• Преподавателю
  • Другое
  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 02 Теоретические основы товароведения профессионального цикла программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38. 02. 05 Товароведение и экспертиза качества

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 02 Теоретические основы товароведения профессионального цикла программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38. 02. 05 Товароведение и экспертиза качества

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ФГБОУ ВПО « Уральская государственная академия ветеринарной медицины»

Троицкий аграрный техникум




УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по учебной работе

_______________ О.Г. Жукова

«____»________________2015г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП.02 Теоретические основы товароведения

профессионального цикла

программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров


















г. Троицк, 2015г.


РАССМОТРЕНО: Предметно-цикловой методической комиссией

«Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

Председатель

_______________А.А. Синтюшкина

Протокол № ______

___________ 20____г.

Составитель: О.С. Прибытова, преподаватель ТАТ УГАВМ

Эксперты:

Внутренняя экспертиза

Техническая экспертиза: О.С. Прибытова, преподаватель ТАТ УГАВМ, Э.Р. Сурайкина, методист ТАТ УГАВМ.

Содержательная экспертиза: О.С. Прибытова, преподаватель ТАТ УГАВМ

А.А. Синтюшкина, преподаватель ТАТ УГАВМ.

Внешняя экспертиза

Содержательная экспертиза: Л.В. Гагарина, доцент кафедры Управления качеством с/х сырья и потребительских товаров УГАВМ, кандидат с/х наук.

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 28.07.2014г №835.

Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденными И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно - правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года.

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.




СОДЕРЖАНИЕ



  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины Теоретические основы товароведения

4

  1. Структура и содержание учебной дисциплины

6

  1. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

13

  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

15





















1 Паспорт рабочей программы учебной дисциплины Теоретические основы товароведения

1.1 Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения по специальности СПО 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована на курсах повышения квалификации торговых работников.

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

Дисциплина относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • распознавать классификационные группы товаров;

  • анализировать стадии и этапы технологического цикла товаров.

знать:

  • основные понятия товароведения;

  • объекты, субъекты и методы товароведения;

  • общую классификацию потребительских товаров и продукции производственного назначения, классификацию продовольственных и непродовольственных товаров по однородным группам;

  • виды, свойства, показатели ассортимента;

  • основополагающие характеристики товаров;

  • товароведные характеристики товаров однородных групп (групп продовольственных или непродовольственных товаров): классификацию ассортимента, оценку качества;

  • количественные характеристики товаров;

  • факторы, обеспечивающие формирование и сохранение товароведных характеристик;

  • виды потерь, причины возникновения, порядок списания.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 142 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 95 часов;

самостоятельной работы обучающегося 47 часов.





2 Структура и содержание учебной дисциплины

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

142

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

95

в том числе:


практические занятия

32

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

47

Итоговая аттестация: накопительная оценка, экзамен


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: «Теоретические основы товароведения»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1 Методологические основы товароведения


21


Тема 1.1.

Введение в товароведение

Содержание учебного материала

15

1

1


2

Предмет, цели, задачи и принципы товароведения. Связь товароведения с другими науками и научными дисциплинами

Основные понятия и категории товароведения

2


2


Самостоятельная работа обучающихся

11



Подготовка конспектов на темы:

«Основные разделы товароведения, их назначение»

«Современные задачи, стоящие перед товароведением

Подготовка докладов на темы:

«История и направления развития товароведения»

«Этапы становления товароведения как научной дисциплины»


2

2


4

3

Тема 1.2.

Объекты и субъекты товароведной деятельности

Содержание учебного материала

6

1

3

4

5

Товар как объект товароведной деятельности

Субъекты товароведной деятельности

Должностные обязанности и квалификационная характеристика товароведов

2

2

2



Раздел 2

Методы товароведения




18


Тема 2.1

Классификация методов товароведения

Содержание учебного материала

18

1

6

7

8

9

10

Методы, применяемые в товароведении

Классификация как метод товароведения.

Классификаторы: понятия, категории, назначение.

Кодирование товаров. Виды, структура и назначение штрихового кода

Признаки и системы классификации товаров

2

2

2

2

2


Самостоятельная работа обучающихся

8

Подготовка конспектов на темы:

« Значение классификации товаров в учебной, производственной и торговой практике»

«Системы классификации товаров»

«Практическое использование иерархического и фасетного методов классификации»

«Технология штрихового кодирования»


2

2

2

2

Раздел 3 Ассортимент товаров


23


Тема 3.1

Виды ассортимента товаров

Содержание учебного материала

6

1

11

12

13

Основные понятия. Классификация ассортимента товаров

Управление ассортиментом

Факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров.

2

2

2














Тема 3.2

Свойства и показатели ассортимента

Содержание учебного материала

17

1

14

15

16

Основные понятия. Характеристика ассортимента товаров.

Свойства и основные показатели ассортимента.

