помещение для Тойбохойской школы грамоты А.Павлуцкому была объявлена Архипастырская благодарность с внесением в послужной список в 1895 году.А в апреле 1895 году по определению Святейшего Синода ко дню рождения Императора он был награжден камилавкою. Также он имел диаконскую и иерейскую Грамоты.

В 1897 году жителем 3-го Жарханского наслега Сунтарского улуса Дмитрием Петровым на имя Якутского губернатора была направлена жалоба на А. Павлуцкого с обвинением иерея в том, что он за соборование и отпевание покойных получал скотину, преследовал шаманство. Д.Петров писал : «до изнурения по 8 дней заставлял шаманов поститься и бить поклоны в церкви, стоя на коленях, он после отъезда шамана не приобщал его Святых тайн до тех пор, пока последний не соглашался произнести в церкви при торжественной обстановке стоя на коленях, низ головой и в присутствии молящихся клятвенное обещание, что с этих пор он шаманить не будет…заставлял целовать Крест и Евангелие клянущегося не шаманить».Священник заставлял произносить текст клятвы и с переводом на русский язык.

Случаев понуждения к даче этой клятвы за время служения Павлуцкого в Тойбохое было шесть. Четыре шамана, произнесшие клятву, вскоре после этого умерли, а один шаман, Сидор Павлов через 5 месяцев после данной клятвы лишился правого глаза..

Вилюйский исправник Кочаровский произвел дознание по жалобе, которое выявило, что священник не занимался вымогательством. Но подтвердились публичные эпитимии. Павлуцкий признал, что он превысил власть, и что составленная им клятва имела целью только устрашить грешников-шаманов.

Духовная консистория в своем указе объявила А.Павлуцкому выговор и не подвергать самостоятельно публичной эпитимии как шаманов, так и других нарушителей церкви. Бороться с пороками прихожан только терпением, кротостью, любовью и словом божьим.

24 апреля 1897 г.состоялось заседание Якутского Епархиального училищного совета. В рапорте на имя епископа Якутского и Вилюйского Никодима, Николай Нифонтов отмечал, что : «Из школ грамоты посещена мною Тойбохойская. Школа помещена в собственном новом здании, пожертвованном священником А.Павлуцким, который бесплатно содержит всех учащихся (трех мальчиков и двух девочек).Этот ревностный пастырь,не имея достаточного времени ежедневно заниматься в школе, нанимал на свои средства разных учителей, которые к прискорбию, прожив по нескольку месяцев в доме примерно трезвого и гуманнейшего батюшки, прекращали свою педагогическую деятельность и оставляли его дом. За эти и прочие заслуги весьма справедливо было бы чем-нибудь наградить священника Афанасия Павлуцкого».

Из этого рапорта мы видим человека, который действительно был настоящим благочестивым, безупречной личности, самоотверженным.

В 1898 году Афанасий Павлуцкий ставил вопрос о преобразовании школы грамоты в церковно-приходскую школу. Его рапорт был заслушан на заседании Епархиального училищного совета. Он представил сведения о школе. Совет вынес постановление, где говорилось «школу грамоты преобразовать с 1 марта сего года в одноклассную церковно-приходскую школу, с назначением ей пособия с того времени на первый раз по 240 рублей в год из средств Совета на жалованье учителю школы».

13 июля 1898 г. в газете «Якутские епархиальные ведомости» была напечатана статья, в которой имелся положительный отзыв о Тойбохойской школе: «…В Тойбохойской школе заведующим состоит местный благочинный, священник А.Павлуцкий.В этой школе некоторые дети поют и читают в церкви. Из учащихся выделяется воспитанная дочь благочинного, которая будучи еще только 11 лет, управляет хором и принимает участие в церковном богослужении. Любви к школе отца благочинного Павлуцкого и ревности его к церковно-школьному учительству ясно говорят производимые им затраты из своих материальных средств: большая часть учащихся в школе детей и даже учитель содержатся на счет отца благочинного.»

Из этой статьи мы видим человека ,бескорыстного, преданного к своему делу.

К 1 января 1899 г. учащимися школы являлись семь мальчиков и две девочки, из которых три мальчика, 1 девочка содержались у священника на готовом содержании с экипировкой безвозмездно.

Афанасий Павлуцкий , настоятель Тойбохойской Иннокентьевской церкви и благочинный скончался в 1901 году.


Заключение.

Афанасий Павлуцкий один из сыновей матушки России. Он навеки связан с историей создания Тойбохойской школы. Он был гуманным, истинно служил Родине, имел честь и совесть.

Афанасий Павлуцкий внес свой значимый вклад в развитии просвещения Сунтарского улуса.

Мы, молодое поколение, должны беречь историю родного края, помнить священников-учителей, основателей почти всех школ Якутии, быть достойными продолжателями добрых, созидательных дел предыдущих поколений.















Использованная литература.

1.Борисова А.А. История Тойбохойской школы. Я.,2006

2.Пестряков В.И. История Якутии в лицах.Я.,2001


© 2010-2022