• Преподавателю
  • Другое
  • Система работы по подготовке к ЕГЭ по физике посредством внедрения активных форм обучения

Система работы по подготовке к ЕГЭ по физике посредством внедрения активных форм обучения

Предлагаемая система работы по подготовке  учащихся старших классов к ЕГЭ по физике применяется на дополнительных занятиях, так как программа обучения  по  физике,  рассчитанная на три часа в неделю, не позволяет глубоко и в полном объеме заниматься решением задач. Главная цель занятий научить учащихся применению законов при решении задач. Обучение  по  программе курса дает широкие возможности для повторения и обобщения материала, изученного на уроках. Предполагается решение большого количества ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАОУ многопрофильный лицей№20

Методическая разработка



Система работы по подготовке к ЕГЭ по физике посредством внедрения активных форм обучения



Разработала:

Учитель физики Барабашина

Галина Анатольевна

Ульяновск 2013

Пояснительная записка

Предлагаемая система работы по подготовке учащихся старших классов к ЕГЭ по физике применяется на дополнительных занятиях, так как программа обучения по физике, рассчитанная на три часа в неделю, не позволяет глубоко и в полном объеме заниматься решением задач. Главная цель занятий научить учащихся применению законов при решении задач. Обучение по программе курса дает широкие возможности для повторения и обобщения материала, изученного на уроках. Предполагается решение большого количества задач по различным темам.

В процессе работы решаются следующие задачи:

1.Развитие физического и математического мышления учащихся.

2.Формирование у учащихся навыков решения задач.

3.Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации

4.Подготовка к ЕГЭ.

Программа рассчитана на два года. Всего изучается пять тем. Первые две темы: механика и молекулярная физика полностью изучаются в 10 классе .

Электродинамика начинается в 10 классе и изучается первую половину 11 класса. Затем изучаются электромагнитные колебания и физика высоких энергий.

Работа над предлагаемыми темами занятие сложное, требующее от учащихся серьезных размышлений и сообразительности. Этому их должен научить учитель реализующий программу.



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

При реализации программы применяются активные формы обучения:

1. Создание проблемной ситуации. Основная задача при этом состоит в том, чтобы ввести обучаемого в проблемную ситуацию, для выхода из которой (для принятия решения или нахождения ответа) ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на известном ему чужом и своем профессиональном опыте, логике и здравом смысле. Оптимальный вариант проблемной задачи - та задача, решение которой неоднозначно даже для специалиста, преподавателя.

2. Адекватность учебно-познавательной деятельности характеру будущих практических задач и функций обучаемого. Особенно это касается вопросов личностного общения, служебных и должностных взаимоотношений. Благодаря его реализации возможно формирование эмоционально-личностного восприятия обучающимися профессиональной деятельности.

3. Взаимообучение. Стержневым моментом многих форм проведения занятий с применением методов активного обучения является коллективная деятельность и дискуссионная форма обсуждения. Этот признак не отрицает индивидуализацию обучения, но требует его разумного сочетания и умелого использования.

4. Индивидуализации. Требование организации учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающегося. Признак также подразумевает развитие у обучающихся механизмов самоконтроля, саморегулирования, самообучения.

5. Исследование изучаемых проблем и явлений. Реализация признака позволяет обеспечить формирование отправных начальных моментов навыков, необходимых для успешного самообразования, основанного на умении анализировать, обобщать, творчески подходить к использованию знаний и опыта.

6. Самостоятельное взаимодействие обучающихся с учебной информацией. При традиционном обучении педагог (равно как и весь используемый им комплекс дидактических средств) исполняет роль «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию. При активизации обучения - педагог отходит на уровень обучающихся и в роли помощника участвует в процессе их взаимодействии с учебным материалом, в идеале преподаватель становится руководителем их самостоятельной работы, реализуя принципы педагогики сотрудничества.

7. Мотивация. Активность, как индивидуальной, так и коллективной, как самостоятельной, так и регламентируемой учебно-познавательной деятельности обучающихся, развивается и поддерживается системой мотивации. При этом к числу используемых преподавателем мотивов обучающихся выступают:

Профессиональный интерес.

