- Преподавателю
- Другое
- Адаптированная рабочая программа Предметно-практическая деятельность
Адаптированная рабочая программа Предметно-практическая деятельность
Раздел | Другое |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Скорлотова Ю.Е. |
Дата | 11.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Адаптированная рабочая программа
Предметно-практическая деятельность
8 класс
2015-2016г
Государственное общеобразовательное учреждение
Ярославской области
«Гаврилов-Ямская школа-интернат»
Рассмотрено на заседании Утверждаю
методического совета директор школы Басова Е.И.
протокол №_________
от «__» __________2015г
Адаптированная рабочая программа
Предметно-практическая деятельность
8 класс
Учителя Скорлотовой Ю.Е.
Г.Гаврилов-Ям
2015 - 2016г
Предметно-практическая деятельность
8 класс (68 часов)
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
-
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
-
Федеральный закон «Об образовании» от 29 декабря 2012г № 273-ФЗ.
-
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе.
-
Основные образовательные программы, рекомендованные к использованию Министерством образования и науки Российской Федерации.
-
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов.
-
Постановление от 10 июля 2015г №26 об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
-
Устав Государственного общеобразовательного учреждения Ярославской области «Гаврилов- Ямская школа-интернат».
Программа составлена на основе рекомендаций ведущих тифлопедагогов: Б.К. Тупоногова, Л.И. Солнцевой, Г.В. Никулиной, Л.И. Плаксиной.
Коррекционные групповые занятия проводятся по расписанию продолжительностью 15-25 мин; на каждый класс или класс-комплект учебным планом выделено 2 занятия в неделю.
Основные задачи при обучении слабовидящих детей - это коррекция, компенсация и восстановление нарушенных и недоразвитых функций.
Эти задачи обуславливают необходимость пропедевтической работы и при дополнительном обучении слабовидящих школьников. Пропедевтическая работа осуществляется в видах деятельности, характерных для нормальных детей младшего возраста. Таким видом деятельности является изготовление объёмных наглядных пособий из пластилина для уроков биологии.
Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности, моторики пальцев и кистей рук. Целью занятий по изготовлению моделей из пластилина является формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира. Это даёт им возможность наиболее точно представлять предметы и пространство. Усвоение биологических понятий и представлений происходит на более высоком качественном уровне при органическом соединении практической деятельности слабовидящих школьников с их теоретическим обучением.
У слабовидящих детей страдают процессы познания, ориентировки в пространстве и практической деятельности. Эти отклонения могут быть скорректированы на занятия предметно-практической деятельностью в процессе формирования у учащихся бисенсорного и полисенсорного восприятия, т.е. рационального взаимодействия осязания, имеющегося зрения и других анализаторов.
Навыки бисенсорного и полисенсорного восприятия позволяют учащимся с нарушением зрения эффективнее познавать окружающий мир и изучать материал конкретного учебного предмета.
Осязание становится эффективным средством познания окружающего мира в процессе упражнений рук в разных видах деятельности, благодаря которой вырабатываются тонкие дифференцированные восприятия.
Одновременно с развитием осязания и мелкой моторики рук у слабовидящих школьников при изготовлении моделей из пластилина осуществляется коррекция восприятия цвета и формы составных частей модели, соотнесение их размера, формы и взаимного расположения, развиваются объёмные представления учащихся.
В занятия обязательно включаются упражнения для рук, самомассаж.
Познавательная деятельность протекает в форме практической деятельности с предметами и включает в себя выполнение учащимися целой системы умственных действий:
-
пользование устными и письменными инструкциями;
-
планирование предстоящей работы;
-
производство измерительных операций;
-
контролирование своей работы и работы товарища;
- установление причинно-следственных зависимостей в процессе изготовления изделия;
-
отчёт о выполненной работе или её описание т.д.
Работа над изделием осуществляется по следующим этапам:
-
Знакомство с изделием, которое предстоит выполнить.
-
Составление плана работы над изделием.
-
Изготовление изделия.
-
Отчёт о выполненной работе.
-
Оценка работы.
