Роль школьной библиотеки в духовно-нравственном воспитании обучающихся

1.     Актуальность.  Чтение детей – одна из важнейших перспектив духовности, интеллекта, культуры  нации. Для будущего каждой страны особенно важно, как происходит процесс  вхождения детей в мир книги. Заметно  потесненная другими источниками информации, книга и  поныне  не  утрачивает своей притягательной  силы и  служит одним из  главных источников  знаний. Книга - друг щедрый. Чем  больше отдаешь себя ей, тем больше получаешь взамен. Книгу не  может заменить ничто. Мы  должны суметь  помочь ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль школьной библиотеки в духовно- нравственном воспитании обучающихся.

Автор: Шванке Л.В.-педагог-библиотекарь

БОУ « Русскополянская гимназия №1»

  1. Актуальность.

Чтение детей - одна из важнейших перспектив духовности, интеллекта, культуры нации. Для будущего каждой страны особенно важно, как происходит процесс вхождения детей в мир книги. Заметно потесненная другими источниками информации, книга и поныне не утрачивает своей притягательной силы и служит одним из главных источников знаний. Книга - друг щедрый. Чем больше отдаешь себя ей, тем больше получаешь взамен. Книгу не может заменить ничто. Мы должны суметь помочь детям разобраться, что хорошо, что плохо в литературе, увлечься достойным чтением, полюбить героев добрых книг, что позволит им избежать дурного влияния телевизионных передач.

Библиотека - единственное место неформального общения, где можно полистать журналы на перемене, пошептаться с подружкой, поделиться своими проблемами, зайти за компанию с приятелем, увидеть что-то такое, зачем захочется вернуться. Часто это единственная возможность сменить обстановку. В какой-то степени библиотека - это место психологической разгрузки.

Воспитание духовности начинается с формирования познавательного интереса как одного из важных мотивов самообразования. Большая работа над развитием творческой активности и исследовательских умений проводится в библиотеке, где читатель учится самостоятельно работать со справочной и дополнительной литературой, с каталогами и картотеками, учатся выбирать необходимую информацию. Очень важно с детства воспитывать навыки чтения - это то, без чего не обходится жизнь любого нормального человека. Современный школьник читает очень мало. Хорошие ученики в лучшем случае прочитывают обязательный минимум по литературе. Как привить любовь к книге? Как научить читать? Что читать? Исходя из этих вопросов, я выстраиваю свою деятельность.

2.Цель. Задачи

Цель: Формирование духовно-нравственного потенциала гимназистов, используя возможности книги.

Задачи:

1.Формировать у детей устойчивый интерес к чтению.

2.Привить любовь к национальным традициям, используя историко-краеведческую и художественную литературу.

3. Основная часть

3.1Основные формы работы библиотеки

Начинается работа с читателями с того, без чего, я считаю, не может обойтись ни одна библиотека - с посвящения в читатели. Ведь оттого, как пройдет первое посещение школьной библиотеки, какое впечатление оно оставит в душе маленького читателя, будет зависеть - захочет ли ребенок прийти в библиотеку еще и еще, захочет ли посетить мероприятие, которое проводится в библиотеке.

Сначала я знакомлю первоклассников с книжным царством, с правилами пользования библиотекой. В торжественной обстановке посвящаю ребят в читатели и, чтобы этот день запомнился им надолго, вручаю первоклассникам Дипломы Читателя, надеясь, что библиотека станет им родной на ближайшие одиннадцать лет.

Библиотека работает по нескольким направлениям, каждое из которых является неотъемлемой частью воспитания учащихся и помогает сохранить культурно-нравственные ценности и укрепить духовное единство.

Роль школьной библиотеки в духовно- нравственном воспитании обучающихся.Роль школьной библиотеки в духовно- нравственном воспитании обучающихся.

Одно из направлений моей работы - духовно-нравственное воспитание, которое помогает повысить интерес к историческому и культурному наследию нашей Родины, воспитать патриотизм и сопричастность к истории Отечества.

Немаловажную роль в этом играют мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне. Для всех учащихся по этой теме были проведены следующие занятия:

- проведена историко-познавательная игра «Великая Отечественная война, год за годом».

- музыкально-игровая программа «Песни победы», ребята познакомились с историей создания песен, их судьбой, авторами стихов и музыки. Во втором раунде отгадывали названия песен по фрагменту мелодии. В конце мероприятия, пели песни военных лет, «Катюша», «Смуглянка», «День Победы».