Виды нормативных и технических документов, регламентирующих ассортимент товаров


2

2

1


Практические занятия

8

2

17

18

19

20



Методы классификации и кодирования (ПЗ №1)

Общероссийский классификатор продукции (ПЗ №2)

Расчет основных показателей ассортимента (ПЗ №3)

Анализ ассортимента товаров торговой организации (решение ситуационных задач) (ПЗ №4)

2

2

2

2


Самостоятельная работа обучающихся

4


Подготовка конспектов по темам:

«Направления развития и совершенствования ассортимента»

«Влияние перечня социально-значимых товаров на формирование торгового ассортимента»


2

2



Раздел 4. Качественные и количественные характеристики товаров








24



Тема 4.1

Показатели и оценка качества товаров

Содержание учебного материала

20

1

21


22


23



Свойства и показатели качества товаров: основные понятия. Требования, предъявляемые к товарам.

Номенклатура потребительских свойств и показателей. Методы определения значений показателей качества.

Оценка качества товаров: основные понятия. Структура оценочной деятельности.


2

2



2






Практические занятия

8

2


24

25

26

27

Анализ номенклатуры показателей качества, предусмотренных стандартами (ПЗ №5)

Оценка качества товаров (ПЗ №6)

Оценка качества товаров (ПЗ №7)

Определение градаций качества товаров (ПЗ №8)

2

2

2

2


Самостоятельная работа обучающихся

6

Подготовка конспектов по темам:

«Взаимодействие торговых и промышленных организаций по обеспечению качества»

«Сенсорный анализ: понятие, цели, задачи, особенности проведения»

«Качество товара как объект управления»


2

2

2

Тема 4.2 Количественные характеристики товаров

Содержание учебного материала

4

1

28


29


Основные понятия. Количественные характеристики единичных экземпляров и товарных партий.

Количественные характеристики товаров: общие и специфические физические свойства товарных партий и единичных экземпляров

2


2




Раздел 5 Технологический цикл товародвижения









10



Тема 5.1 Технологический цикл товаров




Содержание учебного материала

10

1

30


31



Этапы и стадии технологического цикла товародвижения. Контроль качества и количества товарных партий: основные понятия

Порядок осуществления контроля качества. Виды испытаний.

2


2


Практические занятия

4

2

32


33

Изучение правил отбора проб при выборочном контроле качества товарных партий (ПЗ №9).

Контроль качества товарных партий (решение ситуационных задач) (ПЗ №10)

2


2


Самостоятельная работа обучающихся

2

Конспект на тему «Идентификация и прослеживаемость товаров»

2

Раздел 6. Обеспечение качества и количества товаров








46



Тема 6.1 Факторы, формирующие качество и количество товаров

Содержание учебного материала

2

1

34




Формирующие факторы




2





Тема 6.2 Факторы, сохраняющие качество и количество товаров


Содержание учебного материала

28

1

35


36

37


38

39

40

41





Упаковка. Классификация и виды упаковки. Требования к упаковке. Эффективность разных видов упаковки. Экологические свойства упаковочных материалов.

Хранение товаров: основные понятия. Основополагающие принципы хранения.

Требования к климатическому и санитарно-гигиеническому режимам хранения. Классификация товаров по термическому состоянию и влажности.

Методы хранения.

Транспортирование товаров.

Размещение товаров. Товарная обработка.

Реализация товаров. Послепродажное обслуживание и потребление

2


2

2


2

2

2

2




Практические занятия

6

2

42



43

44

Товарные потери: основные понятия, классификация.

Нормативные документы, регламентирующие списание товарных потерь. Порядок списания (ПЗ №11)

Расчет норм естественной убыли (ПЗ №12)

Расчет норм естественной убыли (ПЗ №13)

2


2


2








Самостоятельная работа обучающихся

8



Подготовка конспектов по темам:

«Народохозяйственное значение проблемы предупреждения и снижения потерь».

«Особенности условий и сроков хранения (годности) продовольственных товаров».

«Меры по предупреждению товарных потерь»

«Государственное регулирование товарных потерь».


2

2

2

2

Тема 6.3 Товарная информация

Содержание учебного материала

16

1

45



Товарная информация: основные понятия, виды, формы. Средства товарной информации: классификация, назначение

2




Практические занятия

6

2

46


47


48




Изучение общих требований НД к информации о товарах. Анализ соответствия маркировки товаров требованиям федерального законодательства (ПЗ №14)

Анализ маркировки товаров, структуры товарной информации и расшифровка информационных знаков (ПЗ №15).

Виды, структура и назначение штрихового кода. Вычисление штрих - кодов товаров (ПЗ 16).

2


2


2


Самостоятельная работа обучающихся

8

Подготовка конспектов по темам:

«Маркировка как средство идентификации»

«Информация о продовольственных и непродовольственных товарах»

Составить кроссворд по курсу «Теоретические основы товароведения»


2

2

4


Всего


142




3 Условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета коммерческой деятельности.

Средства обучения: стандарты на потребительские товары, УМК по дисциплине.

Оборудование и технические средства обучения: ПК, мультимедийный проектор.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Райкова, Е.Ю. Теория товароведения /Е.Ю. Райкова, Ю.В. Додонкин. - 5-е изд. - М.: Академия, 2010.- 240 с.

Дополнительные источники:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации.- М.: Эксмо, 2007. - 656 с.