Организация и оборудование занятий
Для проведения уроков предметно-практической деятельности необходимо подготовить большое количество наглядных пособий и раздаточного материала. Для обеспечения устойчивости дидактического материала на рабочих местах используются столы с горизонтальной поверхностью. К каждому уроку учитель обязательно должен предварительно подготовить весь необходимый материал.
Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, всемерно побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ученика.
Учебную работу на уроках предметно-практической деятельности необходимо строить так, чтобы ранее учебный материал по биологии и природоведению постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.
В 5 классе ученики переходят на предметную систему обучения, и коррекционная работа продолжается с использованием программных сведений изучаемых предметов (в данном случае это - природоведение). Систематические коррекционные занятия позволяют квалифицированно, специфично, в строгой систематической последовательности улучшить состояние зрительных функций и всех свойств восприятия учащихся, Коррекционный курс создаёт базу для развития зрительного восприятия во всём учебно-воспитательном процессе. Задачи развития зрительного восприятия на занятиях предметно-практической деятельностью в 5 классе состоят в следующем:
-
формирование активного зрительного восприятия у слабовидящих за счёт психофизиологической активности зрительной системы, а также в результате формирования мотивации видеть и установок на рациональное использование оставшегося зрения;
-
возможная коррекция элементарных зрительных функций, расширяющая сенсорную основу восприятия;
-
компенсаторное развитие функций зрительного восприятия на основе максимальной мобилизации других психических процессов, компоненты которых входят в его систему (мнемических, мыслительных, семантических), а также в единстве с формированием ряда личностных качеств учащихся.
Основные виды организации учебного процесса:
-урок;
-
частично самостоятельная работа;
-практическая работа на каждом уроке;
-индивидуальная форма работы.
Основные методы организации учебного процесса:
-репродуктивный;
-словесный;
-наглядный;
-объяснительно- иллюстративный;
-продуктивный;
-практический.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
-трудовая деятельность;
-познавательная деятельность;
-практическая деятельность.
При изучении тем курса используются:
-наглядные пособия (схематические рисунки, макеты);
-дидактический материал;
-коррекционные задания и упражнения. При планировании учитываются возрастные особенности детей, психолого-педагогические рекомендации, рекомендации врача- офтальмолога, общий уровень сформированности основных зун у учеников в данном классе.
В 8 классе используется материал программы по биологии раздела Животные. Планируется работа по изготовлению биологических моделей из пластилина соответствующих тем курса:
-
Строение клетки
-
Строение простейших одноклеточных организмов
-
Строение кишечнополостных
-
Стрекательные клетки гидры
Занятия предметно-практической деятельностью помогут слабовидящим школьникам лучше усвоить материал по биологии, т.к. наблюдение объектов, на основе которых изготавливается модель, в природе для слабовидящих чаще всего недоступно.
Основой для работы над биологическими моделями являются иллюстрации учебника для слабовидящих Б.Е.Быховский, Е.В.Козлова. Зоология. Учебник для 6 класса школ слабовидящих. Москва, «Просвещение», 1988, а также Электронное методическое пособие к учебнику Сонин Н.И. Плешаков А.А. Природоведение. 5 класс М., «Дрофа», 2010
8класс (68ч)
№
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
Планируемые результаты
Используемые материалы
знать/понимать
уметь
ОУУН
1 четверть.
16ч
-наблюдение объекта окружающего мира;
-устное описание объекта наблюдения;
-сравнение
отдельных признаков предмета;
-анализ результатов сравнения;
-объединение
предметов по общему признаку;
-умение самостоятельно составлять план действий,
-создавать творческие работы;
-точное следование образцу и простейшим алгоритмам при работе с пластилином, бумагой, картоном, шпоном;
-умение самостоятельно устанавливать последовательность действий при изготовлении модели биологического объекта;
-определять способы контроля и оценки деятельности;
-определять причины возникновения трудностей и пути
их устранения;
-находить ошибки в работе и исправлять их;
-выполнять инструкции.