-презентации «Дети Сталинграда», беседа «Дневник Ленинградской школьницы, Тани Савичевой». Такие мероприятия всегда проходят отлично, дети понимают огромную роль нашего народа в такое тяжелое время, как война. С удовольствием принимают участия в организации и проведении мероприятий все учащиеся, сочиняют, рисуют, читают стихи, поют песни. Все дальше и дальше уходят от нас годы войны. На смену одним поколениям приходят другие. Но наш долг - помнить, ценить и рассказывать о войне и подвиге нашего народа своим детям.

За многолетнюю практическую деятельность в библиотеке накоплено и проводится несколько массовых мероприятий по литературному краеведению. Изучая, любя свое Отечество, свою малую родину, мы становимся богаче и лучше. Тема краеведения важна и требует глубоких знаний и умений, поэтому обычные формы работы оказываются недостаточными. Часто при проведении различных тематических мероприятий, я использую отрывки из произведений писателей, соответствующие заданной тематике. Этот приём значительно расширяет границы литературного краеведения в воспитательной работе школьной библиотеки и способствует пропаганде книг разных писателей……

К юбилею Русской Поляны, были проведены с учащимися старших классов беседа «Знатные люди нашего района», а с младшими классами, поле чудес - «Моя малая Родина».

Чтобы пробудить в ребенке благодарность к природе, нужна систематическая работа по воспитанию экологической культуры. Такая работа в библиотеке ведется на протяжении всего учебного года. Когда взрослый человек рассказывает о красоте родной природы, учит бережному отношению к ней, к братьям нашим «меньшим», он воспитывает в нем доброту, интеллигентность, чувство ответственности за судьбу Земли, родного края. Именно к этому я стремлюсь своими мероприятиями. Стараюсь пробудить любовь к родному краю, желание увидеть красоту и неповторимость русской природы, узнать больше о растениях и живом мире полей и лесов.

Интересный литературный праздник к юбилею В. Бианки прошел с учащимися начальных классов «Вести из леса»:

- Конкурс «Угадай, кто это?»

- Кто где живет?

- Конкурс «Птичья галерея»

- Конкурс «Птичья столовая»

Дети узнавали птиц на иллюстрациях, отгадывали загадки. В конкурсе «Птичья столовая: чем питаются птицы?» учащиеся должны «накормить птиц», т.е. правильно распределить карточки с названиями птичьей еды. Ребятам очень понравилась игра, они показали очень хорошие знания по творчеству В.Бианки.

К юбилею К. Паустовского была проведена литературная игра «Неведомая и заповедная земля» и викторина «Лесные происшествия». К юбилею Н. Сладкова - «Иду я по лесу»….

Библиотека проводит работу по воспитанию нравственности и пропаганде здорового образа жизни, например, была проведена беседа «Вредные привычки и их пагубное влияние на здоровье человека»….

Основные формы работы библиотеки

Роль школьной библиотеки в духовно- нравственном воспитании обучающихся.Роль школьной библиотеки в духовно- нравственном воспитании обучающихся.Роль школьной библиотеки в духовно- нравственном воспитании обучающихся.Роль школьной библиотеки в духовно- нравственном воспитании обучающихся.Роль школьной библиотеки в духовно- нравственном воспитании обучающихся.

Роль школьной библиотеки в духовно- нравственном воспитании обучающихся.

Книжные выставки

Тематические полки

конкурсы

Классные часы

Роль школьной библиотеки в духовно- нравственном воспитании обучающихся.

игры

вечера

беседы

Библиотечные уроки

акции

обзоры

Роль школьной библиотеки в духовно- нравственном воспитании обучающихся.

Роль школьной библиотеки в духовно- нравственном воспитании обучающихся.

Огромную роль в работе библиотеки играет наглядность, самой распространенной формой реализации которой являются книжные выставки и тематические полки.

Примером в нашей библиотеке служит постоянно-действующая выставка по искусству «Красота спасет мир».

Очень актуальна, тематическая выставка по экологии «Природа просит защиты». Неоценимую помощь в изучении школьных программ оказывают ребятам выставки «Как открывали Землю или путешествие в географию», «Школьная вселенная», «Страна которой нет на глобусе», «Калейдоскоп знаний».

На этих выставках ребята всегда найдут дополнительную литературу по интересующим вопросам при подготовке к тому или иному уроку, написании рефератов, докладов. Много выставок организовывается к юбилеям писателей и поэтов:

- «Старые волшебные сказки» к юбилею Ш. Перро.

- «Талант добрый и веселый» к юбилею С. Михалкова.

