• Преподавателю
  • Другое
  • Интеграция спортивно-оздоровительного и военно-патриотического воспитания, как фактор обеспечения современного качества образования

Интеграция спортивно-оздоровительного и военно-патриотического воспитания, как фактор обеспечения современного качества образования

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Интеграция спортивно-оздоровительного и военно-патриотического

воспитания, как фактор обеспечения современного

качества образования»


МАУДО «Детский морской центр №9»

Дунаевская Ольга Анатольевна

Педагог дополнительного образования

по танцевальной аэробике



ВВЕДЕНИЕ

Для каждого человека, да и для общества в целом нет большей ценности, чем человеческое здоровье. Здоровье - это состояние не столько отсутствие болезни, сколько возможности организма обеспечить динамическое развитие в жизнедеятельности, при котором происходит устойчивый процесс формирования, сохранения и развитие биологических, физиологических, психических, социальных функций человека, а так же их оптимальное уравновешивание, как между собой, так и с окружающей средой, что обеспечивает максимально активную продолжительность жизни человека.

В укреплении здоровья населения, все больше возрастает значение физической культуры и спорта, внедрение их в повседневную жизнь. Занятия физической культурой и спортом готовят человека к жизни, закаливают тело и укрепляют здоровье, способствуют воспитанию черт личности, необходимых будущим специалистам различного направления, как в трудовой, так и оборонной деятельности на благо своей страны защиты своей Родины. Физическая подготовка так же придает человеку жизнестойкость в экстремальных условиях, а в нашем современном быстро развивающем мире это немаловажно. Россияне заинтересованы в том, чтобы молодые люди росли физически здоровыми, крепкими, жизнерадостными, счастливыми, готовыми к трудовой деятельности на благо своей страны и защиты своей Родины.

Актуальность опыта состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья молодого поколения, воспитания интеллектуального, морально-психологического молодого поколения, быть готовыми к военной службе и защите своего Отечества. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению молодежи через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного дополнительного образования.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, строится на формирование осознанного отношения воспитанников к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизации физкультурно-оздоровительной деятельности современного образования. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.

Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной деятельности:

  • внедрение новых здоровьесберегающих технологий

  • использование валеологических приемов для мотивации к ЗОЖ;

  • использование ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества ЗОЖ.


ТРУДОЁМКОСТЬ ОПЫТА

Основная проблема, которая встала перед коллективом - это слабое физическое развитие детей и подростов, поступивших на обучение в Кадетскую школу. Общая картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.

На совете педагогов было принято решение о необходимости в разработке целостной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми и родителями, на основе современных здоровьесберегающих технологиях и методиках.


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА

Необходимость использования здоровьесберегающих технологий подчёркивают исследования В. В. Колбановой, Л. Г. Татарниковой и В. П. Петленко подтверждающих, что здоровье человека более чем на 60% зависит от его образа жизни. В работах В. Г. Алямовской, М. Л. Лазарева и Г. А. Баранчукова отмечается, что становление валеологической культуры обусловлено, прежде всего, процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого и ребёнка, широким спектром педагогических средств и приёмов.

В МАОУ ДОД «Детский морской центр № 9» успешно используются здоровьесберегающие технологии, целью которых является - обеспечить воспитаннику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Таким образом, внедрение в образовательный процесс новых здоровьесберегающих технологий воспитательной работы помогут молодому поколению заботиться о своем здоровье, быть морально и физически готовым к служению и защите своего Отечества.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Данная проблема определила цели и задачи в работе с детьми по осуществлению физкультурно-оздоровительной деятельности.

Цель: организация физкультурно-оздоровительной и военно-патриотической работы в Центре, таким образом, чтобы она обеспечивала каждому ребенку гармоничное развитие, помогала ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня; приобщение детей к физической культуре и здоровому образу жизни, готовности служения Отчизне в рядах Российской Армии.

Задачи:

  • охрана и укрепление физического здоровья детей;

  • формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;

  • выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.

Материально-техническое обеспечение. Для обеспечения полноценного своевременного развития детей, сохранения и укрепления физического здоровья, физического развития и оздоровления воспитанников и для реализации приоритетного направления в Центре имеется спортивные залы, оснащенные необходимым традиционным и нестандартным оборудованием. На территории Центра оборудованы спортивные и игровые площадки, где дети имеют возможность развития двигательных навыков в любое время года.



ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Как в воспитании патриотизма и нравственности, так и воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Занятия спортом оказывает благотворное влияние на развитие физических сил и умственных способностей детей, умения взаимодействовать с товарищами, проявлять ловкость и быстроту, выносливость и силу, в целом способствуют повышению качества образования.

Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребенка, то они с самого раннего детства формируют у ребенка культуру физических знаний, демонстрируя это на своем собственном примере, либо прибегают к услугам дополнительного образования или спортивных школ. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему так происходит?

Существует ошибочное мнение: что для ребенка главное хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружиться голова, если твой организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом, c трудностями, которые постоянно поджидают его на его жизненном пути. Воспитывая ребенка в семье и школе, мы часто употребляем слово «привычка». К вредным привычкам учащихся мы относим безответственность, отсутствие умения плодотворно трудиться, неорганизованность и многое другое. Но мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе вышеперечисленных проблем лежит отсутствие привычки у ребенка к тому, чтобы быть здоровым психологически (эмоционально-волевая и интеллектуальная сферы личности, доминантность полушария, темперамент), духовно (целевые установки, нравственные ценности, идеалы и т.п) и физически. Сложившая социально - экономическая обстановка в стране изменила в стране отношения к детям со стороны воспитывающих взрослых.