Изготовление объёмной модели «Строение клетки»
16ч
1
Знакомство с изделием, которое предстоит выполнить
1ч
Понятия: клетка, оболочка, пора, цитоплазма, ядро, ядрышко, лизосома, рибосома, митохондрия
Выделять и называть основные части изделия, соотносить их размер и расположение; определять размеры будущего изделия в целом, определять цвет отдельных частей изделия
Электронное методическое пособие к учебнику Сонин Н.И. Плешаков А.А. Природоведение. 5 класс М., «Дрофа», 2010
Иллюстрация «Строение клетки»
2
Составление плана работы над изделием
1ч
Значение планирования собственной деятельности; учебный предмет, раздел, тема, тема урока изучения будущего объекта
Составлять план работы над изделием на занятиях ппд в течение учебной четверти
Электронное м. п. к учебнику Сонин Н.И. Плешаков А.А. Природоведение. 5 класс М., «Дрофа», 2010
Иллюстрация «Строение клетки»
3
Подбор материалов для изготовления изделия
1ч
Знать свойства материалов, применяемых при изготовлении модели - цвет, пластичность, мягкость (пластилин), размер, цвет, ориентация листа (бумага, картон); острый, широкий, узкий (пластмассовые инструменты для пластилина)
Работать с пластилином, бумагой, картоном, ножницами, простым карандашом (для нанесения контуров будущей модели)
Пластилин, инструменты для работы с пластилином, ножницы, цветная бумага, картон
4-7
Изготовление крупных деталей изделия
4ч
Названия и свойства основных объёмных геометрических и тригонометрических фигур, используемых при изготовлении моделей из пластилина: шар, куб, параллелограмм, круг, прямоугольник, параллелепипед, трапеция, овал, применяемых при изготовлении крупных деталей биологического объекта
Уметь изготавливать объёмные крупные детали биологического объекта на основе восприятия его плоского изображения
Пластилин, инструменты для работы с пластилином, доска для работы
8-12
Изготовление мелких деталей изделия
5ч
Свойства пластилина при изготовлении мелких деталей; понятия - раскатать, выдавить, присоединить, разделить, вытянуть, разгладить, нанести линии, штрихи, точки на деталь.
Работать с пластилином (разминать, отделять, раскатывать, выдавливать, вытягивать и т.д.), соблюдать технику безопасной работы, а также гигиенические нормы и правила при изготовлении деталей
Пластилин, инструменты для работы с пластилином, доска для работы
13
Подготовка фона - подставки
1ч
Свойства материалов, применяемых для изготовления фона (если модель выполнена на плоскости) или подставки (модель объёмная, выполнена в уменьшенном или увеличенном масштабе)
Выбирать цвет, определять размер и ориентацию картона или бархатной бумаги, которая будет выбрана в качестве фона
Цветная бархатная бумага, картон
14-15
Оформление изделия
1ч
Значение правильного оформления изделия, расположения названия, подписи, обозначения составных частей модели для дальнейшего использования в учебном процессе
Уметь правильно располагать модель на подставке, подложке, закреплять её, обозначать её составные части, выполнять рамку, располагать название, обозначения модели и свою подпись
16
Отчёт о выполненной работе
1ч
Значение выполненной работы для развития основных свойств восприятия и мелкой моторики; знать, как будет использоваться изготовленная модель в учебном процессе при изучении соответствующей темы по биологии
Оценивать свою работу и работу своего товарища; находить достоинства и указывать на недостатки в работе
№
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
Планируемые результаты
Используемые материалы
знать/понимать
уметь
ОУУН
II четверть
14ч
-наблюдение объекта окружающего мира;
-устное описание объекта наблюдения;
-сравнение
отдельных признаков предмета;
-анализ результатов сравнения;
-объединение
предметов по общему признаку;
-умение самостоятельно составлять план действий,
-создавать творческие работы;
-точное следование образцу и простейшим алгоритмам при работе с пластилином, бумагой, картоном, шпоном;
-умение самостоятельно устанавливать последовательность действий при изготовлении модели биологического объекта;
-определять способы контроля и оценки деятельности;
-определять причины возникновения трудностей и пути
их устранения;
-находить ошибки в работе и исправлять их;
-выполнять инструкции.
