- Преподавателю
- Другое
- Программа по религиоведению 9 класс
Программа по религиоведению 9 класс
Раздел | Другое |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тастанбекова Ы.З. |
Дата | 19.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
1.Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года №115 «Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам для общеобразовательных организаций».
2.Значение предмета «Основы религиоведения» определяется ролью религии в жизни современного общества, ее влиянием на историю, культуру, духовную жизнь общества. Получение знаний в сфере религии является составной частью среднего общего образования. Оно является составной частью получения учащимися основ социогуманитарных знаний.
3.Политика современного Казахстана направлена на установление межнационального, межконфессионального мира и согласия, на создание обновлённой системы духовно-нравственных ценностей в современном полиэтническом, поликультурном казахстанском обществе.
4.Религии являются неотъемлемой частью культуры в самом широком смысле этого слова; отражением многовекового опыта человечества, прежде всего духовного.
5.Выдающиеся мыслители и просветители казахского народа - аль-Фараби, Ходжа Ахмет Яссави, Абай, Шакарим, Ы. Алтынсарин - раскрывали роль религиозных верований в истории народов и значение религии при формировании мировоззрения личности.
Цели обучения:
обучение школьников основам знаний об истории и современном состоянии мировых и традиционных религий, их месте в обществе, свободе вероисповедания, формирование навыков и умений применять полученные знания в жизни, воспитание у учащихся толерантности и гуманистического мировоззрения на основе нравственно-духовных ценностей, а также неприятия идеологии экстремизма, терроризма и религиозного радикализма.
Задачи обучения:
1. Систематизация и углубление знаний обучающихся об истории
религии и её роли в современном обществе.
2.Раскрытие мировоззренческих, культурологических и гуманистических основ религии;
3.Воспитание толерантности и умения критически оценивать современные религиозные знания и течения.
4.Привитие гражданской ответственности за укрепление межнационального, межконфессионального согласия в Казахстане и мире.
5.Воспитание неприятия идеологии и практики экстремизма, терроризма, религиозного радикализма.
6.Формирование умений и навыков работы с литературой, средствами электронного обучения и массовой информации.
7.Воспитание правовой грамотности, уважения к правам и свободам граждан Казахстана.
Требования к уровню подготовки учащихся
Предметные результаты. По завершении 9 класса учащиеся должны знать:
1) ключевые религиозные термины;
2) историю мировых и традиционных религий;
3) об особенностях нетрадиционных религий, деструктивных культов;
4) о сущности и проявления экстремизма и терроризма;
5) их псевдорелигиозном характере;
6) положения Конституции Республики Казахстан о свободе совести и законодательства Республики Казахстан о религии;
7) о политике Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева по сохранению межконфессионального согласия и стабильности в стране и на международном уровне.
4) умении работать с научной, учебной литературой, электронными источниками;
5) умении использования средств массовой информации в образовательных целях.
Учебно-тематический план
курса по выбору «Основы религиоведения»
9 класс 34 часа
№
П.н.
№
урока
Тема урока
часы
сроки
повторение
Литература и метод пособия
Раздел 1.
«Введение»
(2)
1.
1.
Предмет курса «Основы религиоведения».
1
2.
2.
Религия как неотъемлемая часть истории и культуры человечества. Структура и функции религии.
1
Раздел 2.
«Истоки и исторические формы религии»
(5)
3.
3.
Особенности мифологического сознания. Архаические (первобытные) культы.
1
4.
4.
Формы древнейших верований (фетишизм, тотемизм, анимизм, магия).
1
5.
5.
Религии стран Средиземноморья: Древнего Египта, Греции, Рима. Национальные религии Востока.
1
6.
6.
Специфика тюркского мировоззрения.
1
7.
7.
Повторение.
1
Раздел 3.
«Буддизм»
(2)
8.
8.
Буддизм
1
9.
9.
Основные ветви буддизма.
1
Раздел 4.
«Христианство»
(4)
10.
10.
Возникновение христианства.
1
11.
11.
Библия. Основы христианского вероучения.
1
12.
12.
Направления христианства (православие, католицизм, протестантизм).
1
13.
13.
Христианство в современном мире.
1
Раздел 5.
