Программа по религиоведению 9 класс

Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

1.Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года №115 «Об утверждении типовых учебных программ по общеобразовательным предметам, курсам по выбору и факультативам для общеобразовательных организаций».

2.Значение предмета «Основы религиоведения» определяется ролью религии в жизни современного общества, ее влиянием на историю, культуру, духовную жизнь общества. Получение знаний в сфере религии является составной частью среднего общего образования. Оно является составной частью получения учащимися основ социогуманитарных знаний.

3.Политика современного Казахстана направлена на установление межнационального, межконфессионального мира и согласия, на создание обновлённой системы духовно-нравственных ценностей в современном полиэтническом, поликультурном казахстанском обществе.

4.Религии являются неотъемлемой частью культуры в самом широком смысле этого слова; отражением многовекового опыта человечества, прежде всего духовного.

5.Выдающиеся мыслители и просветители казахского народа - аль-Фараби, Ходжа Ахмет Яссави, Абай, Шакарим, Ы. Алтынсарин - раскрывали роль религиозных верований в истории народов и значение религии при формировании мировоззрения личности.




Цели обучения:

обучение школьников основам знаний об истории и современном состоянии мировых и традиционных религий, их месте в обществе, свободе вероисповедания, формирование навыков и умений применять полученные знания в жизни, воспитание у учащихся толерантности и гуманистического мировоззрения на основе нравственно-духовных ценностей, а также неприятия идеологии экстремизма, терроризма и религиозного радикализма.



Задачи обучения:


1. Систематизация и углубление знаний обучающихся об истории

религии и её роли в современном обществе.

2.Раскрытие мировоззренческих, культурологических и гуманистических основ религии;

3.Воспитание толерантности и умения критически оценивать современные религиозные знания и течения.

4.Привитие гражданской ответственности за укрепление межнационального, межконфессионального согласия в Казахстане и мире.

5.Воспитание неприятия идеологии и практики экстремизма, терроризма, религиозного радикализма.

6.Формирование умений и навыков работы с литературой, средствами электронного обучения и массовой информации.

7.Воспитание правовой грамотности, уважения к правам и свободам граждан Казахстана.





Требования к уровню подготовки учащихся

Предметные результаты. По завершении 9 класса учащиеся должны знать:

1) ключевые религиозные термины;

2) историю мировых и традиционных религий;

3) об особенностях нетрадиционных религий, деструктивных культов;

4) о сущности и проявления экстремизма и терроризма;

5) их псевдорелигиозном характере;

6) положения Конституции Республики Казахстан о свободе совести и законодательства Республики Казахстан о религии;

7) о политике Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева по сохранению межконфессионального согласия и стабильности в стране и на международном уровне.

4) умении работать с научной, учебной литературой, электронными источниками;

5) умении использования средств массовой информации в образовательных целях.





Учебно-тематический план

курса по выбору «Основы религиоведения»

9 класс 34 часа



П.н.

урока

Тема урока

часы

сроки

повторение

Литература и метод пособия


Раздел 1.

«Введение»

(2)


1.

1.

Предмет курса «Основы религиоведения».

1

2.

2.

Религия как неотъемлемая часть истории и культуры человечества. Структура и функции религии.

1



Раздел 2.

«Истоки и исторические формы религии»

(5)


3.

3.

Особенности мифологического сознания. Архаические (первобытные) культы.

1

4.

4.

Формы древнейших верований (фетишизм, тотемизм, анимизм, магия).

1

5.

5.

Религии стран Средиземноморья: Древнего Египта, Греции, Рима. Национальные религии Востока.

1

6.

6.

Специфика тюркского мировоззрения.

1

7.

7.

Повторение.

1


Раздел 3.

«Буддизм»

(2)


8.

8.

Буддизм

1

9.

9.

Основные ветви буддизма.

1


Раздел 4.

«Христианство»

(4)


10.

10.

Возникновение христианства.

1

11.

11.

Библия. Основы христианского вероучения.

1

12.

12.

Направления христианства (православие, католицизм, протестантизм).

1

13.

13.

Христианство в современном мире.

1


Раздел 5.

«Ислам»

(6)


14.

14.