Изготовление объёмной модели «Строение простейших одноклеточных организмов»
14ч
1(17)
Знакомство с изделием, которое предстоит выполнить
1ч
Понятия: амёба, оболочка, ядро, цитоплазма, ложноножки, пищеварительная вакуоль
Выделять и называть основные части изделия, соотносить их размер и расположение; определять размеры будущего изделия в целом, определять цвет отдельных частей изделия
Б.Е.Быховский, Е.В.Козлова. Зоология. Учебник для 6 класса школ слабовидящих. Москва, «Просвещение», 1988
Иллюстрация «Строение амёбы»
2(18)
Составление плана работы над изделием
1ч
Значение планирования собственной деятельности; учебный предмет, раздел, тема, тема урока изучения будущего объекта
Составлять план работы над изделием на занятиях ппд в течение учебной четверти
Б.Е.Быховский, Е.В.Козлова. Зоология. Учебник для 6 класса школ слабовидящих. Москва, «Просвещение», 1988
Иллюстрация «Строение амёбы»
3(19)
Подбор материалов для изготовления изделия
1ч
Знать свойства материалов, применяемых при изготовлении модели - цвет, пластичность, мягкость (пластилин), размер, цвет, ориентация листа (бумага, картон); острый, широкий, узкий (пластмассовые инструменты для пластилина)
Работать с пластилином, бумагой, картоном, ножницами, простым карандашом (для нанесения контуров будущей модели)
Пластилин, инструменты для работы с пластилином, ножницы, цветная бумага, картон
4-7(20-23)
Изготовление крупных деталей изделия
4ч
Названия и свойства основных объёмных геометрических и тригонометрических фигур, используемых при изготовлении моделей из пластилина: шар, куб, параллелограмм, круг, прямоугольник, параллелепипед, трапеция, овал, применяемых при изготовлении крупных деталей биологического объекта
Уметь изготавливать объёмные крупные детали биологического объекта на основе восприятия его плоского изображения
Пластилин, инструменты для работы с пластилином, доска для работы
8-11(24-27)
Изготовление мелких деталей изделия
4ч
Свойства пластилина при изготовлении мелких деталей; понятия - раскатать, выдавить, присоединить, разделить, вытянуть, разгладить, нанести линии, штрихи, точки на деталь.
Работать с пластилином (разминать, отделять, раскатывать, выдавливать, вытягивать и т.д.), соблюдать технику безопасной работы, а также гигиенические нормы и правила при изготовлении деталей
Пластилин, инструменты для работы с пластилином, доска для работы
12 (28)
Подготовка фона - подставки
1ч
Свойства материалов, применяемых для изготовления фона (если модель выполнена на плоскости) или подставки (модель объёмная, выполнена в уменьшенном или увеличенном масштабе)
Выбирать цвет, определять размер и ориентацию картона или бархатной бумаги, которая будет выбрана в качестве фона
Цветная бархатная бумага, картон
13(29)
Оформление изделия
Значение правильного оформления изделия, расположения названия, подписи, обозначения составных частей модели для дальнейшего использования в учебном процессе
Уметь правильно располагать модель на подставке, подложке, закреплять её, обозначать её составные части, выполнять рамку, располагать название, обозначения модели и свою подпись
14(30)
Отчёт о выполненной работе
1ч
Значение выполненной работы для развития основных свойств восприятия и мелкой моторики; знать, как будет использоваться изготовленная модель в учебном процессе при изучении соответствующей темы по биологии
Оценивать свою работу и работу своего товарища; находить достоинства и указывать на недостатки в работе
№
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
Планируемые результаты
Используемые материалы
знать/понимать
уметь
ОУУН
III четверть
22ч
-наблюдение объекта окружающего мира;
-устное описание объекта наблюдения;
-сравнение
отдельных признаков предмета;
-анализ результатов сравнения;
-объединение
предметов по общему признаку;
-умение самостоятельно составлять план действий,
-создавать творческие работы;
-точное следование образцу и простейшим алгоритмам при работе с пластилином, бумагой, картоном, шпоном;
-умение самостоятельно устанавливать последовательность действий при изготовлении модели биологического объекта;
-определять способы контроля и оценки деятельности;
-определять причины возникновения трудностей и пути
их устранения;
-находить ошибки в работе и исправлять их;
-выполнять инструкции.