«Ислам»
(6)
14.
14.
Обычаи и традиции народов Аравийского полуострова до возникновения ислама.
1
15.
15.
Коран и вероучение ислама.
1
16.
16.
Мухаммед - пророк.
1
17.
17.
Мусульманские обряды и предписания. Шариат
1
18.
18.
Сунниты и шииты. Основные школы мусульманского права (мазхабы). Суфизм.
1
19.
19.
Ислам, наука и культура;
Религии в истории и культуре Казахстана.
1
Раздел 6.
«Религии в истории и культуре Казахстана»
(7)
20.
20.
Доисламский период на территории современ. Казахстана.
1
21.
21.
Этапы распространения ислама в Казахстане.
1
22.
22.
Влияние ислама на развитие образования, науки и культуры. Памятники исламской культуры в Казахстане.
1
23.
23.
Философско-просветительские и религиозные взгляды.
1
24.
24.
Роль ислама в становлении казахской государственности и в современном казахстанском обществе.
1
25.
25.
Духовное управление мусульман в Казахстане.
1
26.
26.
Распространение христианства в Казахстане.
1
Раздел 7.
«Новые религиозные движения»
(4)
27.
27.
Понятие, характерные черты и особенности деятельности новых религиозных движений.
1
28.
28.
Деструктивные культы.
1
29.
29.
Профилактика вовлечения учащихся в деструктивные культы.
1
30.
30.
Повторение.
1
Раздел 8.
«Казахстан - территория межконфессионального согласия»
(4)
31.
31.
Законодательство Республики Казахстан о религии. Понятие о свободе вероисповедания.
1
32.
32.
Толерантность. Профилактика религиозного экстремизма. Конфессиональная ситуация в современном Казахстане.
1
33.
33.
Деятельность религиозных центров ислама и православного христианства (Духовное управление мусульман Казахстана, Митрополичий округ Русской православной церкви в Республике Казахстан).
1
34.
34.
Политика Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева по установлению мира и межконфессионального согласия в Республике Казахстан и международном сообществе.
1
34 часа
Базовое содержание учебного предмета
Содержание курса включает изучение следующих тем:
1) Введение: Предмет курса «Основы религиоведения». Теория религии. Значение факультативного курса «Основы религиоведения». Религиоведение как научная дисциплина. Понятие о религии. Атеизм. Политеизм, монотеизм. Религия как неотъемлемая часть истории и культуры человечества. Структура и функции религии. Виды религиозных объединений (2 ч.);
2) Истоки и исторические формы религии (5 ч): Особенности мифологического сознания. Архаические (первобытные) культы. Формы древнейших верований (фетишизм, тотемизм, анимизм, магия). Шаманизм. Религии стран Средиземноморья: Древнего Египта, Греции, Рима. Национальные религии Востока. Индуизм. Конфуцианство. Даосизм. Синтоизм. Иудаизм. Вероучение, основные этапы развития иудаизма. Тенгрианство. Специфика тюркского мировоззрения. Особенности вероучения и культовой практики. Влияние культа Тенгри на обычаи и традиции казахов. Повторение;
3) Буддизм (2 ч.): Учение буддизма, возникновение, распространение. Основные ветви буддизма;
4) Христианство (4 ч.): Возникновение христианства. Библия. Основы христианского вероучения. Направления христианства (православие, католицизм, протестантизм). Христианство в современном мире;
5) Ислам (6 ч.): Обычаи и традиции народов Аравийского полуострова до возникновения ислама. Коран и вероучение ислама. Мухаммед - пророк. Сунниты и шииты. Мусульманские обряды и предписания. Шариат. Основные школы мусульманского права (мазхабы). Суфизм. Ислам, наука и культура;
6) Религии в истории и культуре Казахстана (7 ч.): Доисламский период на территории современного Казахстана. Этапы распространения ислама в Казахстане. Влияние ислама на развитие образования, науки и культуры. Памятники исламской культуры в Казахстане. Философско-просветительские и религиозные взгляды аль-Фараби, Ходжа Ахмед Ясави, Жусуп Баласагуни, Махмуд Кашгари, Асан Кайгы, Чокан Валиханов, Ыбрай Алтынсарин, Абай, Шакарим. Роль ислама в становлении казахской государственности. Ислам в истории и современном казахстанском обществе. Духовное управление мусульман Казахстана. Распространение христианства в Казахстане. Памятники христианской культуры в Казахстане. Православие в истории Казахстана. Митрополичий округ Русской православной церкви. Католицизм и протестантизм в Казахстане;
7) Новые религиозные движения (4 ч.): Понятие, характерные черты и особенности деятельности новых религиозных движений. Деструктивные культы. Профилактика вовлечения учащихся в деструктивные культы;
8) Казахстан - территория межконфессионального согласия (4 ч.): Законодательство Республики Казахстан о религии. Понятие о свободе вероисповедания. Толерантность. Профилактика религиозного экстремизма. Конфессиональная ситуация в современном Казахстане. Деятельность религиозных центров ислама и православного христианства (Духовное управление мусульман Казахстана, Митрополичий округ Русской православной церкви в Республике Казахстан). Политика Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева по установлению мира и межконфессионального согласия в Республике Казахстан и международном сообществе.