  2. Гранаткина, Н.В Товароведение и организация торговли продовольственных товаров /Н.В. Гранаткина. - М.: Академия, 2006.-239с.

  3. Закон РФ №2300 - 1 «О защите прав потребителей» с учетом изменений, внесенных Федеральным Законом от 5 мая 2014г №112 - ФЗ. - М.: Проспект. - 32 с.

  4. Кругляков, Г. Н. Товароведение продовольственных товаров /Г. Н. Кругляков, Г. В. Круглякова. - Ростов-на-Дону: Март, 2000. - 447 с.

  5. Николаева, М. А. Потери товаров в торговле и порядок их списания /М.А. Николаева. - М., 1996. - 5 с.

  6. Николаева, М. А. Средства информации о товарах /М. А. Николаева, Л. В. Карташова, М. А. Положишникова. - М.: Экономика, 1997. - 176 с.

  7. Николаева, М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы: учебник /М.А. Николаева. - М.: Норма, 2007. - 283с.

  8. Нормы естественной убыли продовольственных товаров. Инструкции по применению. - М.: Ось-89, 2001. - 79 с.

  9. Чечёткина, Н. М. Товарная экспертиза: учебник /Н.М. Чечёткина, Т.И. Путилина, В.В. Горбунева; под ред. М. Самариной, Ш. К. Ганцова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 511 с.

Интернет-ресурсы:

  1. znaytovar.ru - специализированный сайт для товароведов;

  2. tovaroveded.ru - сайт для студентов и преподавателей, изучающих дисциплину Теоретические основы товароведения;

  3. expert-tovaroved.ru - сайт экспертизы товаров и защиты прав потребителей;

  4. tovaroved.ucoz.ru - сайт для товароведов

  5. lib.sibnet.ru - сайт, содержащий книги по товароведению

4 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(основные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умение распознавать классификационные группы товаров

Экспертное наблюдение и оценка выполнения заданий практических занятий: «Методы классификации и кодирования» и «Общероссийский классификатор продукции»; собеседовании по конспектам, обсуждении докладов, ответов на контрольные вопросы.

Умение анализировать стадии и этапы технологического цикла товаров

Экспертная оценка решения обучающимися ситуационных задач по темам «Изучение правил отбора проб при выборочном контроле качества товарных партий» и «Контроль качества товарных партий»

Знание основных понятий товароведения

Экспертное оценка при проведении устного опроса, тестирования, собеседования по конспектам и обсуждения докладов.

Знание объектов, субъектов и методов товароведения

Экспертная оценка при проведении устного опроса, собеседования по конспектам при выполнении самостоятельной работы.

Знание общей классификации потребительских товаров и продукции производственного назначения, классификации продовольственных и непродовольственных товаров по однородным группам

Экспертная оценка при проведении устного опроса, собеседования по конспектам при выполнении самостоятельной работы.

Знание видов, свойств, показателей ассортимента

Экспертная оценка при проведении тестрования. Экспертное наблюдение и оценка выполнения обучающимися заданий практических занятий

«Расчет основных показателей ассортимента», "Анализ ассортимента товаров торговой организации»; собеседования по конспектам при выполнении самостоятельной работы.

Знание основополагающих характеристик товара

Экспертная оценка при проведении устного опроса. Экспертное наблюдение и оценка выполнения обучающимися заданий практических занятий «Анализ номенклатуры показателей качества, предусмотренных стандартами»; собеседовании по конспектам при выполнении самостоятельной работы.

Знание товароведных характеристик товаров однородных групп (групп продовольственных или непродовольственных товаров): классификацию ассортимента, оценку качества;

Экспертная оценка при проведении устного опроса. Экспертное наблюдение и оценка выполнения обучающимися заданий практических занятий «Оценка качества товаров», «Определение градаций качества товаров»; собеседовании по конспектам при выполнении самостоятельной работы.

Знание количественных характеристик товаров

Экспертная оценка при проведении устного опроса. Экспертная оценка самостоятельного решения обучающимися ситуационных задач при изучении правил отбора проб при выборочном контроле качества товарных партий; собеседовании по конспектам при выполнении самостоятельной работы.

Знание факторов, обеспечивающих формирование и сохранение товароведных характеристик

Экспертная оценка при проведении устного опроса. Экспертное наблюдение и оценка выполнения обучающимися заданий практических занятий «Изучение общих требований НД к информации о товарах. Анализ соответствия маркировки товаров требованиям федерального законодательства», «Анализ маркировки товаров, структуры товарной информации и расшифровка информационных знаков», «Виды, структура и назначение штрихового кода. Вычисление штрих - кодов товаров»; собеседование по конспектам при выполнении самостоятельной работы.

Знание видов потерь, причин возникновения, порядка списания

Экспертная оценка при проведении устного опроса. Экспертное наблюдение и оценка выполнения обучающимися заданий практических занятий «Товарные потери: основные понятия, классификация», «Нормативные документы, регламентирующие списание товарных потерь. Порядок списания», «Расчет норм естественной убыли»; собеседовании по конспектам при выполнении самостоятельной работы.



© 2010-2022