• Преподавателю
  • Другое
  • Рабочая программа по курсу Развитие речи (Окружающий мир), специальная (коррекционная) школа

Рабочая программа по курсу Развитие речи (Окружающий мир), специальная (коррекционная) школа

Раздел Другое
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Программа составлена на основании «Программы обучения глубоко умственно отсталых детей» Маллер А.Р., Цикото Г.В. и обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования.

Настоящая программа составлена на 68 часов в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.

Цель курса - формирование у воспитанников вербальных и невербальных средств коммуникации.

Предполагаемый курс направлен на решение следующих задач:

-обучать названию действий и предметов окружающей действительности;

-создавать у детей предпосылки к звукопроизносительной речи и формировать языковые способности обучающихся;

-развитие потребности в речевом высказывании с целью общения со взрослым и сверстниками;

-воспитывать интерес к окружающим людям, их именам, действиям с игрушками и предметами окружающего мира,

Преподавание курса связано с преподаванием других предметов «Чтение и развитие речи», «Логопедия» и опирается на их содержание.

Курс предусматривает изучение следующих разделов:

Раздел 1. Школьная жизнь.

Раздел 2. Времена года.

Раздел 3.Сад-огород.

Раздел 4.Одежда, обувь.

Раздел 5. Животные.

Раздел 6. Человек.

Раздел 7.Птицы.

Раздел 8. Растения.

Особенность данного курса в том, что на занятиях по развитию речи уточняются и обогащаются знания и представления обучающихся о предметах и явлениях окружающей действительности. Что способствует лучшему пониманию речи ребенка. Усилия специалиста направлены на развитие наиболее сохранных структур мозга. Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение детей, имеющих тип мышления «буквального» восприятия. Реальные предметы, картинки, применяются на всех этапах работы с ними. Выстраивание визуального ряда является основным условием успешности занятий с неговорящими детьми.

Особенностью организации учебного процесса является то, что ознакомление с жизнью растений, животных происходит на уроках через практические занятия. На предметных уроках обучающиеся знакомятся с объектами на основе непосредственных чувственных восприятий. Для безречевых обучающихся очень важно стимулирование ситуации, поощрение инициативы.

Основными методами обучения являются: аналитико - синтетический, репродуктивный и метод сравнения. Уроки проводятся в игровой форме с активным использованием дидактических игр и разнообразных игровых упражнений.

Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля: практическая работа, продуктивная деятельность. Уровень развития знаний, умений и навыков фиксируется в социально - психолого-педагогическом сопровождении обучающихся.









Тематический план

Развитие речи и окружающий мир

4 «В» класс

(2 часа в неделю. Всего 68 часов)


Название раздела, темы

Количество

часов


Раздел 1


Раздел 2


Раздел 3


Раздел 4


Раздел 5


Раздел 6


Раздел 7


Раздел 8


Школьная жизнь.

Времена года.

Сад-огород.

Одежда, обувь.

Животные.

Человек.

Птицы.

Растения.





6

21

6

5


16


2


6


6























Календарно-тематический план

Развитие речи и окружающий мир

4 «В» класс

Название раздела, темы

Количество

часов

Дата


1.


2.


3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.


11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.


24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.


37.

38.


39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.


46.

47.

48.

49.


50.

51.

52.


53.

54.

55.


56.

57.

58.

59.

60.

61.


62.

63.


64.

65.

66.

67.

68.


Наша школа, наш класс (стены, потолок, доска парты).

Понятия учитель, ученик, учебные принадлежности.

Начало осени. Пасмурные дни.

Деревья (тополь, береза).

Части дерева: корень, ствол, ветви, листья.

Изменения в жизни растений. Листопад.

Деревья хвойные и лиственные.

Экскурсия. Деревья и кустарники осенью.

Игрушки в классе.

«Мы с игрушками играем» - заучивание считалки.

Овощи. Цвет предметов.

Растения огорода (картофель, капуста).

Фрукты. Цвет предметов.

Арбуз (цвет, величина, форма).

Овощи-фрукты. Дифференциация.

Овощи - фрукты. Цвет, форма, величина.

Поздняя осень.

Экскурсия «Сезонные изменения осенью».

Заучивание четверостиший об осени.

Одежда осенью.

Обувь: сапоги, ботинки.

Дифференциация понятий одежда - обувь.

Классификация картинок по сезону на тему «Осень».

Зима. Признаки зимы.

Снежинка. Снег.

Праздник: «Новый год».

Новогодняя ёлка. Ёлочные игрушки.

Заучивание четверостиший о зиме.

Зимние забавы.

Одежда зимой.

Экскурсия «Сезонные изменения зимой».

Домашние животные (кошка - собака).

Домашние животные (корова - лошадь).

Домашние животные и их детеныши.

Дикие животные (медведь).

Заучивание четверостишия «Медвежата в чаще жили».

Дикие животные (заяц).

Заучивание четверостишия «Зайке холодно зимой».

Дикие животные (лиса).

Дикие животные (ёж, белка).

Дидактическая игра «Чей малыш?»

Дидактическая игра «Чей хвост?»

Название частей тела у животных.

Название частей тела у человека.

Отличительные части тела у животных и человека.

Весна. Природа весной.

Весна. Признаки весны. Таяние снега.

Экскурсия «Сезонные изменения весной».

Наблюдение за распусканием листьев, срезанной ветки тополя.

Заучивание четверостишия о весне.

Одежда и обувь весной.

Практическая работа. Посадка семян, наблюдение за ростом.

Птицы (ворона, воробей), внешний вид птиц.

Грач. Внешний вид, польза человеку.

Экскурсия в школьный двор. Наблюдение за птицами.

Практические упражнения «покорми птиц».

Заучивание четверостишия о птицах.

Домашние птицы (курица, петух).

Дифференциация: животные - птицы.

Комнатные растения (герань, бегония).

Экскурсия. Наблюдение за изменениями в природе. Лето.

Заучивание четверостишия о лете.

Цветы (одуванчик, ромашка). Название, распознавание.

Насекомые (стрекоза, бабочка).

Ягоды, грибы.

Чтение стихотворений о животных.

Чтение сказок о животных.

Мультфильмы о животных.


1


1


1

1

1

1

1

1

1

1


1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


1

1


1

1

1

1

1

1

1


1

1

1


1

1

1


1

1

1


1

1

1

1

1

1


1

1


1

1

1

1

1

1




Перечень требований к знаниям и умениям обучающихся



Должны уметь:

-называть предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;

-участвовать в беседе;

-ухаживать за одеждой и обувью;

-составлять предложения по картинке, на определенную тему.

Должны знать:

-названия и свойства изученных предметов;

-знать времена года, сезонные изменения;

-учебные вещи, их принадлежность;

-виды одежды и обуви;

-названия овощей, фруктов;

-диких и домашних животных, птиц;

-обобщающие названия изученных групп предметов.



















Список литературы

Для учителя:

1.«Программа обучения глубоко умственно отсталых детей»

Маллер А.Р.,Цикото Г.В.

2. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. М.: Мозаика - синтез 2007.

3. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи. М.: Вентана - Граф 2007.

4. Смирнова Л.Н. КРО Логопедия в детском саду. М.: Мозаика -

синтез 2007.



© 2010-2022