Содержание тем учебного курса по выбору
«Основы религиоведения»
9 класс-34 часа
-
№
Название темы
параграфы
страницы
1.
Глава 1. Предмет религиоведение
№1-2
8-21
2.
Глава2. Истоки и исторические формы религий
№4-8
48-80
3.
Глава 3. Мировые религии.
№9-11
87-189
4.
Глава 4. Религии в истории и культуре Казахстана.
№12-13
192-231
5.
Глава.5 Нетрадиционные религиозные курсы.
№14-15
235-245
6.
Глава 6. Казахстан -территория межконфессионального согласия.
№16-19
246-286
7.
Словарь терминов
287
8.
Список использованной литературы.
297
10.
Приложения.
301
Контроль уровня обученности:
Смысл профильного курса заключается в представлении каждому ученику «индивидуальной зоны самостоятельного развития», овладении системными знаниями об истории, вероучении и современном состоянии религии; применении знаний основного содержания и ключевых идей священных текстов мировых религий в целях повышения общей эрудиции, уровня религиоведческой грамотности; умении противостоять влияния идеологии экстремистских, террористических организаций, деструктивных культов; умение работать с научной, учебной литературой, электронными источниками; умение использования средств массовой информации в образовательных целях.
Виды контроля:
1. Фронтальная форма. На вопросы, составленные учителем по сравнительно небольшому объему материала, ученики дают краткие ответы, обычно с места.
2. Групповая форма. Контроль осуществляется лишь для части класса. Вопрос ставится перед определенной группой учеников, но в его разрешении могут принимать участие и остальные учащиеся.
3. Индивидуальный контроль. Применяется для основательного знакомства учителя со знаниями, умениями и навыками отдельных учащихся, которые для ответа обычно вызываются к доске.
4. Комбинированная форма. Это сочетание индивидуального контроля с фронтальным и групповым.
5. Самоконтроль. Он обеспечивает функционирование внутренней обратной связи в процессе обучения.
Основные виды контроля ,за учебной деятельностью - это:
1) текущий контроль. Он осуществляется учителем в ходе повседневной учебной работы, в основном на уроках;
2) периодический контроль. Проводится после изучения логически законченной части, раздела программы или в конце учебного периода (четверти или полугодия) с учетом данных текущего контроля.
3) итоговый контроль. Он осуществляется в конце каждого учебного года, а также по окончании курса обучения в школе.
Перечень рекомендуемой литературы для учителя (основной или дополнительной):
Учебник: Гарифолла Есим, Абуов А.П., Бегалинова К.К., Смагулов Е.М. «Основы религиоведения». Алматы, «Билим», 2013г.
Перечень рекомендуемой литературы (основной или дополнительной) для учащихся:
Учебник: Гарифолла Есим, Абуов А.П., Бегалинова К.К., Смагулов Е.М. «Основы религиоведения». Алматы, «Билим», 2013г.
Учебно - методическое обеспечение:
Учебник: Гарифолла Есим, Абуов А.П., Бегалинова К.К., Смагулов Е.М. «Основы религиоведения». Алматы, «Билим», 2013г.