- «Хранитель старины глубокой» к юбилею А. Толстого.

Идя в ногу со временем, мы стараемся разнообразить формы наших выставок, используя такие приемы как выставка-вопрос, выставка-кроссворд, выставка-просмотр. Примером можно назвать выставку-просмотр «Новогодний калейдоскоп», где были представлены стихи, песни, сценарии новогодних елок, а также иллюстрации костюмов, материал об истории празднования нового года у разных народов и разных странах.

Важнейшей частью работы я считаю систематическое проведение библиотечных уроков, где учащиеся получают библиотечно-библиографические знания. Всего за учебный год проводится около 30 уроков. Форма их проведения должна быть оригинальной, свежей, интересной и вместе с тем доступной пониманию ребенка. Я использую разработки уроков на основе программы «Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам».

Провожу такие уроки:

- «Экскурсия в библиотеку» - 1-2 класс

- «Структура книги» - 3-4 класс

- «Художники-иллюстраторы детских книг» - 1-4 класс

- «Выбор книги в библиотеке» - 5-6 класс

- «СБА библиотеки» - 7-9 класс….

Библиотечные уроки очень нужны для школьников, они учат правильно пользоваться справочным аппаратом библиотеки, знакомят с алфавитным и систематическим каталогами, что помогает учащимся найти нужный материал для подготовки рефератов, докладов, сообщений. Ведь часто бывает, что абитуриенты, вчерашние школьники не умеют пользоваться библиотечным каталогом, не умеют задать вопрос, сформулировать свою мысль. Поэтому я считаю особенно важной работу с младшими и средними школьниками: только на этом этапе можно достичь главной цели: сформировать навыки независимого библиотечного пользователя, воспитать культуру чтения.

Чтобы диалог «ребенок-библиотека» состоялся, не менее важным фактором является личность самого библиотекаря. Это не просто хранитель книг, а человек, всегда доброжелательно настроенный и к детям, и к взрослым, умеющий найти индивидуальный подход к каждому ребенку. Каждого читателя я знаю по имени, знаю их читательские вкусы, интересы. Надо уметь спросить у ребенка, что ему понравилось, что он хотел бы прочитать: разговорить молчуна, найти подход к замкнутым и стеснительным, расположить к себе любого. Созданная в библиотеке комфортная атмосфера - обязательно дает результат: ребенок захочет вновь и вновь приходить в библиотеку! Любой ученик, озорник, двоечник, придя в библиотеку, может участвовать в её делах.

Активно участвовать в жизни библиотеки позволяет постоянно действующий кружок «Юный библиотекарь». Он состоит из 15 человек, в основном - это ученики младших и средних классов. Кружок рассчитан на 70 часов. Включает в себя 11 разделов:

- «Что такое библиотека?»

- «В гостях у королевы книги»

- «Из почтовой сумки почтальона Печкина»

- «Как не заблудиться в мире книги?»

- «Живи, книга!» и др…..

Такая форма работы с читателем позволяет достичь многих результатов: учащиеся смогут ориентироваться в библиотеке, определять содержание книги при беглом её просмотре, самостоятельно проводить поиск и выбор литературы, применять библиографические знания при изучении учебных дисциплин.

Активисты библиотеки - не обязательно примерные ученики. Важно другое: чтобы было желание работать в библиотеке! Самое простое и вместе с тем полезное: поработать в «Книжкиной больнице», подклеить книгу, обернуть учебник. В «Книжкиной больнице» ежегодно участвует не менее 30 учащихся, было отремонтировано около 100 книг и учебной литературы. …..

Таким образом, выстроенная работа помогает мне с одной стороны, привлечь детей к чтению, с другой стороны, получить ребятам необходимые навыки (работать с литературой, справочным материалом, делать выписки, анализировать, писать реферат, работать с автобиографией). Все, что делается в библиотеке, должно соответствовать возрасту, знаниям и интересам ребят. Кроме этого, необходимо, чтобы если не все, то большинство детей смогли принять активное участие в подготовке и проведении утренников, вечеров, дискуссий, конференций. Это и есть маленькие родники культурно-нравственных и духовных ценностей в дальнейшей после школьной жизни.

Хочется верить, что наши мероприятия учат думать, сопереживать, откликаться сердцем, разумом на чужую боль или радость.

Проект предназначен для работы с детьми .Основные направления деятельности библиотеки постоянны, но может меняться тематика проводимых мероприятий, которые зависят от памятных дат и плана работы гимназии.



© 2010-2022