Изготовление объёмной модели «Строение кишечнополостных»
22ч
1-2(31-32)
Знакомство с изделием, которое предстоит выполнить
2ч
Понятия: кишечнополостные, гидра, кишечная полость, наружный слой клеток, внутренний слой клеток, подошва, ротовое отверстие, щупальца, стрекательные клетки, радиальная симметрия
Выделять и называть основные части изделия, соотносить их размер и расположение; определять размеры будущего изделия в целом, определять цвет отдельных частей изделия
Б.Е.Быховский, Е.В.Козлова. Зоология. Учебник для 6 класса школ слабовидящих. Москва, «Просвещение», 1988
Иллюстрация «Строение гидры»
Микроскоп, микропрепарат «Гидра»
3(33)
Составление плана работы над изделием
1ч
Значение планирования собственной деятельности; учебный предмет, раздел, тема, тема урока изучения будущего объекта
Составлять план работы над изделием на занятиях ппд в течение учебной четверти
Б.Е.Быховский, Е.В.Козлова. Зоология. Учебник для 6 класса школ слабовидящих. Москва, «Просвещение», 1988
Иллюстрация «Строение гидры»
4-5 (34-35)
Подбор материалов для изготовления изделия
2ч
Знать свойства материалов, применяемых при изготовлении модели - цвет, пластичность, мягкость (пластилин), размер, цвет, ориентация листа (бумага, картон); острый, широкий, узкий (пластмассовые инструменты для пластилина)
Работать с пластилином, бумагой, картоном, ножницами, простым карандашом (для нанесения контуров будущей модели)
Пластилин, инструменты для работы с пластилином, ножницы, цветная бумага, картон
6-11(36-41)
Изготовление крупных деталей изделия
6ч
Названия и свойства основных объёмных геометрических и тригонометрических фигур, используемых при изготовлении моделей из пластилина: шар, куб, параллелограмм, круг, прямоугольник, параллелепипед, трапеция, овал, применяемых при изготовлении крупных деталей биологического объекта
Уметь изготавливать объёмные крупные детали биологического объекта на основе восприятия его плоского изображения
Пластилин, инструменты для работы с пластилином, доска для работы
12-18(42-48)
Изготовление мелких деталей изделия
7ч
Свойства пластилина при изготовлении мелких деталей; понятия - раскатать, выдавить, присоединить, разделить, вытянуть, разгладить, нанести линии, штрихи, точки на деталь.
Работать с пластилином (разминать, отделять, раскатывать, выдавливать, вытягивать и т.д.), соблюдать технику безопасной работы, а также гигиенические нормы и правила при изготовлении деталей
Пластилин, инструменты для работы с пластилином, доска для работы
19(49)
Подготовка фона - подставки
1ч
Свойства материалов, применяемых для изготовления фона (если модель выполнена на плоскости) или подставки (модель объёмная, выполнена в уменьшенном или увеличенном масштабе)
Выбирать цвет, определять размер и ориентацию картона или бархатной бумаги, которая будет выбрана в качестве фона
Цветная бархатная бумага, картон
20-21(50-51)
Оформление изделия
2ч
Значение правильного оформления изделия, расположения названия, подписи, обозначения составных частей модели для дальнейшего использования в учебном процессе
Уметь правильно располагать модель на подставке, подложке, закреплять её, обозначать её составные части, выполнять рамку, располагать название, обозначения модели и свою подпись
22(52)
Отчёт о выполненной работе
1ч
Значение выполненной работы для развития основных свойств восприятия и мелкой моторики; знать, как будет использоваться изготовленная модель в учебном процессе при изучении соответствующей темы по биологии
Оценивать свою работу и работу своего товарища; находить достоинства и указывать на недостатки в работе
№
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
Планируемые результаты
Используемые материалы
знать/понимать
уметь
ОУУН
IV четверть
16ч
-наблюдение объекта окружающего мира;
-устное описание объекта наблюдения;
-сравнение
отдельных признаков предмета;
-анализ результатов сравнения;
-объединение
предметов по общему признаку;
-умение самостоятельно составлять план действий,
-создавать творческие работы;
-точное следование образцу и простейшим алгоритмам при работе с пластилином, бумагой, картоном, шпоном;
-умение самостоятельно устанавливать последовательность действий при изготовлении модели биологического объекта;
-определять способы контроля и оценки деятельности;
-определять причины возникновения трудностей и пути
их устранения;
-находить ошибки в работе и исправлять их;
-выполнять инструкции.