Творческий характер учебно-познавательной деятельности.

Состязательность.

Эмоциональное воздействие. В условиях проблемности содержания, творческого характера и состязательности деятельности происходит быстрый, резкий ввод в действие резервов организма. Возникающие при этом эмоции активизируют, побуждают человека, инициируют его направленность на совершение деятельности.





Система работы по подготовке к ЕГЭ по физике посредством внедрения активных форм обучения



Система работы по подготовке к ЕГЭ по физике посредством внедрения активных форм обучения

Система работы по подготовке к ЕГЭ по физике посредством внедрения активных форм обучения

Система работы по подготовке к ЕГЭ по физике посредством внедрения активных форм обучения

Методическое обеспечение программы

1. Физика: Учеб. для 10 класса общеобразовательных учреждений Базовый и профильный уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. - 10-е изд. - М.: Просвещение, 2009.

2. Физика: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений Базовый и профильный уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев. - 11-е изд. - М.: Просвещение, 2004.

3. А.П. Рымкевич «Сборник задач. Физика 10-11».-М.: Дрофа, 2004.

3. Л.А. Кирик «Самостоятельные и контрольные работы по физике. Разноуровневые дидактические материалы 10-11 классы. Электричество и магнетизм».- «Илекса»,2004.

4. Л.А. Кирик «Физика 11.Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы» - М.: «Илекса»,2003.

5.В.Ф. Шилов «Физика 10-11 классы. Поурочное планирование» -М.: Провещение,2007.

6.Н.И. Павленко «Тестовые задания по физике 11 класс».-М.: «Школьная пресса», 2004.

7. Сборник задач по физике 10-11 кл./сост. Г.Н. Степанова.- М.: Просвещение, 2003.

8. Е.А. Марон «Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике11кл»-М.: Просвещение, 2008.

9. ЕГЭ. 2004-2005. Физика: контрольные измерительные материалы - М.: Просвещение, 2010-2011.

10. ЕГЭ-2009. Физика: Сдаем без проблем / В.С. Бабаев - М.:Эксмо, 2009.

11.Фронтальные лабораторные работы по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждениях: Кн. для учителя / В.А. Буров, Ю.И. Дик, Б.С. Зворыкин и др.; под ред. В.А. Бурова, Г.Г. Никифорова. - М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996.

12.Физика. 10 класс: дидактические материалы /А.Е. Марон, е. А. Марон. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007.

13.Физика. 11 класс: дидактические материалы /А.Е. Марон, е. А. Марон. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007.

Интернет ресурсы

1. school-collection.edu.ru

2. fcior.edu.ru/

3. planirovanie7kl.narod.ru/index.htm

4. planirovanie8klass1.narod2.ru/index.htm

5. planirovanie9kl.narod2.ru/index.htm

Дополнительная литература

1.Волков В. А. Поурочные разработки по физике: 10 класс. - М.: ВАКО, 2006.

2.Волков В. А. Поурочные разработки по физике: 11 класс. - М.: ВАКО, 2006.

3.Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика: Колебания и волны. 11 кл.: Учеб. для углубленного изучения физики. - 3-е изд. - М.: Дрофа, 2001.

4.Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика: Молекулярная физика. Термодинамика. 10 кл.: Учеб. для углубленного изучения физики. - 3-е изд. - М.: Дрофа, 1998

5.Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика: Оптика. Квантовая физика. 11 кл.: Учеб. для углубленного изучения физики. - М.: Дрофа, 2001. - 464 с.

6.Мякишев Г.Я., Синяков А.З., Слободков Б.А. Физика: Электродинамика. 10-11 кл.: Учеб. для углубленного изучения физики. - 3-е изд. - М.: Дрофа, 2001. - 480 с.

7.Углубленное изучение физики в 10-11 классах: Кн. Для учителя / О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина, В.А. Орлова. - М.: Просвещение, 2002. - 127 с.

8.Сауров Ю. А. Физика в 11 классе: Модели уроков: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2005. - 271 с.: ил.

© 2010-2022