Изменение подходов при реализации образовательной программы

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Г.В.Калинникова

учитель МОУ «Казановская средняя общеобразовательная школа», Шилкинский район

ИЗМЕНЕНИЕ ПОДХОДОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


Происходящие изменения в образовательной сфере, стремительное развитие новых технологий отразились на сущности и характере образования. Сегодня остро стоит проблема поворота системы образования в сторону воспитания личности, способной к творческому решению жизненных задач.
Анализ содержания образовательной программы школы показал, что необходимо изменить подходы к организации учебно-воспитательной деятельности, что репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, коммуникативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Современный выпускник должен обладать стремлением к самообразованию, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, уметь выходить из стрессовых ситуаций.

В связи с введением ФГОС второго поколения главной идеей в образовательной программе школы становятся личностно-ориентированный и компетентностный подходы в обучении и воспитании. Поэтому одной из задач образовательной программы является создание образовательной среды, способствующей формированию саморазвивающейся и самореализующейся личности на основе внедрения компетентностного и личностно-ориентированного подходов в образовательном и воспитательном процессе.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» сказано, что «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования» [3]. Таким образом, Правительственная Стратегия модернизации образования предусматривает в качестве одного из путей обновления содержания общего образования внедрение компетентностного и личностно-ориентированного подходов.

Как отмечает А.В. Хуторской, компетентность - «совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере» [1].

Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. Эта способность может быть реализована и за рамками школьного образования.

При реализации образовательной программы ОУ ключевыми компетентностями являются:

1)общекультурная (учебно-познавательная и информационная) - готовность к работе с информацией;

2)коммуникативная - готовность к общению с другими людьми;

3)социально-трудовая- готовность к сотрудничеству и содействию с другими людьми;

4)личностного определения (проблемная) - готовность к решению проблем и самореализации.

В отличие от традиционного знаниевого (зуновского) подхода при реализации образовательной программы роль знаний в компетентностном подходе меняется: во главе становятся не сами знания, а умение применять их как в учебных, так и во внеучебных, жизненных ситуациях.

Важно, что компетентностный подход делает акцент на системно-деятельностном содержании образования. В образовательной программе школы деятельностное содержание образования отражается в акценте на способах деятельности, умениях и навыках, которые необходимо сформировать у учащихся по предметам; на опыте деятельности, который должен быть накоплен и осмыслен учащимися; на учебных достижениях, которые учащиеся должны продемонстрировать по каждому учебному предмету.

Приоритетным в ОУ является обучение, ориентированное на личность ребенка, раскрывающее его индивидуальные способности, превращающее ученика в активного и заинтересованного участника образовательного процесса. Сделать обучение максимально эффективным и развивающим становится возможным при переходе на личностно-ориентированный подход при реализации образовательной программы. Такой подход ставит в центр ребёнка с его индивидуальными и возрастными особенностями развития. В основе личностно-ориентированного подхода в обучении лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого ученика. Данный подход стимулирует учащегося к выполнению учебно-познавательной деятельности за счет обеспечения постоянных условий для самопознания, самосовершенствования, самовоспитания, самореализации. При личностно-ориентированном подходе учитель выполняет другую роль, чем при традиционной системе обучения. При традиционной системе обучения учитель является основным источником знания и контролером образовательного процесса, при личностно-ориентированном подходе учитель - организатор самостоятельной активной, познавательной деятельности учащихся, компетентный консультант и помощник.

Уже несколько лет образовательная деятельность осуществляется по новым стандартам. Результаты показывают, что с переходом на компетентностный и личностно-ориентированный подходы при реализации образовательной программы у учащихся отмечается рост познавательной активности на уроках и дома, их знания и в особенности умения становятся более глубокими и прочными, прослеживается тенденция роста обученности и качества знаний, отмечается повышение умения самореализовать себя. Кроме того, удается включить в активную познавательную деятельность слабых учеников, повысить их интерес к предметам, осуществлять поэтапный контроль и коррекцию знаний учеников, приучать к самооценке результатов своего труда. Данные подходы нацеливают ученика и учителя на конечный результат: самостоятельное приобретение учащимися конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности, а также корректировка деятельности, исходя из анализа собственных результатов.

Итак, компетентностный и личностно-ориентированный подходы при реализации образовательной программы соответствует и социальным ожиданиям в сфере образования, и интересам участников образовательного процесса, так как их главной отличительной чертой является деятельностный характер, направленный на личность самого учащегося.






ЛИТЕРАТУРА

1. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. eidos.ru/journal/2002/0423-1.htm. - надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: [email protected].

2. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. - 2004. - №5.// на сайте: pedlib.ru/Books/3/0389/3_0389-1.shtml

3.Российское образование. Федеральный образовательный портал: нормативные документы. edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года (2.2. Создание условий для повышения качества общего образования)



© 2010-2022