- Преподавателю
- Другое
- Смешанное обучение – как путь подготовки конкурентоспособного специалиста
Смешанное обучение – как путь подготовки конкурентоспособного специалиста
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Асанова М.В. |
Дата | 30.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Смешанное обучение - как путь подготовки конкурентоспособного специалиста.
Для того чтобы современный выпускник колледжа был востребованным и конкурентоспособным, мы, педагоги, должны владеть инновационными технологиями, выбирать нестандартные формы обучения, уметь работать творчески, и постоянно находится в поиске. Хорошие учителя должны обучаться постоянно, а не один раз в год. Если мы учим кого-то, не означает, что мы не должны учиться сами.
Исследователи образования, преподаватели и методологи активно работают над совершенствованием процесса передачи, получения и усвоения знаний. В настоящее время наиболее распространенными моделями обучения являются:
-
Традиционная;
-
Электронная;
-
Смешанная;
-
Дистанционная;
-
Открытая.
Традиционная модель - модель, к которой мы с вами привыкли со школы. Это очное общение с преподавателем, занятия в аудиториях, контрольные работы, защита докладов и рефератов у доски и т.д.
Электронная модель. Такая модель, подразумевает обучения с использованием информационных технологий: использование Интернет-ресурсов, общение с преподавателем в форумах и чатах, просмотр учебных материалов в онлайн режиме, прохождение тестирований на компьютере и т.д.
Смешанная модель, как следует из названия, это смешение традиционной и электронной моделей обучения.
Дистанционная модель. Данная модель отчасти схожа с электронной, но не подразумевает использование информационных технологий. Главное, что бы, между преподавателем и слушателем было расстояние (дистанция).
Открытая модель. Ее основным отличием от вышеперечисленных моделей является то, что в результате изучения материала от слушателя не требуется подтверждения полученных знаний и прохождения итогового контроля. То есть, слушатель получает знания исключительно для себя, например, человек идет на курсы по изучению Photoshop или на тренинг проведения деловых переговоров, в результате изучения которых, он получает не диплом или аттестат с оценками, а сертификат, о том, что он посетил данное мероприятие.
Модель существующего в данный момент в нашей стране электронного образования пока несовершенна, а традиционное образование уже не соответствует новым требованиям. Что делать?
Существует множество факторов, стимулирующих внедрять новые технологии в процесс обучения. Это:
-
Давление со стороны внешней среды (нарастающая конкуренция, требования работодателей);
-
Технологические разработки (быстро развивающиеся технологии, зависимость от информационных технологий);
-
Внутренние условия колледжа (цель на лидерство);
-
Образовательные разработки (новые концепции обучения, Гос. программа развития образования в РК на 2011-2020гг., новые модели преподавания, индивидуальные особенности студентов).
Анализируя эти факты, можно сделать выводы, что новые технологии в образовании должны использоваться и развиваться. Обучение в классной комнате насчитывает более одной тысячи лет, возраст же онлайн обучения измеряется десятком лет. Но сейчас время смешанных моделей обучения - когда мы соединяем всё самое хорошее, что имеется в сфере обучения и образования.
Что такое Смешанное обучение?
Это образовательная концепция, в рамках которой студент получает знания и самостоятельно онлайн, и очно с преподавателем, т.е. мы смешиваем традиционное общение педагога с учащимся и электронное обучение (дистанционные, образовательные технологии). В наше время смешанное обучение это одна из самых популярных, самых передовых и самых обсуждаемых в мире вещей в области современного образования. В американских образовательных учреждениях, где уже внедрили смешанное обучение процент успеваемости среди обучаемых выше на 27%, чем в тех учреждениях, где эта не применяется. По данным Министерства Образования Австралии, работодатели с наибольшим желанием берут на работу выпускников онлайн или смешанных программ, так как они уже имеют навыки не только работы с новыми компьютерными технологиями, но и навыки самостоятельной работы и обучения.
Чтобы понять, как работает данная модель обучения, давайте сравним ее с традиционной. Вот основные элементы традиционного курса:
-лекционные занятия
-семинарские и практические занятия
-практические задания (курсовые и контрольные работы, доклады, рефераты и т.д.)
-контроль и оценка полученных знаний и навыков.
Все эти элементы знакомы практически каждому студенту - они составляют основу традиционного процесса обучения,
Традиционная модель обучения перестает работать. Это выражается в том, что учащиеся становятся пассивными, теряют интерес к обучению. И то, какими мы выпускаем современных студентов, не соответствует требованиям конкурентоспособности. И эта проблема растет с каждым годом.