Обычаи и традиции народов Аравийского полуострова до возникновения ислама.

1

15.

15.

Коран и вероучение ислама.

1

16.

16.

Мухаммед - пророк.

1

17.

17.

Мусульманские обряды и предписания. Шариат

1

18.

18.

Сунниты и шииты. Основные школы мусульманского права (мазхабы). Суфизм.

1

19.

19.

Ислам, наука и культура;

Религии в истории и культуре Казахстана.

1



Раздел 6.

«Религии в истории и культуре Казахстана»

(7)


20.

20.

Доисламский период на территории современ. Казахстана.

1

21.

21.

Этапы распространения ислама в Казахстане.

1

22.

22.

Влияние ислама на развитие образования, науки и культуры. Памятники исламской культуры в Казахстане.

1

23.

23.

Философско-просветительские и религиозные взгляды.

1

24.

24.

Роль ислама в становлении казахской государственности и в современном казахстанском обществе.

1

25.

25.

Духовное управление мусульман в Казахстане.

1

26.

26.

Распространение христианства в Казахстане.

1



Раздел 7.

«Новые религиозные движения»

(4)


27.

27.

Понятие, характерные черты и особенности деятельности новых религиозных движений.

1

28.

28.

Деструктивные культы.

1

29.

29.

Профилактика вовлечения учащихся в деструктивные культы.

1

30.

30.

Повторение.

1




Раздел 8.

«Казахстан - территория межконфессионального согласия»

(4)



31.

31.

Законодательство Республики Казахстан о религии. Понятие о свободе вероисповедания.

1

32.

32.

Толерантность. Профилактика религиозного экстремизма. Конфессиональная ситуация в современном Казахстане.

1

33.

33.

Деятельность религиозных центров ислама и православного христианства (Духовное управление мусульман Казахстана, Митрополичий округ Русской православной церкви в Республике Казахстан).

1

34.

34.

Политика Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева по установлению мира и межконфессионального согласия в Республике Казахстан и международном сообществе.

1


34 часа
















Базовое содержание учебного предмета



Содержание курса включает изучение следующих тем:

1) Введение: Предмет курса «Основы религиоведения». Теория религии. Значение факультативного курса «Основы религиоведения». Религиоведение как научная дисциплина. Понятие о религии. Атеизм. Политеизм, монотеизм. Религия как неотъемлемая часть истории и культуры человечества. Структура и функции религии. Виды религиозных объединений (2 ч.);

2) Истоки и исторические формы религии (5 ч): Особенности мифологического сознания. Архаические (первобытные) культы. Формы древнейших верований (фетишизм, тотемизм, анимизм, магия). Шаманизм. Религии стран Средиземноморья: Древнего Египта, Греции, Рима. Национальные религии Востока. Индуизм. Конфуцианство. Даосизм. Синтоизм. Иудаизм. Вероучение, основные этапы развития иудаизма. Тенгрианство. Специфика тюркского мировоззрения. Особенности вероучения и культовой практики. Влияние культа Тенгри на обычаи и традиции казахов. Повторение;

3) Буддизм (2 ч.): Учение буддизма, возникновение, распространение. Основные ветви буддизма;

4) Христианство (4 ч.): Возникновение христианства. Библия. Основы христианского вероучения. Направления христианства (православие, католицизм, протестантизм). Христианство в современном мире;

5) Ислам (6 ч.): Обычаи и традиции народов Аравийского полуострова до возникновения ислама. Коран и вероучение ислама. Мухаммед - пророк. Сунниты и шииты. Мусульманские обряды и предписания. Шариат. Основные школы мусульманского права (мазхабы). Суфизм. Ислам, наука и культура;

6) Религии в истории и культуре Казахстана (7 ч.): Доисламский период на территории современного Казахстана. Этапы распространения ислама в Казахстане. Влияние ислама на развитие образования, науки и культуры. Памятники исламской культуры в Казахстане. Философско-просветительские и религиозные взгляды аль-Фараби, Ходжа Ахмед Ясави, Жусуп Баласагуни, Махмуд Кашгари, Асан Кайгы, Чокан Валиханов, Ыбрай Алтынсарин, Абай, Шакарим. Роль ислама в становлении казахской государственности. Ислам в истории и современном казахстанском обществе. Духовное управление мусульман Казахстана. Распространение христианства в Казахстане. Памятники христианской культуры в Казахстане. Православие в истории Казахстана. Митрополичий округ Русской православной церкви. Католицизм и протестантизм в Казахстане;