Напряженный ритм жизни требует от современного человека целеустремленности, уверенности в своих силах, упорства, жизнестойкости в экстремальных ситуациях, которые готовит нам жизнь. Поэтому, в современных условиях особенно актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, к здоровому образу жизни, а так же обучения их доступным двигательным умениям. Модернизация образования вызвала ряд серьезных изменений в привычной для нас практике обучения и воспитания учащихся.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» подчеркивается гуманистический характер образовательного процесса, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности и любви к Родине.

Большое значение в обеспечении духовного и физического здоровья подрастающего поколения имеет система дополнительного образования детей. В нашем Центре на занятиях физической культурой и спортом готовят воспитанника к жизни, закаливают тело и укрепляют здоровье, способствуют воспитанию черт личности, необходимых будущим специалистам различного направления, как в трудовой, так и оборонной деятельности на благо своей страны защиты своей Родины., все мероприятия могут сыграть существенную роль в становлении их личности. В системе физкультурно-оздоровительной работы Центра прочное место занимают спортивные праздники, спортивный досуг, дни здоровья. При организации активного отдыха педагоги учитывают климатические условия, особенности сезона и природные факторы. Здесь рождаются новые интересные формы работы: военно-спортивные игры, морское многоборье (соревнования на шлюпка «Ял»), военизированные эстафеты «Рейд по тылам противника», «Лыжный патруль», воспитательные мероприятия (КВН «Здорово жить!», познавательная интерактивная игра «Витаминный бум», «Праздник Нептуна» и др.)

В Центре работают различные объединения по интересам, с учетом возрастных особенностей детей: «фехтование», «тхэквондо», «каратэ-до», «школа выживания», «строевая подготовка», «пулевая стрельба», «дзюдо», «туризм», «морское многоборье», «театральная студия», «изо-деятельности», «аэробика-фитнесс». Наша педагогическая деятельность охватывает все параллели (млад, сред, стар школьный возраст).

Дети с большим желанием учатся искусству фехтования. Это единственный кружок рапиристов в нашем городе. Желающие ребята научиться пулевой стрельбе из малокалиберной винтовки и развить меткость, занимаются в объединении «Пулевая стрельба. На занятиях по пулевой стрельбе используются инновационные технологии: электронный тренажер «Скат», который способствует повышению результативности работы. Воспитанники всегда занимают призовые места в городских, региональных и республиканских соревнованиях. На занятиях дзюдо, каратэ и рукопашного боя подростки могут не только развивать свои физические возможности, но и учатся искусству самозащите и самообороне. Наши педагоги готовят борцов высокой квалификации, которые получают спортивные разряды, на соревнованиях различного уровня становятся кандидатами в мастера или мастерами спорта, чемпионами Республики Татарстан, Российской Федерации и призерами чемпионатов Европы и мира.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как, это период самоутверждения, пробуждает интерес к самовыражению, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Для решения поставленных целей и задач, в Центре создаются все оптимальные условия. Педагоги дополнительного образования, не только проводят систематически учебные занятия в своих объединениях, которые ведутся по составленному расписанию во второй половине дня и также ведут воспитательную работу с детьми. Для укрепления и охраны здоровья своих воспитанников в течение всего учебного года педагоги организовывают, либо принимают активное участие в воспитательных мероприятиях. В таких мероприятиях как, дни здоровья, спортивные соревнования, эстафеты, товарищеские встречи, первенства, подвижные игры на свежем воздухе, военно-спортивные игры, спортивное ориентирование, тактико-полевые выходы, где педагоги отслеживают проверку и закрепление усвоенных знаний на практике.

Такая работа с детьми в дополнительном образовании ценна и тем, что создает условия для эмоционального и психологического благополучия, так как оказывает большое влияние на развитие воспитанников-кадетов в целом. Воспитание характера, нравственности, создает определенный духовный настрой, способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на психику подростков.

Система физкультурной работы включает в себя:

  • организация подвижных игр и физических упражнений на свежем воздухе;

  • пальчиковые игры и упражнения;

  • двигательная деятельность детей;

  • организация спортивных праздников и соревнований;

  • проведение «Дня здоровья»,

  • организация работы с семьёй «Папа, мама, я - спортивная семья».

  • Заключение.

Патриотическое воспитание - сложный долговременный процесс. Он нуждается в стройной системе мероприятий, учитывающих как возрастные особенности и интересы учащихся, так и необходимость более тесного объединения здесь возможностей школы, семьи и общественности. Статистика, исследования, наблюдения, да и просто здравый смысл, свидетельствует о неоценимом положительном влиянии занятий оздоровительной физической культурой на организм человека и, следовательно, на продолжительность человеческой жизни. Ведь от духовного здоровья народа, в том числе и подрастающего поколения, зависит очень многое, как повышение качества образования, так и будущее нашей страны.

И в заключении хочется еще раз подчеркнуть следующее:

  • быть здоровым значит не быть больным,

  • быть здоровым значит быть приспособленным,

  • быть здоровым значит иметь хороший психологический баланс,

  • быть здоровым значит жить интересно, полноценно,

  • быть здоровым значит быть способным решать ежедневные задачи.


© 2010-2022