Статистика говорит о том, что 60% поступающих в ВУЗы не способны самостоятельно работать с информацией. Начальное и среднее звено образования не учит детей этому. При этом информационная нагрузка на студентов растет, и становится все больше.
. Нынешнее поколение - это поколение «цифровых детей», которые абсолютно иначе воспринимают образование. Новые технологии сделали информацию открытой, доступной. Раньше информацию сложно было добыть. Сейчас информация общедоступна. И именно на это опирается смешанное обучение, которое предоставляет студентам новые возможности по изучению дисциплин - можно не только в любое время посмотреть необходимый материал в режиме онлайн, но и пройти тестирование, ознакомиться с дополнительной литературой.
Я считаю, что в нашем колледже есть возможность и даже необходимость вводить смешанное обучение, что поможет в подготовке высококвалифицированных специалистов в образовательной и культурной сфере. Не надо думать, что наши студенты настолько несамостоятельны, и готовы получать знания лишь в классе. На вопрос, умеете ли вы пользоваться интернетом, 100% ответили положительно, и они умеют пользоваться интернетом, дополнительной литературой, и основная задача преподавателя - направить деятельность учащегося на поиск, на самостоятельное решение проблемы. Не надо обделять новыми технологиями в обучении. Наоборот, такого студента надо обязательно посвятить во все новое и дать ему тем самым возможность стать первоклассным специалистом.
Каковы же элементы процесса смешанного обучения? Основное преимущество такого подхода - гибкость. Примерно это будет выглядеть так:
Вначале курса вместо списка литературы студент получает адрес веб-сайта, где находится вся необходимая информация по курсу (материалы, ссылки и др.). Тематическая лекция более краткая и конкретная, сопровождается презентацией, что помогает быстрее и проще воспринять материал. Также лекционные занятия могут и вовсе отсутствовать - изучение материала относится к самостоятельной работе. А часть семинарских занятий посвящена именно обсуждению тех тем курса, которые интересны или не понятны студентам. Оценка успеваемости может проводиться как в режиме онлайн, так и в классе. Финальная оценка - зачет или экзамен - проводится только в классе.
Так выглядит процесс смешанного обучения со стороны студента. Он дает больше возможностей и гибкости, но в то же время учит самоорганизации - занятия и зачеты четко привязаны к определенному времени.
Замечено, что использование информационных и коммуникативных технологий улучшает отношение к получению знаний, а также качество коммуникации между студентами и преподавателями. Учащимся легче оценивать свое понимание материала с помощью компьютерных модулей оценки. Тормозящим фактором может стать неравномерная IT-грамотность, зависимость от техники, низкий уровень владения технологиями. Поэтому необходимо установить определенные правила для организованного процесса обучения.
-
Преподавателям необходимо владеть интерактивными технологиями, активно пользоваться Интернетом.
-
Преподавателям также необходимо осознать, что смешанное образование не устраняет из процесса их авторитет и не превращает их в «операторов» образования. Они остаются ключевыми мотивирующими фигурами.
-
Для студентов посещение очных занятий остается обязательным.
Вывод
Смешанное обучение - это технологии, затраты, определенная настройка студентов и преподавателей. Это масштабное внедрение в образовательный процесс, и оно должно быть не данью моды, а решением конкретной задачи. Такой задачей может быть повышение общей успеваемости, уровня образования или технологической грамотности; автоматизация оценки; формирование особого мировоззрения, предполагающего самостоятельность и умение учиться. Такие задачи раскрывает и развивает в своем послании Н.А Назарбаев: «К 2050 году казахстанцы должны стать одной из самых образованных наций, крепко держать в своих руках штурвал будущего страны».
Список использованной литературы:
-
Послание президента РК. Н.А. Назарбаева «Казахстанский путь - 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее»
-
Вебинар по использованию смешанных технологий.
-
Http/vox populi/ru
-
М.Н.Мохова. Активные методы в смешанном обучении в системе дополнительного педагогического образования. М.2005г.
-
Никитина М. С. Модель смешанного обучения в системе среднего и высшего образования.2006г.
-
А.В. Уткина Смешанная форма обучения М.2009г.
-
Кун К. E-Learning - электронное обучение // Информатика и образование. - 2006
-
Браун А., Бимроуз Дж. Инновационные образовательные технологии (проблемы практического использования). 2007г.
Приложение