7) Новые религиозные движения (4 ч.): Понятие, характерные черты и особенности деятельности новых религиозных движений. Деструктивные культы. Профилактика вовлечения учащихся в деструктивные культы;

8) Казахстан - территория межконфессионального согласия (4 ч.): Законодательство Республики Казахстан о религии. Понятие о свободе вероисповедания. Толерантность. Профилактика религиозного экстремизма. Конфессиональная ситуация в современном Казахстане. Деятельность религиозных центров ислама и православного христианства (Духовное управление мусульман Казахстана, Митрополичий округ Русской православной церкви в Республике Казахстан). Политика Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева по установлению мира и межконфессионального согласия в Республике Казахстан и международном сообществе.







Содержание тем учебного курса по выбору

«Основы религиоведения»

9 класс-34 часа





Название темы

параграфы

страницы

1.

Глава 1. Предмет религиоведение

№1-2

8-21

2.

Глава2. Истоки и исторические формы религий

№4-8

48-80

3.

Глава 3. Мировые религии.

№9-11

87-189

4.

Глава 4. Религии в истории и культуре Казахстана.

№12-13

192-231

5.

Глава.5 Нетрадиционные религиозные курсы.

№14-15

235-245

6.

Глава 6. Казахстан -территория межконфессионального согласия.

№16-19

246-286

7.

Словарь терминов

287

8.

Список использованной литературы.

297

10.

Приложения.

301












Контроль уровня обученности:


Смысл профильного курса заключается в представлении каждому ученику «индивидуальной зоны самостоятельного развития», овладении системными знаниями об истории, вероучении и современном состоянии религии; применении знаний основного содержания и ключевых идей священных текстов мировых религий в целях повышения общей эрудиции, уровня религиоведческой грамотности; умении противостоять влияния идеологии экстремистских, террористических организаций, деструктивных культов; умение работать с научной, учебной литературой, электронными источниками; умение использования средств массовой информации в образовательных целях.

Виды контроля:

1. Фронтальная форма. На вопросы, составленные учителем по сравнительно небольшому объему материала, ученики дают краткие ответы, обычно с места.

2. Групповая форма. Контроль осуществляется лишь для части класса. Вопрос ставится перед определенной группой учеников, но в его разрешении могут принимать участие и остальные учащиеся.

3. Индивидуальный контроль. Применяется для основательного знакомства учителя со знаниями, умениями и навыками отдельных учащихся, которые для ответа обычно вызываются к доске.

4. Комбинированная форма. Это сочетание индивидуального контроля с фронтальным и групповым.

5. Самоконтроль. Он обеспечивает функционирование внутренней обратной связи в процессе обучения.

Основные виды контроля ,за учебной деятельностью - это:

1) текущий контроль. Он осуществляется учителем в ходе повседневной учебной работы, в основном на уроках;

2) периодический контроль. Проводится после изучения логически законченной части, раздела программы или в конце учебного периода (четверти или полугодия) с учетом данных текущего контроля.

3) итоговый контроль. Он осуществляется в конце каждого учебного года, а также по окончании курса обучения в школе.



Перечень рекомендуемой литературы для учителя (основной или дополнительной):

Учебник: Гарифолла Есим, Абуов А.П., Бегалинова К.К., Смагулов Е.М. «Основы религиоведения». Алматы, «Билим», 2013г.



Перечень рекомендуемой литературы (основной или дополнительной) для учащихся:

Учебник: Гарифолла Есим, Абуов А.П., Бегалинова К.К., Смагулов Е.М. «Основы религиоведения». Алматы, «Билим», 2013г.



Учебно - методическое обеспечение:

Учебник: Гарифолла Есим, Абуов А.П., Бегалинова К.К., Смагулов Е.М. «Основы религиоведения». Алматы, «Билим», 2013г.





© 2010-2022