Изготовление объёмной модели «Стрекательные клетки гидры»
16ч
1(53)
Знакомство с изделием, которое предстоит выполнить
1ч
Понятия: щупальце, стрекательная капсула, стрекательная нить, чувствительный волосок
Выделять и называть основные части изделия, соотносить их размер и расположение; определять размеры будущего изделия в целом, определять цвет отдельных частей изделия
Б.Е.Быховский, Е.В.Козлова. Зоология. Учебник для 6 класса школ слабовидящих. Москва, «Просвещение», 1988
Иллюстрация «Строение гидры», «Стрекательные клетки гидры»
2(54)
Составление плана работы над изделием
1ч
Значение планирования собственной деятельности; учебный предмет, раздел, тема, тема урока изучения будущего объекта
Составлять план работы над изделием на занятиях ппд в течение учебной четверти
Б.Е.Быховский, Е.В.Козлова. Зоология. Учебник для 6 класса школ слабовидящих. Москва, «Просвещение», 1988
Иллюстрация «Стрекательные клетки гидры»
3(55)
Подбор материалов для изготовления изделия
1ч
Знать свойства материалов, применяемых при изготовлении модели - цвет, пластичность, мягкость (пластилин), размер, цвет, ориентация листа (бумага, картон); острый, широкий, узкий (пластмассовые инструменты для пластилина)
Работать с пластилином, бумагой, картоном, ножницами, простым карандашом (для нанесения контуров будущей модели)
Пластилин, инструменты для работы с пластилином, ножницы, цветная бумага, картон
4-6 (56-58)
Изготовление крупных деталей изделия
3ч
Названия и свойства основных объёмных геометрических и тригонометрических фигур, используемых при изготовлении моделей из пластилина: шар, куб, параллелограмм, круг, прямоугольник, параллелепипед, трапеция, овал, применяемых при изготовлении крупных деталей биологического объекта
Уметь изготавливать объёмные крупные детали биологического объекта на основе восприятия его плоского изображения
Пластилин, инструменты для работы с пластилином, доска для работы
7-10 (59-62)
Изготовление мелких деталей изделия
4ч
Свойства пластилина при изготовлении мелких деталей; понятия - раскатать, выдавить, присоединить, разделить, вытянуть, разгладить, нанести линии, штрихи, точки на деталь.
Работать с пластилином (разминать, отделять, раскатывать, выдавливать, вытягивать и т.д.), соблюдать технику безопасной работы, а также гигиенические нормы и правила при изготовлении деталей
Пластилин, инструменты для работы с пластилином, доска для работы
11-12(63-64)
Подготовка фона - подставки
1ч
Свойства материалов, применяемых для изготовления фона (если модель выполнена на плоскости) или подставки (модель объёмная, выполнена в уменьшенном или увеличенном масштабе)
Выбирать цвет, определять размер и ориентацию картона или бархатной бумаги, которая будет выбрана в качестве фона
Цветная бархатная бумага, картон
13-14(65-66)
Оформление изделия
1ч
Значение правильного оформления изделия, расположения названия, подписи, обозначения составных частей модели для дальнейшего использования в учебном процессе
Уметь правильно располагать модель на подставке, подложке, закреплять её, обозначать её составные части, выполнять рамку, располагать название, обозначения модели и свою подпись
15-16(67-68)
Отчёт о выполненной работе
1ч
Значение выполненной работы для развития основных свойств восприятия и мелкой моторики; знать, как будет использоваться изготовленная модель в учебном процессе при изучении соответствующей темы по биологии
Оценивать свою работу и работу своего товарища; находить достоинства и указывать на недостатки в работе